Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Командировки: нестандартные ситуации (Кравченко С.)

Командировки: нестандартные ситуации (Кравченко С.)

Дата размещения статьи: 03.09.2014

Пожалуй, практически нет таких работников, которые хоть раз в жизни не побывали в командировке. И, наверное, многие согласятся с тем, что командировки не похожи друг на друга как в части организации и проведения, так и в части расчетов по их завершении. Предлагаем на суд читателям подборку нестандартных ситуаций, в которых могут оказаться командированные лица. Ведь разрешать эти ситуации придется бухгалтеру.

Электронные билеты: как не запутаться

Документальное подтверждение расходов, произведенных в командировке, является обязательным. А если приобретается не совсем обычный - электронный - билет, то как подтвердить расходы на его покупку? Для ответа на вопрос нужно разобраться, что представляет из себя такой билет. Есть два вида электронных билетов: для поездки на воздушном и железнодорожном транспорте.
Первый включает в себя полетный, контрольный, агентский купон и маршрут/квитанцию (выписку из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) (см. Приказ Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации"). Важно, что, в отличие от названных купонов, маршрут/квитанция может быть распечатана на бумажном носителе (Письмо Минфина России от 07.06.2013 N 03-03-07/21187). Плюс к этому на руках у пассажира остается еще один бумажный документ - посадочный талон, не являющийся составной частью электронного билета, но предусмотренный Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, утвержденными Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82.
Напомним, командированному лицу нужно подтвердить две операции - приобретение (оплату) билета и получение услуг перевозки. Для этого нужно два документа. Одним из них является маршрут/квитанция, считающаяся документом строгой отчетности. Именно она подтверждает факт оплаты проезда. Вторым обязательным документом является посадочный талон, подтверждающий оказание оплаченной услуги (то есть то, что перелет командированного сотрудника состоялся).
При наличии этих документов дополнительного подтверждения оплаты билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется (Письмо Минфина России от 29.01.2014 N 03-03-07/3271). При отсутствии маршрут/квитанции могут пригодиться документы, подтверждающие оплату электронного билета третьим лицом по поручению и за счет работника (Письмо Минфина России от 26.03.2014 N 02-07-10/13424). При отсутствии посадочного талона в качестве документа, подтверждающего расходы по авиаперелету, подтверждающим документом является справка, выданная авиаперевозчиком (Письмо Минфина России от 07.06.2013 N 03-03-07/21187).
Для поездок на железнодорожном транспорте электронный билет немного иного вида. Он включает в себя электронный проездной документ и контрольный купон (выписку из автоматизированной системы управления перевозками) (см. Приказ Минтранса России от 21.08.2012 N 322 "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте").
Электронный проездной документ используется для удостоверения договора перевозки пассажира в дальнем следовании или пригородном сообщении, в нем информация о железнодорожной перевозке пассажира представлена в электронно-цифровой форме (Письмо Минфина России от 12.04.2013 N 03-03-07/12256). Контрольный же купон оформляется и направляется в обязательном порядке пассажиру в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети. Поэтому он и служит документом, подтверждающим расходы на приобретение железнодорожного билета (Письмо Минфина России от 07.06.2013 N 03-03-07/21187). Приложением к названному электронному документу является посадочный талон. Он содержит необходимую информацию о состоявшейся поездке к месту командирования и обратно (в том числе время отправления, стоимость проезда и другие реквизиты). Поэтому посадочный талон может быть принят в качестве документа-основания для возмещения расходов по проезду, связанных с направлением работника в командировку (Письмо Минфина России от 14.04.2014 N 03-03-07/16777).

Работнику выдан аванс, а командировка откладывается

В таком случае работник может не сдавать деньги, так как они еще пригодятся. А бухгалтеру нужно знать, что до служебной поездки (командировки) работник не получает дохода, а имеет задолженность перед организацией в полной сумме выданных под отчет денежных средств. Факт непредставления работником документов, подтверждающих оплату найма жилого помещения или иные затраты, и, соответственно, факт получения облагаемого дохода работником можно установить только на основании его авансового отчета. Нужно ли опережать события и до даты утверждения отчета удерживать НДФЛ с предполагаемого дохода?
Чиновники предостерегают бухгалтера от спешки, указывая на то, что выданные работнику под отчет деньги при направлении в командировку не могут рассматриваться в качестве экономической выгоды. У сотрудника не возникает дохода до его возвращения из командировки (служебной поездки) и утверждения руководителем организации представленного в установленном порядке авансового отчета исходя из фактического времени нахождения вне места нахождения организации и имеющихся оправдательных документов (Письмо Минфина России от 14.01.2013 N 03-04-06/4-5).

Начало и окончание командировки приходятся на выходные дни

Казалось бы, что тут такого? А дело в том, что изначально в период командировки входят только рабочие дни. И если в период включаются выходные дни, то это может свидетельствовать о том, что работник уехал раньше срока, а приехал позже. Например, если командировочное удостоверение выписано на пять дней (рабочую неделю), а время отъезда и приезда приходится на выходные (субботу или воскресенье). По сути, это недочет кадровой службы, которой следует знать, что время нахождения работника в пути (к месту следования и обратно к месту постоянной работы) включается в период командировки (п. 4 Положения о направлении работников в командировку <1>).
--------------------------------
<1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.

Как бы там ни было, в Письме от 20.06.2014 N 03-03-РЗ/29687 чиновники решили успокоить работников и работодателей, оказавшихся в такой нестандартной ситуации.
При отнесении затрат на оплату проезда работника к месту командировки и обратно к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций, необходимо принимать во внимание, что указанные затраты были бы понесены в любом случае вне зависимости от срока пребывания работника в месте назначения. Проще говоря, расходы по проезду считаются обоснованными и их можно учесть в уменьшение доходов.
При этом чиновники ставят два условия. Первое - дата выбытия из места командировки к месту постоянной работы (дата отправления работника к месту командировки) совпадает с датой, на которую приобретен проездной билет. Второе - если задержка выезда из места командировки (либо более ранний выезд работника к месту назначения) произошла с разрешения руководителя, подтверждающего целесообразность произведенных сотрудником расходов. Если командированный работник самовольно или без объективных причин задержался в командировке, то руководитель может не возместить данные расходы, посчитав их нецелесообразными.
Еще один момент касается работника, который является плательщиком НДФЛ. При оплате работодателем расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в облагаемый доход не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно. Когда работник с разрешения руководителя организации остается в месте командирования, используя выходные дни, либо выезжает к месту командировки в выходные дни, предшествующие дате начала командировки, оплата организацией проезда к месту командировки и обратно не приводит к возникновению у работника экономической выгоды. А значит, за опоздание из командировки не будет доначисляться НДФЛ с сумм расходов, произведенных после ее окончания в силу объективных причин.

Компенсация за выходные дни, проведенные в командировке

За дни отъезда в командировку и дни прибытия из командировки, приходящиеся на выходные дни, работнику полагается компенсация. Согласно п. 5 Положения о направлении работников в командировку оплата труда работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится по ТК РФ. То есть работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. Тогда работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха не оплачивается (ст. 153 ТК РФ).
Если правила внутреннего распорядка, утвержденные руководителем организации, предусматривают режим работы в выходные и праздничные дни, затраты, связанные с выплатой компенсации работникам за дни отъезда в командировку и дни прибытия из командировки, приходящиеся на выходные дни, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда (Письмо Минфина России от 18.04.2014 N 03-03-06/2/17862).

Однодневные командировки

Денежные средства, не связанные с проездом и проживанием, выплачиваемые работнику при направлении в однодневную командировку, чиновники упорно не признают суточными в традиционном понимании (Письма от 26.05.2014 N 03-03-06/1/24916, от 01.08.2013 N 03-03-06/1/30805, от 27.05.2013 N 03-03-06/1/18953). А Минтруд России вообще считает, что выплата суточных при однодневных командировках не может быть установлена локальным нормативным актом организации (Письмо от 28.11.2013 N 14-2-242). Правовая природа суточных заключается в том, что это дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства. При однодневной командировке такое проживание отсутствует. При направлении работников в однодневную командировку, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные не выплачиваются (п. 11 Положения о направлении работников в командировку).
Но несмотря на все это, организации и учреждения все равно выплачивают рассматриваемые суммы. Пускай они не являются суточными исходя из определения, содержащегося в трудовом законодательстве. В то же время согласно ст. 167 ТК РФ работнику возмещаются иные расходы, связанные со служебной командировкой, произведенные с разрешения или ведома работодателя. Именно к таким затратам следует относить не признаваемые чиновниками выплаты за однодневные командировки.
В Письме от 26.05.2014 N 03-03-06/1/24916 не сказано, что их можно учесть при налогообложении прибыли. Это можно сделать лишь в части возмещения затрат, которые должны быть документально подтверждены. Какие документы являются подтверждающими такие выплаты? Командировочные удостоверения и иные внутренние акты? Это организационные, а не подтверждающие документы. Нет ясности и с НДФЛ.
Чиновники указывают на нормирование данных затрат согласно п. 3 ст. 217 НК РФ (700 руб. в сутки на территории РФ и 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке). Почему чиновники решили ориентироваться в этом вопросе на данные положения, не совсем понятно, если в указанной норме говорится именно о суточных, а не о денежных средствах, выплачиваемых работнику взамен суточных. Хотя, если посмотреть с другой стороны, п. 3 ст. 217 НК РФ освобождает без каких-либо ограничений от налогообложения подтвержденные документами расходы, а суточные это или то, что выплачено взамен них, не важно, поэтому и освобождаются от обложения НДФЛ такие расходы в ограниченном "бездокументарном" размере.
Минтруд России призывает включать в расчет страховых взносов выплаты взамен суточных при однодневных командировках (Письмо от 06.11.2013 N 17-4/10/2-6751). Однако в суде страхователь может оспорить формальный подход чиновников. Как указано в Постановлении ФАС ЦО от 03.12.2012 N А54-3541/2012, денежные средства, выплаченные работникам при направлении их в служебные командировки на один день, представляют собой возмещение в установленном размере расходов, связанных с выполнением трудовых функций вне места постоянной работы, поэтому они не облагаются страховыми взносами, уплачиваемыми во внебюджетные фонды.

А если командировка за границу

В таком случае у бухгалтера возникает масса вопросов, один из них связан с тем, что при продолжительной командировке (более полугода) работник может утратить статус налогового резидента РФ. Напомним, ими признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Учет 12-месячного периода нужен для определения ставки налога на доходы физических лиц, удерживаемого налоговым агентом до истечения налогового периода. По итогам календарного года устанавливается налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за данный налоговый период.
Суммы среднего заработка работника, суточные, суммы возмещения командировочных расходов по своей сути являются гарантией и не признаются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами России. Все перечисленное - доходы, полученные от источников, находящихся в РФ. Значит, порядок их налогообложения, а точнее, налоговая ставка определяется статусом командированного лица (резидент или нерезидент). В первом случае средний заработок облагается по обычной ставке 13%, а во втором - по ставке 30% (Письмо ФНС России от 19.03.2014 N ЕД-4-2/4938).
На самом деле в вопросах международного налогообложения не лишним будет обратиться к нормам соглашений между правительствами разных стран по налогам, которые имеют приоритет перед нормами национального налогового законодательства (ст. 7 НК РФ). Именно по такому пути пошли финансисты в Письме от 31.03.2014 N 03-04-06/14253. Применительно к запросу было рассмотрено Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения <2>. В нем предусмотрено, что зарплата сотрудников, полученная из источников, находящихся в РФ, там же и подлежит налогообложению. Иные виды доходов резидента одного государства независимо от того, где они возникают, облагаются налогом только в этом государстве.
--------------------------------
<2> Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 24.04.1995 N 51-ФЗ.

В рассматриваемой в разъяснении ситуации сотрудники организации, оказывающие услуги в Узбекистане, утрачивают статус налоговых резидентов РФ, их доходы, не относящиеся к заработной плате, в частности суммы среднего заработка за время нахождения в командировке, подлежат налогообложению в Республике Узбекистан. Отметим, сказанное не относится к компенсационным выплатам (суточным, возмещению проживания и проезда), хотя автору не известна квалификация этих выплат в Узбекистане.

Доплата командированному лицу до оклада

Бухгалтеры из отдела труда и заработной платы знают, как непросто правильно посчитать средний заработок, сохраняемый за работником в различные периоды его деятельности, в том числе и при нахождении в командировке. Порядок исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом, утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
Между тем существует альтернатива. Положением об оплате труда или иным внутренним локальным документом можно предусмотреть доплату до должностного оклада направленным в командировки работникам. В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, установленные нормами законодательства, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
Если доплаты до оклада сотрудникам, находившимся в командировке производственного характера, предусмотрены в локальном нормативном акте (трудовом и (или) коллективном договоре), то расходы по начислению подобных выплат могут учитываться в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций (Письмо Минфина России от 28.04.2014 N 03-03-06/1/19699). Единственно, чиновники не обращают внимания на то, что средний заработок может быть как меньше оклада, так и больше. В последнем случае выплата оклада ущемляет интересы работника. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством, не подлежат применению. В таких случаях используются базовые правила (ст. 8 ТК РФ). Проще говоря, работник может потребовать, чтобы за период командировки ему выплачивали не должностной оклад (пропорционально дням "на выезде"), а как положено - средний заработок.

Бывает и такое...

Предположим, что сотрудник отправился в командировку на служебном автомобиле. Забот было так много, что по забывчивости или из-за недостатка времени путевой лист не был оформлен. Чем это грозит для сотрудника? Доначислением НДФЛ, по мнению финансистов (Письмо от 11.06.2014 N 03-04-05/28243). Чиновники не без оснований требуют подтверждающих документов о производственном характере расходов. Если сотрудник отправляется в командировку на служебном авто, то ему и без путевых листов будет чем подтвердить то, что он ездил по распоряжению работодателя, а не по собственным делам. В противном случае возникает облагаемый НДФЛ доход - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц по правилам гл. 23 НК РФ. В данном случае доход облагается в порядке, предусмотренном ст. 211 НК РФ, устанавливающей особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме. Но опять же при направлении в командировку на служебном автомобиле у работника будет достаточно документов, подтверждающих производственный характер использования транспортного средства.

* * *

Главный вывод: любая нестандартная ситуация разрешается на основании базовых правил, установленных в Трудовом, Налоговом кодексах и принятых в их исполнение подзаконных актах. Это подтверждают и разъяснения чиновников, которые ничего не выдумывают, а делают выводы, пусть и не всегда в пользу налогоплательщика, на основании нормативных актов. Именно нормативными актами следует руководствоваться налогоплательщику, если он не согласен с позицией чиновников, а в помощь ему будет судебная практика, которую нужно самостоятельно подобрать исходя из той или иной нестандартной ситуации.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


22 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ст. 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.




15 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.




10 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".




3 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1105153-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам. 




30 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 1103069-7 "О внесении изменения в статью 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

Цель законопроекта - внесение в законодательство о банкротстве уточнения, согласно которому в рамках удовлетворения требований кредиторов второй очереди не могут быть взысканы иные платежи, кроме платежей по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.



В центре внимания:


Компетенция нотариусов: некоторые проблемные вопросы (Ярошенко Т.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Нотариальное удостоверение опциона на заключение договора в российском законодательстве (Махиборода М.Н., Шестаков К.Н.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Правовые проблемы оспоримости завещания (Гривков О.Д., Шичанин А.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Правовое обеспечение принципа прозрачности бюджетного процесса современной России: актуальные вопросы интерпретации и реализации (Михайлов Д.Л., Семерина Е.И., Субочев В.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Правовые проблемы организации муниципального аудита в России (Абрамова Н.Е., Лисицин П.Е.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.