Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Знакомимся с предстоящими изменениями Инструкции N 157н (Зернова И.)

Знакомимся с предстоящими изменениями Инструкции N 157н (Зернова И.)

Дата размещения статьи: 03.09.2014

На сайте Минфина размещен проект приказа о внесении изменений в Единый план счетов (Инструкцию N 157н <1>). Данным документом планируется внести поправки в ряд действующих положений по ведению бухгалтерского учета, а также дополнить Единый план счетов новыми счетами. В статье рассмотрим планируемые нововведения.
--------------------------------
<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Изменения Единого плана счетов

В Единый план счетов планируется внести следующие изменения.
В настоящее время Инструкцией N 157н предусмотрено, что на счете 0 209 00 000 отражаются расчеты по ущербу имуществу. Данный счет детализирован соответствующими аналитическими счетами в зависимости от вида имущества, которому причинен ущерб. Согласно проекту этот счет планируется дополнить следующими аналитическими счетами:
- 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат";
- 0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия";
- 0 209 83 000 "Расчеты по иным доходам".
Наименование счета 0 209 80 000 "Расчеты по прочему имуществу" изменится на "Расчеты по иным доходам".
Из Единого плана счетов планируется исключить счет 0 210 01 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам". Вместо него будет введен счет 0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" со следующей детализацией счетов:
- 0 210 11 000 "Расчеты по НДС по авансам полученным";
- 0 210 12 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам".
Для учета резервов предстоящих расходов планируется ввести одноименный счет 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов".
В Единый план счетов по санкционированию расходов также добавятся счета:
- 0 500 90 000 "Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)";
- 0 502 07 000 "Принимаемые денежные обязательства".

Изменения общих положений Инструкции N 157н

Основные изменения планируется внести в следующие пункты общих положений Инструкции N 157н.
В п. 3 предполагается расширить перечень требований, которые необходимо учитывать при ведении бухгалтерского учета. В частности:
- к бухгалтерскому учету нужно принимать первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление;
- данные бухгалтерского учета и составленная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и которые имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год.
Пунктом 9 действующей Инструкции N 157н предусмотрено, что своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Согласно планируемым корректировкам слово "составившие" будет заменено на слова "ответственные за оформление факта хозяйственной жизни". Кроме того, в этот пункт планируется добавить положение о том, что лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Пункт 11 Инструкции N 157н предусматривает, что систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности осуществляются субъектом учета в регистрах бухгалтерского учета, составляемых по формам, установленным органом, осуществляющим согласно законодательству РФ регулирование бухгалтерского учета.
В этот пункт планируется внести дополнение: регистры, формы которых не унифицированы, определяются субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики и должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование регистра;
- наименование субъекта учета, составившего регистр;
- дату начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
- хронологическую и (или) систематическую группировку объектов бухгалтерского учета;
- величину денежного и (или) натурального измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
- подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Из п. 17 Инструкции N 157н следует, что первичные (сводные) учетные документы, регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, могут быть изъяты только уполномоченными согласно законодательству РФ органами на основании их постановлений.
Новая редакция этого пункта предусматривает, что в случае, когда в соответствии с законодательством РФ у учреждения изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, заверенные руководителем субъекта учета либо лицом им уполномоченным на то копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Изменения раздела "Нефинансовые активы"

Оценочная стоимость. Согласно планируемым изменениям понятие "рыночная стоимость" будет заменено понятием "оценочная стоимость".
Под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая могла быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции N 157н с учетом корректировки). В настоящее время такое же определение дается понятию "рыночная стоимость". По сути, оба понятия трактуются одинаково.
Непроизведенные активы. Планируется внесение изменений в определение первоначальной стоимости непроизведенных активов: первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, а также земельных участков, находящихся на праве безвозмездного (бессрочного) пользования у государственных (муниципальных) учреждений, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная (кадастровая) стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 23 Инструкции N 157н).
При этом планируется исключить из п. 333 Инструкции N 157н положение об учете земельных участков на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
Согласно указанным изменениям земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), будут учитываться на соответствующем счете аналитического учета счета 0 103 00 000 "Непроизведенные активы" на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ).
Основные средства. Пункт 27 Инструкции N 157н планируется дополнить абзацем, согласно которому результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое)), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета - инвентарной карточке (ф. 0504031, 0504032) соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без оформления бухгалтерских записей.
Пункт 38 Инструкции N 157н будет дополнен положениями по оформлению и учету объекта основных средств, находящегося на консервации.
Установлено, что консервация объекта основных средств на срок более трех месяцев (расконсервация) оформляется первичным учетным документом - актом о консервации (расконсервации) объектов основных средств, содержащим сведения об объекте учета (наименование, инвентарный номер объекта, его первоначальная (балансовая) стоимость, сумма начисленной амортизации), а также сведения о причинах и сроке консервации.
Объект основных средств, находящийся на консервации, продолжает числиться на соответствующих балансовых счетах Единого плана счетов учреждения в качестве объекта основных средств.
Консервация (расконсервация) объекта основных средств на срок более трех месяцев отражается путем внесения в инвентарную карточку объекта учета записи о консервации (расконсервации) объекта, без оформления бухгалтерских записей по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства".

Изменения раздела "Финансовые активы"

Как было указано выше, согласно планируемым изменениям счет 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам" дополнен новыми аналитическими счетами. В связи с этим определен перечень расчетов, отражаемых на указанных счетах. Так, на счетах расчетов по ущербу и иным доходам учитываются (п. 221 Инструкции N 157н с учетом планируемых дополнений):
- расчеты по суммам задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск;
- расчеты по суммам ущерба в виде произведенных предварительных оплат в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды бюджетного учреждения, иных соглашений, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, ведению претензионной работы;
- расчеты по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
- расчеты по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата судебных издержек);
- расчеты по иным ущербам, а также иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженным на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам".
Группировка расчетов по ущербу и иным доходам осуществляется по аналитическим группам синтетического счета объекта учета. Эти группы планируется расширить следующими кодами:
- 30 "Расчеты по компенсации затрат";
- 40 "Расчеты по суммам принудительного изъятия".
Как было сказано выше, расчеты по НДС теперь должны будут учитываться на счете 0 210 10 000. Новой редакцией п. 224 Инструкции N 157н предусмотрено, что группировка осуществляется в разрезе аналитических групп синтетического счета объекта учета:
- 1 "Расчеты по НДС по авансам полученным";
- 2 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам".
На этих счетах следует учитывать:
- расчеты по суммам НДС, полученным предварительным оплатам в счет предстоящей реализации нефинансовых активов (работ, услуг) в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ;
- расчеты по суммам НДС, предъявленного поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги, начисленного и уплаченного учреждением в качестве налогового агента в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ.
Согласно планируемым изменениям конкретизирован перечень расчетов, отражаемых на счете 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами". На этом счете будут учитываться расчеты с дебиторами по операциям, предоставления обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков, отражения в учете администраторами доходов ожидаемых к поступлению налогов, сборов, иных платежей, обязанность по уплате которых в соответствии с действующим законодательством считается исполненной (согласно представленным декларациям (расчетам, иным документам)), а также по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов (п. 235 Инструкции N 157н с учетом корректировок).

Изменения раздела "Обязательства"

В этот раздел планируется внести следующие изменения: конкретизировать операции, расчеты по которым учитываются на счете 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами". Данный счет будет предназначен для учета расчетов с кредиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов, в том числе по операциям по принятию к учету нефинансовых и финансовых активов, расчетов по обязательствам, финансового результата по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения, а также при изменении типа казенного учреждения на бюджетное или автономное или при изменении типа бюджетного или автономного учреждения на казенное (п. 281 Инструкции N 157н).

Изменения раздела "Финансовый результат"

В проекте приведены положения по применению нового счета - 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов". Этот счет будет предназначен для отражения резервов предстоящих расходов (отложенных обязательств), формируемых:
- для оплаты расходных обязательств, возникающих вследствие принятия других обязательств (например, для оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки, и т.д.);
- для оплаты расходных обязательств, возникших в силу законодательства при принятии решения о реструктуризации деятельности, в том числе при принятии решения о реорганизации учреждений, изменении структуры учреждений (создании или ликвидации филиалов, обособленных структурных подразделений, изменении видов деятельности);
- для оплаты расходных обязательств, оспариваемых в судебном порядке (включая взыскание пеней и штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов), а также судебных расходов (издержек), в том числе в случае, когда главный распорядитель средств бюджета публично-правового образования выступает в суде от имени публично-правового образования в качестве представителя ответчика по искам к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту; предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств);
- по понесенным расходам, по которым своевременно не поступили расчетные документы (коммунальные услуги, услуги связи);
- в иных случаях, предусмотренных при составлении учетной политики учреждения.
Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов по видам создаваемых резервов.
Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.
Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально признан.

Изменения раздела "Санкционирование расходов экономического субъекта"

В этом разделе планируется установить порядок ведения учета принимаемых денежных обязательств на новом счете - 0 502 07 000 "Принимаемые денежные обязательства". Их учет будет осуществляться на основании документов, подтверждающих планирование обязательств учреждения либо планирование изменений ранее принятых обязательств в текущем финансовом году, в очередных финансовых годах, в том числе за пределами планового периода. К принимаемым обязательствам для целей применения Инструкции N 157н относятся обязательства, принятие которых планируется в соответствии с планом-графиком закупок.

Изменения раздела "Ведение учета на забалансовых счетах"

В порядок ведения учета на забалансовых счетах также планируется внести коррективы.
Забалансовый счет 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента признания ее в порядке, установленном законодательством, нереальной к взысканию и списания с балансового учета учреждения для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, определенного законодательством) за возможностью ее взыскания, в случае изменения имущественного положения должников.
Изменения предусматривают порядок списания задолженности с забалансового учета. Так, ее списание осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству (п. 339 Инструкции N 157н с учетом корректировки).
Забалансовый счет 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" предназначен для учета материальных ценностей, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием. Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете (двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т.п.), определяется учетной политикой учреждения.
Проектом предусмотрено, что при выбытии транспортного средства материальные ценности, установленные на нем, списываются с забалансового счета.
Также в проекте представлен порядок открытия забалансовых счетов 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" и 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения":
- забалансовый счет 17 открывается к счету 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения" и предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств (возврата указанных поступлений) на банковские счета учреждения, лицевой счет учреждения, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), а также на лицевые счета автономного учреждения или бюджетного учреждения, получателя государственных (муниципальных) субсидий, открытые ему органом казначейства (финансовым органом), в кассу учреждения (п. 365 Инструкции N 157н);
- забалансовый счет 18 открывается к счету 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения" и предназначен для аналитического учета выплат денежных средств (восстановлений выплат) с банковских счетов учреждения, лицевого счета учреждения, получателя бюджетных средств, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), а также с лицевых счетов автономного учреждения или бюджетного учреждения, получателя государственных (муниципальных) субсидий, открытых ему органом казначейства (финансовым органом), из кассы учреждения (п. 367 Инструкции N 157н).
Новый забалансовый счет 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц" будет предназначен для учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплатах пенсий, пособий через отделения Почты России, платежных агентов).
Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке и (или) карточке учета средств и расчетов в разрезе денежных обязательств по видам выплат средств бюджета или иным видам выплат.

* * *

В заключение отметим, что рассмотреть все планируемые изменения Инструкции N 157н в рамках одной статьи невозможно. Мы привели основные из них. Надеемся, что статья поможет бухгалтерам сориентироваться в грядущих изменениях.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


22 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ст. 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.




15 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.




10 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".




3 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1105153-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам. 




30 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 1103069-7 "О внесении изменения в статью 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

Цель законопроекта - внесение в законодательство о банкротстве уточнения, согласно которому в рамках удовлетворения требований кредиторов второй очереди не могут быть взысканы иные платежи, кроме платежей по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.



В центре внимания:


Компетенция нотариусов: некоторые проблемные вопросы (Ярошенко Т.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Нотариальное удостоверение опциона на заключение договора в российском законодательстве (Махиборода М.Н., Шестаков К.Н.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Правовые проблемы оспоримости завещания (Гривков О.Д., Шичанин А.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Правовое обеспечение принципа прозрачности бюджетного процесса современной России: актуальные вопросы интерпретации и реализации (Михайлов Д.Л., Семерина Е.И., Субочев В.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Правовые проблемы организации муниципального аудита в России (Абрамова Н.Е., Лисицин П.Е.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.