Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Консолидированная финансовая отчетность (Берг О.)

Консолидированная финансовая отчетность (Берг О.)

Дата размещения статьи: 03.09.2014

Реформа национальной системы бухгалтерского учета, инструментом которой, как известно, выступают Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО), близится к своему завершению, так как уже сейчас некоторые российские компании обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность, в основе которой лежат указанные международные стандарты. В ноябре прошлого года на сайте Минфина России появилась Информация N ОП 1-2012 "О применении Международных стандартов финансовой отчетности", в которой чиновники дали некоторые разъяснения в части применения МСФО при составлении консолидированной отчетности за 2012 г.

Отметим, что общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности российскими организациями установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (далее - Закон N 208-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона N 208-ФЗ под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменение финансового положения организации, на отчетную дату группы взаимосвязанных экономически и юридически организаций, определяемой в соответствии с МСФО.
Правда, формировать такую отчетность должны только те компании, на которые распространяется сфера применения Закона N 208-ФЗ. В силу ст. 2 Закона N 208-ФЗ составлять консолидированную финансовую отчетность обязаны:
- кредитные организации;
- страховые организации;
- иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список;
- организации, для которых и составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) предусмотрено другими федеральными законами;
- организации, у которых обязанность по составлению консолидированной финансовой отчетности предусмотрена учредительными документами.
В качестве примера, когда обязанность формирования консолидированной финансовой отчетности установлена иными федеральными законами, можно привести Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (далее - Закон N 325-ФЗ). Пунктом 9 ст. 5 Закона N 325-ФЗ определено, что организатор торгов обязан составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Закона N 208-ФЗ.
Кроме того, консолидированную финансовую отчетность согласно ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) должны составлять организации-эмитенты в случае регистрации проспекта ценных бумаг, допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам. Аналогичные правила распространяются на Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", на что указывает ст. 34 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

Обратите внимание! Если обязанность составления сводной бухгалтерской отчетности, равно как и сводной (консолидированной) отчетности для организации возникает в силу закона, то таковая приравнивается к консолидируемой финансовой отчетности, а значит, при ее составлении организация обязана руководствоваться нормами Закона N 208-ФЗ. В частности, это относится к организациям - эмитентам ценных бумаг, на что указывает ст. 22 Закона N 39-ФЗ.
В том случае, если сводная отчетность составляется на основании п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, при ее составлении применяются Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. N 112 "О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности".

Законом N 208-ФЗ прямо установлено, что консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.
При этом, как сказано в ч. 3 ст. 3 Закона N 208-ФЗ, на территории Российской Федерации применяются МСФО и разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Обратите внимание! Составление консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО не отменяет обязанности организации по составлению обычной бухгалтерской (финансовой) отчетности, на что прямо указывает ч. 2 ст. 3 Закона N 208-ФЗ.

Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства от 25 февраля 2011 г. N 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации" (далее - Положение).
В соответствии с ним Минфином России 25 ноября 2011 г. был принят Приказ N 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" (далее - Приказ Минфина России N 160н). Причем в соответствии с Приказом Минфина России от 22 ноября 2011 г. N 156н "Об определении официального печатного издания для опубликования документов международных стандартов финансовой отчетности" официальным печатным изданием, в котором публикуются стандарты МСФО, применяемые в Российской Федерации, был признан журнал "Бухгалтерский учет".
Так как стандарты МСФО, перечисленные в Приказе Минфина России N 160н, были опубликованы в декабрьском номере журнала "Бухгалтерский учет" за 2011 г., пользоваться ими для составления консолидированной финансовой отчетности указанные компании обязаны уже начиная с составления отчетности за 2012 г.
Вначале статьи мы уже отметили, что в своей Информации N ОП 1-2012 финансисты привели разъяснения о применении МСФО при составлении консолидированной отчетности за 2012 г.
В первую очередь в ней чиновники дали разъяснения о периоде, за который представляется сравнительная информация в консолидированной финансовой отчетности за 2012 г.
В соответствии с п. 38 МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" по всем суммам, отраженным в финансовой отчетности, должна раскрываться сравнительная информация за предыдущий период, за исключением случаев, когда МСФО допускает или требует иное.
В соответствии с п. 21 МСФО (IFRS) 1 "Первое применение международных стандартов финансовой отчетности" финансовая отчетность организации, впервые подготовленная по МСФО (IFRS), должна включать по крайней мере три отчета о финансовом положении, два отчета о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата, два отчета о прибылях и убытках (если таковые представляются отдельно), два отчета о денежных потоках, два отчета об изменениях в собственном капитале и соответствующие примечания, включая сравнительную информацию для всех представленных отчетов.
Согласно п. 6 МСФО (IFRS) 1 организация должна подготовить и представить начальный отчет о финансовом положении по МСФО на начало самого раннего периода, для которого организация представляет полную сравнительную информацию согласно МСФО в своей первой финансовой отчетности по МСФО.
Таким образом, при составлении консолидированной финансовой отчетности за 2012 г. организация, в том числе впервые подготавливающая консолидированную финансовую отчетность по МСФО, должна представить сравнительную информацию как минимум за один предшествующий период, то есть за 2011 г. и составить вступительный баланс на 1 января 2011 г. (31 декабря 2010 г.).
При составлении указанного вступительного баланса организация может (а в ряде случаев - должна) применить исключения из ретроспективного применения, предусмотренные МСФО (IFRS) 1, если она составляет отчетность по МСФО впервые. Условия, при выполнении которых организация считается составляющей финансовую отчетность по МСФО впервые, установлены МСФО (IFRS) 1.
Далее финансисты разъяснили, как в консолидированной финансовой отчетности и в аудиторском заключении по ней нужно сделать указания о том, по каким стандартам составлена такая отчетность. В соответствии с п. 16 МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" организация, финансовая отчетность которой соответствует МСФО, должна сделать четкое и безоговорочное заявление о таком соответствии в примечаниях к финансовой отчетности. Не допускается описание финансовой отчетности как соответствующей МСФО, если она не соответствует требованиям указанных стандартов.
Согласно пп. "b" п. 4 МСФО (IFRS) 1 "Первое применение международных стандартов финансовой отчетности" отчетность, составленная по национальным требованиям, в отношении которой сделано четкое и безоговорочное заявление о соответствии ее МСФО, рассматривается как составленная по МСФО. То есть организация может сделать четкое и безоговорочное заявление о соответствии ее консолидированной финансовой отчетности МСФО, даже если эта отчетность составлена по иным стандартам, но при этом соответствует всем требованиям МСФО.
В связи с этим при соответствии консолидированной финансовой отчетности организации всем требованиям МСФО заявление организации о таком соответствии должно содержать указание непосредственно на МСФО. В случае если консолидированная финансовая отчетность организации не соответствует каким-либо требованиям МСФО, то организация не может сделать заявление о соответствии ее консолидированной финансовой отчетности МСФО.
В случае если консолидированная финансовая отчетность организации не соответствует каким-либо требованиям МСФО в силу того, что документы МСФО, признанные для применения на территории Российской Федерации, отличаются от МСФО, принятых Фондом МСФО, заявление о соответствии этой отчетности МСФО должно содержать указание на МСФО, признанные для применения на территории Российской Федерации.
Аналогичные указания следует применять и при составлении аудиторского заключения по консолидированной финансовой отчетности.
Так как Закон N 208-ФЗ не содержит требования к определению отчетного периода для составления консолидированной финансовой отчетности, а МСФО устанавливает лишь его продолжительность (1 год), чиновники дали разъяснения по поводу отчетного периода, за который составляется консолидированная финансовая отчетность.
В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с Законом N 402-ФЗ, если иное не установлено иными федеральными законами. Согласно Закону N 402-ФЗ отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
Таким образом, для организаций, составляющих консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Законом N 208-ФЗ, отчетным годом является календарный год.
При этом чиновники отметили, что Закон N 208-ФЗ не содержит каких-либо ограничений на составление консолидированной финансовой отчетности за период, отличный от календарного года, наряду с консолидированной финансовой отчетностью за календарный год.
Аналогичные разъяснения приведены и в отношении валюты представления консолидированной финансовой отчетности, так как ни Закон N 208-ФЗ, ни МСФО не содержат требований к ней.
На основании п. 12 ст. 13 Закона N 402-ФЗ валютой представления консолидированной финансовой отчетности, составляемой в соответствии с Законом N 208-ФЗ, является валюта Российской Федерации.
Вместе с тем Закон N 208-ФЗ не содержит каких-либо ограничений на составление консолидированной финансовой отчетности в иностранной валюте наряду с консолидированной финансовой отчетностью в валюте Российской Федерации.
Не забыли специалисты Минфина России и о порядке составления консолидированной финансовой отчетности организациями, ценные бумаги которых не обращаются на организованных торгах, в случаях, предусмотренных Законом N 39-ФЗ, указав на то, что в силу ч. 2 ст. 2 Закона N 208-ФЗ такие организации-эмитенты составляют консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО.
Часть Информации N ОП 1-2012 посвящена вопросам действия п. 10 МСФО (IAS) 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность", согласно которому при соблюдении ряда условий организации освобождаются от составления консолидированной отчетности и составляют вместо нее отдельную отчетность. Этим условиям при определенных обстоятельствах могут соответствовать организации, упомянутые в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 2 Закона N 208-ФЗ.
Чиновники отметили, что данное положение МСФО (IAS) 27, по существу, не устанавливает какие-либо требования к отчетности организации. Оно лишь определяет круг субъектов, составляющих консолидированную финансовую отчетность. Вместе с тем круг субъектов, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность, установлен Законом N 208-ФЗ и не может изменяться положениями МСФО.
Упомянули чиновники и вопросы, касающиеся аудита консолидированной финансовой отчетности, отметив, что Законы N N 208-ФЗ и 402-ФЗ, а также Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" не содержат каких-либо специальных требований к проведению аудита консолидированной финансовой отчетности, а также к аудиторским организациям, проводящим такой аудит, и к аудиторам, участвующим в нем. В связи с этим аудит консолидированной финансовой отчетности должен проводиться в общем порядке с соблюдением тех же стандартов, правил, процедур и требований, что и аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в соответствии с Законом N 402-ФЗ.
При этом аудит консолидированной финансовой отчетности организации, впервые применившей МСФО, проводится в отношении всей указанной отчетности в целом, включая сравнительную информацию (в том числе вступительный баланс).
Также в Информации N ОП 1-2012 разъяснено, что следует понимать под иными международно признанными правилами подготовки отчетности, отличными от МСФО.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 208-ФЗ организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 г.
В соответствии с Законом N 402-ФЗ международный стандарт бухгалтерского учета - стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта.
В настоящее время обычаем в международном деловом обороте является применение, помимо МСФО, национальных стандартов бухгалтерского учета США (US GAAP).
Таким образом, в целях ст. 8 Закона N 208-ФЗ под иными, отличными от МСФО, международно признанными правилами следует понимать национальные стандарты бухгалтерского учета США (US GAAP). Иначе говоря, те, кто сегодня формирует свою консолидированную финансовую отчетность в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета США (US GAAP), обязаны с 2015 г. перейти на формирование такой отчетности по МСФО.
Несколько слов в Информации N ОП 1-2012 посвящено порядку подписания консолидированной финансовой отчетности.
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона N 208-ФЗ консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации.
При этом исходя из Закона N 402-ФЗ под руководителем организации понимается руководитель той организации, которая составляет консолидированную финансовую отчетность.
Вместе с тем Закон N 402-ФЗ не ограничивает возможности подписания консолидированной финансовой отчетности другими уполномоченными лицами наряду с руководителем организации.
В заключении Информации N ОП 1-2012 финансисты обращают внимание на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона N 208-ФЗ годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам.
Вместе с тем законодательство Российской Федерации не содержит требования об утверждении консолидированной финансовой отчетности собранием акционеров или аналогичным органом в организациях других организационно-правовых форм. А раз так, то утверждения консолидируемой финансовой отчетности не требуется!

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.