Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Комментарий к Рекомендациям Федеральной Службы по труду и занятости по вопросам соблюдения норм трудового законодательства, регулирующих порядок предоставления работникам нерабочих праздничных дней (Протокол Роструда от 02.06.2014 N 1) (Тимонина И.И.)

Комментарий к Рекомендациям Федеральной Службы по труду и занятости по вопросам соблюдения норм трудового законодательства, регулирующих порядок предоставления работникам нерабочих праздничных дней (Протокол Роструда от 02.06.2014 N 1) (Тимонина И.И.)

Дата размещения статьи: 04.09.2014

Комментируемый документ содержит важные для работодателей разъяснения по вопросам применения норм ТК РФ, регулирующих порядок предоставления работникам нерабочих праздничных дней. Поэтому текст Рекомендаций, конечно, следует прочитать полностью. Мы перечислим наиболее важные из выводов Роструда.
Нерабочими праздничными днями признаются не только общероссийские праздники, перечисленные в ст. 112 ТК РФ, но и праздники религиозной направленности, введенные в субъектах РФ, например Ураза-байрам и Курбан-байрам, отмечаемые в Республике Башкортостан, Чеченской Республике и т.д. На такие региональные праздники в полной мере распространяются все положения ТК РФ о нерабочих праздничных днях, например, они не учитываются в целях предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (ч. 1 ст. 120 ТК РФ).
В случае совпадения выходного и праздничного дней переносится именно выходной день. Причем указанный перенос возможен только при принятии соответствующего федерального закона или по решению Правительства РФ. Работодатели не вправе самостоятельно осуществлять перенос выходных дней при их совпадении с праздничными. Это правило распространяется и на региональные праздники.
Оплата нерабочих праздничных дней гарантируется законом и зависит от действующей у работодателя системы оплаты труда. В отношении окладников ч. 4 ст. 112 ТК РФ установлено, что наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения им заработной платы. Остальным работникам за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение в размере и порядке, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, трудовым договором. Суммы такого дополнительного вознаграждения относятся к расходам на оплату труда (ч. 3 названной статьи).
Привлечение к работе в нерабочие праздничные дни регламентировано ст. 113 ТК РФ, в которой упоминается об обязанности работодателя учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации. Роструд разъяснил: если профсоюз в организации отсутствует, достаточно получить письменное согласие работника. Таким образом, требования ТК РФ будут соблюдены, если при наличии законного основания для привлечения к работе в нерабочий праздничный день работодатель издаст письменное распоряжение и получит письменное согласие работника (за исключением случаев, когда оно не требуется).
Компенсации за работу в праздничный день установлены ст. 153 ТК РФ. Однако это лишь минимальные гарантии по оплате труда в нерабочие праздничные дни, которые могут быть повышены работодателем и закреплены в договорах (коллективном, трудовых) или локальных актах (положении об оплате труда). Затраты на выплату таких повышенных компенсаций учитываются в целях налогообложения в составе расходов на оплату труда.
Предоставление за отработанный праздничный день другого дня отдыха возможно по желанию работника <1>. При отсутствии согласия работника работодатель не вправе предоставить ему день отдыха вместо повышенной оплаты.
--------------------------------
<1> Право на получение дополнительного дня отдыха взамен повышенной оплаты не предоставлено работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев. Для них предусмотрен только один вид компенсации - оплата не менее чем в двойном размере (ст. 290 ТК РФ).

Если работник изъявил желание получить день отдыха, тогда работа в праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (ч. 3 ст. 153 ТК РФ). При этом оплата выходного дня в одинарном размере означает, что работнику, получающему оклад, сверх оклада выплачивается одинарная дневная ставка. Заработная плата (оклад) в том месяце, когда используется день отдыха, не уменьшается независимо от того, когда работник берет день отдыха (в текущем месяце или в последующие).
При суммированном учете рабочего времени действуют особые правила предоставления гарантий. Они установлены Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 N 465/П-21 "Об утверждении разъяснения N 13/П-21 "О компенсации за работу в праздничные дни" (далее - Разъяснение), которое применяется в части, не противоречащей ТК РФ. В непрерывно действующих предприятиях (цехах, участках, агрегатах), а также при суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени (п. 1 Разъяснения). Согласно п. 2 этого документа оплата в двойном размере производится всем работникам за часы, фактически проработанные в праздничный день. Когда на праздничный день приходится часть рабочей смены, то в двойном размере оплачиваются часы, фактически проработанные в праздничный день (от 0 часов до 24 часов). Таким образом, даже если работник трудился в нерабочий праздничный день в соответствии со своим графиком, то ему полагается повышенная оплата. Права на предоставление другого дня отдыха в данном случае он не имеет, поскольку работа осуществлялась в пределах месячной нормы рабочего времени.
Если же работа в праздничный день не включалась в норму рабочего времени, то с согласия работника денежная компенсация может быть заменена предоставлением ему другого дня отдыха. В этом случае оплата работы в праздничный день производится в одинарном размере (п. 3 Разъяснения). Тут уместно напомнить о более ранних разъяснениях Роструда: о том, что речь идет именно о дне отдыха, а не о пропорциональном предоставлении времени отдыха за работу в выходной день. Поэтому вне зависимости от количества отработанных в выходной день часов работнику должен предоставляться полный день отдыха, заставить его выйти на работу в такой день (на несколько часов) работодатель не вправе (Письма от 03.07.2009 N 1936-6-1 и от 17.03.2010 N 731-6-1).
В заключение отметим, что при подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере (п. 4 Разъяснения, Решение ВС РФ от 30.11.2005 N ГКПИ05-1341).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее - управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта