Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Роструд разъяснил вопросы, связанные с предоставлением работникам нерабочих праздничных дней (Соловьева А.А.)

Роструд разъяснил вопросы, связанные с предоставлением работникам нерабочих праздничных дней (Соловьева А.А.)

Дата размещения статьи: 04.09.2014

Роструд выпустил Рекомендации по вопросам соблюдения норм трудового законодательства, регулирующих порядок предоставления работникам нерабочих праздничных дней <1> (далее - Рекомендации). В этом документе содержатся официальные комментарии к отдельным положениям Трудового кодекса. Есть смысл ознакомиться с текстом Рекомендаций, чтобы исключить вероятность нарушений и привлечения работодателя к административной ответственности.
--------------------------------
<1> Утверждены на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, Протокол N 1 от 02.06.2014.

Перечень нерабочих праздничных дней

Такой перечень установлен ч. 1 ст. 112 ТК РФ. Сейчас в него входят:
- 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;
- 7 января - Рождество Христово;
- 23 февраля - День защитника Отечества;
- 8 марта - Международный женский день;
- 1 мая - Праздник Весны и Труда;
- 9 мая - День Победы;
- 12 июня - День России;
- 4 ноября - День народного единства.
Указанные нерабочие праздничные дни действуют на всей территории РФ. Данный перечень является закрытым. Вместе с тем на отдельных территориях России (в частности, в субъектах РФ) по просьбам религиозных организаций могут вводиться собственные нерабочие праздничные дни (религиозной направленности).
По мнению автора, самый распространенный пример - предусмотренные соответствующими документами праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам, которые отмечаются, в частности, в Республике Башкортостан, Чеченской Республике и т.д. На них в полной мере распространяются все положения ТК РФ о нерабочих праздничных днях, например они не учитываются в целях предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (об этом ниже).

Перенос нерабочих праздничных дней

По общему правилу при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Исключение составляют выходные дни, совпадающие с Новогодними каникулами и Рождеством Христовым. Два выходных дня из числа вышеуказанных переносятся Правительством РФ на другие дни в очередном календарном году (ч. 2 ст. 112 ТК РФ). Кроме того, переносы могут производиться в соответствии с федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства РФ.

Обратите внимание! Работодатели не вправе самостоятельно переносить выходные дни при их совпадении с праздничными.

В соответствии с ч. 1 ст. 120 ТК РФ нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются. Выходные дни в продолжительность отпуска включаются, поскольку он исчисляется не в рабочих, а в календарных днях (ст. 115 ТК РФ).
Например, Постановлением Правительства РФ от 28.05.2013 N 444 "О переносе выходных дней в 2014 году" выходной день был перенесен с воскресенья 5 января 2014 г. на пятницу 13 июня. Таким образом, если часть отпуска работника выпадала на 12 и 13 июня 2014 г., то 12 июня как праздничный день из его продолжительности исключалось, а 13 июня учитывалось как обычный выходной день и включалось в продолжительность отпуска.

Оплата праздничных дней

Отдых в праздничные дни не влечет уменьшение заработной платы. Оплата таких дней различается в зависимости от действующей у работодателя системы оплаты труда.
Так, ст. 112 ТК РФ установлено, что наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад. Остальным работникам за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер и порядок выплаты которого определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. (Суммы дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере.)
В отношении "окладников" добавим следующее. Компенсации в связи с увольнением по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности работников организации) необходимо исчислять путем умножения среднего дневного заработка работника на количество рабочих и нерабочих праздничных дней в периоде, подлежащем оплате, так как нерабочие праздничные дни подлежат оплате как рабочие (Определение Верховного Суда Республики Коми от 05.07.2012 по делу N 33-2456АП/2012г.). А вот при оплате времени вынужденного прогула (если работник восстановлен на прежнем месте по решению суда) нерабочие праздничные дни в число рабочих дней не включаются, поскольку положение ст. 112 ТК РФ касается оплаты труда работающих граждан и не регулирует отношения, связанные с оплатой времени вынужденного прогула (Апелляционное определение Московского городского суда от 30.09.2013 по делу N 11-31553/13).

Привлечение к работе в нерабочие праздничные дни

По общему правилу (ч. 1 ст. 113 ТК РФ) работа в нерабочие праздничные дни запрещается. В то же время Трудовым кодексом установлен ряд исключений из данного правила. В частности, допускается привлечение к работе в нерабочие праздничные дни:
- с письменного согласия работника - в случае необходимости выполнения непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя (ч. 2 названной статьи);
- без согласия работника - в чрезвычайных ситуациях либо при угрозе их возникновения (например, для предотвращения производственной аварии либо устранения ее последствий).
В силу ч. 5 ст. 113 ТК РФ привлечение к работе в нерабочие праздничные дни и в других случаях допускается при наличии письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Если профсоюз в организации отсутствует, то достаточно получить письменное согласие работника.

Примечание. Во всех случаях работники привлекаются к работе в нерабочие праздничные дни по письменному распоряжению работодателя (ч. 8 ст. 113 ТК РФ).

Особого внимания заслуживает ч. 6 ст. 113 ТК РФ, согласно которой работодателю не требуется получать согласие профсоюза и сотрудника, привлекаемого к работе в нерабочие праздничные дни, в следующих случаях:
- если организация является непрерывно действующей (когда приостановка работ невозможна по производственно-техническим условиям);
- работа связана с необходимостью обслуживания населения (аптеки подпадают под данное положение);
- требуется выполнить неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.
Подведем итог. Для привлечения работников к работе в нерабочий праздничный день необходимо соблюдение следующих условий:
- имеется законное основание для привлечения к работе в нерабочий праздничный день;
- имеется письменное согласие работника (за исключением случаев, когда оно не требуется);
- учтено мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (в установленном ТК РФ случае и при наличии профсоюза);
- имеется письменное распоряжение работодателя.

Ограничения по работе в праздничные дни

ТК РФ запрещает привлекать к работе в нерабочие праздничные дни беременных женщин и несовершеннолетних. Кроме того, установлен перечень отдельных категорий работников, которые могут привлекаться к работе в праздничные дни только при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ч. 7 ст. 113, ч. 2 и 3 ст. 259 ТК РФ):
- инвалиды;
- женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
- матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет;
- работники, имеющие детей-инвалидов;
- работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением.
Указанные лица должны быть под подпись ознакомлены работодателем со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день.

Компенсации за работу в нерабочий праздничный день

Правила оплаты труда в нерабочие праздничные дни установлены ст. 153 ТК РФ, ч. 1 которой предусмотрено, что работа в нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
1) сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
2) работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
3) работникам на окладе:
- в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени;
- в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты могут устанавливаться коллективным или трудовым договором, локальным нормативным актом. Причем ТК РФ определяет минимальные гарантии по оплате труда в нерабочие праздничные дни, которые могут быть повышены работодателем посредством договорного или локального регулирования.

Примечание. Выплаты, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже размеров, указанных в ТК РФ.

Помимо повышенной оплаты работа в нерабочий праздничный день может быть компенсирована предоставлением другого дня отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (ч. 3 ст. 153 ТК РФ). Такое возможно исключительно по желанию работника. При отсутствии согласия работника работодатель не вправе предоставить ему день отдыха вместо повышенной оплаты.

Обратите внимание! Оплата выходного дня в одинарном размере означает, что работнику, получающему оклад, сверх оклада выплачивается одинарная дневная ставка. Заработная плата (оклад) в том месяце, когда используется день отдыха, не уменьшается. При этом не имеет значения, берет работник день отдыха в текущем месяце или в последующих.

Работники, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев, также могут быть привлечены к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Однако для них предусмотрен только один вид компенсации - оплата труда не менее чем в двойном размере. Права на получение дополнительного дня отдыха взамен повышенной оплаты у них нет (ст. 290 ТК РФ).
Нужно иметь в виду, что установленные ст. 153 ТК РФ гарантии распространяются на всех работников независимо от режима рабочего времени (пятидневная рабочая неделя, сменная работа и т.д.). Однако при суммированном учете рабочего времени действуют особые правила, установленные Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 N 465/П-21 "Об утверждении разъяснения N 13/п-21 "О компенсации за работу в праздничные дни" (далее - Разъяснение). Этот документ действует в настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ.
Согласно п. 1 Разъяснения при суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени. В соответствии с п. 2 Разъяснения оплата труда в двойном размере производится всем работникам за часы, фактически проработанные в праздничный день. Когда на праздничный день приходится часть рабочей смены, в двойном размере оплачиваются часы, фактически проработанные в праздничный день (от 0 до 24 часов). Таким образом, даже если работник трудился в нерабочий праздничный день в соответствии со своим графиком, ему полагается повышенная оплата. Права на предоставление другого дня отдыха в данном случае он не имеет, поскольку работа выполнялась в пределах месячной нормы рабочего времени.
Если же работа в праздничный день не включалась в норму рабочего времени, то с согласия работника денежная компенсация может быть заменена предоставлением ему другого дня отдыха. В этом случае оплата работы в праздничный день производится в одинарном размере (п. 3 Разъяснения).
Рассмотрим два нюанса, с которыми обычно сталкивается работодатель и которые могут вызывать затруднения. Первый связан с предоставлением работнику дополнительного дня отдыха. Роструд неоднократно указывал, что формулировку ч. 3 ст. 153 ТК РФ необходимо трактовать исходя из буквального прочтения. В указанной статье речь идет именно о дне отдыха, а не о пропорциональном предоставлении времени отдыха за работу в выходной день. Действующее законодательство не предусматривает зависимости продолжительности отдыха от продолжительности работы в выходной или нерабочий праздничный день. Таким образом, вне зависимости от количества отработанных в выходной день часов работнику предоставляется полный день отдыха (Письмо от 03.07.2009 N 1936-6-1). Содержание понятия "день отдыха" не предполагает работы в этот день (Письмо от 17.03.2010 N 731-6-1). Добавим, что в первом из упомянутых Писем Роструд отвечал на вопрос, какой продолжительности должен быть предоставлен отгул сотруднику, который был привлечен к работе в выходной день, но отработал не полный рабочий день, а всего два часа. Таким образом, если сотрудница была привлечена к работе в праздничный день, например в связи с необходимостью проведения инвентаризации, и время ее работы в этот день меньше обычного (предположим, четыре часа), это не повод предоставить ей не целый день отдыха взамен праздничного, а только четыре часа, обязав выйти на работу на оставшееся время смены.
Второй нюанс связан с определением продолжительности рабочего времени за учетный период. Если в аптеке им является месяц, трудностей с повышенной оплатой отработанного праздничного дня не возникнет. Чтобы определить, включена работа в праздничный день в норму рабочего времени или нет (то есть выбрать, каким пунктом Разъяснения руководствоваться: п. 2 или п. 3), нужно сравнить фактически отработанное время с нормой рабочего времени по производственному календарю за соответствующий месяц.
Однако в силу ст. 104 ТК РФ учетным периодом может быть не только месяц, но и квартал и даже год. Как в подобном случае определить месячную норму рабочего времени? Возможны два варианта:
- разделить годовую норму рабочего времени на 12;
- исходить из количества часов, которое приходится на данный месяц при нормальной продолжительности рабочей недели (40, 36 или 24).
Один из этих вариантов целесообразно закрепить в коллективном договоре, чтобы избежать споров с работниками и контролерами.

Обратите внимание! Часы, отработанные в праздничные дни сверх нормы рабочего времени, не учитываются при подсчете сверхурочных часов, поскольку работа в праздник уже оплачена в двойном размере (п. 4 Разъяснения). Поскольку правовая природа сверхурочной работы и работы в выходные и нерабочие праздничные дни едина, оплата в повышенном размере одновременно на основании как ст. 152 ТК РФ, так и ст. 153 ТК РФ будет являться необоснованной и чрезмерной (Решение ВС РФ от 30.11.2005 N ГКПИ05-1341).

В случае сдачи крови и ее компонентов в нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. При этом работодатель сохраняет за работником его средний заработок как за день сдачи крови, так и за предоставленные в связи с этим дни отдыха (ст. 186 ТК РФ).
Напомним, при подсчете нормы рабочих часов, которые необходимо отработать в учетном периоде, из этого периода исключается время, в течение которого работник освобождался от исполнения трудовых обязанностей с сохранением места работы (ежегодный отпуск, временная нетрудоспособность и др.). Норма рабочего времени в таких случаях должна уменьшаться на количество часов отсутствия, приходящихся на рабочее время (Письмо Роструда от 18.05.2011 N 1353-6-1).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона №287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.



В центре внимания:


Контрактная система в сфере закупок: особенности обеспечения исполнения обязательств в виде банковской гарантии (Катвицкая М.Ю.)

Дата размещения статьи: 18.10.2017

подробнее>>

Проценты по кредитам включаются в стоимость инвестиционных активов (Ермошина Е.Л.)

Дата размещения статьи: 18.10.2017

подробнее>>

Налоговые санкции: оценочные обязательства и расходы (Неверова В.И.)

Дата размещения статьи: 18.10.2017

подробнее>>

Налоговый кодекс дополнен новой статьей 54.1 (Гусаров Д.Ю.)

Дата размещения статьи: 18.10.2017

подробнее>>

Срок размещения на сайте ФНС информации о налогоплательщиках отложен (Еременко Н.Н.)

Дата размещения статьи: 18.10.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта