Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Стандартный вычет по НДФЛ за "бездоходные" месяцы (Трусова И.)

Стандартный вычет по НДФЛ за "бездоходные" месяцы (Трусова И.)

Дата размещения статьи: 06.09.2014

Порядок предоставления стандартных вычетов по НДФЛ предполагает уменьшение на сумму вычета доходов физлица при расчете налоговой базы. При этом вычеты полагаются налогоплательщикам за каждый месяц налогового периода. Проблема заключается в том, что доходы у физлица в принципе могут быть далеко не в каждом месяце года. И, судя по всему, представители Минфина пересмотрели свой взгляд на порядок действий налогового агента в подобной ситуации.

При определении базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК). Рассчитывается налоговая база отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (п. 2 ст. 210 НК). При этом для доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенное на сумму налоговых вычетов, которые предусмотрены ст. ст. 218 - 221 Налогового кодекса.
Среди прочего ст. 218 Кодекса установлено три вида стандартных налоговых вычетов по НДФЛ:
- в размере 3000 руб. - для лиц, участвовавших в ликвидации различных ядерных катастроф, при испытаниях ядерного оружия, инвалидов Великой Отечественной войны, а также военнослужащих, ставших инвалидами при защите СССР или РФ, и пр. (пп. 1 п. 1 ст. 218 НК);
- в размере 500 руб. - для Героев Советского Союза и Героев России, участников Великой Отечественной войны, блокадников, узников концлагерей, инвалидов с детства, инвалидов I и II групп, родителей и супругов военнослужащих, погибших при защите СССР и РФ, и пр. (пп. 2 п. 1 ст. 218 НК);
- в размере 1400 руб. - на первого и второго ребенка и 3000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка, а также на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо инвалида I или II группы, являющегося учащимся очной формы обучения, аспирантом, ординатором, интерном, студентом в возрасте до 24 лет, для физических лиц, на обеспечении которых находятся дети (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК).
При этом предполагается, что все стандартные вычеты по НДФЛ предоставляются за каждый месяц налогового периода.

Порядок предоставления

Согласно п. 3 ст. 218 Налогового кодекса стандартные налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика. И только в случае, когда в течение налогового периода вычеты физлицу не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено, с учетом недостающих вычетов перерасчет налоговой базы может быть произведен налоговым органом - по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на вычеты (п. 4 ст. 218 НК).
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса российские организации и индивидуальные предприниматели признаются налоговыми агентами по НДФЛ в отношении всех доходов налогоплательщиков-физлиц, источником которых они являются. Исключением являются лишь доходы физлиц, налог с которых рассчитывается и уплачивается по отдельным правилам, установленным ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 Кодекса.
Обязанности налогового агента по НДФЛ подразумевают, что он должен исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджет (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК). Соответственно, с доходов физлица, облагаемых по ставке 13 процентов, налоговый агент должен рассчитывать и удерживать налог с учетом в том числе стандартных вычетов, на которые имеет право налогоплательщик (Письмо Минфина России от 23 июля 2012 г. N 03-04-06/8-207).
В силу п. 3 ст. 226 Налогового кодекса исчисление сумм НДФЛ по доходам, облагаемым по ставке 13 процентов, производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода, которым признается год, по итогам каждого месяца с зачетом суммы налога, удержанной в предыдущие месяцы года. Исходя из этого представители Минфина всегда указывали, что предоставлять стандартные вычеты по НДФЛ налоговому агенту следует путем уменьшения в каждом из таких месяцев налоговой базы на соответствующую сумму (Письма Минфина России от 11 июня 2014 г. N 03-04-05/28141, от 3 февраля 2012 г. N 03-04-06/8-20, от 21 июля 2011 г. N 03-04-06/8-175).

Пример 1. Работник компании имеет право на стандартный вычет по НДФЛ в размере 500 руб. Его ежемесячная заработная плата составляет 20 000 руб.
База по НДФЛ по доходам данного сотрудника составит:
- в январе 2014 г. - 19 500 руб. (20 000 руб. - 500 руб.);
- в феврале 2013 г. - 39 000 руб. (20 000 руб. x 2 мес. - 500 руб. x 2 мес.);
- в марте 2013 г. - 58 500 руб. (20 000 руб. x 3 мес. - 500 руб. x 3 мес.).
- в апреле - 78 000 руб. (20 000 руб. x 4 мес. - 500 руб. x 4 мес.);
- в мае - 97 500 руб. (20 000 руб. x 5 мес. - 500 руб. x 5 мес.);
- в июне - 117 000 руб. (20 000 руб. x 6 мес. - 500 руб. x 6 мес.);
- в июле - 136 500 руб. (20 000 руб. x 7 мес. - 500 руб. x 7 мес.).
Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет, будет равна:
- в январе - 2535 руб. (19 500 руб. x 13%);
- в феврале - 2535 руб. (39 000 руб. x 13% - 2535 руб.);
- в марте - 2535 руб. (58 500 руб. x 13% - 2535 руб. - 2535 руб.);
- в апреле - 2535 руб. (78 000 руб. x 13% - 2535 руб. - 2535 руб. - 2535 руб.);
- в мае - 2535 руб. (97 500 руб. x 13% - 2535 руб. - 2535 руб. - 2535 руб. - 2535 руб.);
- в июне - 2535 руб. (117 000 руб. x 13% - 2535 руб. - 2535 руб. - 2535 руб. - 2535 руб. - 2535 руб.);
- в июле - 2535 руб. (136 500 руб. x 13% - 2535 руб. - 2535 руб. - 2535 руб. - 2535 руб. - 2535 руб. - 2535 руб.).

"Бездоходные" периоды: вычет не предоставляется

На практике возможна ситуация, когда у работника в течение определенного периода, например отпуска за свой счет или по уходу за ребенком, нет доходов, облагаемых по ставке 13 процентов. В этом случае закономерно возникает вопрос о порядке предоставления стандартных налоговых вычетов по НДФЛ за "бездоходные" месяцы.
В Письме от 11 июня 2014 г. N 03-04-05/28141 представители Минфина России на этот счет указали, что, в частности, стандартные вычеты по НДФЛ на детей за месяцы налогового периода, в которых работница находилась в отпуске по уходу за ребенком, после ее выхода на работу налоговым агентом не предоставляются. Как пояснили финансисты, когда выплата дохода налогоплательщику, например, полностью прекращена, налоговая база не определяется. По этой причине и налоговым органом перерасчет базы по НДФЛ в порядке п. 4 ст. 218 Кодекса за соответствующий налоговый период с учетом вычетов за "бездоходные" месяцы налогоплательщику произведен не будет.
Однако необходимо отметить, что ранее чиновники на сей счет придерживались иной позиции.

"Бездоходные" периоды: накапливаем и суммируем

До сих пор эксперты Минфина указывали, что стандартные вычеты по НДФЛ не предоставляются в связи с тем, что не определяется налоговая база, только в одном случае - если в течение года налогоплательщик в принципе не получал доходов, облагаемых по ставке 13 процентов (Письмо Минфина России от 13 января 2012 г. N 03-04-05/8-10).
В остальном чиновники разъясняли, что, поскольку стандартные вычеты по НДФЛ подлежат предоставлению за каждый месяц налогового периода, отсутствие дохода в отдельных из них не лишает налогоплательщика права на вычет за этот месяц (Письма Минфина России от 6 мая 2013 г. N 03-04-06/15669, от 6 февраля 2013 г. N 03-04-06/8-36, от 21 июля 2011 г. N 03-04-06/8-175). В связи с этим финансисты указывали, что стандартные вычеты за "бездоходные" месяцы налоговым агентом должны накапливаться, суммироваться и предоставляться в том месяце, в котором у работника появится доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13 процентов. Исключением являются лишь случаи, когда до окончания налогового периода выплата дохода физлицу так и не возобновляется. В таких обстоятельствах у налогового агента просто нет возможности предоставить налогоплательщику вычеты за "бездоходные" месяцы (Письмо Минфина России от 6 мая 2013 г. N 03-04-06/15669).
Кроме того, указывали эксперты Минфина, если по окончании года сумма накопленных вычетов окажется больше суммы полученного дохода, то база по НДФЛ за этот налоговый период признается равной нулю, а сумма "неиспользованных" вычетов "сгорает" (п. 3 ст. 210 НК, Письмо Минфина России от 22 октября 2009 г. N 03-04-06-01/269).

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1, но предположим, что с 5 мая по 30 июня включительно работник находился в отпуске за свой счет.
База по НДФЛ по доходам данного сотрудника составит:
- в январе 2014 г. - 19 500 руб. (20 000 руб. - 500 руб.);
- в феврале 2013 г. - 39 000 руб. (20 000 руб. x 2 мес. - 500 руб. x 2 мес.);
- в марте 2013 г. - 58 500 руб. (20 000 руб. x 3 мес. - 500 руб. x 3 мес.);
- в апреле - 78 000 руб. (20 000 руб. x 4 мес. - 500 руб. x 4 мес.);
- в мае - 78 000 руб. (20 000 руб. x 4 мес. - 500 руб. x 4 мес.);
- в июне - 78 000 руб. (20 000 руб. x 4 мес. - 500 руб. x 4 мес.);
- в июле - 96 500 руб. (20 000 руб. x 5 мес. - 500 руб. x 7 мес.).
Сумма НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, будет равна:
- в январе - 2535 руб. (19 500 руб. x 13%);
- в феврале - 2535 руб. (39 000 руб. x 13% - 2535 руб.);
- в марте - 2535 руб. (58 500 руб. x 13% - 2535 руб. - 2535 руб.);
- в апреле - 2535 руб. (78 000 руб. x 13% - 2535 руб. - 2535 руб. - 2535 руб.);
- в мае - 0 руб. (78 000 руб. x 13% - 2535 руб. - 2535 руб. - 2535 руб.);
- в июне - 0 руб. (78 000 руб. x 13% - 2535 руб. - 2535 руб. - 2535 руб.);
- в июле - 2405 руб. (96 500 руб. x 13% - 2535 руб. - 2535 руб. - 2535 руб. - 2535 руб.).

Аналогичные разъяснения в отношении стандартных налоговых вычетов по НДФЛ давала и Федеральная налоговая служба в Письме от 6 августа 2009 г. N 3-5-03/1193@. Но что более важно, такая же позиция высказана и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14 июля 2009 г. N 4431/09. Как указали судьи, поскольку НДФЛ начисляется нарастающим итогом с начала года, то и вычеты должны предоставляться в том же порядке. Никаких ограничений относительно предоставления вычетов в те месяцы, в которых отсутствуют доходы, Налоговый кодекс не содержит. При этом Президиум ВАС пока своей точки зрения не менял.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Использование информационно-телекоммуникационных сетей при совершении вымогательства (Овсюков Д.А.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Онлайн-митинг как способ реализации политических прав человека (Максимов А.А.

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Субъекты цифровых правоотношений: тенденции права и бизнеса (Подузова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

В поисках доктрины эквивалентов в российском праве (Семенюта Б.Е.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Правовая природа договора об оказании услуг платежного клиринга (Федоровская В.В.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.