Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Обжалование отказа в госрегистрации: новые вводные (Ковалев Д.)

Обжалование отказа в госрегистрации: новые вводные (Ковалев Д.)

Дата размещения статьи: 06.09.2014

На сегодняшний день отказы в госрегистрации юрлиц или ИП происходят по большей части из-за ошибок и невнимательности самих заявителей. Однако на практике и для заявителей могут быть "сюрпризы". Например, окажется, что нотариус, заверивший подпись на заявлении... не числится в федеральной базе нотариусов. "Всплыть" могут и иные моменты, которые по тем или иным причинам не понравятся инспекторам. Причем они вполне могут быть просто надуманными. Закон от 21 июля 2014 г. N 241-ФЗ с 21 августа текущего года вводит обязательный порядок досудебного обжалования подобных отказов. Разберемся, во вред или на пользу хозяйствующим субъектам пойдет это нововведение.

Статьей 23 Закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. При этом за необоснованный отказ в госрегистрации должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством РФ (п. 1 ст. 24 Закона N 129-ФЗ).
До сих пор Закон N 129-ФЗ не регулировал порядок, сроки и процедуру рассмотрения жалоб заинтересованных лиц на решения о государственной регистрации и решения об отказе в таковой. В п. 5 ст. 23 Закона N 129-ФЗ лишь говорилось о том, что решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Однако нельзя сказать, что у заявителей не было альтернативы судебному разбирательству. Просто соответствующие жалобы вышестоящие органы рассматривали в порядке и в сроки, предусмотренные Законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Также необходимо отметить, что обжалование, в том числе решений об отказе в государственной регистрации, осуществляется согласно положениям гл. V Регламента оказания услуг по государственной регистрации юрлиц и ИП (утв. Приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. N 87н). Данным Регламентом установлено, что заявитель может обратиться с жалобой по основаниям и в порядке, установленных ст. ст. 11.1 и 11.2 Закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в том числе в случаях:
- нарушения срока регистрации представленных в инспекцию документов;
- нарушения срока предоставления государственной услуги;
- требования у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ для предоставления госуслуги;
- отказа в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ для предоставления госуслуги, у заявителя;
- отказа в предоставлении госуслуги, если основания для отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- затребования с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- отказа инспекции, предоставляющей государственную услугу, ее должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушения установленного срока таких исправлений.
Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) чиновников утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2012 г. N 840.
Как бы там ни было, до сих пор обжаловать решение об отказе в госрегистрации во внесудебном порядке можно было только на добровольных началах. И в большинстве своем заявители с ним не связывались, поскольку это хлопотно и неоправданно долго. Действующий порядок не учитывал особенности правоотношений, возникающих при госрегистрации юрлиц и ИП, в том числе последствия выносимых регистрирующим органом ненормативных актов, а также последствия их отмены.

Обязательное досудебное обжалование

Исправить сложившуюся ситуацию призван Закон от 21 июля 2014 г. N 241-ФЗ, который вступает в силу 21 августа 2014 г. Он вводит в Закон N 129-ФЗ новую гл. VIII.1, положениями которой устанавливается порядок обжалования решений о госрегистрации или об отказе в таковой.
Необходимо отметить, что данным Законом устанавливается обязательная досудебная процедура рассмотрения жалобы об отказе в госрегистрации. То есть обратиться в суд можно только после того, как она будет рассмотрена вышестоящим регистрирующим органом.
Итак, согласно новому порядку первоначально жалобу следует подать в вышестоящий регистрирующий орган или в федеральный орган через регистрирующий орган, решение которого обжалуется. Подать ее можно в течение трех (!) месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, то есть с момента получения решения об отказе в госрегистрации.

Форма и содержание жалобы

Жалоба подается в письменной форме. Она может быть представлена лично, направлена по почте или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. Жалоба должна быть подписана заявителем или его представителем.
В жалобе указываются:
- фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства физлица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юрлица, подающего жалобу;
- сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
- наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
- требования лица, подающего жалобу.
В жалобе также рекомендуется указать контактные телефоны, e-mail и т.п. Плюс ко всему к ней хорошо бы приложить документы, которые подтверждают неправомерность вынесенного решения регистрирующим органом (их, кстати говоря, можно донести и попозже). Ну и, наконец, если жалобу подает представитель, то потребуются также документы, подтверждающие его полномочия.
Обратите внимание! Жалобу можно и отозвать. Однако нужно учитывать, что повторно ее подать уже не получится - она будет оставлена без рассмотрения.

"Срочный" вопрос

Решение по жалобе принимается в течение 15 (!) рабочих дней со дня ее получения. При этом указанный срок может быть продлен еще до 10 (!) рабочих дней, если для рассмотрения жалобы потребуется получение информации от нижестоящего регистрирующего органа или заявитель донесет дополнительные документы.
По результатам рассмотрения жалобы должно быть принято одно из следующих решений:
- об отмене решения регистрирующего органа;
- об оставлении жалобы без удовлетворения.
Буквально на следующий день с момента вынесения одного из названных решений оно должно быть вручено заявителю, а также в регистрирующий орган. И если она будет удовлетворена, то регистрирующий орган обязан вынести решение по документам, представленным для госрегистрации, в срок не более чем 5 (!) рабочих дней со дня получения соответствующего решения вышестоящего над ним органа.

Плюсы и минусы

Итак, Закон N 241-ФЗ ввел обязательный досудебный порядок обжалования решений об отказе в госрегистрации. Его авторы рассчитывают на то, что обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров будет стимулировать заинтересованных лиц к разрешению внутри системы регистрирующих органов возникших конфликтов в сфере госрегистрации юрлиц и ИП. Безусловно, это должно привести и к снижению нагрузки на судей. Для "жалобщиков" новый порядок также имеет определенные достоинства. В частности, тем самым можно сэкономить на судебных расходах, затратах на представителя и т.п.

Это важно! В случае неблагоприятного для заявителя исхода рассмотрения его жалобы за ним сохраняется право обратиться в суд. При этом срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим регистрирующим органом или федеральным органом решении по жалобе или со дня истечения срока для принятия такого решения.

Вместе с тем очевидно, что одновременно увеличится та же самая нагрузка на налоговые органы. Плюс ко всему представляется не слишком обоснованным ограничение прав заявителей в выборе средств защиты. Ну и, наконец, что, пожалуй, самое важное, сроки рассмотрения жалоб довольно велики. Поэтому данный способ защиты своих прав категорически не подходит тем заявителям, которые хотят быстро решить проблему. В таких ситуациях им проще повторно подать документы на госрегистрацию, одновременно "сняв" все имеющиеся к ним претензии со стороны регистрирующего органа. В этом случае придется "потерять" госпошлину, но зато и проблему удастся решить всего лишь за 5 рабочих дней.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: переход на электронный документооборот (Данченко С.П.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

подробнее>>

Спорные вопросы, возникающие при государственной регистрации (Рябинин В.В.)

Дата размещения статьи: 14.05.2016

подробнее>>

Порядок государственной регистрации юридического лица (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 24.03.2016

подробнее>>

Где эта улица, где этот дом... (Афаунова Ф.)

Дата размещения статьи: 21.03.2016

подробнее>>

Госрегистрация юрлиц и ИП: что нового (знакомимся с изменениями в Закон о госрегистрации, УК РФ и КоАП РФ. Комментарий к Закону от 30.03.2015 N 67-ФЗ) (Мошкович М.Г.)

Дата размещения статьи: 10.06.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта