Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Новшества обязательного социального страхования (Петрова Н.А.)

Новшества обязательного социального страхования (Петрова Н.А.)

Дата размещения статьи: 06.09.2014

Принят Закон, который вносит изменения в порядок исчисления и уплаты страховых взносов, а также в процедуру их администрирования. О том, какие новшества внесены в законодательство об обязательном социальном страховании и когда они вступают в силу, читайте в предложенном материале.

Общие положения

Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 188-ФЗ) формально был принят очень быстро. Распоряжением Правительства РФ от 18.03.2014 N 383-р было установлено внесение в Государственную Думу соответствующего законопроекта, а спустя три месяца Закон уже был принят ею.
Федеральный закон N 188-ФЗ вносит изменения:
- в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ);
- в Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ);
- в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ);
- в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ);
- в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).

Обратите внимание! Новшества, внесенные Федеральным законом N 188-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2015 г.

По заявлению разработчиков Федерального закона N 188-ФЗ, предлагаемые изменения направлены на совершенствование правового регулирования исчисления и уплаты страховых взносов и процедуры их администрирования.

Отчетность в электронном виде

Снижено минимальное количество работников, при котором плательщики страховых взносов обязаны представлять отчетность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды в форме электронных документов, с 50 до 25 человек.
С 2015 г. плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, будут представлять расчеты в орган контроля за уплатой страховых взносов по форматам и в установленном порядке в форме электронных документов, порядок оформления которых предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов".
Также в электронной форме надо будет представлять индивидуальные (персонифицированные) сведения, если число застрахованных лиц - 25 и более.
Соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 8 Федерального закона N 27-ФЗ и ч. 10 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ.
Как сказано в пояснительной записке к проекту федерального закона N 188-ФЗ, данные изменения обусловлены тем, что в настоящее время количество плательщиков страховых взносов со среднесписочной численностью работников от 25 до 50 человек, представивших расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, составляет 90,9% от числа плательщиков с вышеуказанной численностью работников. Снижение нормы минимальной численности работников организации, при которой у плательщика возникает обязанность представлять отчетность в органы контроля за уплатой страховых взносов в электронной форме, соответствует реальным возможностям указанных плательщиков и не вызовет у них дополнительной финансовой нагрузки.
Организациям и индивидуальным предпринимателям, которые попадают в данный промежуток (25 - 50 человек) и ранее сдавали отчетность без использования информационно-телекоммуникационных сетей, можно только порекомендовать не затягивать с решением данного вопроса и подготовиться к сдаче отчетности в электронном виде.
Кроме того, теперь электронные документы должны будут подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью.

Кто будет устанавливать формы документов?

Сегодня форма-4 ФСС и формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, то есть Минтрудом. Теперь это право будет передано страховщику, то есть ФСС, который будет утверждать формы расчетов по согласованию с Минтрудом.
Соответствующие изменения внесены в Федеральные законы N N 125-ФЗ, 255-ФЗ и 212-ФЗ.
ФСС будет устанавливать также порядок ведения учета и формы:
- расчетов сумм начисленных и уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов;
- расчетов сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения;
- расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом страховщика по месту регистрации страхователя;
- отчетов (расчетов), представляемых в ФСС;
- отчетов (расчетов), представляемых лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
После вступления в силу указанных новшеств восторжествует равноправие органов контроля за уплатой страховых взносов: ФСС будет также утверждать формы отчетности и порядок их заполнения, как и ПФР сегодня. ПФР обладает данным правом уже с 2014 г., теперь оно дано и ФСС. Таким образом, органы контроля за уплатой страховых взносов (ФСС и ПФР) будут наделены полномочиями по утверждению расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, которые используются органами контроля за уплатой страховых взносов при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах, аналогично действующему порядку по утверждению форм налоговой отчетности.
Кроме приведенных форм документов, органы контроля за уплатой страховых взносов будут утверждать еще ряд документов, необходимых для администрирования страховых взносов, по согласованию с Минтрудом.

Уточнен перечень выплат, не подлежащих обложению обязательными страховыми взносами

Согласно изменениям, внесенным в ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ), связанных с увольнением работников, за исключением:
- компенсации за неиспользованный отпуск;
- сумм выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- компенсаций руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.
Аналогичные изменения внесены в пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Таким образом, если компенсации за неиспользованный отпуск и ранее облагались страховыми взносами, то теперь к ним добавили еще два вида выплат при увольнении, которые также облагаются обязательными страховыми взносами.
В новой редакции представлена норма об освобождении от обложения страховыми взносами стоимости проезда и провоза багажа гражданам, работающим в районах Крайнего Севера. Не подлежат обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, оплачиваемые страхователем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми и (или) коллективными договорами. В случае проведения указанными работниками отпуска за пределами территории РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе до международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ.
Соответствующие изменения внесены в пп. 8 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ и п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Данные поправки конкретизируют следующие нормы освобождения от обложения страховыми взносами:
- не облагается стоимость провоза багажа весом до 30 кг;
- пунктом пропуска через границу РФ является в том числе международный аэропорт, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ.
Указанные новшества направлены на устранение споров по поводу того, что считать пунктом пропуска через границу РФ в различных случаях ее пересечения (Постановление ФАС ВВО от 25.09.2013 по делу N А29-7049/2012).

Самозанятые граждане

Согласно ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
- лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;
- индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
С 2015 г. к категории застрахованных самозанятых лиц будут добавлены арбитражные управляющие и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ). Также установлен порядок их регистрации в территориальных органах страховщика (ст. 11 Федерального закона N 167-ФЗ):
- регистрация является обязательной;
- регистрация арбитражных управляющих осуществляется по месту их жительства в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации в качестве страхователя, регистрация иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, - по месту их жительства в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации в качестве страхователя;
- снятие с регистрационного учета арбитражных управляющих и иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня подачи страхователем заявления о снятии с регистрационного учета в качестве страхователя.

Иностранцы

В целях устранения неоднозначного толкования норм Федерального закона N 167-ФЗ о признании застрахованными лицами иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, в случае, когда они заключили срочный трудовой договор продолжительностью шесть месяцев и более, из п. 1 ст. 7 данного Закона исключены слова "заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года". Таким образом, с 2015 г. застрахованными лицами будут граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории РФ.
Соответствующие изменения внесены и в ст. 22.1 Федерального закона N 167-ФЗ, в которой установлены тарифы страховых взносов для иностранцев.

Страховые взносы при занятии фармацевтической деятельностью

С 2015 г. в новой редакции будут изложены пп. 10 п. 4 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ и п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Пониженные тарифы страховых взносов применяются для страхователей, уплачивающих ЕНВД, - аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на ведение фармацевтической деятельности, - в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению.
Данные поправки поставят точку в споре между органами контроля за уплатой страховых взносов и плательщиками страховых взносов по вопросу правомерности применения аптеками, находящимися на спецрежиме в виде ЕНВД, пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат всем сотрудникам, включая тех, кто не имеет права заниматься фармацевтической деятельностью.
По мнению ПФР и ФСС, действующей сегодня нормой не предусмотрено применение пониженных тарифов при осуществлении выплат в пользу работников, не имеющих высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, применение пониженных тарифов страховых взносов возможно лишь в отношении физических лиц, занимающихся фармацевтической деятельностью в установленном законом порядке.
Однако сегодня суды выносят по данному спору решения в пользу плательщиков страховых взносов: применение пониженного тарифа устанавливается в отношении общества, а не отдельных работников (Определения ВАС РФ от 20.02.2014 N ВАС-1329/14 по делу N А72-3600/2013, от 06.03.2014 N ВАС-1968/14 по делу N А04-6815/2013).
Таким образом, с нового года аптечные организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД, смогут применять пониженные тарифы страховых взносов только в отношении работников, имеющих соответствующее фармацевтическое образование и сертификаты.

Патентная система налогообложения

Сегодня пониженные тарифы страховых взносов установлены для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в пп. 19, 45 - 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ (пп. 14 п. 4 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ, п. 14 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ).
Внесенными поправками уточнено, что пониженные тарифы применяются в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте. Таким образом, устранено двоякое прочтение рассматриваемой нормы.

Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов в фиксированных размерах

Внесены уточнения в ч. 7 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ. Речь идет о случаях, когда индивидуальные предприниматели в расчетном периоде имели право на освобождение от уплаты страховых взносов. Данные периоды указаны в пп. 1, 3, 6 - 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации":
- период прохождения военной службы;
- период ухода, осуществляемого одним из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет;
- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
- период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.
Установлено, что в случае, если в течение расчетного периода плательщиками страховых взносов, имеющими право на освобождение от уплаты страховых взносов, осуществлялась соответствующая деятельность, такие плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых они занимались соответствующей деятельностью. С 2015 г. данная норма будет дополнена: за неполный месяц соответствующей деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Сумма страховых взносов - в рублях и копейках

Согласно действующей норме ч. 7 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля.
С 2015 г. сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, будет определяться в рублях и копейках.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, это сделано с целью установления единого подхода к определению сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в государственные внебюджетные фонды, а также к их отражению в отчетности плательщиков страховых взносов аналогично отражению сумм расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Комментировать это новшество достаточно сложно. Действующие сегодня формы РСВ-1 ПФР и 4 ФСС заполняются в рублях и копейках. Логично было бы уплачивать страховые взносы тоже в рублях и копейках, что и предлагается ввести.
С другой стороны, копейки крайне редко используются даже в наличном денежном обороте в силу их обесценения.
Отметим, что в соответствии с п. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а сумма налога 50 коп. и более округляется до полного рубля. НДФЛ всегда исчислялся и перечислялся в рублях.
Вероятно, при исчислении и уплате страховых взносов действует принцип "копейка рубль бережет", и для страховых взносов каждая копейка должна быть учтена.

Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.
Федеральный закон N 212-ФЗ действует с 1 января 2010 г., то есть уже более четырех лет. Но до настоящего момента ни Федеральный закон N 212-ФЗ, ни иные федеральные законы не содержали норм, предусматривающих указанный механизм, и у ПФР и ФСС отсутствовали основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам. Это означает, что воспользоваться отсрочкой по уплате страховых взносов на практике не представлялось возможным: ПФР отказывал плательщикам страховых взносов в предоставлении отсрочки в связи с отсутствием нормативно-правовой базы.
Правовая позиция по рассматриваемой проблеме сформирована в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N 16929/12 по делу N А74-1369/2012. По мнению судей, ни органы исполнительной власти, ни ПФР не вправе определять порядок и основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам, а действующими законами они тоже не урегулированы. При таких обстоятельствах отсутствует факт бездействия ПФР, а значит, нет и основания для признания его бездействия незаконным.
Сложившаяся ситуация и послужила основанием для внесения в Федеральный закон N 212-ФЗ изменений, которые детально прописывают порядок предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов.

Новые обязанности банков

Обязанности банков, установленные ст. 24 Федерального закона N 212-ФЗ, расширены. С 2015 г. банки обязаны будут выдавать органам контроля за уплатой страховых взносов справки о наличии счетов в банках и (или) остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса органа контроля за уплатой страховых взносов.
Справки о наличии счетов в банках и остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках могут быть запрошены органами контроля за уплатой страховых взносов в следующих случаях:
- при проведении выездных или камеральных проверок плательщиков страховых взносов;
- при вынесении решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках.
Форма и порядок направления органом контроля за уплатой страховых взносов запроса в банк будут установлены органом контроля по согласованию с Минтрудом. Форма и порядок представления банками информации по запросам органов контроля за уплатой страховых взносов устанавливаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с Минтрудом и Банком России. Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам органов контроля за уплатой страховых взносов устанавливаются Банком России по согласованию с органами контроля за уплатой страховых взносов.
Одновременно в Федеральный закон N 212-ФЗ вводится новая ст. 49.1 "Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в орган контроля за уплатой страховых взносов". Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в орган контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с п. 6.1 ст. 24 Федерального закона N 212-ФЗ, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб.
Указанные сведения необходимы органу контроля за уплатой страховых взносов для повышения эффективности проведения в отношении плательщиков страховых взносов контрольных мероприятий (камеральных и выездных проверок), а также для взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в бесспорном порядке за счет денежных средств плательщиков страховых взносов в банках.

Электронный документ

Если сегодня в Федеральном законе N 212-ФЗ фигурирует такое понятие, как, например, заявление, поданное в письменном виде, то с 2015 г. это же заявление можно будет представить и в форме электронного документа. В форме электронного документа можно будет подать заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов. Указанные документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных уполномоченными на подписание таких документов лицами усиленной квалифицированной электронной подписью, и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Уточнено, что органы контроля обязаны принимать расчеты страховых взносов, документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов, представленные в форме электронных документов, подписанных уполномоченными на подписание таких документов лицами усиленной квалифицированной электронной подписью, наравне с документами, представленными на бумажных носителях.
Идентификация и аутентификация указанных лиц осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Орган контроля также будет иметь право направить в адрес плательщика страховых взносов различные электронные документы.
Изменения внесены в ст. ст. 26, 27, 28 и 29 Федерального закона N 212-ФЗ.

Зачет страховых взносов

Согласно действующей редакции ч. 21 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ не допускается зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного государственного внебюджетного фонда в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого государственного внебюджетного фонда. Это означает, что переплату, например, в ПФР в ФФОМС зачесть нельзя.
С 2015 г. зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля за уплатой страховых взносов, будет производиться по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа. Поскольку только ПФР администрирует страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые в ФФОМС, можно будет делать зачет переплаты, например, по страховым взносам в ПФР в бюджет ФФОМС. По-прежнему зачесть переплату в ФСС будет нельзя ни в бюджет ПФР, ни в бюджет ФФОМС (и наоборот).

Сокращены обязанности плательщиков страховых взносов

Действующей редакцией ч. 3 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
- о создании или закрытии обособленного подразделения организации - в течение одного месяца со дня создания или закрытия такого подразделения (прекращения деятельности организации через обособленное подразделение);
- о реорганизации или ликвидации организации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Напомним, что с 1 мая 2014 г. они не обязаны сообщать об открытии (закрытии) счетов в банках.
С 2015 г. уходят в прошлое и приведенные обязанности сообщать об открытии (закрытии) обособленных подразделений, реорганизации или ликвидации организации и прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем.

Увеличен срок проведения выездной проверки

Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев (ч. 11 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ). С 2015 г. при наличии установленных оснований указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев.
Основаниями для продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки могут быть:
- получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о нарушении плательщиком страховых взносов законодательства РФ о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;
- наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится выездная (повторная выездная) проверка;
- проведение выездной (повторной выездной) проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
а) четыре и более обособленных подразделения - до четырех месяцев;
б) 10 и более обособленных подразделений - до шести месяцев;
- непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной проверки.
Для продления срока проведения выездной проверки орган контроля за уплатой страховых взносов, проводящий выездную проверку, направляет в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной проверки. Решение о продлении срока выездной проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов.

Повторная выездная проверка

В Федеральном законе N 212-ФЗ сегодня нет понятия "повторная проверка". С 2015 г. данное понятие будет введено, а также будут установлены основания и порядок проведения повторной выездной проверки плательщика страховых взносов. Соответствующие изменения вносятся в ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ.
Новые нормы полностью повторяют нормы, предусмотренные ст. 89 НК РФ для проведения повторной выездной налоговой проверки.
Повторной выездной проверкой плательщика страховых взносов признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по страховым взносам за тот же период. Принципы ее проведения следующие:
1) может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной проверки;
2) она может проводиться в двух случаях:
- вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов - в порядке контроля за деятельностью органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку;
- органом контроля за уплатой страховых взносов, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного. В этом случае проверяется период, за который представлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам;
3) если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к плательщику страховых взносов не применяются штрафные санкции, за исключением случая, если невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между плательщиком страховых взносов и должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения

С 2015 г. будет признана утратившей силу ст. 44 "Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения" Федерального закона N 212-ФЗ. Таким образом, начиная с 2015 г. суды не смогут, установив наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, и руководствуясь положениями ст. 44 Федерального закона N 212-ФЗ, уменьшить размер санкций по принятым решениям (Постановление ФАС МО от 13.02.2014 N Ф05-526/2014 по делу N А40-97815/13, Определения ВАС РФ от 30.05.2014 N ВАС-6357/14 по делу N А70-7520/2013, от 23.05.2014 N ВАС-5768/14 по делу N А72-4040/2013).
Кроме того, внесены изменения в ст. 43 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которым только суд сможет признать наличие иных обстоятельств (кроме приведенных в указанной статье), исключающих вину лица в совершении правонарушения. Сегодня это может сделать и орган контроля, с нового года такого права у него не будет.
В заключение отметим, что внесены существенные и разноплановые изменения в порядок исчисления и уплаты страховых взносов, а также в процедуру их администрирования. Все поправки вступят в силу с 1 января 2015 г., поэтому у плательщиков страховых взносов есть время для внимательного изучения новых норм. Тем плательщикам страховых взносов, которые подпадают под требование о представлении отчетности по страховым взносам в форме электронных документов, для которых порог снижен до 25 человек (минимальное количество застрахованных лиц), необходимо технически подготовиться к данному мероприятию.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Использование информационно-телекоммуникационных сетей при совершении вымогательства (Овсюков Д.А.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Онлайн-митинг как способ реализации политических прав человека (Максимов А.А.

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Субъекты цифровых правоотношений: тенденции права и бизнеса (Подузова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

В поисках доктрины эквивалентов в российском праве (Семенюта Б.Е.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Правовая природа договора об оказании услуг платежного клиринга (Федоровская В.В.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.