Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Рассуждения о понятиях (Зайцева С.Н.)

Рассуждения о понятиях (Зайцева С.Н.)

Дата размещения статьи: 09.09.2014

В гл. 21 НК РФ используется понятие "состоять на учете в качестве налогоплательщика". Логично, понятно, но... До определенного времени, поскольку есть ситуации, когда эта самая добавка "в качестве налогоплательщика" начинает "будоражить мысли". Не будем говорить загадками, а поясним, что хотелось сказать на конкретном примере, главным действующим лицом которого является иностранная компания, не имеющая представительство в России, но располагающая на территории РФ имуществом.

Глава 21 НК РФ устанавливает два способа исчисления и уплаты в бюджет НДС налогоплательщиками - иностранными лицами: либо самим иностранным налогоплательщиком, либо его налоговым агентом. Применение того или иного способа Налоговый кодекс ставит в прямую зависимость от факта постановки иностранной организации на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Это следует:
- из п. 3 ст. 166 НК РФ, согласно которому общая сумма налога не исчисляется налогоплательщиками - иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика;
- из п. п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ, в соответствии с которыми налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, определяется налоговыми агентами.

Обратите внимание! Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Но что подразумевается под понятием "стоять на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков"? Например, иностранная организация, не ведущая деятельности на территории РФ, но располагающая (на праве собственности) здесь имуществом (как движимым, так и недвижимым), состоит на учете в налоговых органах по месту учета такого имущества.

К сведению. Данное требование продиктовано п. 14 Особенностей учета иностранных организаций <1>. Постановка на налоговый учет по месту нахождения принадлежащего "иностранцу" недвижимого имущества производится на основании сведений, сообщенных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 85 НК РФ). Соответствующие сведения представляются в течение 10 дней со дня регистрации, а также ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года. Датой постановки на учет иностранной организации (датой учета сведений в отношении иностранной организации) в налоговом органе является дата регистрации права собственности на недвижимое имущество, содержащаяся в сведениях, сообщенных указанными выше органами.
--------------------------------
<1> Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утв. Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н.

При постановке на учет в налоговом органе иностранной организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества налоговый орган, руководствуясь п. 23 Особенностей учета иностранных организаций, обязан в течение пяти рабочих дней со дня получения документов от органов кадастрового учета выдать (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе на территории РФ (ф. 11УП-Учет).
По запросу иностранной организации налоговики могут направить заявителю свидетельство о постановке на учет (ф. 11СВ-Учет), уведомление о постановке на учет в электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью лица, подписавшего эти документы, по телекоммуникационным каналам связи <2>.
--------------------------------
<2> Названные формы документов утверждены Приказом ФНС России от 13.02.2012 N ММВ-7-6/80@.

Поскольку иностранная компания, вставшая на учет по месту нахождения недвижимости, уплачивает имущественные налоги, можно утверждать, что она состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика.
Здесь, правда, стоит заострить внимание на том, что в целях применения гл. 21 НК РФ под налогоплательщиками понимаются плательщики НДС (п. 1 ст. 143, п. 3 ст. 11 НК РФ), и тут же оговориться: в настоящее время специальной процедуры постановки на учет в качестве плательщика НДС налоговым законодательством не предусмотрено.

Справочно. В далеком прошлом при постановке на учет в налоговых органах организациям и индивидуальным предпринимателям выдавались свидетельства о постановке на учет плательщиков НДС (ф. 12-НДС-1 "Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе российской организации в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость (НДС)" и 12-НДС-2 "Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость (НДС)"). Такой порядок был предусмотрен Приказом МНС России от 31.10.2000 N БГ-3-12/375 "О постановке на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость". Однако указанный документ Приказом МНС России от 21.02.2003 N БГ-3-09/80 признан утратившим силу. Особый порядок постановки на учет в качестве плательщика НДС с тех пор не предусмотрен.
С годами совершенствовалась и ст. 144 "Постановка на учет в качестве налогоплательщика" НК РФ. В свое время она была истолкована налоговиками так, что у налогоплательщика помимо свидетельства о постановке на учет должно было быть и свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика НДС. И если для иностранной организации это и вправду имело значение, то для российских налогоплательщиков - никакого.
В 2010 г. указанная норма (ст. 144 НК РФ) была отменена (Налоговый кодекс в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ). К этому времени она фактически действовала в отношении иностранных организаций, устанавливая для них особенности постановки на учет при наличии в РФ нескольких обособленных подразделений. Данное положение перекочевало в п. 7 ст. 174 НК РФ и действует в настоящее время.

Итак, специальной процедуры постановки на учет в качестве плательщика НДС законодательством не предусмотрено: пройдя регистрацию в налоговых органах, российские организации и индивидуальные предприниматели, например, автоматически приобретают статус плательщика НДС (если, разумеется, ими не выбраны специальные налоговые режимы).
А как рассуждать в отношении "иностранца", который состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества? Становится ли он - владелец недвижимости, не ведущий деятельности в РФ, - автоматически плательщиком НДС? Вряд ли... Но ИНН и КПП ему присвоены. И при определенных обстоятельствах (при реализации того же имущества) он может уплатить НДС самостоятельно.
Вот, например, как рассудил Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 19.06.2014 N 09АП-18340/2014-АК (дело N А40-4086/14). Иностранная компания в связи с приобретением в собственность недвижимого имущества по договору купли-продажи зарегистрировала в Управлении Федеральной регистрационной службы по г. Москве право собственности и получила соответствующее свидетельство. При этом она была поставлена на налоговый учет в инспекции как собственник недвижимого имущества, где ей присвоен соответствующий идентификационный номер налогоплательщика (9909302510) с указанием кода причины постановки на учет (774770001). Таким образом, компания является плательщиком НДС, в связи с чем обязана представлять в соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации по НДС и вправе заявлять налоговые вычеты.

* * *

К чему подобные рассуждения, думаем, понятно. Чтобы показать, что для случая продажи недвижимости на территории РФ иностранной компанией, не имеющей постоянного представительства в России (см. статью "Недвижимость "иностранца": продаем и покупаем" на с. 43 - 52 журнала), понятия "постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения имущества" и "постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика" в целях применения ст. ст. 161 и 166 НК РФ (если можно так выразиться) равнозначны. (Вот бы ограничиться формулировкой "постановка на учет в налоговом органе"!) И этот факт "вырисовывает" (по нормам Налогового кодекса) полную самостоятельность "иностранца" (по сути, реализуя свою недвижимость на территории РФ, иностранная компания должна уплатить НДС в бюджет самостоятельно).
Но так ли это на самом деле? И что рекомендуют компетентные органы?
О знакомой нам уже ситуации, письмах Минфина и ФНС по этому поводу читайте далее.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


28 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков




20 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в КоАП РФ по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности"

Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.




14 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 988027-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.




7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.



В центре внимания:


Пределы ускорения гражданского и административного судопроизводства (Михеев П.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Судебное примирение: кто виноват и что делать? (Борисова Е.А.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Целесообразно ли исключение преступлений тяжкой категории из особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного главой 40 УПК РФ? (Азаренок Н.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Нормативное и организационное обеспечение судебно-исковой работы органов военного управления войск национальной гвардии Российской Федерации (Абакумова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Современный уголовный процесс и основные направления его совершенствования (Дорошков В.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи