Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Пленум ВАС о применении судами "алкогольного" законодательства (Фролова О.А.)

Пленум ВАС о применении судами "алкогольного" законодательства (Фролова О.А.)

Дата размещения статьи: 09.09.2014

Пленум ВАС в Постановлении от 11.07.2014 N 47 (далее - Постановление N 47) в целях обеспечения единых подходов в отношении споров, связанных с рассмотрением отдельных положений Федерального закона N 171-ФЗ <1>, дал судам соответствующие разъяснения. Поскольку суды обязаны будут руководствоваться ими, предприятиям общественного питания, предлагающим своим клиентам алкогольную продукцию, будет полезно познакомиться с некоторыми из них.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Задолженность по налогам, образовавшаяся после даты подачи заявления на получение лицензии. Наличие у лица, обратившегося с заявлением о выдаче лицензии, задолженности (на дату его подачи) по любому виду платежа, уплачиваемого в бюджет - налогу, пене или штрафу, - является основанием для отказа в ее выдаче в силу пп. 3 п. 9 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
Разъясняется, что возникновение такой задолженности в процессе осуществления лицензионной деятельности не является нарушением лицензионных требований и основанием для аннулирования или приостановления лицензии, поскольку Федеральный закон N 171-ФЗ не содержит соответствующих положений (п. 2 Постановления N 47).
Подлинность федеральной специальной или акцизной марок следует проверять тщательно. Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сведения о которых не зафиксированы в установленном порядке в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), в силу п. 3 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ являются основанием для аннулирования соответствующей лицензии в судебном порядке (за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8 данного Закона).
Носителями информации в ЕГАИС и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории РФ алкогольной продукции в ЕГАИС являются федеральная специальная марка и акцизная марка (п. 3 ст. 12 Федерального закона N 171-ФЗ). На основании п. 3.3 ст. 12 указанного Закона организации-покупатели обязаны проверять подлинность этих марок визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам Росалкогольрегулирования (п. 3.3 ст. 12 Федерального закона N 171-ФЗ, п. 5.3.11(5) Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154).
Исходя из этого Пленум ВАС считает, что положение п. 3 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ может быть применено не только к производителю названной продукции, но и к организации-покупателю (п. 3 Постановления N 47). При этом организация-покупатель не может быть освобождена от ответственности только лишь на том основании, что при визуальном осмотре данных марок у нее не могли возникнуть сомнения в их подлинности.
Декларация представлена в ином виде или иной форме. Согласно п. 16 Правил представления "алкогольных" деклараций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815, с 01.01.2014 декларации должны представляться только в электронном виде.
Представление декларации в ином виде, чем это предусмотрено упомянутыми Правилами, или с нарушением установленной формы согласно разъяснениям Пленума ВАС образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ (п. 4 Постановления N 47).
Лицензия и обособленные подразделения. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения (п. 20 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ).
Исходя из этого осуществление деятельности по месту подразделения, не указанного в лицензии, расценивается как нарушение лицензионных требований и последствия данных нарушений будут касаться организации в целом (п. п. 6, 7 Постановления N 47).
Возврат государственной пошлины. Для получения лицензии среди прочих документов представляется копия платежного поручения на перечисление государственной пошлины (пп. 4 п. 1 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ).
В п. 8 Постановления N 47 отмечается: из содержания п. 1 ст. 333.16 НК РФ следует, что государственная пошлина взимается за совершение в отношении лиц, поименованных в ст. 333.17 НК РФ, юридически значимых действий. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная пошлина подлежит возврату в случае отказа лица, уплатившего ее, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу).
Исходя из этого если организация, обратившаяся с заявлением о выдаче лицензии, отозвала свое заявление до момента принятия лицензирующим органом соответствующего решения, суды при рассмотрении спора не будут принимать во внимание доводы о несовершении в отношении организации юридически значимого действия.
Заметим, что суды и ранее придерживались данной позиции. Так, в Постановлении ФАС МО от 26.06.2013 по делу N А40-105617/12-2-526 <2> арбитры отметили, что юридически значимое действие по выдаче лицензии включает в себя в том числе прием, регистрацию документов.
--------------------------------
<2> Определением ВАС РФ от 31.10.2013 N ВАС-15111/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Аннулирование лицензии. Хотя приостановление действия (аннулирование) лицензии является мерой административного воздействия, не предусмотренной КоАП РФ, судам при принятии соответствующих решений рекомендовано руководствоваться не только нормами АПК РФ, Федерального закона N 171-ФЗ, но и учитывать нормы КоАП РФ, регламентирующие порядок привлечения лица к административной ответственности, в том числе обеспечивающие гарантии защиты прав данного лица (п. 9 Постановления N 47).
Также при рассмотрении споров, связанных с аннулированием лицензии, суды должны исходить из того, что установление факта нарушения, названного в п. 3 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ, само по себе еще не является безусловным основанием для ее аннулирования: необходимо оценить существенность допущенного нарушения и принимать решение с учетом этого обстоятельства (п. 10 Постановления N 47).
Ограничения, касающиеся розничной продажи алкогольной продукции. Абзацем 2 п. 5 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на ее розничную продажу.
Пленум ВАС в п. 12 Постановления N 47 рекомендовал судам учитывать, что соответствующие акты могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, поскольку ими вводятся ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота.
Заметим, что и раньше судьи проверяли компетентность уполномоченного органа, установившего дополнительные ограничения или запрет на продажу алкогольной продукции на основании абз. 2 п. 5 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ (см., например, Постановление ФАС ЗСО от 11.04.2013 по делу N А81-4221/2012 <3>).
--------------------------------
<3> Определением ВАС РФ от 06.06.2013 N ВАС-6731/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

О необходимости иметь ККТ при розничной продаже алкогольной продукции организациями говорится в абз. 1 и 2 п. 6 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ. Пленум ВАС в п. 13 Постановления N 47 отмечает, что данная норма является специальной и поэтому п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" применяться не должен.
В свою очередь отметим, что применение п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, разрешающего не использовать ККТ и выдавать документ об оплате только по требованию покупателя, предприятиями общественного питания - плательщиками ЕНВД и ПСН является рискованным и в том случае, если они не продают своим клиентам алкогольную продукцию (см., например, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу N А82-2718/2013).

Розничная продажа алкоголя без лицензии. Пленум ВАС уточнил, что, поскольку оборот алкогольной продукции в соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ включает в себя и ее розничную продажу, продажа алкоголя при отсутствии лицензии грозит ответственностью на основании ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ (п. 14 Постановления N 47).
Индивидуальный предприниматель имеет право осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ). Если в нарушение данных норм он будет осуществлять какой-либо иной вид деятельности из числа поименованных в п. 2 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ, он может быть привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (п. 15 Постановления N 47).
Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции. Ответственность за них установлена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Пленум ВАС в п. 16 Постановления N 47 обращает внимание на то, что исключение с 01.01.2013 из Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, разд. XIX "Особенности продажи алкогольной продукции" не отменяет действие в отношении правил продажи такой продукции соответствующих норм разд. I "Общие положения" и разд. II "Особенности продажи продовольственных товаров".
Производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям, является нарушением лицензионных требований, но привлекать за такие нарушения, по мнению Пленума ВАС, нужно не на основании ч. 1 или 2 ст. 14.17 КоАП РФ, а согласно ст. 14.43 КоАП РФ, поскольку ст. 14.43 КоАП РФ является специальной по отношению к ч. 1 и 2 ст. 14.17 КоАП РФ и устанавливает ответственность за нарушение требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления их в силу обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам (п. 17 Постановления N 47).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


28 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков




20 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в КоАП РФ по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности"

Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.




14 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 988027-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.




7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.



В центре внимания:


Пределы ускорения гражданского и административного судопроизводства (Михеев П.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Судебное примирение: кто виноват и что делать? (Борисова Е.А.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Целесообразно ли исключение преступлений тяжкой категории из особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного главой 40 УПК РФ? (Азаренок Н.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Нормативное и организационное обеспечение судебно-исковой работы органов военного управления войск национальной гвардии Российской Федерации (Абакумова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Современный уголовный процесс и основные направления его совершенствования (Дорошков В.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи