Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Определение таможенной стоимости товаров (Тяпухин С.В.)

Определение таможенной стоимости товаров (Тяпухин С.В.)

Дата размещения статьи: 10.09.2014

Банк решений арбитражных судов (www.arbitr.ru) содержит огромное количество судебных решений по вопросам, связанным с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза. В частности, органы таможни не соглашаются с выбранным организацией методом определения таможенной стоимости товара (как правило, импортеры применяют первый метод) и корректируют (увеличивают) таможенную стоимость в результате применения иного метода.

Немного теории

Импортеры товаров обязаны заявить в таможню сведения о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, представить подтверждающие документы. Иными словами, задекларировать таможенную стоимость товаров (ч. 2 ст. 65 ТК ТС).
Между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан 25.01.2008 достигнуто Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (далее - Соглашение), согласно которому таможенная стоимость ввозимых на территорию ТС товаров определяется одним из шести методов:
- по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
- по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2);
- по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3);
- методом вычитания (метод 4);
- методом сложения (метод 5);
- резервным методом (метод 6).
Причем выбор метода осуществляется неслучайно. В основу определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть положена стоимость сделки с этими товарами в максимально возможной степени. Иными словами, приоритетным является первый метод определения таможенной стоимости товаров. Если этот метод не может быть использован, применяется второй. В случае отсутствия сделок с идентичными товарами - третий и т.д. То есть выбор метода должен осуществляться последовательно.
Импортеры в подавляющем большинстве случаев применяют первый метод определения таможенной стоимости товаров - по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Но этот метод может применяться, если соблюдаются условия.

Условия, при выполнении которых может применяться первый метод определения таможенной стоимости товаров

В частности, названные условия перечислены в п. 1 ст. 4 Соглашения:
- отсутствие ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами (за исключением ограничений, существенно не влияющих на стоимость товаров; установленных совместным решением органов Таможенного союза; ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы);
- продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
- никакая часть дохода или выручки, полученные от последующей продажи, не причитается прямо или косвенно продавцу;
- покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами (либо если они являются таковыми, их взаимосвязь не должна влиять на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате).

Порядок определения таможенной стоимости товаров по первому методу

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. Кроме того, при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по первому методу к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за данные товары, добавляются (ст. 5 Соглашения):
- суммы вознаграждения посредникам, брокерам, расходы на тару, если для осуществления таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимыми товарами, расходы по упаковке, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае если указанные расходы не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары;
- соответствующим образом распределенная стоимость товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей для вывоза оцениваемых (ввозимых) товаров на таможенную территорию ТС, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары (в частности, стоимость сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов, из которых состоят ввозимые товары; стоимость инструментов, штампов, использованных при производстве ввозимых товаров; стоимость проектирования, разработки, художественного оформления, выполненных вне таможенной территории ТС и необходимых для производства ввозимых товаров);
- часть полученного в результате последующей продажи дохода (выручки), который прямо или косвенно причитается продавцу;
- расходы по перевозке товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию ТС, а также расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию ТС;
- расходы на страхование в связи с операциями по перевозке товаров;
- лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.
Не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате:
- платежи за право воспроизводства (тиражирования) ввозимых товаров на таможенной территории ТС;
- платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ТС.

Представление документов и сведений

Согласно п. 12 п. 1 ст. 183 ТК ТС при таможенном декларировании должны представляться в том числе документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров. Перечень документов утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 <1> (Приложение 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров). Так, при определении таможенной стоимости по первому методу лицом, заполнившим декларацию таможенной стоимости (ДТС), должны быть представлены следующие документы:
- учредительные документы покупателя ввозимых товаров;
- внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;
- счет-фактура (инвойс);
- банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара;
- страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки;
- договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию ТС не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию ТС;
- котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар;
- договор об оказании посреднических услуг, счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки;
- договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов ТС на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию ТС ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;
- лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров);
- документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это установлено условиями внешнеторговой сделки);
- договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая документы о стоимости упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
- другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
--------------------------------
<1> Названным Решением утверждены также Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, Порядок контроля таможенной стоимости товаров, Порядок корректировки таможенной стоимости товаров.

В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 (далее - Постановление N 96) сказано, что декларант вправе представить доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, главное, чтобы информация о цене в представленных документах была достоверной, соотносилась с количественными характеристиками товаров, присутствовала информация об условиях поставки и оплаты.

Если таможня усомнилась

На таможенные органы возложены полномочия по осуществлению контроля за таможенной стоимостью товаров. По результатам проведенного контроля должностное лицо принимает одно из следующих решений (п. 7 Порядка контроля таможенной стоимости товаров):
- о принятии заявленной таможенной стоимости товаров;
- о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
В случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки. Сам факт подачи сведений, имеющих, по мнению таможни, признаки недостоверности, не является (!) основанием для корректировки таможенной стоимости товаров, а служит лишь поводом для проведения дополнительной проверки (п. 3 Постановления N 96).
В абз. 5 п. 1 названного Постановления разъясняется, в каких случаях проявляются признаки недостоверности сведений о цене сделки: при значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию ТС при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепринятых источников информации, включая сведения изготовителей и распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления. А декларант обязан либо представить запрашиваемые документы, либо в письменной форме объяснить причины, по которым они не могут быть представлены (п. 3 ст. 69 ТК ТС).
Отметим, что непредставление дополнительных документов само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов. Но организация должна дать письменные пояснения о причинах, по которым запрашиваемые документы не могут быть представлены. В таком случае таможня вправе воспользоваться информацией, имеющейся в ее распоряжении, полученной от лиц, имеющих отношение к производству, перемещению или реализации товаров, контрагентов декларанта и таможенных органов иностранных государств.
Кроме обязанности представлять дополнительные документы и сведения (пояснять причины, по которым таковые не могут быть представлены) у российских организаций есть право доказывать правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости путем представления иных (не запрашиваемых таможней) дополнительных документов и сведений (п. 9 Постановления N 96).
Если же по итогам дополнительной проверки выносится решение о корректировке таможенной стоимости товаров, организациям доначисляются таможенные платежи.

Дополнительные расходы

Часто поводом для дополнительной проверки, а также для корректировки таможенной стоимости товаров являются расходы на перевозку товаров, не учтенные, по мнению таможни, при расчете таможенной стоимости ввозимых товаров. Рассмотрим случаи из арбитражной практики.

Номер судебного решения

Базисное условие поставки товара по контракту

Претензия таможенного органа

Обоснование организации, выводы суда

Постановление ФАС ДВО от 09.07.2014 по делу N А51-32804/2013

CFR - продавец обязан оплатить фрахт, все расходы, относящиеся к товару до момента передачи его перевозчику, включая расходы по погрузке товара на борт судна, и любые расходы по выгрузке товара в согласованном порту разгрузки

Фактически расходы, связанные с перевозкой товаров, продавцом не оплачены

При подаче декларации у импортера не было оснований сомневаться в том, что расходы по доставке понес продавец, покупателю они не предъявлялись

Постановление ФАС СЗО от 23.01.2014 по делу N А56-14633/2013. Определением ВАС РФ от 29.04.2014 N ВАС-5087/14 отказано в передаче дела в Президиум ВАС

CPT - продавец осуществляет передачу товара названному им перевозчику, а также оплачивает стоимость перевозки, необходимой для доставки товара до согласованного пункта назначения.

Из материалов дела: поставка товара по договору изначально предусматривалась морским транспортом. Однако в связи с возникшими у продавца проблемами он не смог отгрузить товар в намеченные сроки. С целью разрешения проблемы по поставке товара продавец принял решение осуществить поставку минимально необходимой части товара авиационным транспортом без изменения его стоимости. Все транспортные расходы продавец взял на себя

Таможенный орган, сделав вывод, что таможенная стоимость товара не включает расходы по доставке товара до места прибытия на таможенную территорию ТС, на его основании принял решение о корректировке таможенной стоимости товаров, включив в нее дополнительные расходы продавца на доставку товара авиационным транспортом

Доставка части товара была осуществлена авиационным транспортом вместо морского по инициативе продавца и не предусматривала для заявителя увеличение стоимости товара, а также обязанности оплачивать перевозку (стоимость перевозки уже включена в стоимость товара)

Постановление ФАС СЗО от 15.05.2014 по делу N А56-35201/2013

CIF - продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения, кроме того, на продавца возлагается обязанность приобретения морского страхования. Любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя

В ходе проведения дополнительной проверки организация представила не все запрашиваемые дополнительные документы, в частности отсутствует страховой полис

Поставщик обязан за свой счет заключить в пользу покупателя договор страхования риска утраты или повреждения товара до момента передачи его дилеру. Следовательно, расходы по страхованию уже включены в цену товара

Ниже приведем несколько судебных решений, предметом спора в которых была правомерность (неправомерность) применения организациями-импортерами первого метода определения таможенной стоимости товаров. Таможня провела корректировку таможенной стоимости по шестому (резервному) методу. Во всех перечисленных случаях решение таможни было отменено.

Номер судебного решения

Импортируемый товар

Претензии таможенного органа

Обоснование организации, выводы суда

Постановление ФАС СЗО от 15.05.2014 по делу N А56-35201/2013

Мотоциклы "Honda"

Занижена стоимость задекларированного товара по сравнению со стоимостью товара в рамках предыдущих поставок

Снижение стоимости товара по сравнению с предыдущими поставками объясняется снижением стоимости комплектующих, используемых при производстве отдельных видов мотоциклов (в таможенный орган были представлены таблицы соотношения старой и новой цены)

Постановление ФАС СЗО от 28.04.2014 по делу N А56-42264/2013

Седельный трехосный тягач "Volvo"

Заявленная импортером таможенная стоимость ниже стоимости аналогичных товаров (таможней использовалась информация из каталога "Nadatruck" (www.nadaguides.com))

Различие цены сделки и ценовой информации, содержащейся в других источниках, само по себе не может рассматриваться как доказательство недостоверности сделки и является лишь основанием для проведения проверки с целью выяснения определенных обстоятельств, истребования у декларанта дополнительных документов и объяснений. Таможенным органом не было доказано, что используемая им информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями контракта, заключенного организацией

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 по делу N А41-41071/13

Фармацевтическая продукция

В прайс-листах продавца содержится цена, отличающаяся от цены товара, предусмотренной договором поставки

Прайс-листы продавца, адресованные неопределенному кругу лиц, не исключают возможность достижения между продавцом и покупателем при совершении конкретной сделки согласия об иной цене товара, отличающейся от цены, содержащейся в прайс-листах. Так как предприятие представило в таможню все необходимые документы, а таможня не привела доказательств, опровергающих заявленные в декларации сведения, суд указал, что у таможенного органа недостаточно оснований для отказа в применении заявленной таможенной стоимости товара

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 по делу N А41-30837/13

Свежие цветы и фрукты

Копия контракта, представленная обществом в таможенный орган при таможенном оформлении, отличается от копии контракта, полученного таможенным органом из отделения Сбербанка, осуществляющего расчетно-кассовое обслуживание организации (в части условий поставки: в контракте, представленном в таможню, указано CPT, а в контракте из банка - FCA)

Другая редакция контракта в виде копии оказалась в банке ввиду технической ошибки сотрудника (одна из предыдущих редакций контракта). Впоследствии общество представило в банк правильный контракт.

Поставка товара на условиях CPT подтверждена представленными документами (спецификациями, инвойсами, авианакладными). Доказательств того, что поставка товара осуществлялась на иных основаниях, нежели указанных в контракте, представленном в таможню, материалы дела не содержат

Большинство решений при рассмотрении арбитражными судами споров по вопросу определения таможенной стоимости товаров выносятся в пользу организаций. Полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Соответственно, если все подтверждающие проведение внешнеэкономической сделки документы заполнены надлежащим образом, в случае проведения таможней корректировки таможенной стоимости организация-импортер вправе искать защиту в суде. А анализ арбитражной практики поможет в составлении искового заявления.
В следующем номере журнала рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет операций по приобретению товаров импортерами, в том числе в случае осуществления корректировки таможенной стоимости товаров.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи