Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Комментарий к Письму Минфина России от 09.06.2014 N 03-03-06/1/27690 (Медведева Т.М.)

Комментарий к Письму Минфина России от 09.06.2014 N 03-03-06/1/27690 (Медведева Т.М.)

Дата размещения статьи: 11.09.2014

Пункт 7 ст. 254 НК РФ содержит две нормы, определяющие порядок учета потерь и недостач при хранении, транспортировке и производстве материально-производственных запасов.
Первая норма - пп. 2 устанавливает порядок признания в составе материальных расходов потерь от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли.
Как гласит п. 1 Постановления о порядке утверждения норм естественной убыли <1>, эти нормы, применяемые для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи материально-производственных запасов, разрабатываются с учетом технологических условий их хранения и транспортировки, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль. Данные нормы подлежат пересмотру по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов".

Вторая норма - пп. 3 приравнивает технологические потери при производстве и (или) транспортировке к материальным расходам. В этом же подпункте уточнено, что технологическими потерями для целей налогообложения прибыли признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров, обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.
Оба вида потерь в силу прямого указания закона учитываются в составе расходов при расчете налога на прибыль. Правда, учитываются они по-разному. В первом случае налогоплательщик руководствуется нормами, установленными и утвержденными правительственным актом, во втором случае подобные нормы он должен разработать и утвердить сам (разумеется, с учетом отраслевых стандартов).
При этом в налоговых нормах не содержится указаний на то, какой именно из представленных двух вариантов учета потерь при транспортировке следует выбрать налогоплательщику применительно к тому или иному виду материально-производственных запасов (сырья) или товаров. Право выбора в данном случае принадлежит налогоплательщику, однако свой выбор он должен обосновать.
Рассмотрим этот вопрос на примере стеклянной тары. Данный вид тары известен своей хрупкостью и недолговечностью. При хранении и транспортировке товара в подобной таре неизбежно образуются потери в результате ее боя. Какой из вышеупомянутых норм налогоплательщику следует руководствоваться при учете данных потерь?
Считаем, что ответ на этот вопрос (соответственно, и порядок учета потерь) зависит прежде всего от того, в какой момент происходит анализируемое событие - бой стеклянной тары. О необходимости учета данного нюанса при признании упомянутых расходов свидетельствуют и письменные разъяснения чиновников финансового ведомства. Хотя, надо признать, прямо они об этом не говорят.
Так, в Письме от 09.06.2014 N 03-03-06/1/27690 Минфин России пришел к выводу о том, что потери от боя стеклянной тары при транспортировке товаров можно учесть в составе материальных расходов в пределах нормативов, которые налогоплательщики определяют самостоятельно. Словом, в описанной ситуации налогоплательщики должны руководствоваться правилом, установленным пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ.
Минфин подчеркивает, что нормативы образования безвозвратных отходов каждого конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве, налогоплательщик может разработать исходя из технологических особенностей собственного производственного цикла и процесса транспортировки. Указанные нормативы устанавливаются технологическими картами, сметами технологического процесса или иными документами, разработанными специалистами организации, контролирующими технологический процесс (например, технологами), и утверждаются уполномоченными лицами организации.
О праве налогоплательщика самостоятельно определять нормативы технологических потерь при транспортировке сырья говорится и в Письме Минфина России от 05.07.2013 N 03-03-05/26008.
Здесь уместно отметить, что в пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ не содержится требования об учете расходов на технологические потери в пределах каких-либо нормативов. Однако финансисты в Письмах N 03-03-6/1/27690, N 03-03-05/26008, как видим, настаивают на нормировании технологических потерь для целей налогообложения прибыли. Именно так, полагаем, можно расценивать их позицию касательно права налогоплательщика на самостоятельное определение нормативов технологических потерь.
Хотя ранее чиновники ведомства подчеркивали, что Налоговый кодекс не предусматривает нормирования технологических потерь для целей налогообложения прибыли (см. Письмо от 21.02.2012 N 03-03-06/1/95).
Более того, подобная позиция находила поддержку у арбитров. Например, ФАС УО в Постановлении от 19.08.2013 N Ф09-1384/13 <2> указал, что Налоговый кодекс не содержит требования об учете расходов на технологические потери в пределах каких-либо норм, поэтому спорные технологические потери учитываются для целей налогообложения прибыли исходя из фактического размера. Следовательно, налогоплательщик вправе учесть названные расходы в полном объеме, если они отвечают требованиям ст. 252 НК РФ (Постановление ФАС УО от 11.03.2009 N Ф09-1037/09-С3 <3>).
--------------------------------
<2> Определением ВАС РФ от 12.12.2013 N ВАС-17995/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
<3> Определением ВАС РФ от 18.06.2009 N ВАС-7283/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Аналогичные выводы в схожих обстоятельствах сделаны также в Постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013 N 09АП-20398/2013, ФАС ВВО от 21.11.2011 N А43-29213/2010.
Обобщая сказанное, можно резюмировать следующее. Вопрос о необходимости нормирования технологических потерь для целей налогообложения прибыли в настоящее время является спорным. Безусловно, для обоснования расходов в виде технологических потерь организации нужно и должно оформить технологические карты, сметы технологического процесса или иные аналогичные документы, в которых рассчитывается и устанавливается так называемый норматив технологических потерь. Лишь при наличии таких документов она сможет учесть подобные затраты при расчете налога на прибыль.
Однако и сверхнормативные технологические потери налогоплательщик может учесть в составе налоговых расходов. Главное - правильно обосновать и документально подтвердить такие потери. Напомним, в Приложении 4 к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов <4> содержится примерная номенклатура причин отклонения от норм расходов материалов. Нарушение технологического процесса поименовано в данном перечне как одна из возможных причин отклонения от нормы.
--------------------------------
<4> Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Но вернемся к вопросу о выборе налоговой нормы, которой нужно руководствоваться при учете потерь, возникающих в случае боя стеклянной тары.
В частности, в Письме Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2878, в котором также исследовался вопрос о порядке учета потерь, возникающих при бое стеклянной тары на базах и складах, казалось бы, сделан прямо противоположный вывод. Поскольку финансисты настаивают на применении норм естественной убыли при учете потерь от боя стеклянной тары, то есть на применении правила, установленного пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ.
Однако никакого противоречия в этом случае не возникает, равно как нет и изменения позиции по рассматриваемому вопросу. Различия в ответах чиновников обусловлены обстоятельствами, в результате которых происходит нарушение целостности стеклянной тары. Поясним.
В комментируемом Письме (N 03-03-06/1/27690) финансовое ведомство исследовало ситуацию, когда бой тары происходит при транспортировке товаров (в частности, бутилированной минеральной воды).
В Письме N 03-03-06/1/2878 разъяснения даны применительно к ситуации, когда бой происходит на базах и складах. То есть к ситуации, которая отражена в положениях Приказа Минпромторга России от 01.03.2013 N 252, определяющих нормативы потерь в отношении стеклянной тары с пищевыми товарами при хранении их на складах, базах, в розничных торговых предприятиях, предприятиях общественного питания. Эти нормативы установлены в зависимости от наименования товара (алкогольные напитки, минеральная вода или плодоовощные консервы) и вида транспортной тары, используемой при перевозке (ящики дощатые, полиэтиленовые, из гофрокартона и т.д.).
Как видим, схожесть рассматриваемых ситуаций заключается лишь в конечном результате - бое стеклянной тары, однако причины, приведшие к этому результату, могут быть разными. По-разному они могут быть описаны и в нормативных актах. Положения Приказа N 252 являются тому наглядным подтверждением. В частности, в них определены нормативы потерь при хранении продовольственных товаров и ни слова не говорится о нормативе потерь (в том числе стеклянной тары), возникающих при транспортировке этих товаров. Тогда как в пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ прямо сказано о том, что в пределах норм естественной убыли учитываются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей.
Выходит, подзаконными нормативными актами требования Налогового кодекса реализованы не в полной мере, а лишь наполовину, поскольку разработаны и утверждены нормативы потерь, которые возникают при хранении материально-производственных запасов. В отсутствие установленных нормативов потерь, возникающих при транспортировке, налогоплательщику не остается ничего иного, как разработать и установить эти нормативы самостоятельно.
Таким образом, несмотря на кажущуюся противоречивость, разъяснения Минфина в обеих упомянутых ситуациях сделаны в строгом соответствии с действующим законодательством.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи