Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Комментарий к Письму ФНС России от 27.06.2014 N ГД-4-3/12291 "По вопросу определения налоговой базы при передаче имущественных прав на нежилые помещения" (Гришина О.П.)

Комментарий к Письму ФНС России от 27.06.2014 N ГД-4-3/12291 "По вопросу определения налоговой базы при передаче имущественных прав на нежилые помещения" (Гришина О.П.)

Дата размещения статьи: 11.09.2014

Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача имущественных прав отнесена в состав объектов налогообложения по НДС. Следовательно, осуществление налогоплательщиком такой хозяйственной операции влечет за собой обязанность по уплате указанного налога.

К сведению. Налоговый кодекс (в частности, гл. 21) не определяет понятие имущественных прав, в связи с чем на основании ст. 11 НК РФ следует руководствоваться понятием имущественных прав, содержащимся в ст. 128 ГК РФ. Названная статья относит имущественные права к объектам гражданских прав, которые в силу ст. 129 ГК РФ могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не ограничены или не изъяты из оборота.

Согласно абз. 5 п. 1 ст. 153 НК РФ при передаче имущественных прав налоговая база определяется с учетом особенностей, предусмотренных гл. 21 НК РФ.
Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав установлены положениями ст. 155 НК РФ.
Имущественные права в российском гражданском законодательстве подразделяются на вещные права и обязательственные права. Вещные права участников гражданских правоотношений возникают из прав владения, пользования или распоряжения имуществом. Обязательственные права - это правоотношения, возникающие между кредитором и должником по обязательствам договорного или внедоговорного характера.
Однако ст. 155 НК РФ устанавливаются особенности определения налоговой базы только тех имущественных прав, которые прямо перечислены в названной статье. Так, исходя из анализа положений ст. 155 НК РФ следует, что начислить НДС нужно при:
- первичной уступке денежного требования, связанного с реализацией товаров (работ, услуг) первоначальным кредитором (п. 1);
- уступке денежного требования, связанного с реализацией товаров (работ, услуг) новым кредитором (п. 2);
- передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места (п. 3);
- последующей уступке любого денежного требования, приобретенного у третьего лица (п. 4);
- передаче прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав (п. 5).
Другими словами, ст. 155 НК РФ устанавливаются правила определения облагаемой базы по НДС только в отношении исчерпывающего перечня имущественных прав, поскольку отсылок к иным налоговым нормам в ней не содержится.
Получается, что перечень объектов налогообложения, предусмотренный ст. 146 НК РФ, шире, чем перечень налогооблагаемых объектов, приведенный в ст. 155 НК РФ. В частности, в ст. 155 НК РФ не прописан порядок определения налоговой базы при передаче имущественных прав на нежилые помещения. В связи с чем возникает закономерный вопрос: нужно ли уплачивать налог в описанной ситуации? И если нужно, то каким правилом плательщику НДС следует руководствоваться при определении облагаемой базы - установленным п. 2 или п. 3 ст. 155 НК РФ?
Безусловно, платить налог в данном случае нужно, поскольку операция по передаче имущественных прав в силу прямого указания, содержащегося в пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, отнесена к объектам налогообложения. А ссылка на положения ст. 17 НК РФ, согласно которой налог считается установленным, если определены все элементы налогообложения (включая налоговую базу), в данном случае будет несостоятельной.
Статьей 155 НК РФ предусматриваются особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав в ряде случаев. Полагаем, слово "особенности" здесь является ключевым.
Если особенности определения налоговой базы по конкретному объекту налогообложения не установлены, в отношении операций, связанных с передачей (реализацией) такого объекта, действует общий порядок налогообложения.
Именно данную позицию в отношении обозначенной проблемы на протяжении длительного периода времени высказывали официальные органы.
В частности, в Письмах от 28.02.2013 N 03-07-11/5926, от 07.02.2013 N 03-07-11/2927, от 29.04.2009 N 03-07-11/122 Минфин России рекомендовал при передаче прав на нежилые помещения определять налоговую базу в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 153 НК РФ. То есть исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате имущественных прав. При этом моментом определения налоговой базы в силу п. 1 ст. 167 НК РФ будет считаться наиболее ранняя из следующих дат: день передачи имущественных прав или день оплаты (частичной оплаты) в счет передачи имущественных прав.
Другими словами, в указанном случае плательщик НДС, передающий имущественные права на нежилые помещения, должен выставить счет-фактуру на полную стоимость передаваемого имущественного права и уплатить налог со всей суммы, поступившей от покупателя данных прав.
Такую позицию Минфина по понятным причинам разделяли и налоговики. Подтверждением тому служат разъяснения, приведенные в Письмах ФНС России от 08.02.2011 N КЕ-4-3/1907@, УФНС России по г. Москве от 28.03.2008 N 09-11/30092.
Однако Президиум ВАС РФ еще в начале 2010 г. указал, что определять налоговую базу при передаче имущественных прав на нежилые помещения нужно по аналогии с определением налоговой базы при передаче имущественных прав на жилые помещения. То есть в данном случае применяется правило, установленное п. 3 ст. 155 НК РФ, согласно которому налоговая база определяется с разницы между ценой реализации имущественных прав с учетом налога и ценой их приобретения (Постановление от 25.02.2010 N 13640/09).
Обосновывая свое решение, служители Фемиды подчеркнули, что имущественные права на недвижимое имущество и имущество, поименованное в п. 3 ст. 155 НК РФ, отнесены к одному виду объектов гражданских прав. И поскольку в отношении имущественных прав на недвижимое имущество никаких исключений налоговым законодательством не установлено, по вопросам определения НДС в отношении этих прав должен применяться одинаковый подход.
Арбитры в дальнейшем при рассмотрении подобных споров, разумеется, учитывали приведенные рекомендации высших арбитров (см. Постановления ФАС ПО от 23.12.2010 N А55-6801/2010, ФАС МО от 24.05.2012 N А40-65437/11-75-271, ФАС УО от 01.03.2012 N Ф09-575/12).
Однако официальным органам для признания этого очевидного факта понадобилось более четырех лет. Лишь в Письме от 27.06.2014 N ГД-4-3/12291 специалисты ФНС сообщили, что решение, принятое в Постановлении Президиума ВАС РФ N 13640/09, для налоговых органов является сложившейся судебной практикой, игнорирование которой лишено всякого смысла. Тем самым авторы комментируемого Письма, по сути, поставили точку в многолетнем споре по вопросу порядка определения налоговой базы при передаче имущественных прав на нежилые помещения, поскольку они сообщили о согласованности своей нынешней позиции с Минфином.
В заключение добавим, что ФНС России во избежание бессмысленных споров с налогоплательщиками в Письме N ГД-4-3/12291 в очередной раз отказалась от своей прежней позиции по одному из спорных вопросов, возникающих в сфере налоговых правоотношений, и рекомендовала территориальным налоговикам учитывать сложившуюся судебную практику. Таковой, по мнению налогового ведомства, являются Постановления Пленума и Президиума ВАС.
Ранее в Письме от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@ ФНС России также учла правовую позицию Президиума ВАС РФ из Постановления от 27.11.2012 N 10252/12 и отказалась от своих прежних претензий по поводу порядка определения выручки для целей применения ст. 145 НК РФ.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


О реализации конституционного права на нотариальную защиту (Лакоба А.Д.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Конструкция залогового обязательства при множественности кредиторов (Челышева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Равные начала выступления Российской Федерации с иными участниками гражданских правоотношений (Садриева Р.Р.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

К вопросу о понятии и признаках обычая в гражданском обороте и семейных отношениях (Ханукаев Ю.Э.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи