Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Продажа иностранной недвижимости на российской территории: кто платит налог на прибыль? (Зайцева С.Н.)

Продажа иностранной недвижимости на российской территории: кто платит налог на прибыль? (Зайцева С.Н.)

Дата размещения статьи: 11.09.2014

Продажа иностранной компанией, не имеющей представительства в РФ, недвижимости, которая расположена на территории РФ, как правило, сопровождается вопросами - и по НДС (на что было обращено внимание читателей в предыдущем материале), и по налогу на прибыль организаций. О "прибыльной" теме мы сейчас и поговорим.

Итак, налог на прибыль организаций платят иностранные компании, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ (ст. 246 НК РФ). Первые являются самостоятельными плательщиками в отношении прибыли (доходов), полученной от деятельности в РФ, вторые (а они-то нас и интересуют) признаются плательщиком налога на прибыль в РФ в отношении тех видов доходов, которые определены в п. 1 ст. 309 НК РФ (п. 3 ст. 247 НК РФ). Среди них, в частности, значатся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ (пп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ).

Нет проблем

Поскольку иностранная компания не осуществляет деятельность в РФ через постоянное представительство (не уплачивает налог самостоятельно), обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с ее доходов возлагаются на организацию, выплачивающую доходы иностранной компании, - на налогового агента. В этой роли могут выступать российские организации или иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство (п. 1 ст. 310 НК РФ). При выплате дохода "иностранцу" налоговый агент удерживает налог по ставке 20% (ст. 284 НК РФ) и не позднее рабочего дня, следующего за днем такой выплаты, перечисляет его в бюджет (п. 2 ст. 287 НК РФ), а в сроки, определенные для подачи налоговых расчетов в ст. 289 НК РФ, представляет в налоговый орган информацию о суммах выплаченных "иностранцу" доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период (п. 4 ст. 310 НК РФ).

Примечание. Круг налоговых агентов, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога на прибыль, взимаемого с доходов, полученных "иностранцами", не осуществляющими деятельность в РФ через постоянное представительство, определен ст. 310 НК РФ (Письмо УФНС России по г. Москве от 11.11.2011 N 16-15/109734@).

Да, еще один момент: если до выплаты дохода иностранный продавец представит покупателю документы, подтверждающие его затраты на приобретение недвижимости, такие расходы можно учесть при расчете налоговой базы и с полученной разницы (а не со всего дохода иностранной компании) удержать налог (п. 4 ст. 309 НК РФ).

Обратите внимание! При выплате дохода "иностранцу" - продавцу недвижимости, находящейся на территории РФ, следует ориентироваться на международные соглашения об избежании двойного налогообложения (если таковые имеют место). Статьей 7 НК РФ установлено: если международным договором установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (см. также Письмо Минфина России от 29.09.2011 N 03-03-06/1/602).

А кто агент?

В общем, все понятно. Когда же возникает путаница? А тогда, когда покупателем выступают лица, не являющиеся по нормам гл. 25 НК РФ налоговыми агентами: "физики" либо иностранные компании, не имеющие постоянного представительства в РФ.
Для таких ситуаций Минфин рекомендации и дает. Так, в Письме от 03.03.2014 N 03-08-05/8961 (с уже известной нам ссылкой на п. 1 ст. 83 НК РФ и п. 14 Особенностей учета иностранных организаций <1>) финансисты резюмируют: иностранная компания, зарегистрированная по месту учета недвижимости, уплачивает налог самостоятельно. (В общем, уже вопреки нормам НК РФ, ведь самостоятельно уплачивает налог "иностранец", ведущий деятельность через постоянное представительство!) Однако, если на момент выплаты продавцу дохода (речь в Письме идет о покупателе - "беспредставительном иностранце") свидетельство о постановке на учет в налоговых органах РФ им не представлено, удержать налог на прибыль организаций и перечислить его в бюджет обязан покупатель. Да-да, тот самый "иностранец", не осуществляющий деятельность через постоянное представительство в РФ. А между тем (напомним) роль налогового агента возможна для ограниченного круга лиц - российских организаций и "представительных иностранцев". В рассматриваемой ситуации таковых не имеется.
--------------------------------
<1> Утверждены Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н.

Обратите внимание! Одним из критериев для квалификации деятельности иностранной организации в РФ как осуществляемой через постоянное представительство является регулярность ее осуществления. При этом единичные факты совершения каких-либо хозяйственных операций в РФ не рассматриваются как регулярная деятельность (Письмо Минфина России от 01.10.2008 N 03-08-05).

И вот опять-таки рекомендация, не соответствующая нормам НК РФ. Вдумайтесь: иностранное лицо, не имеющее представительство в РФ, пока еще (если ориентироваться на отведенные для этого временные промежутки) не поставленное на учет в налоговом органе РФ, обязано перечислить налог. Не совсем логично...

Но Минфин "разрулил" ситуацию, в общем-то неординарную, именно так, делая акцент при этом на наличии учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества.
Не особенно схожий (во всяком случае, без вариантов "если - если") подход и у контролирующих органов. В Письме от 18.09.2008 N 19-11/088411, например, столичные налоговики отмечают: иностранная организация - покупатель недвижимого имущества, в соответствии с установленным порядком, после приобретения этого имущества обязана встать на учет в налоговом органе РФ. Иностранная организация, от которой (в результате отношений с которой) налогоплательщик (иностранная организация, не осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство, - продавец недвижимого имущества, находящегося в РФ) получил доходы, определенные в п. 1 ст. 309 НК РФ, обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии с гл. 25 НК РФ. Следовательно, иностранная организация после постановки на учет в налоговом органе РФ исполняет обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на прибыль, который подлежит удержанию ею с доходов другой иностранной организации - налогоплательщика (продавца недвижимого имущества). Кроме того, в соответствии со ст. 310 НК РФ иностранная организация - покупатель недвижимого имущества обязана представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в установленные сроки.
В случае появления (в качестве покупателя имущества) физического лица подобные (может, и не совсем корректные) рассуждения вообще теряют смысл (с "физика", как говорится, взятки гладки). Поэтому в данной ситуации финансисты вменяют в обязанность уплатить налог с полученного дохода продавцу имущества (Письма ФНС России от 23.01.2014 N 03-08-05/2273, УФНС России по г. Москве от 11.11.2011 N 16-15/109734@). Уплата налога в бюджетную систему РФ осуществляется указанной иностранной организацией по месту ее постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения этого имущества на основании декларации по налогу на прибыль организаций.

* * *

Что хочется отметить, подводя итог сказанному?
Роль налоговых агентов никто не отменял. Если покупателем недвижимости, находящейся на территории РФ, выступает лицо, установленное гл. 25 НК РФ в этом качестве (российские компании либо "представительные иностранцы"), ему и платить налог в бюджет. И пусть фраза финансистов "иностранная компания, зарегистрированная по месту учета недвижимости, уплачивает налог самостоятельно" (Письмо N 03-08-05/8961) никого не смущает - она касается конкретной ситуации. В частности, той, когда продавец-"иностранец", не имеющий представительства на территории РФ, реализует свою недвижимость лицам, не входящим в определенный ст. 310 НК РФ круг налоговых агентов, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога на прибыль с полученных продавцом доходов.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


О реализации конституционного права на нотариальную защиту (Лакоба А.Д.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Конструкция залогового обязательства при множественности кредиторов (Челышева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Равные начала выступления Российской Федерации с иными участниками гражданских правоотношений (Садриева Р.Р.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

К вопросу о понятии и признаках обычая в гражданском обороте и семейных отношениях (Ханукаев Ю.Э.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи