Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Продажа иностранной недвижимости на российской территории: кто платит налог на прибыль? (Зайцева С.Н.)

Продажа иностранной недвижимости на российской территории: кто платит налог на прибыль? (Зайцева С.Н.)

Дата размещения статьи: 11.09.2014

Продажа иностранной компанией, не имеющей представительства в РФ, недвижимости, которая расположена на территории РФ, как правило, сопровождается вопросами - и по НДС (на что было обращено внимание читателей в предыдущем материале), и по налогу на прибыль организаций. О "прибыльной" теме мы сейчас и поговорим.

Итак, налог на прибыль организаций платят иностранные компании, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ (ст. 246 НК РФ). Первые являются самостоятельными плательщиками в отношении прибыли (доходов), полученной от деятельности в РФ, вторые (а они-то нас и интересуют) признаются плательщиком налога на прибыль в РФ в отношении тех видов доходов, которые определены в п. 1 ст. 309 НК РФ (п. 3 ст. 247 НК РФ). Среди них, в частности, значатся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ (пп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ).

Нет проблем

Поскольку иностранная компания не осуществляет деятельность в РФ через постоянное представительство (не уплачивает налог самостоятельно), обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с ее доходов возлагаются на организацию, выплачивающую доходы иностранной компании, - на налогового агента. В этой роли могут выступать российские организации или иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство (п. 1 ст. 310 НК РФ). При выплате дохода "иностранцу" налоговый агент удерживает налог по ставке 20% (ст. 284 НК РФ) и не позднее рабочего дня, следующего за днем такой выплаты, перечисляет его в бюджет (п. 2 ст. 287 НК РФ), а в сроки, определенные для подачи налоговых расчетов в ст. 289 НК РФ, представляет в налоговый орган информацию о суммах выплаченных "иностранцу" доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период (п. 4 ст. 310 НК РФ).

Примечание. Круг налоговых агентов, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога на прибыль, взимаемого с доходов, полученных "иностранцами", не осуществляющими деятельность в РФ через постоянное представительство, определен ст. 310 НК РФ (Письмо УФНС России по г. Москве от 11.11.2011 N 16-15/109734@).

Да, еще один момент: если до выплаты дохода иностранный продавец представит покупателю документы, подтверждающие его затраты на приобретение недвижимости, такие расходы можно учесть при расчете налоговой базы и с полученной разницы (а не со всего дохода иностранной компании) удержать налог (п. 4 ст. 309 НК РФ).

Обратите внимание! При выплате дохода "иностранцу" - продавцу недвижимости, находящейся на территории РФ, следует ориентироваться на международные соглашения об избежании двойного налогообложения (если таковые имеют место). Статьей 7 НК РФ установлено: если международным договором установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (см. также Письмо Минфина России от 29.09.2011 N 03-03-06/1/602).

А кто агент?

В общем, все понятно. Когда же возникает путаница? А тогда, когда покупателем выступают лица, не являющиеся по нормам гл. 25 НК РФ налоговыми агентами: "физики" либо иностранные компании, не имеющие постоянного представительства в РФ.
Для таких ситуаций Минфин рекомендации и дает. Так, в Письме от 03.03.2014 N 03-08-05/8961 (с уже известной нам ссылкой на п. 1 ст. 83 НК РФ и п. 14 Особенностей учета иностранных организаций <1>) финансисты резюмируют: иностранная компания, зарегистрированная по месту учета недвижимости, уплачивает налог самостоятельно. (В общем, уже вопреки нормам НК РФ, ведь самостоятельно уплачивает налог "иностранец", ведущий деятельность через постоянное представительство!) Однако, если на момент выплаты продавцу дохода (речь в Письме идет о покупателе - "беспредставительном иностранце") свидетельство о постановке на учет в налоговых органах РФ им не представлено, удержать налог на прибыль организаций и перечислить его в бюджет обязан покупатель. Да-да, тот самый "иностранец", не осуществляющий деятельность через постоянное представительство в РФ. А между тем (напомним) роль налогового агента возможна для ограниченного круга лиц - российских организаций и "представительных иностранцев". В рассматриваемой ситуации таковых не имеется.
--------------------------------
<1> Утверждены Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н.

Обратите внимание! Одним из критериев для квалификации деятельности иностранной организации в РФ как осуществляемой через постоянное представительство является регулярность ее осуществления. При этом единичные факты совершения каких-либо хозяйственных операций в РФ не рассматриваются как регулярная деятельность (Письмо Минфина России от 01.10.2008 N 03-08-05).

И вот опять-таки рекомендация, не соответствующая нормам НК РФ. Вдумайтесь: иностранное лицо, не имеющее представительство в РФ, пока еще (если ориентироваться на отведенные для этого временные промежутки) не поставленное на учет в налоговом органе РФ, обязано перечислить налог. Не совсем логично...

Но Минфин "разрулил" ситуацию, в общем-то неординарную, именно так, делая акцент при этом на наличии учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества.
Не особенно схожий (во всяком случае, без вариантов "если - если") подход и у контролирующих органов. В Письме от 18.09.2008 N 19-11/088411, например, столичные налоговики отмечают: иностранная организация - покупатель недвижимого имущества, в соответствии с установленным порядком, после приобретения этого имущества обязана встать на учет в налоговом органе РФ. Иностранная организация, от которой (в результате отношений с которой) налогоплательщик (иностранная организация, не осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство, - продавец недвижимого имущества, находящегося в РФ) получил доходы, определенные в п. 1 ст. 309 НК РФ, обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии с гл. 25 НК РФ. Следовательно, иностранная организация после постановки на учет в налоговом органе РФ исполняет обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на прибыль, который подлежит удержанию ею с доходов другой иностранной организации - налогоплательщика (продавца недвижимого имущества). Кроме того, в соответствии со ст. 310 НК РФ иностранная организация - покупатель недвижимого имущества обязана представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в установленные сроки.
В случае появления (в качестве покупателя имущества) физического лица подобные (может, и не совсем корректные) рассуждения вообще теряют смысл (с "физика", как говорится, взятки гладки). Поэтому в данной ситуации финансисты вменяют в обязанность уплатить налог с полученного дохода продавцу имущества (Письма ФНС России от 23.01.2014 N 03-08-05/2273, УФНС России по г. Москве от 11.11.2011 N 16-15/109734@). Уплата налога в бюджетную систему РФ осуществляется указанной иностранной организацией по месту ее постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения этого имущества на основании декларации по налогу на прибыль организаций.

* * *

Что хочется отметить, подводя итог сказанному?
Роль налоговых агентов никто не отменял. Если покупателем недвижимости, находящейся на территории РФ, выступает лицо, установленное гл. 25 НК РФ в этом качестве (российские компании либо "представительные иностранцы"), ему и платить налог в бюджет. И пусть фраза финансистов "иностранная компания, зарегистрированная по месту учета недвижимости, уплачивает налог самостоятельно" (Письмо N 03-08-05/8961) никого не смущает - она касается конкретной ситуации. В частности, той, когда продавец-"иностранец", не имеющий представительства на территории РФ, реализует свою недвижимость лицам, не входящим в определенный ст. 310 НК РФ круг налоговых агентов, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога на прибыль с полученных продавцом доходов.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи