Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Предоплаченные карты: скрытый потенциал и большие возможности (Москвичев А.А.)

Предоплаченные карты: скрытый потенциал и большие возможности (Москвичев А.А.)

Дата размещения статьи: 11.09.2014

Банковская предоплаченная карта может представлять собой карту путешественника, поздравительную или подарочную карту, кобрендинговый проект с партнером. Однако чаще всего пользоваться такой картой можно так же, как и обыкновенной банковской картой: проводить расчеты, оплачивать покупки, получать денежные средства. Почему данные карты популярны в развитых странах и какой потенциал они имеют в России? Каковы нововведения в области нормативного регулирования и основные аспекты бухгалтерского учета операций по предоплаченным банковским картам?

Рынок предоплаченных карт - один из наиболее быстрорастущих рынков в сфере безналичных платежей. Общемировой рост операций по предоплаченным картам за последние четыре года составил около 20%. По прогнозам, объем транзакций с помощью предоплаченных карт в 2014 г. составит 16,9 млрд <1>. При этом основная доля роста приходится на США, где данный формат безналичных переводов получил наибольший успех.
--------------------------------
<1> World Payments Report 2013, Capgemini (http://www.capgemini.com/resource-file-access/resource/pdf/wpr_2013.pdf).

Всего несколько лет назад предоплаченные карты были неизвестны большинству потребителей, однако сейчас можно с уверенностью сказать, что они больше не находятся "на периферии" личных финансов. Так, например, в США завершилась программа отказа от бумажных чеков. Начиная с марта 2013 г. большинство новых федеральных пособий выплачиваются либо на банковский счет, либо на предоплаченную карту. Этот шаг, как ожидается, позволит федеральному правительству сохранить 1 млрд долл. США в течение следующих 10 лет <2>.
--------------------------------
<2> The End of Cash: The Rise of Prepaid Cards, Their Potential, and Their Pitfalls (http://www.americanprogress.org/issues/economy/report/2013/04/04/59277/the-end-of-cash-the-rise-of-prepaid-cards-their-potential-and-their-pitfalls/).

В мировой практике использование банками предоплаченных карт обусловлено следующими особенностями:
- предоплаченные карты представляют собой удобный способ оплаты товаров как внутри страны, так и за рубежом;
- предоплаченные карты - удобный инструмент управления расходами несовершеннолетних;
- отсутствует кредитный лимит, снижены риски получения штрафов;
- ограничена возможность снятия с карты наличных денежных средств;
- на остаток не начисляются проценты;
- возможно получение бонусов при покупках в торговых сетях.
Популярность данного продукта в России растет стремительными темпами: с 2008 г. количество эмитированных кредитными организациями предоплаченных карт увеличилось с 384 тыс. до 48 млн.
Несомненное преимущество банковских предоплаченных карт - мгновенный выпуск. Иногда это становится единственным выходом для клиентов, у которых нет времени ждать, пока банк выпустит обычную карту. Потенциальными клиентами предоплаченных карт являются школьники, студенты, учащиеся, которые, будучи несовершеннолетними, не могут иметь собственного банковского счета. Однако наибольшую популярность в России приобрело использование предоплаченных карт в качестве подарочных.
Так почему именно подарочные карты обладают столь широкой популярностью? Благодаря разнообразному дизайну существующих на рынке банковских продуктов (см. рисунок) они могут подойти к любому торжеству. Россияне постепенно отказываются от традиционных подарков, в то же время поздравительная карта является отличным способом замены денежного подарка в наличной форме, при этом важную роль играет упаковка.

Подарочная карта Visa ЗАО "Банк Русский Стандарт", подарочная карта MasterCard ОАО "Промсвязьбанк"

Источники: http://www.daricard.ru/; http://www.psbank.ru/.

Банковские подарочные карты принимают по всему миру, а некоторые партнеры могут даже предложить скидки или бонусы при оплате покупки предоплаченной подарочной картой. Именно эмоциональная составляющая данного продукта является ключевым фактором, влияющим на выбор потребителя. Такого мнения придерживается также руководитель направления предоплаченных карт компании MasterCard в Европе Мэтью Лэнфорд. В своем выступлении на IV Международном форуме "Дистанционные сервисы, карты и платежи - 2013" он отметил, что 77% держателей предоплаченных карт в Европе считают их безопасным и удобным средством оплаты.
В России выпуском предоплаченных подарочных карт занимаются несколько десятков кредитных организаций. Причем подарочные карты продаются не только в офисах банков, но и в крупных торговых сетях. Например, Альфа-Банк предлагает свои карты в сети магазинов re:Store, а Банк Русский Стандарт продает подарочные карты в точках нескольких десятков его партнеров. Промсвязьбанк с декабря 2013 г. запустил продажу предоплаченных карт Gorky Card в Парке Горького в уникальных вендинговых аппаратах. Совместная банковская карта Gorky Card предназначена не только для безналичной оплаты товаров и услуг по всему миру, но и для прохода без очереди на различные площадки Парка Горького. В 2014 г. предоплаченную карту Visa с символикой XXII Олимпийских игр в Сочи анонсировал Сбербанк России. Это продукт определенного номинала, устанавливаемого клиентом при покупке.
Максимальный номинал предоплаченной карты в случае ее выпуска без идентификации клиента или упрощенной идентификации физического лица, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), не может превышать 15 тыс. руб. Законодательством установлен запрет на получение наличных денежных средств по таким картам, при этом держатель имеет право перевести остаток средств на свой банковский счет.
Предоплаченная карта не требует заключения договора на открытие банковского счета. Это, с одной стороны, позволяет защитить сбережения, поскольку ни один мошенник не сможет воспользоваться всеми средствами, так как карта не привязана к банковскому счету. С другой стороны, для ее открытия не нужно предъявлять документы, а в терминологии Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" вкладом считаются денежные средства, размещенные вкладчиком или в его пользу на основании договора банковского вклада или банковского счета. Соответственно, средства на предоплаченной карте не подлежат обязательному страхованию.

Предоплаченная карта как электронное средство платежа

Основным нормативным документом, регулирующим особенности осуществления кредитными организациями операций с платежными картами, является Положение Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" (далее - Положение N 266-П). Существенные изменения в части операций с предоплаченными картами были внесены в него Указанием Банка России от 10.08.2012 N 2862-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 24 декабря 2004 года N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (далее - Указание N 2862-У).
Положением N 266-П установлено, что предоплаченная карта как электронное средство платежа используется для перевода электронных денежных средств, возврата остатка электронных денежных средств в пределах суммы денежных средств, предварительно предоставленных держателем кредитной организации - эмитентом в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ).
Понятие предоплаченной карты зафиксировано Федеральным законом от 28.12.2013 N 403-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 403-ФЗ). В соответствии с данным Законом предоплаченная карта - это платежная карта, предоставляемая клиенту оператором электронных денежных средств, используемая для перевода электронных денежных средств, а также для осуществления иных операций, предусмотренных ст. 7 Закона N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Рассмотрим вносимые Законом N 403-ФЗ изменения, касающиеся функционирования предоплаченных карт в национальной платежной системе и вступающие в силу с 1 августа 2014 г.
1. Ограничен срок исполнения распоряжения клиента - не более трех рабочих дней после принятия оператором электронных денежных средств (п. 11 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
2. По отношению к предоплаченным картам установлена возможность применения автономного режима использования электронного средства платежа (п. п. 12 и 14 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
3. Определены порядок получения наличных денежных средств и ограничения, в соответствии с которыми общая сумма выдаваемых наличных денежных средств не должна превышать 5 тыс. руб. в течение одного календарного дня и 40 тыс. руб. в течение одного календарного месяца (п. 20 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Существенные изменения в правила переводов денежных средств, в том числе с использованием предоплаченных карт, вносит Федеральный закон от 05.05.2014 N 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивший в силу с 16 мая 2014 г. (за исключением отдельных положений п. п. 2 и 3 ст. 5, действие которых отложено до 1 ноября и 1 октября 2014 г. соответственно). С учетом утвержденных данным документом особенностей перевода электронных денежных средств в случае, если держатель предоплаченной карты пожелает перевести остаток средств на свой банковский счет, ему необходимо будет пройти упрощенную идентификацию в обязательном порядке. Перевод средств без проведения идентификации или упрощенной идентификации возможен при условии соблюдения ограничений, установленных п. 1.4 ст. 7 Закона N 115-ФЗ. Фактически если использование предоплаченной карты предполагается исключительно для оплаты покупок, переводов в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории РФ, то упрощенную идентификацию проходить не обязательно.
Банк России в Указании N 2862-У придерживается подхода, в соответствии с которым предоплаченные карты относятся к электронным средствам платежа, предназначенным для перевода электронных денежных средств. Данная позиция также отражена в Письме Банка России от 28.08.2012 N 14-27/619. Это означает, что организации, не являющиеся операторами электронных денежных средств, не вправе принимать обязательства по электронным денежным средствам и осуществлять перевод электронных денежных средств, который отнесен к банковским операциям в п. 9 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Оператором электронных денежных средств в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Это было подтверждено в пресс-релизе Банка России от 28.08.2013 "О применении отдельных положений Федерального закона "О национальной платежной системе". Таким образом, осуществление операций по исполнению обязательств физических лиц на основании переданных ими распоряжений в пользу поставщиков товаров или услуг без наличия соответствующей лицензии является нарушением законодательства.
Кредитная организация вправе привлекать банковских платежных агентов для предоставления клиентам электронных средств платежа, в том числе распространения предоплаченных карт. Данный канал продаж способствует расширению доступности банковских услуг в части платежей и расчетов. При этом кредитная организация, выступающая в роли оператора по переводу денежных средств, обязана контролировать соблюдение банковскими платежными агентами законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Указание Банка России от 14.09.2011 N 2693-У "О порядке осуществления контроля операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, за деятельностью банковских платежных агентов").
При приеме от клиента - физического лица денежных средств в сумме, не превышающей 15 тыс. руб., для приобретения предоплаченной карты, в случае если у сотрудников не возникает подозрений относительно законности данной операции, идентификация клиента не проводится (Письмо Банка России от 12.08.2010 N 115-Т "Об идентификации физического лица при выдаче ему предоплаченной карты"). В любых других случаях идентификация или упрощенная идентификация клиента - физического лица должна проводиться с учетом требований, установленных Законом N 115-ФЗ.

Бухгалтерский учет операций с предоплаченными картами

Положение Банка России от 16.07.2012 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" предусматривает возможность открытия счета 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика". Аналитический учет по данному счету ведется на лицевых счетах в разрезе каждого договора с платежным агентом и поставщиком. Для открытия специального банковского счета банковскому платежному агенту представляются документы, предусмотренные Инструкцией Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)".
Согласно п. 5 ст. 14 Закона N 161-ФЗ, а также п. 16 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" список операций по счетам банковских платежных агентов органичен:
- зачислением принятых от физических лиц наличных денежных средств;
- зачислением денежных средств с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);
- списанием денежных средств на банковские счета.
Совершение иных операций по специальному банковскому счету не допускается.
Учет суммы предоплаты, предоставленной банку-эмитенту держателем предоплаченной карты, осуществляется с использованием счета 40903 "Средства для расчетов чеками, предоплаченными картами и осуществления переводов электронных денежных средств с использованием электронного средства платежа". По данному счету отражаются взнос наличных денежных средств физическим лицом в кассу банка для оплаты предоплаченной банковской карты, пополнение карты через терминал или со счета физического лица:
Дт 20202 "Касса кредитных организаций";
Дт 20208 "Денежные средства в банкоматах";
Дт 40817 "Физические лица"
Кт 40903 "Средства для расчетов чеками, предоплаченными картами и осуществления переводов электронных денежных средств с использованием электронного средства платежа".
Если предоплаченные карты реализуются через агента, возможны предварительное финансирование или гарантия оплаты карт:
Дт 40702 "Коммерческие организации";
Дт 30233 "Незавершенные расчеты с операторами услуг платежной инфраструктуры и операторами по переводу денежных средств"
Кт 40903 "Средства для расчетов чеками, предоплаченными картами и осуществления переводов электронных денежных средств с использованием электронного средства платежа".
Списание денежных средств по операциям с использованием предоплаченных карт отражается в сумме произведенных операций согласно реестру платежей:
Дт 40903 "Средства для расчетов чеками, предоплаченными картами и осуществления переводов электронных денежных средств с использованием электронного средства платежа"
Кт 30233 "Незавершенные расчеты с операторами услуг платежной инфраструктуры и операторами по переводу денежных средств".
При использовании услуг агента для реализации предоплаченных карт на сумму денежных средств, принятых от физических лиц для оплаты номинала карт, производится операция зачисления на счет платежного агента:
Дт 20202 "Касса кредитных организаций"
Кт 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика".
Списание средств для зачисления на счета поставщика в качестве оплаты за реализуемые товары и услуги производится с расчетного счета после перевода средств со счета платежного агента:
Дт 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика"
Кт 40702 "Коммерческие организации".
Кроме того, учет предоплаченных карт оформляется бухгалтерскими проводками по внебалансовым счетам. Карты учитываются по номинальной стоимости, если она известна, или в условной оценке 1 руб. за каждую банковскую карту. Передача предоплаченных карт в хранилище банка от компании-эмитента отражается проводкой:
Дт 91202 "Разные ценности и документы"
Кт 99999 "Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи".
Если карты реализуются через уполномоченного агента, при выдаче предоплаченных карт с целью продажи оформляется проводка:
Дт 91203 "Разные ценности и документы, отосланные и выданные под отчет, на комиссию"
Кт 91202 "Разные ценности и документы".
Списание карт, выданных клиентам платежным агентом:
Дт 99999 "Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи"
Кт 91203 "Разные ценности и документы, отосланные и выданные под отчет, на комиссию".

Выводы

Предоплаченная карта как банковский продукт только набирает популярность в российской практике. Наиболее успешно кредитные организации реализовали продажу предоплаченных карт в форме подарочных и кобрендинговых карт, предусматривающих скидки и бонусы при оплате у партнеров. Существенным фактором, ограничивающим экспансию таких карт, является недостаточно развитая платежная инфраструктура, особенно в регионах.
Нужно отметить, что потенциал предоплаченных карт в России еще не полностью реализован. Во-первых, карта может стать удобным инструментом расчетов для лиц, которые в силу несовершеннолетия не могут иметь собственный банковский счет. Во-вторых, популярность предоплаченных карт возрастет со вступлением в силу всех положений законодательства о платежной системе. Поскольку организации, не являющиеся операторами электронных денежных средств, не вправе принимать обязательства по электронным денежным средствам, все эмитенты, в том числе и розничные сети, предлагающие различные бонусные карты, будут вынуждены либо получать лицензию, либо обращаться в банки с целью эмиссии предоплаченных карт. В связи с этими изменениями необходимо обратить внимание на оптимизацию бухгалтерского учета отношений с платежными агентами по расчетам, связанным с использованием предоплаченных карт. Справедливости ради необходимо также отметить, что пока издержки, связанные с содержанием банковского счета, невысоки, не стоит ожидать бурного роста популярности продукта у массового клиентского сегмента.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.