Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > К вопросу о конституционных основах защиты семьи в Российской Федерации (Елисеева А.А.)

К вопросу о конституционных основах защиты семьи в Российской Федерации (Елисеева А.А.)

Дата размещения статьи: 16.09.2014

К числу основных начал семейного законодательства Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ) относит защиту государством семьи, материнства, отцовства и детства (п. 1 ст. 1 СК РФ). Данные положения отраслевого законодательства берут начало из Основного Закона страны - Конституции Российской Федерации, закрепляющей в ст. 38 защиту государством материнства, детства и семьи в качестве гарантированных прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, ст. 72 Конституции определяет, что защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что в России защита семьи как конституционная норма появилась далеко не сразу. Исследование конституций, принятых в нашей стране за период с 1917 г. по 1993 г., позволяет сделать вывод, что до принятия в 1977 г. Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик <1> положения о государственной охране семьи в ранее принятых конституциях не содержались. Так, в Конституции СССР 1936 г. <2> и в Конституции РСФСР 1937 г. <3> присутствовали лишь указания, что женщине предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность же осуществления этих прав женщин обеспечивалась в том числе охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.
--------------------------------
<1> Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // Ведомости ВС СССР. 1977. N 41. Ст. 617 // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Ст. 122 Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. N 283. 06.12.1936 // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Ст. 126 Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 "Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" (вместе с Конституцией) // СПС "КонсультантПлюс".

Конституция СССР 1977 г. впервые на уровне Основного Закона государства закрепила государственную защиту семьи, а именно в ст. 53 было указано, что "семья находится под защитой государства". И несмотря на то, что законодатель не упомянул при этом, каким образом такая защита должна осуществляться, остановив свое внимание лишь на "путях проявления государством заботы о семье", тем не менее, благодаря введению данной нормы, семья впервые была определена как нуждающаяся в защите со стороны государства <4>.
--------------------------------
<4> Политика государства в сфере регулирования брачно-семейных отношений советского периода давно является предметом исследований ученых (см., например: Нечаева А.М. Обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан советским семейным законодательством // Роль гражданского и семейного законодательства в обеспечении конституционных прав и обязанностей граждан СССР. М., 1983. С. 167). Примечательно, что изучение вопросов механизма защиты советским государством семьи остается актуальным и в настоящее время (см. например, Ростова О.С. Политика Советского государства в сфере регулирования брачно-семейных отношений (1960 - 1970-е годы) // Семейное и жилищное право. 2012. N 5. С. 13 - 15).

Невольно возникает вопрос: в связи с какими обстоятельствами государство стало проявлять повышенную "заботу" о семье, что послужило причиной для введения института ее защиты? Для ответа обратимся к отечественной истории развития взаимоотношений между семьей и государством.
В дореволюционном законодательстве России "семья" пользовалась некоторой автономией. Как справедливо отмечал Г.Ф. Шершеневич, "... государство охраняет по возможности неприкосновенность внутренней жизни семьи, опасается излишним вмешательством повредить мирным ее отношениям. Родители имеют в отношении своих детей карательную власть; некоторые преступления, возбуждающие в других случаях преследование по инициативе самой власти, вызывают вмешательство последней только по жалобе потерпевшего члена семьи" <5>.
--------------------------------
<5> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) / Вступ. ст. Е.А. Суханова. М.: Фирма "СПАРК", 1995. С. 407.

В советский период семья пережила серьезные метаморфозы. Характеризуя главные изменения, происходившие в семье на протяжении XX в., российский демограф и экономист, директор Института демографии НИУ-ВШЭ А.Г. Вишневский справедливо замечает наличие процесса "раскрестьянивания" семей и превращения их из "сельских в городские" <6>. Данное явление сопровождалось изменением роли государства в регулировании семейных отношений. Исследователи подразделяют развитие брачно-семейных отношений в указанный период на три этапа <7>. Согласно названной периодизации, на первом этапе, продолжавшемся примерно до середины 1930-х гг., развитие брачно-семейных отношений имело в целом ярко выраженную либеральную направленность ("меньше государства"). Именно в этот период был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г., который впервые допустил вмешательство государства в семейную жизнь граждан, в сферу взаимоотношений родителей и детей и узаконил "фактический брак". Второй этап - с середины 1930-х до середины 1950-х - характеризовался тенденцией к жесткому регулированию брачно-семейной сферы ("больше государства"). Так, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" стал признаваться только зарегистрированный брак, появилась категория "внебрачные дети", а из Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 г. были исключены положения об одинаковых правах детей, рожденных в зарегистрированном браке, и внебрачных <8>. На третьем этапе, начиная с середины 1950-х гг., шло медленное возвратное движение к либерализации брачно-семейных отношений. Подтверждением тому служат, например, нормы Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г., предусматривавшие равенство прав и обязанностей детей по отношению к родителям и их родственникам, как рожденных от родителей, состоящих в браке между собой, так и рожденных вне брака.
--------------------------------
<6> Вишневский А.Г. Эволюция семьи и семейная политика в СССР / Отв. ред. А.Г. Вишневский. М.: Наука, 1972. С. 6 - 7.
<7> Вишневский А.Г., Захаров С.В., Иванова Е.И. Эволюция российской семьи. О настоящем и будущем брачных отношений // Экология и жизнь. 2008. N 9. С. 5.
<8> Следует согласиться с мнением А.М. Рабец, которая считает, что "видимо, не случайно государство, признавая юридическую силу за подобными союзами в течение более 17 лет (с 1 января 1927 г. до 8 июля 1944 г.), в дальнейшем от этого отказалось, и не только ввиду трудностей, возникших в связи с военными действиями, и до сих пор последовательно придерживается этой позиции, которая представляется вполне оправданной, особенно в публичных правоотношениях с участием семьи". См.: Рабец А.М. Еще раз о юридическом понятии молодой семьи // Семейное и жилищное право. 2008. N 2 // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, представляется, что причинами для введения института защиты семьи в нашей стране послужили "не совсем" последовательные действия государства в области регулирования семейных отношений, а также произошедшая эволюция самой семьи.
На смену патриархальной семье со своими устоявшимися многовековыми традициями и обычаями, самостоятельно регулирующими возникающие внутри семьи процессы, за довольно короткий промежуток времени пришла независимая, свободная от догм, состоящая порой уже только из супругов с детьми, а иногда и без них <9>, семья, которая, несмотря на предоставленные права и свободы (полное отсутствие права "личной власти": власти мужа над женой, родителей над детьми), оказалась неспособной самостоятельно решать многие вопросы, относящиеся к семейной жизни и совершенно не защищенной от вмешательств в свои дела третьих лиц (прежде всего, государства), совершаемых большей частью далеко не в интересах семьи, а лишь исключительно в интересах отдельных ее членов. Именно данная модель семьи и создала предпосылки для закрепления на самом высоком законодательном уровне принципа защиты семьи государством, так как все имевшие место ранее порядки (в том числе духовно-нравственных традиций внутрисемейных отношений) были разрушены, а возможности семьи самостоятельно справляться с негативными процессами как в обществе в целом, так и внутри нее самой, оказались малоэффективными.
--------------------------------
<9> Такая семья трактуется в литературе как "супружеская", или "нуклеарная" (группирующаяся вокруг "супружеского ядра").

В действующем законодательстве Российской Федерации развитие конституционных положений о защите семьи носит лишь фрагментарный характер (см., например: п. 1 ст. 1 СК РФ; ст. 51 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; глава 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, посвященная преступлениям против семьи и несовершеннолетних (правда, содержащиеся в ней санкции направлены в первую очередь на защиту прав и интересов несовершеннолетних, а не семьи в целом)).
В настоящий момент Россия находится на пути реформирования государственной семейной политики с целью укрепления, развития и защиты института семьи как фундаментальной основы российского общества. 28 мая 2013 г. на втором заседании Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг. председателем Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Е.Б. Мизулиной представлена Концепция государственной семейной политики на период до 2025 г. (общественный проект) (далее - Концепция) <10>, в которой содержится комплексный анализ современного состояния института семьи, ее места и роли в настоящей и будущей стратегии развития России, констатируется и обосновывается наличие в современном российском обществе факта "ослабления" института семьи. В представленном для общественного обсуждения документе семья трактуется как сложное социокультурное явление и рассматривается уже не только как социальное сообщество супругов, родителей и детей, но и как духовная ячейка, "малая церковь". Концепция подвергает анализу эффективность предпринимаемых органами государственной власти мер по поддержке семьи, действующего законодательства, а также содержит комплекс законодательных предложений, направленных на реализацию основных задач государственной семейной политики, укрепление и развитие традиционных для России семейных ценностей. Одними из основных направлений государственной семейной политики Российской Федерации Концепция предусматривает укрепление и развитие института семьи, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей, в том числе повышение авторитета родительской власти; защиту семьи от незаконного вмешательства в семейную жизнь и оказание ей содействия в осуществлении ее основных функций.
--------------------------------
<10> Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (общественный проект): в 3 частях / Сост. Мизулина Е.Б. и др. Ч. 1. М., 2013. URL: http://www.komitet2-6.km.duma.gov.ru/site.xp/050049124053056052.html.

Представляется, что принятие названных мер по реформированию государственной семейной политики обеспечит полноценную реализацию конституционных основ защиты семьи в Российской Федерации.

Литература

1. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. N 283. 06.12.1936 // СПС "КонсультантПлюс".
2. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 "Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" (вместе с Конституцией) // СПС "КонсультантПлюс".
3. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // Ведомости ВС СССР. 1977. N 41. Ст. 617 // СПС "КонсультантПлюс".
4. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (общественный проект): в 3 ч. / Сост. Е.Б. Мизулина и др. Ч. 1. М., 2013. URL: http://www.komitet2-6.km.duma.gov.ru/site.xp/ 050049124053056052.html.
5. Вишневский А.Г. Эволюция семьи и семейная политика в СССР. М.: Наука, 1972. С. 6 - 7.
6. Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи. О настоящем и будущем брачных отношений / С.В. Захаров, Е.И. Иванова // Экология и жизнь. 2008. N 9. С. 5.
7. Нечаева А.М. Обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан советским семейным законодательством // Роль гражданского и семейного законодательства в обеспечении конституционных прав и обязанностей граждан СССР. М., 1983. С. 167.
8. Рабец А.М. Еще раз о юридическом понятии молодой семьи // Семейное и жилищное право. 2008. N 2. СПС "КонсультантПлюс".
9. Ростова О.С. Политика Советского государства в сфере регулирования брачно-семейных отношений (1960 - 1970-е годы) // Семейное и жилищное право. 2012. N 5. С. 13 - 15.
10. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) / Вступ. ст. Е.А. Суханова. М.: Фирма "СПАРК", 1995. С. 407.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи