Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > О применении ЛПУ нулевой ставки по налогу на прибыль (Гусев А.)

О применении ЛПУ нулевой ставки по налогу на прибыль (Гусев А.)

Дата размещения статьи: 16.09.2014

В соответствии с ч. 1 ст. 284.1 НК РФ учреждения здравоохранения, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством РФ, вправе применять налоговую ставку 0% при соблюдении условий, установленных ст. 284.1 НК РФ. Указанная норма применяется с 01.01.2011 до 01.01.2020. Несмотря на то что данная норма действует уже более трех лет, вопросы по ее применению продолжают возникать. На некоторые из них мы ответим в настоящей статье.

Можно ли перейти на применение налоговой ставки 0% в случае, если заявление и копии лицензии представлены в налоговый орган с нарушением срока, установленного ч. 5 ст. 284.1 НК РФ?

Как мы уже отмечали, учреждения, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять нулевую налоговую ставку при соблюдении условий, установленных ст. 284.1 НК РФ. При этом для целей применения указанного положения осуществляемая организациями образовательная и (или) медицинская деятельность должна входить в соответствующий Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 917.
В силу ч. 3 ст. 284.1 НК РФ учреждение здравоохранения вправе применять налоговую ставку 0% исключительно в случае:
- если учреждение имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) согласно законодательству РФ;
- если доходы учреждения за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, составляют не менее 90% его доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, либо если учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в силу гл. 25 НК РФ;
- если в штате учреждения здравоохранения численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50%;
- если в штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
- если учреждение не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
В соответствии с ч. 5 ст. 284.1 НК РФ организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0%, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется нулевая налоговая ставка, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копию лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством РФ.
Организация вправе уточнить указанные сведения и представить их в налоговый орган вместе со сведениями, обозначенными в ч. 6 ст. 284.1 НК РФ, по окончании первого налогового периода, в течение которого она применяет налоговую ставку 0%.
Последствия пропуска указанного в ч. 5 ст. 284.1 НК РФ срока Налоговым кодексом не установлены.
ФНС России в Письме от 22.05.2013 N ЕД-4-3/9198@ отметила, что нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления само по себе не лишает его права на применение льготного режима налогообложения при условии, что этот выбор сделан им до момента, с которого начнут формироваться налоговая база, облагаемая налогом по ставке 0%, и показатели, используемые при оценке выполнения необходимых условий для данной преференции, то есть до начала налогового периода.
Таким образом, если учреждение здравоохранения не позднее 31 декабря года, предшествующего году применения налоговой ставки 0%, представит в налоговый орган заявление и копию лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, оно будет вправе применять налоговую ставку 0% при соблюдении всех условий, установленных ст. 284.1 НК РФ. Указанный вывод сделан в Постановлении ФАС УО от 09.12.2013 N Ф09-12168/13.

Учреждение здравоохранения в первичной декларации по налогу на прибыль за год исчислило налог по ставке 20%. Вправе ли оно при соблюдении условий, установленных ст. 284.1 НК РФ, пересчитать налог исходя из ставки 0% и подать в налоговый орган уточненную декларацию?

В соответствии с ч. 6 ст. 284.1 НК РФ учреждение здравоохранения по окончании каждого налогового периода, в течение которого оно применяло налоговую ставку 0%, в сроки, установленные для представления налоговой декларации, подает в налоговый орган по месту своего нахождения следующие сведения по формам, утвержденным ФНС:
- о доле доходов учреждения от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов учреждения, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль;
- о численности работников в штате учреждения;
- о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате (для учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность).
В случае непредставления указанной информации в установленные сроки с начала налогового периода, данные за который не были поданы, должна быть применена ставка в размере 20%. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в предусмотренном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм пеней.
Форма представляемых учреждением сведений утверждена Приказом ФНС России от 21.11.2011 N ММВ-7-3/892@.
Согласно ч. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном данной статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока, не считается поданной с нарушением срока.
Таким образом, если учреждением здравоохранения соблюдены все условия, предусмотренные ч. 1 и 3 ст. 284.1 НК РФ, оно может воспользоваться правом на подачу уточненной декларации по налогу на прибыль по итогам налогового периода с применением нулевой ставки при условии направления в налоговый орган сведений, предусмотренных ч. 6 указанной статьи, не позднее даты представления такой уточненной декларации (Письма Минфина России от 06.08.2013 N 03-03-10/31492, ФНС России от 18.10.2013 N ЕД-4-3/18727 "О применении положений статьи 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации").

Автономное учреждение здравоохранения применяло нулевую ставку налога на прибыль организаций. С 2014 г. указанное учреждение перешло на УСНО. Вправе ли оно повторно перейти на применение ставки налога на прибыль организаций, равной 0%?

В силу ч. 8 ст. 284.1 НК РФ учреждения здравоохранения, применявшие налоговую ставку 0% и перешедшие на применение ставки, установленной ч. 1 ст. 284 НК РФ, в том числе в связи с несоблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 284.1 НК РФ, не вправе повторно перейти на применение нулевой налоговой ставки в течение пяти лет начиная с налогового периода, в котором они перешли на применение ставки, определенной ч. 1 ст. 284 НК РФ.
Таким образом, для организации, осуществляющей медицинскую деятельность согласно законодательству РФ и соответствующей требованиям, указанным в ст. 284.1 НК РФ, установлено единственное ограничение для повторного перехода на применение ставки 0%.
Исходя из вышеизложенного, если автономное учреждение здравоохранения применяло ставку налога на прибыль организаций 0%, а затем перешло на УСНО, оно вправе повторно перейти на применение данной ставки при соблюдении условий, установленных ст. 284.1 НК РФ.

Может ли учреждение здравоохранения применять предусмотренную ст. 284.1 НК РФ ставку налога на прибыль, если оно имеет доходы от выдачи процентных займов сроком до трех лет?

На основании пп. 5 ч. 3 ст. 284.1 НК РФ организации, осуществляющие медицинскую деятельность, могут применять налоговую ставку 0%, если они не совершают в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
В соответствии с ч. 1 ст. 301 НК РФ финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в силу Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг). Перечень видов производных финансовых инструментов (включая форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) установлен Положением о видах производных финансовых инструментов, утвержденным Приказом ФСФР России от 04.03.2010 N 10-13/пз-н.
Согласно ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг производный финансовый инструмент - это договор, за исключением договора РЕПО, предусматривающий одну или несколько обязанностей, установленных данной статьей.
Статьей 815 ГК РФ определено, что в случаях, когда в соответствии с соглашением сторон заемщиком выдан вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить при наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы, отношения сторон по векселю регулируются Федеральным законом от 11.03.1997 N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе".
По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст. 807 ГК РФ).
Таким образом, выдача денежных средств по договору займа, не предусматривающему выдачу заемщиком заимодавцу векселя, не относится к операциям, с ведением которых ст. 284.1 НК РФ связывает невозможность применения налоговой ставки в размере 0%.
В связи с изложенным при выполнении иных условий, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ, медицинская организация может применять в отношении налога на прибыль ставку 0% (Письмо УФНС России по г. Москве от 17.08.2012 N 16-15/076202@).

Возможно ли применение учреждением здравоохранения, реорганизованным в 2014 г. путем присоединения к нему другого учреждения здравоохранения, ставки налога на прибыль, предусмотренной ст. 284.1 НК РФ, если присоединенное к нему учреждение до момента реорганизации пользовалось этой ставкой?

Согласно ч. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (ч. 2 ст. 58 ГК РФ).
Таким образом, при реорганизации путем присоединения организация, к которой было присоединено юридическое лицо, продолжает свою деятельность, а присоединенная организация считается реорганизованной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении ею деятельности.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации учреждение здравоохранения, реорганизованное путем присоединения к нему другого учреждения здравоохранения, применявшего до момента присоединения установленную ст. 284.1 НК РФ ставку налога на прибыль, может применять указанную ставку только в случае, если своевременно подало в налоговый орган по месту постановки на учет заявление о намерении применять эту ставку с приложением копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, а также при соблюдении условий, предусмотренных в ч. 3 ст. 284.1 НК РФ. Аналогичный вывод содержится в Письме УФНС России по г. Москве от 17.10.2012 N 16-15/099195@ "О сохранении права на нулевую ставку при реорганизации учреждения".

Учитываются ли лица, принятые на работу из других организаций по совместительству (внешние совместители), для целей применения нулевой ставки налога на прибыль?

Как мы отмечали выше, одним из условий применения налоговой ставки 0% является требование о наличии в штате учреждения не менее 15 работников.
При расчете численности работников следует руководствоваться Приказом Росстата от 28.10.2013 N 428 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" (далее - Указания N 428).
Согласно п. 77 Указаний N 428 средняя численность работников организации включает:
- среднесписочную численность работников;
- среднюю численность внешних совместителей;
- среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
В соответствии с п. 79 Указаний N 428 в списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовым договорам и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации.
При этом на основании пп. "а" п. 80 Указаний N 428 не включаются в списочную численность работники, принятые на работу по совместительству из других организаций.
Учет внешних совместителей ведется отдельно.
При этом стоит отметить, что работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в этой организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица).
Таким образом, исходя из положений Указаний N 428, внешние совместители не учитываются при определении списочной численности работников для целей применения организациями ставки налога на прибыль в соответствии со ст. 284.1 НК РФ.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


22 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ст. 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.




15 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.




10 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".




3 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1105153-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам. 




30 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 1103069-7 "О внесении изменения в статью 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

Цель законопроекта - внесение в законодательство о банкротстве уточнения, согласно которому в рамках удовлетворения требований кредиторов второй очереди не могут быть взысканы иные платежи, кроме платежей по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.



В центре внимания:


Компетенция нотариусов: некоторые проблемные вопросы (Ярошенко Т.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Нотариальное удостоверение опциона на заключение договора в российском законодательстве (Махиборода М.Н., Шестаков К.Н.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Правовые проблемы оспоримости завещания (Гривков О.Д., Шичанин А.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Правовое обеспечение принципа прозрачности бюджетного процесса современной России: актуальные вопросы интерпретации и реализации (Михайлов Д.Л., Семерина Е.И., Субочев В.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Правовые проблемы организации муниципального аудита в России (Абрамова Н.Е., Лисицин П.Е.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.