Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Операции с наличными денежными средствами (Лунина О.)

Операции с наличными денежными средствами (Лунина О.)

Дата размещения статьи: 16.09.2014

С 1 июня 2014 г. вступили в силу новый порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенный порядок ведения кассовых операций ИП и субъектами малого предпринимательства в соответствии с Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Порядок N 3210-У), заменившим Положение N 373-П <1>. Кардинальных изменений, которые касались бы юридических лиц, в том числе государственных (муниципальных) учреждений, этот документ не внес. В статье рассмотрим, какие требования к порядку обращения наличных денежных средств в учреждении установлены в соответствии с вновь принятым документом.
--------------------------------
<1> Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России от 12.10.2011 N 373-П.

Общие требования к ведению кассовых операций

Кассовые операции - это прием, пересчет и выдача наличных денег в организации. В каждом учреждении и его обособленном подразделении должна быть установлена внутренним распорядительным документом максимально допустимая сумма наличных денег, которая может храниться в кассе по окончании рабочего дня после проведения всех кассовых операций. Остаток денежных средств, выведенных и указанных на конец рабочего дня в кассовой книге формы 0310004, не должен превышать установленного остатка - лимита остатка наличных денег.
Свободные денежные средства сверх установленного лимита остатка кассы должны храниться на банковских счетах юридических лиц.
Государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется через лицевые счета, открытые им в территориальных органах ОФК (финансовых органах), операции с наличными денежными средствами производят через банковские счета, открываемые ОФК (финансовыми органами) в банке на отдельном балансовом счете для кассового обслуживания данных учреждений (п. 2.1 Положения N 414-П/8н <2>).
--------------------------------
<2> Положение об особенностях расчетного и кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований) и органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, утв. Банком России N 414-П, Минфином России N 8н 18.02.2014.

Бюджетополучатели с учетом специфики своей деятельности вправе определить лимит остатка наличных денег в размере, превышающем размер лимита остатка наличных денег, рассчитанный в соответствии с Порядком N 3210-У, установив сумму непредвиденного резерва с обоснованием его размера в распорядительном документе об установлении лимита остатка наличных денег (п. 2.2 Положения N 414-П/8н).
Сверхлимитные денежные средства ГМУ должны сдавать на эти счета.

Обратите внимание! Порядок определения лимита остатка наличных денег по сравнению с Положением N 373-П не изменился.

Наличные деньги сдаются в банк представителем организации самостоятельно или с помощью инкассаторской службы (п. 3 Порядка N 3210-У).
Накопление наличных денежных средств в кассе сверх установленного лимита не допускается. Исключения могут быть в дни выдачи зарплаты, стипендии и выплат социального характера, а также в выходные и праздничные дни, если в это время проводились кассовые операции.

Обратите внимание! Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия денежных средств в кассе учреждения определяет юридическое лицо самостоятельно (п. 7 Порядка N 3210-У).

Ведение и документальное оформление кассовых операций

Кассовые операции ведутся кассиром или иным работником, которого назначил руководитель учреждения. Работнику устанавливаются соответствующие должностные права и обязанности, с которыми он должен ознакомиться под подпись. Если в учреждении назначены несколько кассиров, то один из них должен выполнять обязанности старшего кассира. Кроме того, кассовые операции может проводить руководитель учреждения.
В порядке ведения кассовых операций появилось новшество: теперь юридические лица могут вести кассовые операции с применением программно-технических средств. С 1 января 2015 г. такие средства должны иметь функцию распознания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России.
Кассовые операции оформляются приходными (ф. 0310001) и расходными (ф. 0310002) кассовыми ордерами (п. 4.1 Порядка N 3210-У). Они могут оформляться главным бухгалтером, бухгалтером, кассиром и - при отсутствии главного бухгалтера или бухгалтера - руководителем учреждения (п. 4.2 Порядка N 3210-У). Эти же лица должны подписывать кассовые документы.
Согласно п. 4.4 Порядка N 3210-У кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции (надписи "Получено", "Оплачено"), а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы.
Поступающие и выдаваемые наличные деньги учитываются в кассовой книге (ф. 0310004). Записи в ней осуществляются кассиром по каждому приходному и расходному кассовому ордеру. В конце каждого рабочего дня кассир обязан сверить данные, отраженные в кассовой книге и кассовых документах, и проверить остаток наличных средств. Контроль ведения кассовой книги осуществляется главным бухгалтером, а при его отсутствии руководителем учреждения.
В соответствии с п. 4.7 Порядка N 3210-У кассовые документы и кассовая книга могут оформляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Электронный вариант документов не был предусмотрен ранее действующим Положением N 373-П.
На бумажном носителе документы могут оформляться от руки или с применением технических средств обработки информации, персонального компьютера. Но в том и другом случае они должны быть подписаны собственноручными подписями уполномоченных лиц.
В кассовую книгу, оформленную на бумажном носителе, возможно внесение исправлений, которые должны содержать дату исправления, фамилию и инициалы, а также подписи лиц, вносивших исправления.
Документы, оформленные в электронном виде, должны быть защищены от несанкционированного доступа, искажений и потери информации. Они подписываются электронными подписями в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ. После подписания таких документов электронными подписями внесение в них исправлений не допускается.

Примечание. Внесение исправлений в приходные и расходные кассовые ордера не допускается (п. 4.7 Порядка N 3210-У).

За хранение бумажных и электронных документов по проведению кассовых операций отвечает руководитель учреждения.

Прием наличных денег

Прием наличных денег в кассу учреждения осуществляется по приходным кассовым ордерам (ф. 0310001) - ПКО (п. 5 Порядка N 3210-У).
При получении ПКО кассир должен проверить следующие его реквизиты:
- наличие подписей главного бухгалтера или руководителя и соответствие их образцам подписей;
- соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме, проставленной прописью;
- наличие подтверждающих документов, перечисленных в ПКО.
Наличные деньги принимаются кассиром таким образом, чтобы их вноситель мог наблюдать за действиями кассира. Кассир при этом производит полистный и поштучный пересчет денег. Сумма полученных наличных денег сверяется с суммой, указанной в ПКО. После этого при отсутствии расхождений кассир подписывает ПКО, ставит на квитанции к ПКО штамп с надписью "Получено" и выдает эту квитанцию вносителю денег.
При несоответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в ПКО, кассир предлагает вносителю наличных денег довнести недостающую сумму или возвращает излишне вносимые денежные средства. Если вноситель отказался довнести недостающую сумму наличных денег, кассир возвращает ему все деньги. ПКО при этом необходимо перечеркнуть и передать главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) для переоформления ПКО на фактически вносимую сумму наличных денег.

Обратите внимание! Прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц при отсутствии ККТ производится по бланкам строгой отчетности - квитанциям (ф. 0504510) (п. 167 Инструкции N 157н <3>).
--------------------------------
<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Исходя из п. 5.2 Порядка N 3210-У ПКО может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из ККТ, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ, на общую сумму принятых наличных денежных средств.
Прием наличных денег в кассу учреждения от его обособленного подразделения также осуществляется по ПКО.

Выдача наличных денег

Выдача наличных денег из кассы учреждения производится по расходным кассовым ордерам (ф. 0310002) - РКО, расчетно-платежным ведомостям (ф. 0301009), платежным ведомостям (ф. 0301011) (п. 6 Порядка N 3210-У). Следует обратить внимание, что государственные (муниципальные) учреждения в соответствии с Приказом N 173н <4> для выдачи наличных денег используют расчетно-платежную ведомость (ф. 0504401) и платежную ведомость (ф. 0504403).
--------------------------------
<4> Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".

При получении РКО кассир должен проверить следующие реквизиты:
- наличие подписей главного бухгалтера или руководителя и соответствие их образцам подписей;
- соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме, проставленной прописью;
- наличие подтверждающих документов, перечисленных в РКО.
Выдача наличных денег производится лично лицу, указанному в ПКО или ведомости, после идентификации получателя по предъявленному паспорту или иному документу, удостоверяющему личность, либо по доверенности и документу, удостоверяющему личность.
При выдаче денег по доверенности кассир должен проверить:
- соответствие Ф.И.О. получателя денег, указанных в РКО, Ф.И.О. доверителя, указанным в доверенности;
- соответствие указанных в доверенности и РКО Ф.И.О. доверенного лица и данных документа, удостоверяющего личность, данным документа, предъявленного доверенным лицом.
В ведомостях перед подписью лица, которому доверено получение денег, кассир делает запись "По доверенности". Саму доверенность необходимо приложить к РКО или ведомости.
Если доверенность оформлена на получение нескольких выплат, то с нее следует сделать необходимое количество копий и заверить их в установленном порядке. К каждой выплате по РКО или ведомости прикладывается заверенная копия доверенности. При последней выплате к РКО или ведомости прикладывается оригинал доверенности. До этого момента оригинал должен храниться у кассира.
Согласно п. 6.2 Порядка N 3210-У сначала кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает РКО получателю для проставления подписи. Затем он пересчитывает подготовленную к выдаче сумму таким образом, чтобы получатель мог наблюдать за его действиями, и выдает их получателю полистным, поштучным пересчетом в сумме, указанной в РКО.
Кассир не принимает от получателя претензии по сумме полученных наличных денег, если тот не сверил в РКО соответствие сумм, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью, и не пересчитал под наблюдением кассира полистно, поштучно полученные им наличные деньги.
Кассир подписывает РКО после выдачи наличных денег. Выдача наличных денег из кассы учреждения обособленному подразделению производится по РКО.

Выдача наличных денег под отчет

Выдача наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, согласно п. 6.3 Порядка N 3210-У, производится по РКО на основании письменного заявления подотчетного лица, составленного в произвольной форме и содержащего запись о сумме наличных денег и о сроке, на который они выдаются, подпись руководителя и дату.
Подотчетное лицо обязано в не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, срок или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

Примечание. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме.

Особенности выдачи зарплаты, стипендий и других выплат

В силу п. 6.5 Порядка N 3210-У руководитель учреждения должен определить срок для выплат заработка, стипендий и других выплат. Этот срок должен быть указан в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости). Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработка, стипендий и другим выплатам не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).
В последний день выдачи наличных денег кассир в ведомостях проставляет оттиск печати (штампа) с надписью "Оплачено" или делает запись "Депонировано" напротив фамилий и инициалов работников, которым не выданы наличные деньги. После этого кассир подсчитывает и записывает в итоговой строке сумму фактически выданных наличных денег и сумму, подлежащую депонированию, сверяет указанные суммы с итоговой суммой в ведомости, проставляет на них свою подпись и передает ее для подписания главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю).
На фактически выданные суммы наличных денег по ведомостям оформляется РКО.

Бухгалтерский учет кассовых операций

В соответствии с п. 166 Инструкции N 157н учет движения наличных денежных средств в валюте РФ и в иностранной валюте в кассе учреждения осуществляется на счете 201 34 "Касса".
Приведем основные типовые корреспонденции счетов, которыми отражаются операции с наличными денежными средствами казенных, бюджетных и автономных учреждений согласно Инструкциям N N 162н <5>, 174н <6> и 183н <7> соответственно.
--------------------------------
<5> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<6> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<7> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Казенные учреждения: Инструкция N 162н

Бюджетные учреждения: Инструкция N 174н

Автономные учреждения: Инструкция N 183н

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Приходные операции

Поступление денежных средств в кассу с лицевого счета в казначействе (финансовом органе)

0 201 34 510

0 210 03 660

0 201 34 510

0 210 03 660

0 201 34 000

0 210 03 000

Поступление доходов в кассу учреждения <*>

-

-

0 201 34 510

0 205 xx 660

0 201 34 000

0 205 xx 000

Возврат в кассу выданных ранее подотчетных сумм

1 201 34 510

1 208 xx 660

0 201 34 510

0 208 xx 660

0 201 34 000

0 208 xx 000

Внесение в кассу наличных денежных средств в возмещение ущерба

1 201 34 510

1 209 xx 660

0 201 34 510

0 209 xx 660

0 201 34 000

0 209 xx 000

Расходные операции

Внесение из кассы наличных денежных средств на лицевой счет в казначействе

0 210 03 560

0 201 34 610

0 210 03 560

0 201 34 610

0 210 03 000

0 201 34 000

Возврат из кассы излишне полученных доходов <*>

-

-

0 205 xx 560

0 201 34 610

0 205 xx 000

0 201 34 000

Выдача из кассы денежных средств под отчет

1 208 xx 560

1 201 34 610

0 208 xx 560

0 201 34 610

0 208 xx 000

0 201 34 000

Выдача из кассы заработной платы, прочих выплат, стипендий, пособий, вознаграждений лицам, не состоящим в штате учреждения, по договорам гражданско-правового характера

1 302 xx 830

1 201 34 610

0 302 xx 830

0 201 34 610

0 302 xx 000

0 201 34 000

Выдача из кассы депонентской задолженности

1 304 02 830

1 201 34 610

0 304 02 830

0 201 34 610

0 304 02 000

0 201 34 000

Отражение суммы выявленной недостачи денежных средств в кассе учреждения <*>

-

-

0 209 81 560

0 201 34 610

0 209 81 000

0 201 34 000

--------------------------------
<*> Для казенных учреждений в Инструкции N 162н данная корреспонденция счетов не предусмотрена.

* * *

В заключение отметим, что порядок ведения кассовых операций в учреждениях особых изменений не претерпел. Прием и выдача наличных осуществляются по приходным и расходным кассовым документам, которые фиксируются в кассовой книге. Не допускается хранение денежных средств в кассе сверх установленного лимита. Обеспечение сохранности наличных денег, а также проведение контрольных мероприятий в кассе относится к компетенции учреждения.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


22 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ст. 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.




15 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.




10 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".




3 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1105153-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам. 




30 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 1103069-7 "О внесении изменения в статью 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

Цель законопроекта - внесение в законодательство о банкротстве уточнения, согласно которому в рамках удовлетворения требований кредиторов второй очереди не могут быть взысканы иные платежи, кроме платежей по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.



В центре внимания:


Компетенция нотариусов: некоторые проблемные вопросы (Ярошенко Т.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Нотариальное удостоверение опциона на заключение договора в российском законодательстве (Махиборода М.Н., Шестаков К.Н.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Правовые проблемы оспоримости завещания (Гривков О.Д., Шичанин А.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Правовое обеспечение принципа прозрачности бюджетного процесса современной России: актуальные вопросы интерпретации и реализации (Михайлов Д.Л., Семерина Е.И., Субочев В.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Правовые проблемы организации муниципального аудита в России (Абрамова Н.Е., Лисицин П.Е.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.