Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > О правовом режиме подземных сооружений (Жернаков Д.В.)

О правовом режиме подземных сооружений (Жернаков Д.В.)

Дата размещения статьи: 21.09.2014

С момента введения в действие Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) прошло уже более 12 лет <1>. Нормативное регулирование земельных отношений с учетом последних изменений в земельном и гражданском законодательстве принимает более определенные формы. Между тем правовая регламентация некоторых отношений, тесно связанных с земельными, не отвечает потребностям экономики. Речь идет о так называемых горных отношениях в части использования подземного пространства для строительства и эксплуатации сооружений, находящихся под поверхностью земли <2>. Считается, что недропользование является одной из самых рентабельных сфер гражданского оборота, малоизученной с позиций гражданско-правового регулирования <3>. Улучшение ситуации возможно при системном подходе к изменению и дополнению законодательства - гражданского, земельного, горного, градостроительного и т.д. В статье на основе анализа соответствующих нормативных актов сформулированы предложения по изменению и дополнению законодательства.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.
<2> Следует отметить, что проект Федерального закона "О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта" не определяет правовой режим соответствующего подземного пространства. См.: URL: http://www.rg.ru/2011/06/15/metro-site-dok.htm.
<3> Борисов А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах". М., 2009. С. 15.

Одна из важнейших характеристик недвижимости согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ - прочная связь с землей объекта, причисляемого к недвижимым вещам. Предполагается, что основу любой недвижимости составляет земельный участок, который по ст. 11.1 ЗК РФ является ограниченной частью земной поверхности. Поверхность земли (эпигеосфера) - это географическая оболочка планеты Земля, в которой соприкасаются и взаимодействуют литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера. Таким образом, некая абстрактная земля не в состоянии обеспечить прочную связь со зданиями и сооружениями. В то же время, рассматривая земельный участок как материальный объект, можно заметить, что сам участок - это ограниченная поверхность твердой части земной коры - литосферы. Поэтому, исходя из легального определения недвижимости (ст. 130 ГК РФ), можно сделать вывод, что физически все, что прочно связано с землей, связано, строго говоря, исключительно с земной корой, частью которой выступают недра. Поэтому при определении перечня объектов недвижимости и их признаков в ст. 130 ГК РФ было бы уместно вести речь не о земле, а о земной коре, внеся в данный перечень и подземные сооружения. Например: "К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с земной корой, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения (включая подземные), объекты незавершенного строительства".
Следует отметить, что законодатель последователен при определении правового режима зданий и сооружений: объект недвижимости находится на земельном участке, а не под земельным участком, или же в частично заглубленном состоянии, при котором земельный участок превращается, строго говоря, в юридическую фикцию <1>. Между тем практически любое здание или сооружение, признаваемое недвижимостью, частично заглублено в недра и физически "опирается" не на земельный участок. Это касается, в частности, содержания ст. 133.1, п. п. 1, 2 ст. 263, п. 2 ст. 266, п. 2 ст. 269, ст. 271, п. п. 1, 2 ст. 272, ст. 273 ГК РФ. Представляется, что более приемлемо использование словосочетания "в границах земельного участка".
--------------------------------
<1> О юридических фикциях см., например: Лотфуллин Р.К. Юридические фикции в гражданском праве. М., 2006.

Земельный участок является основой системы объектов недвижимости, пользование иными недвижимыми объектами так или иначе юридически связано с земельным участком. Нередко эта связь обусловливает ограничения и обременения прав смежных землепользователей и недропользователей. Обладатель подземного сооружения будет считаться пользователем земельного участка, если этот участок функционально связан с сооружением: например, при небольшой заглубленности подземного объекта земельному участку над ним уготована роль "крыши" <1>. В случае же большой заглубленности подземного сооружения его правовой режим будет связан с режимом земельного участка достаточно слабо, правовой интерес может представлять только земельный участок, обеспечивающий доступ к подземному объекту. Здесь вероятно обременение земельного участка как публичным, так и частным сервитутом, в зависимости от того, в чьем интересе - публичном или частном - будут устанавливаться ограничения.
--------------------------------
<1> Дмитриев А. Есть ли у подземного сооружения крыша? URL: http://www.akdi.ru/pravo/zem1.htm.

Между соседними (смежными, граничащими) участками недр может существовать проход (проезд) либо они могут быть связаны инженерными коммуникациями, тогда использование одного из участков невозможно без использования другого. Представляется обоснованным обременять сервитутом земельный участок в пользу связанного с ним участка недр, а участок недр - в пользу другого (соседнего) участка недр. В большинстве случаев обременять сервитутом можно будет только участок недр, содержащий подземное сооружение, поскольку участок приобретет объективированные границы, как естественные, так и искусственные (например, естественные и искусственные газохранилища и нефтехранилища). Менее вероятна ситуация, когда участок недр обременяется сервитутом в пользу земельного участка.
В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <1> недра, включая подземное пространство, являются государственной собственностью. Подземные сооружения могут находиться в муниципальной и частной собственности либо принадлежать унитарному предприятию или учреждению и на иных вещных правах: праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В связи с этим было бы обоснованным введение новой нормы в ГК РФ, в соответствии с которой пользователь участка недр, занятого подземным сооружением, принадлежащим ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления, смог бы требовать предоставления права ограниченного пользования земельным участком, связанным с этим участком недр. Кроме того, этому лицу могла бы быть предоставлена возможность требовать установления права ограниченного пользования в отношении соседнего участка недр, принадлежащего другому пользователю и содержащего подземное сооружение. Соответственно, и в ЗК РФ положения о сервитутах нуждаются в корректировке, а именно п. 3 ст. 23 ЗК РФ следует дополнить подпунктом 11: "доступа к участкам недр, содержащим подземные сооружения общего пользования".
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

Правовой режим любого имущества зависит от степени его оборотоспособности. Не является исключением и земельный участок. В ЗК РФ предусмотрен особый режим земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте. Несомненно, подземные сооружения, находящиеся под этими земельными участками, будут влиять на степень их оборотоспособности. Поэтому предлагается в ст. 27 ЗК РФ перечень изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков дополнить земельными участками, связанными с участками недр, которые содержат подземные сооружения, предназначенные для выполнения функций обороны, безопасности страны и иных государственных нужд.
Введение в гражданский оборот земельных участков, находящихся в публичной собственности, начинается с предоставления их государством и муниципальными образованиями лицам для различных целей. Земельные участки, под которыми уже находятся подземные сооружения, могут предоставляться исключительно для целей, не связанных с использованием участков недр (в частности, исключающих строительную деятельность с вторжением в земную кору). В связи с этим возможно ввести в ЗК РФ норму, ограничивающую целевое использование земельных участков, под которыми находятся подземные сооружения.
Один из принципов земельного законодательства - принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (за исключением случаев, установленных федеральными законами) (подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). При этом подразумевается прочная связь именно с земной корой, а не с земной поверхностью. Но в отношении с подземных сооружений данный принцип если и будет действовать, то весьма ограниченно, поскольку недра всегда находятся в государственной собственности, а собственниками земельных участков и подземных сооружений могут быть, помимо государства, и муниципальные образования, и лица. В связке "земельный участок - участок недр под ним - подземное сооружение в нем" могут присутствовать три собственника, как в случае с подземными гаражами в городах: земельный участок находится в муниципальной собственности, участок недр под ним - в государственной, подземное сооружение - в частной. В связи с этим думается, что действие указанного принципа будет распространяться исключительно на так называемые надземные сооружения. Желательно в качестве дополнительного принципа земельного законодательства ввести в ст. 1 ЗК РФ принцип учета прав и взаимных интересов собственников (иных правообладателей) земельных участков и собственников (иных правообладателей) подземных сооружений, находящихся под этими участками.
Следует отметить, что правила, определяющие оборот недвижимого имущества на земельном участке, не совсем подходят к обороту подземных сооружений именно из-за нахождения участков недр, в которых располагаются сооружения, в государственной собственности. Возникает необходимость в специальных правилах, регламентирующих оборот недвижимости в части особенностей режима подземных сооружений.
Подземные сооружения в гражданском обороте могут отчуждаться одним собственником другому либо предоставляться в пользование. Так как участок недр с подземным сооружением всегда (в отличие от земельного участка) находится в государственной собственности, то и при включении в оборот подземного сооружения обладателю такого сооружения должны предоставляться правомочия пользования в отношении участка недр <1>. Необходимо введение подобной нормы в гражданское законодательство, а в качестве ориентира можно использовать правила ст. ст. 552 и 652 ГК РФ о судьбе земельных участков в случае отчуждения или предоставления в аренду находящихся на них объектов недвижимости.
--------------------------------
<1> Отметим, что в ст. 20 проекта Федерального закона "О недрах" предлагается сделать объектом оборота право пользования участками недр, что представляется не совсем корректным. См.: URL: http://www.derrick.ru.

Судьба земельных участков в случае отчуждения находящихся под ними подземных сооружений требует нормативного закрепления в ст. 35 ЗК РФ ("Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение") <1>. Если участок недр, содержащий подземное сооружение, и земельный участок над ним функционально связаны (например, на земельном участке располагаются вход (въезд) в подземное сооружение либо вентиляционное оборудование и т.д.), то в случае совершения сделок с подземным сооружением, скорее всего, будет подлежать изменению и правовая судьба земельного участка. Также представляется необходимым в случае совпадения собственника такого земельного участка и собственника подземного объекта в одном лице предусмотреть запрет раздельного отчуждения этих объектов. Если же у объектов разные собственники, то при отчуждении подземного сооружения можно по аналогии применить норму п. 1 ст. 552 ГК РФ. Отметим, что правило, содержащееся в абз. 1 п. 1 ст. 35 ЗК РФ, нужно привести в соответствие с указанной нормой: исключить из оборота пресловутые части земельных участков. Абзац 1 п. 1 ст. 35 ЗК РФ предлагается изложить в новой редакции: "При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования". Кроме того, ст. 35 ЗК РФ следует дополнить пунктом 6 следующего содержания: "Правила данной статьи распространяются на случаи перехода права собственности на подземные сооружения, расположенные под земельными участками, связанными с такими объектами".
--------------------------------
<1> Название данной статьи сформулировано законодателем более удачно по сравнению с названием ст. 552 ГК РФ, потому что здания, строения, сооружения могут быть и подземными объектами.

Говоря о правовом режиме подземных сооружений, невозможно обойти вниманием Градостроительный кодекс РФ, так как в освоении подземного пространства нуждаются в первую очередь города <1>. Нововведения должны коснуться и его, например в части регулирования отношений по размещению объекта под землей. Вполне возможна ситуация, когда первоначальные горизонтальные границы котлована (длина, ширина, диаметр), находящегося в границах земельного участка для строительства подземного сооружения, по мере заглубления будут увеличиваться в результате расширения и вторжения в недра. При этом размер земельного участка останется неизменным, т.е. границы подземного сооружения не будут совпадать с границами земельного участка. Такое может случиться на стадии проектирования объекта или его сооружения из-за внезапно возникшей потребности в расширении границ подземного объекта. В связи с этим предлагается в ст. 40 указанного Кодекса ("Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства") сделать оговорку также относительно подземных сооружений.
--------------------------------
<1> См., например: Болтанова Е. Правовое регулирование строительства подземных сооружений с использованием участков недр местного значения // Хоз-во и право. 2013. N 2. С. 116.

Подземные сооружения - это объекты, расположенные в недрах, поэтому уточнение их правового режима, бесспорно, должно быть отражено в Законе о недрах. Пользование недрами как особо значимым ресурсом порождает необходимость значительных ограничений в воздействии на окружающую среду. Создание все большего числа подземных сооружений предполагает строго целевое использование определенных участков недр. Таким образом, в Законе о недрах нужно запретить иные виды использования участков недр, предназначенных для размещения подземных объектов. Подземный объект, планируемый к строительству, должен обладать признаками долговечности и надежности, определяемыми специальными строительными правилами. Поэтому в ст. 11 Закона ("Лицензия на пользование недрами") стоит указать, что лицензия на пользование участками недр, предоставленными для строительства и эксплуатации подземных сооружений, должна выдаваться на срок капитальности сооружаемого объекта, рассчитываемый в соответствии с нормативами.
Можно выделить в отдельную статью правила о порядке предоставления участков недр для проектирования, строительства и эксплуатации подземных сооружений, как в случае с правилами предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (ст. 18 Закона о недрах). Пример названия статьи - "Предоставление участков недр для проектирования, строительства и эксплуатации подземных сооружений в городах". Содержание статьи: "Предоставление участков недр для проектирования, строительства и эксплуатации подземных сооружений производится по результатам конкурсов и аукционов на право пользования участками недр в соответствии с порядком, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и с учетом генерального плана развития соответствующей территории. При составлении генерального плана города определяются предварительные границы горных отводов, перспективных с точки зрения застройки подземного пространства муниципального образования". Стоит отметить, что в ст. ст. 39 и 72 упоминавшегося проекта Закона о недрах говорится о предоставлении участков недр для строительства подземных сооружений, но, к сожалению, очень обобщенно и лаконично.
Императивное правило о предельной (5 м) глубине размещения подземных сооружений (ст. 19 Закона о недрах) давно изжило себя. Если оно и является разумным, то только применительно к землепользователям-гражданам. Предельная заглубленность подземных сооружений должна определяться в каждом случае по согласованию обладателей земельных участков с органами исполнительной власти субъектов РФ или (если это предусмотрено законом соответствующего субъекта РФ) с органами местного самоуправления.
Не совсем обоснованно то, что ведение государственного учета недр до сих пор не попадает в сферу действия Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <1> (далее - Закон о кадастре недвижимости). Предлагается исключить из п. 6 ст. 1 Закона правило о том, что его положения не применяются в отношении участков недр. Кроме того, все перечни объектов недвижимости в Законе предлагается дополнить участками недр и подземными сооружениями. При этом ст. 28 Закона о недрах видится в следующей редакции: "Участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, равно как и подземные сооружения, возводимые в участках недр, подлежат государственному учету в соответствии с законодательством о государственном кадастре недвижимости. Работы по геологическому изучению недр, лицензии на пользование недрами подлежат учету федеральным органом исполнительной власти в сфере недропользования". Статью 25 Закона о кадастре недвижимости предлагается дополнить правилами кадастрового учета участков недр и подземных сооружений, взяв в качестве ориентира Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 3 апреля 2013 г. N 121 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по предоставлению государственной услуги по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами" <2>.
--------------------------------
<1> Рос. газ. 2007. 1 авг.
<2> Бюл. нормат. актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. N 40.

Дополнения в Закон о кадастре недвижимости должны повлечь дополнения и в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1> в части государственной регистрации прав на участки недр и государственной регистрации прав на подземные сооружения.
--------------------------------
<1> Рос. газ. 1997. 30 июля.

В завершение краткого анализа законов, регламентирующих отношения по поводу подземных сооружений, следует отметить, что в перечень законов, где должен быть определен правовой режим подземных сооружений, следует включить и Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" <1>. В нем, в частности, можно вынести порядок использования участков недр для размещения подземных объектов на основе концессионных соглашений в отдельную статью следующего содержания: "Использование участков недр для строительства подземных сооружений на основе концессионных соглашений может осуществляться по договору аренды (субаренды) соответствующего участка недр. Порядок такого использования определяется соглашением концедента и концессионера в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях".
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 30 (Ч. II). Ст. 3126.

Список литературы

Болтанова Е. Правовое регулирование строительства подземных сооружений с использованием участков недр местного значения // Хоз-во и право. 2013. N 2.
Борисов А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах". М., 2009.
Дмитриев А. Есть ли у подземного сооружения крыша? URL: http://www.akdi.ru/pravo/zeml.htm.
Лотфуллин Р.К. Юридические фикции в гражданском праве. М., 2006.
Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Рос. газ. 1997. 30 июля.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" // Рос. газ. 2007. 1 авг.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" // СЗ РФ. 2005. N 30 (Ч. II). Ст. 3126.
Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 3 апреля 2013 г. N 121 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по предоставлению государственной услуги по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами" // Бюл. нормат. актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. N 40.
Проект Федерального закона "О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта". URL: http://www.rg.ru/2011/06/15/metro-site-dok.htm.
Проект федерального закона "О недрах". URL: http://www.derrick.ru.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


28 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков




20 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в КоАП РФ по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности"

Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.




14 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 988027-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.




7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.



В центре внимания:


Пределы ускорения гражданского и административного судопроизводства (Михеев П.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Судебное примирение: кто виноват и что делать? (Борисова Е.А.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Целесообразно ли исключение преступлений тяжкой категории из особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного главой 40 УПК РФ? (Азаренок Н.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Нормативное и организационное обеспечение судебно-исковой работы органов военного управления войск национальной гвардии Российской Федерации (Абакумова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Современный уголовный процесс и основные направления его совершенствования (Дорошков В.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи