Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Истоки становления общественного воздействия как основного средства исправления осужденных (Попова Е.Э.)

Истоки становления общественного воздействия как основного средства исправления осужденных (Попова Е.Э.)

Дата размещения статьи: 21.09.2014

Человечество в течение всего существования института наказания задавалось вопросами: "Как исправить преступника?" и "Какими средствами можно на него воздействовать?".
Размышления об иных формах и средствах воздействия на преступников, кроме кары со стороны государства, с целью их исправления можно встретить уже в трудах античных философов. Так, Пифагор разработал учение о том, что музыка, воздействуя на чувства человека, способна оградить его от недостойных поступков, в том числе и преступных. По его мнению, музыкой излечиваются человеческие страсти и устанавливается первоначальная гармония душевных сил, а гармоничный человек не способен совершить неблагородный поступок. К источникам неблагородных поступков, приводящих человека к преступлениям, Пифагор относил невоздержанность и корыстолюбие. Он считал, что от невоздержанности происходят беззаконные браки, развращенность, пьянство, от корыстолюбия - грабежи, разбой, отцеубийство, святотатство, составление ядов и прочие преступления такого рода. Поэтому философ предлагал сначала сделать все, чтобы "очистить почву, питающую эти страсти... и, освободив разум от стольких бедствий, предложить ему что-либо полезное" <1>. В основу гармонии и очищения души Пифагор относил не только музыку, но и образование и поэзию, а для исправления души применял избранные стихи Гомера и Геосида.
--------------------------------
<1> Цит. по: Ямвлих. О Пифагоровой жизни / Пер. с древнегреч. И.Ю. Мельниковой. М.: Алетейа, 2002. С. 51.

Христианство проповедует сострадание к преступникам. В период раннего христианства, в эпоху гонений, христиане сами часто пребывали в узах, становясь исповедниками и мучениками. В их сердцах всегда находил отклик Евангельский завет о посещении узников: "В темнице был, и вы пришли ко Мне... так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" <2>. Позднее у всех христианских народов защита угнетенных и слабых, забота о нищих, больных, увечных, престарелых и сиротах, попечение о заключенных стали обязанностью церкви. Императоры Гонорий, Феодосий и Юстиниан предоставляли епископам право давать в церквях убежище тем, кому угрожало насилие, ходатайствовать по их делам, смотреть за тюрьмами и содержанием в них заключенных <3>. Задача церкви заключалась также и в исправлении преступника духовным воздействием на него, в приведении его к раскаянию и возвращении в общество исправившегося его члена.
--------------------------------
<2> От Матфея святое благовествование. Гл. 25:36, 40 // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические. Изд. 1-е. Союз церквей евангельских христиан, 1993. С. 31.
<3> Воскобойников Н.Я. Материалы по истории призрения бедных и неимущих в России // Тюремный вестник. 1893. N 10. С. 402.

В церковном понимании главная цель наказания заключается не в возмездии и даже не в ограждении народа от преступных деяний, а во врачевании болезненных состояний душ преступников: "Как врач малыми дозами яда лечит тело человека, так и Господь, Премудрый Врач душ и телес наших, спасает естество человеческое путем заключения грешника в темницу" <4>.
--------------------------------
<4> Цыпин В. Церковное право. М., 1994. С. 393.

В истории России общественное воздействие на судьбу наказанного находило свое выражение еще до создания тюрем. Большинство преступников до решения их дел в суде оставались по обычаю "на поруках" у общества и частных лиц, отвечавших "головой" за исчезновение взятых ими на поруки. Фактически реализовывалась функция обеспечения сохранности преступника до назначения наказания, но эту функцию выполняли не государственные органы или учреждения, а представители общественности или частные лица, а преступников, у кого поручителей не было, брали под стражу до тех пор, пока не находилось поруки. Их помещали в порубы и специальные избы, упоминаемые в летописях уже в XII в. Также для заключения использовались погреба, клетки и ямы под землей <5>.
--------------------------------
<5> Фойницкий И.Я. Учение о наказании. СПб., 1886. С. 225.

Дальнейшее становление общественного воздействия связано с созданием тюрем. Оно приобрело материальный характер, направленный на обеспечение осужденных питанием и одеждой.
В Судебнике 1550 г. тюремное заключение впервые предусматривалось и как самостоятельный вид наказания: "...на том дьаке взяти перед боярином вполы да кинути его в тюрму", и как дополнительный, в основном применяемый к порке на площади: "Казнити торговою казнью, биты кнутъем, да вкинути в тюрму" <6>. В тюрьму могли заключить по государеву приказу за злоупотребления, должностные преступления и по сыскным делам, крестьян заключали в темницу вместо барина, сына вместо отца, жену вместо мужа. "В поместьях и вотчинах имать людей и крестьян... а у которых людей и крестьян нет, и у тех имать их родственников и держать их в тюрьме" <7>.
--------------------------------
<6> Судебник 1550 г. П. 4, 7 // Российское законодательство X - XX веков. В 9 т. Т. 2 / Под общ. ред. О.И. Чистякова; Отв. ред. тома А.Д. Горский. М.: Юрид. литература, 1985. URL: http://www.krotov.info/acts/16/2/pravo_02.htm (дата обращения: 20.02.2013).
<7> Акты, относящиеся до юридического быта России / Археографич. комиссия; Под ред. Н. Калачева. СПб.: Тип. Импер. акад. наук, 1864. Т. 2. С. 532. URL: http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d (дата обращения: 22.03.2013).

Применение этого вида уголовного наказания в Судебнике не урегулировано, оно только обозначается общими штрихами в российском законодательстве. Судебником не устанавливаются и конкретные сроки заключения в тюрьму, т.к. встречаются такие формулировки в статьях, как "вкинути в тюрму до смерти", "покуда порука по нем будет", "до царева, государева указу". Кроме того, не находят своего правового регулирования и условия содержания заключенных, и порядок отбывания данного вида наказания, и порядок несения службы должностными лицами <8>. И.Я. Фойницкий справедливо замечает, что "тюрьма древнейшая была лишь мерою физического захвата личности, применявшейся обыкновенно не для наказания, а до наказания. Применяясь как наказание, тюрьма означала мучительное телесное страдание, сопровождалась наложением оков, кандалов, приковыванием к стене и отбывалась в помещениях, наименее удобных для жизни, в сырых подвалах, погребах и т.п... Тюремные сидельцы бросались в лучшем случае на солому, которая оставлялась до полного гниения... изредка государство давало тюремным сидельцам продовольствие, весьма скудное, которое приходилось пополнять собственными средствами и подаяниями частной благотворительности" <9>.
--------------------------------
<8> Например: Выбор тюремных целовальников (N 280. 1641. Сентябрь) // Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства. СПб.: Археогр. комис., 1838. С. 288.
<9> Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С. 286.

Уже в этот период встречаются интересные факты, свидетельствующие о привлечении семьи к процессу исправления осужденных. В 1648 г. царь Алексей Михайлович издает Указ, в котором обязывает пашенных крестьян отдавать замуж своих дочерей и племянниц за ссыльных холостых людей. Цель - "чтоб тех ссыльных холостых людей от побегу унять и укрепить". За ослушание вводятся весьма существенные экономические санкции: 1) со служилых людей, которые женятся на крестьянских дочерях и племянницах, "взымать в нашу казну по пяти рублев"; 2) а с самих крестьян, выдающих дочерей и племянниц не за ссыльных, - "имать на нас пеню большую" <10>. Как видно из этого Указа, государь фактически обязывал использовать брак как средство предупреждения побегов ссыльных и как средство исправления их при отбывании наказания.
--------------------------------
<10> Царская грамота Кузнецкому воеводе Сытину о убеждении пашенных крестьян, чтоб они дочерей и племянниц своих выдавали замуж за ссыльных холостых людей (N 27. 1648. 30 августа) // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. Т. IV: 1645 - 1676 гг. СПб.: Тип. II Отделения собственной Е.И.В. канцелярии, 1841. С. 60.

В Соборном уложении 1649 г. тюремное заключение находит все более широкое применение, используясь и как основное наказание, и как своего рода дополнительное наказание к порке на площади: "бити их кнутом по торгом и вкинуть их в тюрму всех на месяц" <11>. Кроме того, закон устанавливал необходимость возводить тюремные учреждения за счет городов и уездов и принимать на службу в должности стражников желающих из простонародья <12>. Уже с середины XVII в. началось строительство тюремных учреждений. Н.Д. Сергеевский подразделял тюрьмы на три вида: 1) обыкновенные: для общих преступников (наземные деревянные сооружения, огороженные частоколом); 2) земляные: для особых преступников, "большей частью политических и религиозных - для раскольщиков и церковных мятежников, которых желали не только изолировать, но и подвергнуть наиболее строгому и суровому режиму" <13>; 3) каменные: создавались при монастырях и для этих целей употреблялись монастырские кельи, погреба и другие удобные помещения <14>. Но и здесь при применении к осужденному тюремного заключения государство не брало на себя обязанности его содержания. Каждый осужденный, попадая в тюрьму, платил приставу "пожелезное", независимо от того, богат он был или беден. Питание осужденных не обеспечивалось за казенный счет. Осужденные кормились либо своими средствами, либо за счет подаяния: "а которых людей на Москве и в городах, воров, разбойников и татей, и в иных злых делах, приводят и сажают их в тюрьму: и тех людей, у кого есть отцы и матери, или иные сродичи и жена и дети кормят их сами, своим. А у которых нет сродичей и кормитися нечим, и из тех воров, которые в малых винах сидят, на всякий день из тюрем выпущают по два человека скованных, с сторожами, собирати по людям, по торгом и по дворам милостыню, деньгами и хлебом; а что они которого дни соберут, мало или много, и то меж себя делят с товарищи все вместе и тем себя кормят" <15>. Поступавшие в тюрьму должны были еще платить тюремным сидельцам "влазную деньгу" - за то, что те допускали их к пользованию всеми преимуществами тюремной общины, в том числе и правом питаться добытой милостыней. Просящие милостыню колодники со следами пыток на теле, едва прикрытые лоскутами одежды, были обыденным зрелищем улицы того времени.
--------------------------------
<11> Например: Соборное уложение 1649 г. Глава XXII: Указ за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чините наказания. Ст. 11, 12. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961. URL: http://hist.msu.ru/ER/Etext/1649/22.htm (дата обращения: 19.03.2013).
<12> Губной староста Максим Огибалов отписал челобитную боярину и воеводе Великого Новгорода кн. И.Б. Репнину о том, что в его половине губного стана нет тюрьмы и палача. В январе 1663 г. он получил от царя указ "тюрьму строить на Зимнегородском яму, и целовальников, и подъячих, и тюремных сторожей и палачей, выбирати с пасадов и с уездов, с сох, с дворцовых сел и черных волостей... и со всяких сошных людей; а бытии тем целовальникам и подъячим, и сторожам с подмогою же, а подмогу на всякие расходы сбирать деньги с тех же посадских и сошных людей, по их договору... а сколько в то губное становое строение дано будет, и то все велети земскому дьячку в книги писати, да те книги прислати в Великий Новгород" (Память губному старосте Максиму Огибалову об устройстве на Зимнегорском яму губного стана (N 352. 1663. 31 января) // Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства. С. 378).
<13> Сергеевский Н.Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 179. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003550698#?page=188 (дата обращения: 15.07.2013).
<14> В 1687 г. Новгородский митрополит указал посадить ссыльного монаха Никифорку "в Тихвин монастырь в каменную тюрьму, и велено тое тюрьму и двери и окна заделать кирпичем, толко оставить одно окно небольшое для дачи хлеба и воды и стеречь его накрепко" (Поручения о судебных явках (N 307. 1635 - 1693) // Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства. С. 325).
<15> Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб.: Археографич. комиссия, 1859. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/kotoshih.htm#747 (дата обращения: 15.07.2013). О сборе милостыни в других источниках: в выборном документе в тюремные сторожа от 29 августа 1671 г. крестьянина Якова Гаврилова Пастухова указывалось, что "быть ему Якову... в Верхотурье у тюрьмы в сторожах; и будучи в сторожах... тюремных сидельцев без указу великих государев никак никоими мерами не выпущать, и в мир ходя (выделено Е.П.) их не отпустить, и за город их не выводить, и воровать им не давать... и на кабак тюремных сидельцев не водить (выделено Е.П.) и пить не давать" (Акты, относящиеся до юридическаго быта России. Т. 1. С. 6).

В 1662 г. была сделана первая попытка материального обеспечения арестантов за счет казны - введено "государево жалование", или "кормовые деньги", в размере по два алтына в день на человека: "великий Государь указал по челобитью тюремных сидельцев (выделено Е.П.) поденного корму давать... по два алтына человеку на день" <16>. Кормовые деньги вводились для арестантов московских тюрем с 25 октября, а для всех остальных - с 1 декабря 1662 г. Из Указа следует, что на выделение казенных денег на питание арестантов повлияла общественность - прошение самих арестованных.
--------------------------------
<16> Указ 25 октября 1662 г. "О даче тюремщикам на корм денег, по два алтына на человека" // Полное собрание законов Российской империи: Собрание первое. С 1649 по 12 декабря 1825 г. СПб.: Тип. II Отд-ния собственной Е.И.В. канцелярии, 1830 - 1851. Т. 1. С. 571. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/179-t-1-s-1649-po-1675-ot-no-1-do-618-1830#page/605/mode/inspect/zoom/4 (дата обращения: 15.07.2013).

Как указывал Н.Д. Сергеевский, не всегда содержание, выдававшееся тюремным сидельцам, составляло "государево жалование" в полном смысле этого слова. Очень часто оно шло не из государственных доходов, а взыскивалось с различных лиц или учреждений. Так, на содержание колодников, посаженных в тюрьмы при монастырях, деньги взыскивались с крестьян монастырских вотчин; соловецкие монахи в Сумском остроге содержались за счет монастыря, а Указом 1676 г. установлено: "Сидящим на тюремном дворе в Москве, беглым от господ своих людям и крестьянам "государева жалования, кормовых денег не давать, а кормить тем, чьи те беглые люди и крестьяне будут" <17>.
--------------------------------
<17> Сергеевский Н.Д. Наказание в русском праве XVII века. С. 199. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003550698#?page=208 (дата обращения: 15.07.2013).

В 1680 г. было издано постановление: "Впредь тюремным сидельцам влазного с новопридворных людей, которые посажены будут на тюремный двор и за решетку, брать не велено" <18>.
--------------------------------
<18> Соловьев С. История России с древнейших времен. Книга VII: 1676 - 1703 гг. Изд. 5. 1889. С. 276.

После запрета на сбор милостыни колодники подали челобитные о разрешении подати. Так, 2 мая 1704 г. тюремные сидельцы подали челобитную, в которой просили "пущать в мир против их каторжных сидельцев, чтобы им, бедным, сидя на тюремным дворе, голодною смертию не умереть" <19>. Аналогичная челобитная была направлена преосвященному Митрофану, где заключенные так описывают свои условия: "...сидим мы на Воронеже в остроге и правят братией на нас влазная и бьют за влазное братья нас правеж безпрестанно, а влазнова нам заплатить нечем и помираем голодной и холодной смертью" <20>.
--------------------------------
<19> Карнович Б.Г. Историческая записка о нищенстве и Воронежские акты. 1889. Т. 1. С. 320.
<20> Карнович Б.Г. Указ. соч. Т. 4. С. 165.

Практика сбора колодниками подаяния сохранялась еще длительное время. Кроме того, в тюрьму приносили одежду, деньги, продукты благочестивые люди, которые время от времени посещали эти учреждения. Посещение тюрем и раздача подаяний были делом христианской милости, обязательной для каждого верующего, независимо от того, беден был человек или богат, боярин или простолюдин. Считалось святым долгом уделить часть от имеющегося и отдать ее тем, кто пребывает в темницах. Сам царь подавал пример, и накануне больших праздников, ночью, почти без свиты, скромно выходил из своих покоев, обходил тюрьмы и раздавал деньги, одежду и прочее <21>. На Пасху царь давал тюремным сидельцам крашеные яйца, на Рождество - бараньи тулупы. Подаяния по тюрьмам раздавали богатые люди, и не только в праздники, но и в дни смерти кого-либо из членов семьи, во время похорон и годовщины, а также по поводу различных торжественных семейных событий: рождения, свадеб и т.д. <22>.
--------------------------------
<21> "...Царь и царица ходят по богадельням и по тюрьмам, и дают милостиню ж... дают по рублю и по полтине и меньше человеку. И тех денег расходится множество тысечь" (Котошихин Г.К. Указ. соч. Гл. I, II и XIII. С. 9. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003548094#?page=21 (дата обращения: 16.07.2013)).
<22> Например: Бартенев П.И. Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1856.

В.Б. Романовская в одной из своих работ отмечает более глубокий смысл этой традиции. Автор указывает, что он заключался не только в материальной стороне дела. Подававшие милостыню голодному арестанту проявляли христианское милосердие, а не просто "общегуманитарную" жалость, которая возникает обычно к больному, убогому, престарелому или невинно страдающему. Милостыня преступнику являет собой акт большой духовной работы, евангельского прощения и сострадания к падшему. Этот акт имеет воспитательное значение для дающего, который осознавал при этом русскую мудрость: "От тюрьмы и от сумы не зарекайся" <23>.
--------------------------------
<23> Романовская В.Б. Репрессивные органы и общественное правосознание в России XX века: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 7.

Таким образом, питание и материальное обеспечение лиц, находящихся в тюрьмах, фактически возлагалось на жителей поселения, на самих арестованных и их родственников, т.е. на общественность.
Имеются и свидетельства участия в данный период представителей общественности в судьбе осужденных к наказанию в виде смертной казни. Смертная казнь в XVII в. осуществлялась несколькими способами: отсечением головы, повешением, утоплением, расстрелом, четвертованием, колесованием, залитием горла расплавленным металлом и окопанием в землю.
Окопание в землю применялось к женам за убийство или отравление мужей. Смерть наступала не сразу, так как даже в норме закона определялось, что "...держати ея в земле до тех мест, покамест она умрет" <24>. По описанию В.Н. Берха, в 1740 г. в Соликамске были закопаны две женщины, "прожившия в сем положении одна 23, а другая 12 дней" <25>. Нельзя не согласиться с Н.Д. Сергиевским, который говорит о том, что "продолжительные мучения окопанных, может быть, индивидуальная обстановка отдельных случаев мужеубийства и, весьма вероятно, молодость большинства преступниц вызывали сострадание к ним в народе, невзирая на суровые нравы эпохи. Родственники убитого мужа и посторонние лица нередко бьют челом о помиловании окопанных" <26>. Об этом свидетельствует и сама норма Уложения 1649 г.: "Казнити ея такою казнею безо всякия пощады, хотя будет убитого дети, или иныя кто ближния роду его, того не похотят, что ея казнити, и ей отнюд не дати милости" <27>. Видимо, подача челобитных со стороны близких родственников о помиловании окопанных в практике применения этого вида наказания заложила изначально смысл нормы о невозможности их помилования. Такой подход к этому виду казни подтверждается и Указом от 11 мая 1663 г., и новоуказными статьями 1669 г., где устанавливается, что жен, убивающих своих мужей, закапывать по груди в землю. Вместе с тем встречаются сведения об отступлении в практике от нормы закона: по прошению представителей духовенства и частных лиц в некоторых случаях окопанные были помилованы и отправлены в монастыри для пострига и исправления <28>.
--------------------------------
<24> Например: Соборное уложение 1649 г. Глава XXII. Ст. 14. URL: http://hist.msu.ru/ER/Etext/1649/22.htm (дата обращения: 16.05.2013).
<25> Берх В.Н. Царствование царя Алексея Михайловича. СПб., 1831. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003542746#?page=329 (дата обращения: 17.07.2013).
<26> Сергеевский Н.Д. Наказание в русском праве XVII века. С. 110. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003550698#?page=119 (дата обращения: 15.07.2013).
<27> Например: Соборное уложение 1649 г. Глава XXII. Ст. 14. URL: http://hist.msu.ru/ER/Etext/1649/22.htm (дата обращения: 23.07.2013).
<28> См.: Память владимирского воеводы Федора Юрлова Успенского монастыря игуменьи Мариамне о пострижении крестьянки Остиньи, которая за убийство мужа своего пробыла сутки окопанною в земле (N 14. 1677. 11 марта) // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. Т. V: 1676 - 1700 гг. СПб.: Тип. II Отделения собственной Е.И.В. канцелярии, 1842. С. 25; Грамота новгородского митрополита Корнилия Тихвинского монастыря архимандриту Макарию, об отдаче под начала и пострижении двух женщин, подвергнутых за уголовное преступление трехсуточному окопанию в землю (N 80. 1682. 28 марта) // Там же. С. 127.

Из изложенного видно, что, кроме материального, общественное воздействие начинает приобретать и духовное значение, которое, хотя и в единичных случаях, оказывает влияние на карательную систему. Как отмечает И.Я. Фойницкий, появляется если не любовь и уважение к человеку, то по крайней мере сожаление или сострадание к нему. В это время начинает широко практиковаться царское помилование преступников, и в образовании этого института видную роль играет духовенство <29>.
--------------------------------
<29> Фойницкий И.Я. Научная разработка истории наказания. СПб.: Тип. Правительствующего Сената, 1888. С. 7.

Особенно новаторским подходом к исправлению лиц, совершивших преступление, и вовлечению в этот процесс представителей общества отличалась Екатерина II. Она полагала целью наказания не столько кару, сколько нравственное изменение преступника. Поэтому в документах того времени уже встречается такое понятие, как "исправительные наказания". По мнению В.С. Иконникова, "величие императрицы утверждалось в обращении к смягчению нравов, любви к Отечеству, веротерпимости, просвещению" <30>. Екатерина II задается двумя целями: 1) преобразованием воспитания и 2) улучшением законодательства в соответствии с современными представлениями о них. В Наказе Екатерины II говорится: "Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания" (ст. 248); "Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами" (ст. 348) <31>. Этот подход не мог не найти своего отражения и во взгляде Екатерины II на характер и цели наказаний: "По мере как умы в обществе просвещаются, так умножается и чувствительность каждого особо гражданина; а когда в гражданах возрастает чувствительность, то надо, чтобы строгость наказаний умалялася" (ст. 208); "Сделайте, чтоб люди боялися законов, и никого бы, кроме их, не боялися" (ст. 244) <32>. Смягчение карательных мер в законодательстве Екатерины II не переходило в послабление преступлению, напротив, преступающий законы должен был подлинно знать, что он непременно будет наказан <33>. Но, говоря о цели наказания, императрица устанавливает необходимость "возвратить заблудшие умы на путь правый" (ст. 93) <34>. Она считала, что данное возможно через просвещение, а просвещение является наиболее действенным средством в борьбе с преступностью и в исправлении преступников.
--------------------------------
<30> Иконников В.С. Значение царствования Екатерины II. Киев: Тип. Имп. Ун-та св. Владимира, 1897. С. 9.
<31> Наказ ея императорскаго величества Екатерины II учрежденной Комиссии о составлении проекта Новаго уложения. М., 1809. П. 248, 348. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01002988973#?page=197, http://dlib.rsl.ru/viewer/01002988973#?page=228 (дата обращения: 23.07.2013).
<32> Наказ ея императорскаго величества Екатерины II... URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01002988973#?page=184, http://dlib.rsl.ru/viewer/01002988973#?page=197 (дата обращения: 23.07.2013).
<33> Лаппо-Данилевский А.С. Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1898. С. 50.
<34> Наказ ея императорскаго величества Екатерины II... URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01002988973#?page=142 (дата обращения: 23.07.2013).

Екатерина II изменила организацию губернской администрации и создала приказы общественного призрения, на обязанности которых возложено было заведование школами, больницами и собственно призрением. На первых порах средства приказов были незначительными, но уже в 1803 г. они имели в обращении 5 млн. рублей и содержали несколько сотен благотворительных заведений из своих доходов. С этого времени благотворительная деятельность из частного дела становится общественным. С учреждением приказов общественного призрения возникли работные и смирительные дома. Екатерина II установила содержание заключенных за счет государственной казны <35>, таким образом, бремя непосредственной обязанности материального обеспечения осужденных снимается с родственников, селян и других представителей общественности.
--------------------------------
<35> Например, Указ от 2 марта 1775 г. "О содержании находящихся в Таганроге, Риге и Ревеле каторжных колодников, на основании бывшаго в Балтийском порту положения" определял не только норму пищевого довольствия в соответствии с Указом от 1770 г., но и нормы материального обеспечения. Кроме того, Указ предусматривал разделение норм по половому признаку: "Женска пола колодницам, если употреблены они будут в работу, пропитание давать хлебом и деньгами, такое ж, как и мужескому полу; когда же останутся оне без работы, то давать им один провиант"; медицинское обеспечение: "В случае тех каторжных болезней пользовать их лекарям, давая в то время на пропитание из рабочих денег половинное число, а другую половину оставлять в платеж за медикаменты" // Полное собрание законов Российской империи. Т. 20. С. 64. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/198-t-20-1775-1780-1830#page/66/mode/inspect/zoom/5 (дата обращения: 23.07.2013).

Необходимо отметить, что в период царствования Екатерины II было положено начало правовому урегулированию участия церкви в реализации уголовного наказания и исправления преступников. Так, Указом от 15 января 1763 г. "О увещевании тех, кои к пыткам дойдут, учеными священниками, и о сочинении для того книжицы" и Указом от 16 августа 1764 г. "Каким образом увещевать преступников" закреплено, что к преступникам для их раскаяния необходимо применять "милосердие и увещание", которое осуществлять будут "ученые священники". Этими же Указами Екатерина II поручила Святейшему Синоду подготовить "особливую книжицу с довольными доводами от священного писания" <36> и раздавать ее колодникам. Исповедь рассматривалась как весьма действенное средство, способное привести преступника к раскаянию, и для этого Синоду необходимо было определить священников, которые будут исповедовать и наставлять преступников, и для этого "их беспрепятственно к тому допущать" <37>.
--------------------------------
<36> Указы всепресветлейшей, державнейшей, великой государыни императрицы, Екатерины Алексеевны. Январь - июль 1763 г. СПб., 1764. С. 10. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003338417#?page=20 (дата обращения: 27.02.2013); Указы всепресветлейшей, державнейшей, великой государыни императрицы, Екатерины Алексеевны. 1764 г. М.: Сенат. тип., 1793. С. 417. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003338436#?page=425 (дата обращения: 27.02.2013).
<37> Указы всепресветлейшей, державнейшей, великой государыни императрицы, Екатерины Алексеевны. 1764 г. С. 419. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003338436#?page=427&view=page (дата обращения: 27.02.2013).

Кроме того, есть свидетельства применения к помещикам публичного церковного покаяния как дополнительного средства нравственного исправления и усиления наказания в виде заключения в тюрьму <38>. Показательным является процесс над супругами Жуковыми, в отношении которых Екатерина II своим указом изменила приговор, вынесенный еще Елизаветой и не исполнявшийся до 1766 г., заменив рвание ноздрей, клеймение, нещадное битье кнутом на молитву и публичное покаяние. Местами покаяния были выбраны в Москве паперти церквей на улицах Басманной, Пятницкой, Арбате и Успенского собора Московского Кремля. Духовенство выработало обряд публичного церковного покаяния, который проходил в дни Великого поста в 1766 г. <39>.
--------------------------------
<38> Например: Об учинении наказания вдове генерал-майора Эттингера Елисавете за неумеренные побои, причиненные крестьянину, и о сообщении в Комиссию о сочинении проекта Новаго уложения для учинения положенья о том, как поступать с такими, кои суровость против человека употребляют (N 13.758. 1772. 13 февраля) // Полное собрание законов Российской империи. Т. 19. С. 446 - 448. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/197-t-19-1770-1774-1830#page/452/mode/inspect/zoom/4 (дата обращения: 27.02.2013).
<39> Подробнее: Победоносцев К. Убийство Жуковых // Исторические исследования и статьи. СПб., 1876. С. 269 - 324. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003589753#?page=274&view=page (дата обращения: 27.02.2013).

Нельзя не сказать и еще об одном общественном направлении, которое берет свое начало в период царствования Екатерины II, - это формирование института общественного мнения, которое в будущем будет играть немаловажную роль в процессе исправления осужденных.
Правление Екатерины II характеризовалось бурной законотворческой деятельностью, особенно в первые годы. Екатерина понимала, что для того, чтобы завоевать доверие народа, надо принимать такие законы, которые будут поддержаны и поняты народом, а для этого необходимо разъяснять ему важность решений, но и решения должны быть известны народу <40>.
--------------------------------
<40> См.: Наказ ея императорскаго величества Екатерины II... Ст. 58. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01002988973#?page=133 (дата обращения: 24.07.2013).

В "Записках" Екатерина II пишет: "16. Дело, которое наиболее сопряжено с неудобством, это составление какого-нибудь нового закона. Нельзя внести в это достаточно обдуманности и осторожности; единственное средство к достижению того, чтобы быть осведомленным о хорошей или дурной стороне того, что вы хотите постановить, это велеть распространить слух о том на рынке и велеть точно известить вас о том, что говорят...
17. Остерегайтесь, по возможности, издать, а потом отменить свой закон; это... лишает вас доверия народа... <...>
22. Уважение общества не есть следствие видной должности или видного места... Желаете вы этого уважения? Привлеките доверие общества, основывая свое поведение на правде и на благе общества" <41>.
--------------------------------
<41> Записки императрицы Екатерины Второй. СПб.: Изд. А.С. Суворина, 1907. С. 629 - 630. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003733583#?page=652 (дата обращения: 24.07.2013).

Ярким примером проведения в жизнь такой политики является деятельность Уложенной комиссии. Эта Комиссия состояла из депутатов от правительственных учреждений, уездов, городов и других состояний, возрастом не моложе 25 лет, которым избиратели должны были дать свои наказы. В 20 губерниях было избрано 564 представителя. Всего было 203 заседания Комиссии - сначала в Москве, а затем в Санкт-Петербурге. Комиссия располагала большим количеством материалов по российскому и зарубежному законодательству, переведенных на русский язык, в комиссию были представлены мнения известных писателей и публицистов, и если Екатерина II хотела знать о желаниях жителей различных "частей своей Империи... то она могла узнать эти желания настолько, насколько собранные ею депутаты представляли собою истинных выразителей всех отдельных частей страны. Однако... эти классы не представляли сколь-нибудь общих интересов... Поэтому понятно, что как в заявлениях депутатов, так и в наказах, врученных им, преобладали желания и нужды сословного характера. <...> Давал себя чувствовать и религиозный антагонизм в тех местностях, в которых население отличалось смешанным характером (инородцы, раскольники)" <42>.
--------------------------------
<42> Иконников В.С. Указ. соч. С. 28.

Вместе с тем можно говорить, что именно такой подход в правлении Екатерины II заложил основы института общественного мнения. Как отмечает Исабель де Мадариага, "с Уложенной комиссии в среде поданных внедрялась идея общественного обсуждения" <43>. По мнению А.И. Баклашова, Екатерина II "признавала значение силы мнения и кое-какие реформы осуществила под ее непосредственным влиянием. Императрица желала построить отношения власти и населения на взаимном доверии. Для этого прислушивалась к "голосам" депутатов Уложенной комиссии, временно содействовала развитию общественного мнения в печати, разрешила право представления местным обществам" <44>.
--------------------------------
<43> Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. М.: Новое лит. обозрение, 2002. С. 478.
<44> Баклашов А.И. Екатерина II и общественное мнение: 1762 - 1796 гг.: Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2010. С. 22.

Широко применялась Екатериной II практика издания указов о принимаемых милостях, в том числе и в отношении преступников, которые приурочивались к значимым событиям в жизни государства, царским торжествам и помогали в том числе стабилизировать сложную внутреннюю и внешнюю обстановку в государстве. Например, Манифест "О высочайше дарованных разным сословиям милостях, по заключению мира с Оттоманскою Портою" (17 марта 1775 г.) <45> предусматривал помилование преступников, принимавших участие в восстании Пугачева. Этим же манифестом осужденным к смертной казни наказание заменили ссылкой на работу, телесные наказания - ссылкой на поселение; дела по государственным преступлениям подлежали закрытию, если расследование тянулось более 10 лет, заключенных, содержащихся в тюрьме, немедленно освобождали, а также "предавались забвению" другие проступки, срок давности которых составлял более 10 лет, предавались прощению и беглые из армии, государственные крестьяне и горожане - при условии их возврата домой и сдачи властям в течение года. Аналогичные положения содержали и такие манифесты, как изданный в честь 25-летия коронации Екатерины II "О разных дарованных народу милостях" (28 июня 1787 г.) и изданный в ознаменование победы в русско-турецкой войне "О разных дарованных народу милостях" (2 сентября 1793 г.) <46>.
--------------------------------
<45> Полное собрание законов Российской империи. Т. 20. Ст. 14.274. С. 80 - 82. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/198-t-20-1775-1780-1830#page/84/mode/inspect/zoom/4 (дата обращения: 24.07.2013).
<46> Полное собрание законов Российской империи. Т. 20. Ст. 16.551. С. 861 - 863. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/198-t-20-1775-1780-1830#page/84/mode/inspect/zoom/4; Т. 23. Ст. 17.149. С. 456 - 460. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/201-t-23-s-1789-po-6-noyabrya-1796-1830#page/460/mode/inspect/zoom/4 (дата обращения: 24.07.2013).

Как видим, общественное воздействие как основное средство исправления осужденных имеет длительный исторический путь. Его зарождение обусловлено экономическими, политическими, культурными факторами, которые находили свое непосредственное отражение в формировании института уголовного наказания в процессе становления и развития Российского государства.

Библиография:

1. Акты, относящиеся до юридического быта России. Т. 2. СПб., 1864.
2. Баклашов А.И. Екатерина II и общественное мнение: 1762 - 1796 гг.: Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2010.
3. Бартенев П.И. Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1856.
4. Берх В.Н. Царствование царя Алексея Михайловича. СПб., 1831.
5. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические. Изд. 1-е. Союз церквей евангельских христиан, 1993.
6. Выбор тюремных целовальников (N 280. 1641. Сентябрь) // Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838.
7. Воскобойников Н.Я. Материалы по истории призрения бедных и неимущих в России // Тюремный вестник. 1893. N 10.
8. Грамота новгородского митрополита Корнилия Тихвинского монастыря архимандриту Макарию об отдаче под начала и пострижении двух женщин, подвергнутых за уголовное преступление трехсуточному окопанию в землю (N 80. 1682. 28 марта) // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. Т. V: 1676 - 1700 гг. СПб., 1842.
9. Записки императрицы Екатерины Второй. СПб., 1907.
10. Иконников В.С. Значение царствования Екатерины II. Киев, 1897.
11. Карнович Б.Г. Историческая записка о нищенстве и Воронежские акты. Т. 1. СПб., 1889.
12. Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1859.
13. Лаппо-Данилевский А.С. Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II. СПб., 1898.
14. Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.
15. Наказ ея императорскаго величества Екатерины II учрежденной Комиссии о составлении проекта Новаго уложения. М., 1809.
16. О высочайше дарованных разным сословиям милостях, по заключению мира с Оттоманскою Портою (N 14.274. 1775. 17 марта) // Полное собрание законов Российской империи: Собрание первое. С 1649 по 12 декабря 1825 г. Т. 20. СПб., 1830 - 1851.
17. О даче тюремщикам на корм денег, по два алтына на человека (N 328. 1662. 25 октября) // Полное собрание законов Российской империи: Собрание первое. С 1649 по 12 декабря 1825 г. Т. 1. СПб., 1830 - 1851.
18. О разных дарованных народу милостях (N 17.149. 1793. 2 сентября) // Полное собрание законов Российской империи: Собрание первое. С 1649 по 12 декабря 1825 г. Т. 23. СПб., 1830 - 1851.
19. О содержании находящихся в Таганроге, Риге и Ревеле каторжных колодников, на основании бывшего в Балтийском порту положения (N 14.260. 1775. 2 марта) // Полное собрание законов Российской империи: Собрание первое. С 1649 по 12 декабря 1825 г. Т. 20. СПб., 1830 - 1851.
20. Об учинении наказания вдове генерал-майора Эттингера Елисавете за неумеренные побои, причиненные крестьянину, и о сообщении в Комиссию о сочинении проекта Новаго уложения для учинения положенья о том, как поступать с такими, кои суровость против человека употребляют (N 13.758. 1772. 13 февраля) // Полное собрание законов Российской империи: Собрание первое. С 1649 по 12 декабря 1825 г. Т. 19. СПб., 1830 - 1851.
21. Память губному старосте Максиму Огибалову об устройстве на Зимнегорском яму губного стана (N 352. 1663. 31 января) // Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838.
22. Память владимирского воеводы Федора Юрлова Успенского монастыря игуменье Мариамне о пострижении крестьянки Остиньи, которая за убийство мужа своего пробыла сутки окопанною в земле (N 14. 1677. 11 марта) // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. Т. V: 1676 - 1700 гг. СПб., 1842.
23. Победоносцев К. Исторические исследования и статьи. СПб., 1876.
24. Поручения о судебных явках (N 307. 1635 - 1693) // Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838.
25. Романовская В.Б. Репрессивные органы и общественное правосознание в России XX века: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1997.
26. Сергеевский Н.Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887.
27. Соборное уложение 1649 г. М., 1961.
28. Соловьев С. История России с древнейших времен. Книга VII: 1676 - 1703 гг. Изд. 5. 1889.
29. Указы всепресветлейшей, державнейшей, великой государыни императрицы, Екатерины Алексеевны. Январь - июль 1763 г. СПб., 1764.
30. Фойницкий И.Я. Учение о наказании. СПб., 1886.
31. Фойницкий И.Я. Научная разработка истории наказания. СПб., 1888.
32. Царская грамота Кузнецкому воеводе Сытину о убеждении пашенных крестьян, чтоб они дочерей и племянниц своих выдавали замуж за ссыльных холостых людей (N 27. 1648. 30 августа) // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. Т. IV: 1645 - 1676 гг. СПб., 1841.
33. Цыпин В. Церковное право. М., 1994.
34. Ямвлих. О Пифагоровой жизни / Пер. с древнегреч. И.Ю. Мельниковой. М., 2002.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


22 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ст. 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.




15 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.




10 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".




3 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1105153-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам. 




30 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 1103069-7 "О внесении изменения в статью 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

Цель законопроекта - внесение в законодательство о банкротстве уточнения, согласно которому в рамках удовлетворения требований кредиторов второй очереди не могут быть взысканы иные платежи, кроме платежей по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.



В центре внимания:


Компетенция нотариусов: некоторые проблемные вопросы (Ярошенко Т.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Нотариальное удостоверение опциона на заключение договора в российском законодательстве (Махиборода М.Н., Шестаков К.Н.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Правовые проблемы оспоримости завещания (Гривков О.Д., Шичанин А.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Правовое обеспечение принципа прозрачности бюджетного процесса современной России: актуальные вопросы интерпретации и реализации (Михайлов Д.Л., Семерина Е.И., Субочев В.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Правовые проблемы организации муниципального аудита в России (Абрамова Н.Е., Лисицин П.Е.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.