Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Авансовый расчет по налогу на имущество за полугодие 2012 г. (Пасторин Б.)

Авансовый расчет по налогу на имущество за полугодие 2012 г. (Пасторин Б.)

Дата размещения статьи: 10.08.2012

Налог на имущество - один из немногих, который не только предусматривает уплату авансовых платежей в течение налогового периода, но и обязывает налогоплательщика по истечении каждого отчетного периода представлять в ИФНС соответствующие авансовые расчеты. Не позднее 30 июля текущего года организациям, признаваемым плательщиками налога на имущество, необходимо сдать в налоговую инспекцию налоговый расчет по авансовым платежам за полугодие 2012 г.

Форма авансового расчета и Порядок его заполнения утверждены Приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. N ММВ-7-11/895 (далее - Порядок). Расчет состоит из титульного листа и трех разделов:
- разд. 1 "Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет...";
- разд. 2 "Исчисление суммы авансового платежа по налогу в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства";
- разд. 3 "Исчисление суммы авансового платежа по налогу за отчетный период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство".
При этом очевидно, что российские организации разд. 3 не заполняют.
Письмом от 7 марта 2012 г. N 11-1-05/0053@ представители Федеральной налоговой службы сообщили, что ими подготовлен проект приказа, предполагающий внесение изменений в Приказ от 24 ноября 2011 г. N ММВ-7-11/895. Однако, что касается Порядка заполнения авансового расчета, то планируется лишь одна поправка, на которой мы остановимся позже. В остальном изменения касаются Порядка заполнения декларации по налогу на имущество, представляемой по итогам года.

Налогоплательщиком признан...

Согласно п. 1 ст. 373 Налогового кодекса плательщиками налога на имущество признаются организации, у которых есть активы, являющиеся объектом обложения одноименным налогом. От уплаты налога на имущество освобождены организации, которые применяют специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и др.).

Обратите внимание! Фирмы, уплачивающие "вмененный" налог, освобождены от уплаты налога на имущество только в отношении имущества, используемого в деятельности, подпадающей под уплату ЕНВД.

Объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, который установлен для ведения бухгалтерского учета. В том числе налогом облагаются активы, переданные во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность или полученные по концессионному соглашению (п. 1 ст. 374 НК).
Не являются объектом обложения налогом на имущество:
- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
- имущество (которое принадлежит на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба), используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Таким образом, если на балансе компании основные средства не числятся или же они не признаются объектом налогообложения, то плательщиком налога на имущество она не является. Следовательно, и обязанности по его уплате и представлению отчетности по нему у нее не возникает (Письмо Минфина России от 17 апреля 2012 г. N 03-02-08/41).

Определяя объект налогообложения

Бухгалтерский учет основных средств ведется в соответствии с:
- ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01);
- Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н (далее - Методические указания).
Так, имущество принимается к бухгалтерскому учету в качестве ОС, если одновременно выполняются условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01 и п. 2 Методических указаний, а именно:
- актив предназначается для использования в производстве продукции (при выполнении работ, оказании услуг), управленческих нужд организации или предоставления за плату во временное владение и (или) пользование или во временное пользование;
- использование объекта рассчитано на срок свыше 12 месяцев (или более обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);
- организация не планирует последующей продажи данного имущества, а изначально предполагает использовать его в собственной деятельности;
- имущество способно приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
При этом важно понимать, что, хотя условия признания актива в качестве объекта ОС требуют, чтобы он был приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности организации, фактическая эксплуатация имущества не является обязательным требованием для принятия его к учету в составе основных средств (Письма Минфина России от 18 марта 2011 г. N 03-05-04-01/08, от 20 января 2010 г. N 03-05-05-01/01, Определение ВАС РФ от 7 октября 2009 г. N ВАС-12639/09).
Кроме того, с 2011 г. не имеет значения для принятия имущества к учету в качестве основного средства факт государственной регистрации прав собственности на него (Письмо Минфина России от 18 марта 2011 г. N 03-05-04-01/08). При этом объекты недвижимости, право собственности на которые не зарегистрировано, принимаются к учету на отдельном субсчете к счету учета основных средств (п. 52 Методических указаний). Следовательно, автоматически они становятся объектом обложения налогом на имущество. Вместе с тем Президиум ВАС РФ в Постановлении еще от 16 ноября 2010 г. N ВАС-4451/10 указывал, что даже факт регистрации права собственности на законченный капитальным строительством объект недвижимости еще не означает, что актив пригоден для эксплуатации в деятельности. А при таких обстоятельствах он не отвечает условиям признания имущества объектом ОС. Например, подобная ситуация имеет место на момент получения разрешения на ввод в эксплуатацию построенного здания, в нем продолжаются отделочные работы. С высшими арбитрами согласны и налоговики (п. 37 Письма ФНС России от 12 августа 2011 г. N СА-4-7/13193@).

Обратите внимание! К объектам ОС при соблюдении прочих условий относится в том числе имущество, которое непосредственно в процессе производства не участвует, но создает для него определенные условия, как, например, микроволновые печи или холодильники для обеспечения работников питанием (Письма Минфина России от 6 мая 2005 г. N 03-06-01-04/246, от 21 апреля 2005 г. N 03-06-01-04/209).

Также организацией может быть установлено дополнительное условие для включения имущества в состав основных средств - лимит его стоимости. Для этого его необходимо закрепить в учетной политике. Конкретное значение лимита отдано на усмотрение компании, однако оно не может превышать 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01).
Установив такой лимит, фирма сможет списывать малоценное имущество (стоимость которого укладывается в лимит) в составе материально-производственных запасов, даже если оно отвечает всем условиям, приведенным в п. 4 ПБУ 6/01. Соответственно, подобные активы налогом на имущество облагаться не будут (ст. 374 НК, Письма Минфина России от 15 сентября 2011 г. N 03-05-04-01/26, от 5 августа 2011 г. N 03-05-05-01/61).
Но необходимо учитывать, что при решении вопроса об отнесении активов в состав МПЗ следует применять тот стоимостный лимит, который был установлен в учетной политике организации на момент принятия их к бухгалтерскому учету. Следовательно, новый стоимостный лимит действителен лишь в отношении тех объектов, которые принимаются организацией после его изменения (Письмо Минфина России от 10 января 2012 г. N 07-02-06/3). В этой связи напомним, что максимальный лимит стоимости в размере 40 000 руб. организация вправе применять с 2011 г. (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01, п. 3 Приказа Минфина России от 24 декабря 2010 г. N 186н). Ранее он составлял 20 000 руб.

В поисках объекта налогообложения

По общему правилу для обобщения информации об основных средствах организации используются следующие счета учета:
- 01 "Основные средства" - в отношении ОС, находящихся в собственном распоряжении;
- 03 "Доходные вложения в материальные ценности" - в отношении ОС, переданных во временное владение (пользование), например в аренду (Письмо Минфина России от 24 февраля 2010 г. N 03-05-05-01/03).
Однако это далеко не все счета, на которых стоит поискать объект обложения налогом на имущество. В частности, налог на имущество подлежит уплате в том числе в отношении имущества, переданного в доверительное управление (п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 378 НК). Между тем таковое учитывается отдельно от остальных основных средств на счете 79 "Внутрихозяйственные расчеты", субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом" (п. п. 2, 4 Указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 97н). Исключением являются случаи, когда имущество передано в паевой инвестиционный фонд. В таком случае оно подлежит налогообложению у управляющей компании (п. 2 ст. 378 НК).

Когда ОС выставлено на продажу

Имущество, изначально приобретаемое для продажи, не отвечает признакам основных средств и учитывается в бухгалтерском учете в качестве товара на счете 41 "Товары". Соответственно, такие активы не признаются объектом обложения налогом на имущество. Но вправе ли организация перевести в состав товаров основное средство, которое больше не использует в деятельности и планирует продать? Представители Минфина отвечают на данный вопрос отрицательно. Если изначально имущество приобретено не для продажи, указывают чиновники, и принято к учету как основное средство, то таковым ему и оставаться вплоть до момента выбытия (списания), в том числе путем продажи (Письмо Минфина России от 2 марта 2010 г. N 03-05-05-01/04). Иными словами, только после передачи актива покупателю организация избавится от обязанности уплачивать в отношении его налог на имущество.

Обратите внимание! Тот факт, что продавцу нет необходимости дожидаться регистрации перехода права собственности на реализованную недвижимость к покупателю для исключения ее из объекта обложения налогом на имущество, одновременно означает, что покупателю следует уплачивать в отношении ее налог на имущество, также не дожидаясь регистрации прав собственности, то есть с момента фактической передачи.

Благо, если при этом речь идет о недвижимости, нет необходимости в регистрации прав собственности на нее на продавца. Об этом говорится в Письме Минфина России от 22 марта 2011 г. N 07-02-10/20, взятом на вооружение в том числе представителями Федеральной налоговой службы (Письмо от 31 марта 2011 г. N КЕ-4-3/5085@). Как при этом пояснили чиновники, поскольку до перехода права собственности на недвижимость, то есть до его регистрации на покупателя, признать выручку от ее продажи организация не может, то для отражения выбытия объекта ОС до этого момента может использоваться счет 45 "Товары отгруженные" и отдельный субсчет к нему "Переданные объекты недвижимости".

Если капвложения в аренду неотделимы

Согласно п. 5 ПБУ 6/01 в состав основных средств включаются в том числе капитальные вложения в арендованные объекты. Основываясь на данной норме, представители Минфина России настаивают, что в качестве объекта ОС арендатор должен учитывать в том числе капвложения в аренду в форме неотделимых улучшений (Письма ведомства от 24 октября 2008 г. N 03-05-04-01/37, от 1 ноября 2010 г. N 03-05-05-01/46, от 3 ноября 2010 г. N 03-05-05-01/48). Иными словами, для арендатора они являются объектом обложения налогом на имущество вплоть до их выбытия. Под последним чиновники в данном случае понимают окончание договора аренды и передачу в связи с этим капвложений собственнику арендованного имущества или возмещение арендодателем их стоимости. Исключением считается случай, когда стоимость капвложений компенсируется путем уменьшения арендной платы.
Вместе с тем некоторые положения Методических указаний в ряде случаев позволяли налогоплательщикам оспорить в суде данную позицию. Дело в том, что согласно п. 3 данного документа капвложения в объект аренды учитываются в составе основных средств только в том случае, если по условиям договора являются собственностью арендатора. Конечно, сам по себе вопрос, чьей собственностью являются неотделимые улучшения в арендованное имущество в период действия договора аренды - арендодателя или арендатора, не имеет однозначного ответа. Однако в силу своей природы капвложения в форме неотделимых улучшений не могут быть разделены с объектом улучшения без причинения ему вреда, в связи с чем по окончании договора аренды в любом случае остаются в собственности арендодателя. Исходя из этого вполне можно предположить, что и в период действия договора собственником является именно он. При таких обстоятельствах включать неотделимые улучшения объекта аренды в состав своих основных средств арендатор не должен. Такая точка зрения нашла отражение в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 27 марта 2007 г. N Ф08-1018/2007-574А. Судьи признали правомерным отнесение арендатором затрат на модернизацию арендованного имущества на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", в связи с чем и сняли доначисления налога на имущество. Причем Определением ВАС РФ от 10 сентября 2007 г. N 9017/07 в пересмотре указанного Постановления в порядке надзора было отказано.
Однако в конечном итоге высшие судьи оказались вовсе не на стороне арендаторов. В Решении от 27 января 2012 г. N 16291/11 Высший Арбитражный Суд РФ признал разъяснения Минфина России от 24 октября 2008 г. N 03-05-04-01/37 соответствующими Налоговому кодексу.

Рассчитывая налоговую базу

Базой по налогу на имущество является среднегодовая стоимость ОС, признаваемых объектом налогообложения, рассчитываемая исходя из остаточной стоимости основных средств (п. 1 ст. 375 НК).
Авансовые платежи по налогу исчисляются исходя из средней стоимости активов за отчетные периоды (квартал, полугодие, 9 месяцев).
Исходя из содержания п. 4 ст. 376 Кодекса, средняя стоимость имущества рассчитывается по следующей формуле:

X = (ОС1 + ОС2 + ... + ОСсл) : (n + 1),

где X - средняя остаточная стоимость имущества за отчетный период;
ОС1 (ОС2...) - остаточная стоимость основных средств на 1-е число каждого месяца отчетного периода;
ОСсл - остаточная стоимость основных средств на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом;
n - число месяцев в отчетном периоде.
Сумма авансовых платежей будет равна одной четвертой произведения средней стоимости активов за отчетный период на налоговую ставку.

Пример. По состоянию на 1 января 2012 г. остаточная стоимость основных средств, принадлежащих обществу, составляет 250 000 руб. Ежемесячно объекты амортизируют на 10 000 руб. В таком случае средняя стоимость имущества за полугодие составит:
220 000 руб. = (250 000 + 240 000 + 230 000 + 220 000 + 210 000 + 200 000 + 190 000) : (6 + 1).

Раздел 2. Расчет авансовых платежей

Раздел формируется отдельно:
- в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации;
- по ОС каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;
- в отношении недвижимости, расположенной вне места нахождения российской организации и "обособленца", выделенного на отдельный баланс;
- по имуществу, облагаемому по разным налоговым ставкам;
- по каждому объекту недвижимого имущества, расположенному на территории разных регионов либо на территории субъекта РФ и в территориальном море Российской Федерации;
- по льготируемым объектам по конкретной налоговой льготе (за исключением налоговых льгот в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и налоговой льготы, установленной в виде понижения налоговой ставки).
При этом прежде всего в каждом разд. 2 указывается "Код вида имущества", в отношении которого и заполняется раздел. Соответствующие Коды приведены в Приложении N 5 к Порядку.
В строке 010 указывается код ОКАТО, по которому подлежит перечислению авансовый платеж. Сведений об остаточной стоимости основных средств за отчетный период по состоянию на соответствующую дату отражаются по строкам 020 - 110. При представлении расчета за полугодие заполняются строки 020 - 080. При этом в графе 3 указывается остаточная стоимость ОС за полугодие, в графе 4 из нее выделяется стоимость льготируемого имущества.
Исчисленная средняя стоимость имущества за отчетный период, то есть в нашем случае за полугодие, прописывается по строке 120.
Средняя стоимость не облагаемого налогом имущества за отчетный период, то есть частное от деления на 7 суммы значений по графе 4 строк с кодами 020 - 080, проставляется по строке 140.
В строке 150 указывается доля балансовой стоимости актива на территории соответствующего региона. Она заполняется только в разд. 2, формируемом в отношении недвижимого имущества, расположенного на территориях сразу нескольких субъектов РФ.
В строку 180 заносится сумма авансового платежа за отчетный период, исчисленная как:

1/4 x (стр. 120 - стр. 140) x стр. 170 : 100

Согласно действующему Порядку эта формула применяется при указании в заполняемом разд. 2 кода вида имущества "3". Согласно планируемым изменениям в Приказ ФНС России от 24 ноября 2011 г. N ММВ-7-11/895 она также актуальна при отражении кодов "1" и "5".
При этом при заполнении раздела в отношении недвижимого имущества, расположенного на территориях сразу нескольких субъектов РФ, следует применять немного иную формулу:

1/4 x (стр. 120 - стр. 140) x стр. 150 x стр. 170 : 100

Строки 130, 160, 170, 190 и 200 предназначены для отражения сведений о льготах по налогу на имущество, на которые имеет право налогоплательщик.

Раздел 1. Сумма авансового платежа, подлежащая уплате

Раздел 1 содержит шесть блоков с одинаковыми строками: 010, 020, 030.
По строке 010 указывается код ОКАТО, по которому подлежит уплате сумма авансового платежа по налогу, отражаемая по строке 030 блока. В строке 020 при этом проставляется код бюджетной классификации, по которому данная сумма подлежит зачислению.
Значение строки 030 в каждом блоке определяется путем суммирования разностей строк 180 и 200 всех разд. 2 расчета с соответствующими кодами ОКАТО.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


28 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков




20 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в КоАП РФ по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности"

Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.




14 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 988027-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.




7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.



В центре внимания:


Пределы ускорения гражданского и административного судопроизводства (Михеев П.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Судебное примирение: кто виноват и что делать? (Борисова Е.А.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Целесообразно ли исключение преступлений тяжкой категории из особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного главой 40 УПК РФ? (Азаренок Н.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Нормативное и организационное обеспечение судебно-исковой работы органов военного управления войск национальной гвардии Российской Федерации (Абакумова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Современный уголовный процесс и основные направления его совершенствования (Дорошков В.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи