Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Оценочная деятельность > Определение рыночной стоимости активов участниками финансовых рынков с привлечением независимых оценщиков (Пронин К.В.)

Определение рыночной стоимости активов участниками финансовых рынков с привлечением независимых оценщиков (Пронин К.В.)

Дата размещения статьи: 21.11.2014

 

 

 

В настоящее время во многих сферах гражданских правоотношений активно применяется рыночная стоимость имущества, определенная независимыми оценщиками. Особенно это актуально для участников финансового рынка. Так, в соответствии с российским законодательством обязательно привлечение оценщиков в следующих случаях.

 

 

 

N

Цель оценки

Нормативный акт, устанавливающий обязательность такой оценки

1

Внесение имущества в оплату уставного капитала акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью

Статья 34 Федерального закона "Об акционерных обществах"

Статья 15 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"

2

Выкуп акций акционерным обществом по требованию акционеров

Статья 77 Федерального закона "Об акционерных обществах"

3

Определение цены размещения акций в ходе дополнительного выпуска

Пункт 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах"

4

Определение стоимости акций при вытеснении миноритарных акционеров

Статьи 84.2 и 84.8 Федерального закона "Об акционерных обществах"

5

Определение стоимости имущества при приватизации

Статьи 12 и 25 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"

6

Определение стоимости имущества акционерного или паевого инвестиционного фонда

Статья 37 Федерального закона "Об инвестиционных фондах"

7

Оценка незавершенного строительства и ценных бумаг, учитываемых при расчете собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных участников финансового рынка

Пункты 3.2 и 3.9.2 Положения о порядке расчета собственных средств, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 23 октября 2008 года N 08-41/пз-н

8

Оценка стоимости недвижимого имущества, учитываемого в составе собственных средств страховой организации

Подпункт 6 пункта 8 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2012 года N 101н

9

Оценка стоимости недвижимого имущества при размещении страховых резервов страховой компании

Подпункт 7 пункта 7 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2012 года N 100н

10

Оценка стоимости недвижимого имущества при размещении пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда

Пункт 36 Правил расчета рыночной стоимости активов, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 8 июня 2010 года N 10-37/пз-н

11

Подтверждение стоимости активов кредитных организаций

Приказ Центрального банка Российской Федерации от 14 апреля 2014 года N ОД-663

12

Определение стоимости имущества при оплате уставного капитала кредитной организации

Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 27 декабря 2013 года N 148-И; Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 2 апреля 2010 года N 135-И

Приведенная информация показывает, насколько важным инструментом являются результаты оценки имущества. От их правильности зависят стабильность гражданских правоотношений, устойчивость финансовых институтов, защищенность клиентов финансовых компаний, банков и инвесторов.
Однако на практике при проведении оценки и использовании ее результатов часто наблюдаются злоупотребления со стороны как оценщиков, так и их клиентов, заинтересованных в получении конкретной величины оценки стоимости имущества. Так, например, в соответствии с главой 11.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" применение отчета оценщика об определении рыночной стоимости акций является обязательным при определении цены выкупа (приобретения) акций у миноритарных акционеров. В 2013 году и I квартале 2014 года в рамках осуществления государственного контроля в соответствии с главой 11.1 указанного Федерального закона в отчетах оценщиков об определении рыночной стоимости акций, прилагаемых к обязательным предложениям (требованиям о выкупе акций), были неоднократно выявлены следующие нарушения законодательства об оценочной деятельности:
- необоснованный отказ от применения подходов к оценке;
- манипуляции с присвоением веса подходам;
- завышение ставки дисконтирования;
- принятие решений без учета реальной ситуации, лишь на основе опроса менеджеров;
- определение в рамках затратного подхода исключительно стоимости имущества методом чистых активов исключительно по балансовой (остаточной) стоимости (фактически рыночная стоимость не определяется);
- использование несопоставимых объектов в рамках сравнительного подхода;
- применение не предусмотренных законом и стандартами оценки скидок;
- отсутствие проверяемости результата и невозможность понять логику оценки;
- включение дополнительной, не имеющей отношения к объекту оценки информации;
- наличие ошибок и искажений, манипуляция цифрами.

Такая ситуация, сложившаяся практически во всех регионах Российской Федерации, не может не вызывать серьезные опасения и может привести, по нашему мнению, к возникновению следующих рисков:
1) приобретение инвесторами финансовых активов (акции, инвестиционные паи) по неоправданно завышенной стоимости;
2) завышение размера собственного капитала банков, финансовых компаний, искажение отчетности этих компаний и введение инвесторов и клиентов в заблуждение относительно их финансовой устойчивости, представление недостоверной информации надзорным органам;
3) злоупотребления при эмиссии - приобретение в отдельных случаях дополнительно размещаемых акций по заниженной стоимости с целью получения контроля над компанией либо по завышенной стоимости (в непубличных компаниях) с целью не дать возможность приобрести акции миноритарным акционерам;
4) вытеснение миноритарных акционеров по заниженной стоимости акций и, как следствие, причинение убытков миноритарным акционерам; недополучение бюджетом налога на доходы физических лиц;
5) отчуждение государственного имущества по заниженной стоимости при его приватизации.
Концентрация подобных рисков на финансовом рынке негативно сказывается на стабильности финансовой системы, защищенности клиентов финансовых организаций и инвесторов, способствует появлению на финансовом рынке необеспеченных активов, ухудшает инвестиционный климат.

Возникновение и существование описанной ситуации обусловлено следующими причинами:
1) отсутствие достаточного контроля над оценщиками со стороны саморегулируемых организаций (далее - СРО);
2) отсутствие требований о лицензировании оценочной деятельности (достаточно вступления в СРО) и, как следствие, отсутствие опасений потерять право на ее осуществление;
3) отсутствие административных санкций за нарушение требований законодательства об оценочной деятельности (СРО ограничиваются несущественными штрафами либо дисциплинарными взысканиями, в худшем случае за нарушение грозит исключение из СРО, что несопоставимо с масштабом потенциальных неблагоприятных последствий, наступающих для третьих лиц вследствие допущенных оценщиком нарушений законодательства);
4) отсутствие для надзорных и контролирующих органов четких правил по определению соответствия отчетов оценщиков требованиям существующего законодательства и единого подхода к этому;
5) отсутствие федерального стандарта оценки акций (бизнеса), в частности стандарта по определению справедливой стоимости акций (подобные стандарты применяются во многих странах, например в США).

В результате сегодня сформировалась "культура" подгонки результатов оценки имущества под величину, заранее определенную заказчиком оценки. В то же время клиенты финансовых компаний, миноритарные акционеры фактически не имеют возможности оспаривать результаты оценки имущества и акций, так как эта процедура значительно затруднена.
Однако практика надзора на финансовых рынках показывает, что для проверки отчета оценщика не требуются специальные технические знания. Достаточно внимательно изучить отчет и сравнить его с требованиями законодательства. Осуществлять такой контроль способны как надзорные органы, так и финансовые компании и банки. В связи с этим необходимо изменить подход к восприятию результатов оценки как регулятором, так и поднадзорными организациями: формальный подход должен быть изменен на критический анализ таких отчетов.
Эта проблема привлекла внимание Президента Российской Федерации - 7 апреля 2014 года был издан Указ N 214, в котором в числе мер, направленных на оценку эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти, указывается и совершенствование оценочной деятельности.
Следует отметить, что халатность, допускаемая при определении рыночной стоимости имущества, влечет за собой неблагоприятные последствия как для клиента - заказчика оценки, так и для оценщика. В ряде случаев у надзорных органов появляются основания полагать, что злоупотребления при оценке совершались умышленно. К решению этой проблемы необходимо привлечь как СРО, так и правоохранительные органы.

С учетом изложенного целесообразно следующее:
1) довести информацию о необходимости повышения требований к качеству отчетов об оценке (в частности, акций) до членов СРО оценщиков;
2) СРО ужесточить контроль и предъявлять жесткие требования к оценщикам, определяющим рыночную стоимость акций (бизнеса) для целей, связанных с использованием результатов оценки участниками финансовых рынков;
3) предусмотреть применение более жестких санкций к оценщикам, нарушающим требования законодательства при определении рыночной стоимости для целей, связанных с внесением имущества в уставный капитал, выкупом акций у акционеров, определением стоимости активов, принадлежащих финансовым компаниям и банкам;
4) разработать четкие стандарты оценки рыночной стоимости акций и иных активов для целей применения участниками финансовых рынков, конкретизируя в том числе порядок применения скидок, использования экспертных мнений, допущений, возможность отказа от использования того или иного подхода и т.п.;
5) рекомендовать финансовым организациям, применяющим в своей деятельности отчеты оценщиков, осуществлять качественный анализ таких отчетов и не допускать применения отчетов, прямо не соответствующих Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.

Представляется, что реализация указанных мер должна осуществляться в тесном взаимодействии заинтересованных государственных органов и саморегулируемых организаций оценщиков.
В качестве первого шага, направленного на выполнение перечисленных мер, информация о рассматриваемой проблематике была доведена до профессионального сообщества оценщиков и руководителей крупнейших СРО оценщиков на XXII Международной конференции Российского общества оценщиков, которая проходила с 5 по 7 июня 2014 года в городе Нижнем Новгороде.
Внедрение практики критического анализа отчетов оценщиков в деятельность участников финансового рынка и корпоративных отношений потребует времени и дополнительного повышения квалификации как участников рынка, так и сотрудников контролирующих органов, однако в итоге принятие названных мер должно способствовать улучшению качества активов и устойчивости участников финансовых рынков, повысить защищенность инвесторов и потребителей финансовых услуг.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


28 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков




20 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в КоАП РФ по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности"

Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.




14 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 988027-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.




7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.



В центре внимания:


Понятие и субъекты оценочной деятельности: вопросы правовой регламентации (Ручкина М.О.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Правовое регулирование договора возмездного оказания оценочных услуг (Шевченко Л.И.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>

Правовое регулирование и место оценочных услуг в системе гражданско-правовых обязательств (Шевченко Л.И.)

Дата размещения статьи: 17.03.2017

подробнее>>

Сфера оценочных услуг в гражданском обороте (Незнамова А.А.)

Дата размещения статьи: 01.12.2016

подробнее>>

Ответственность оценщика за вред (убытки), возникший в результате использования определенной оценщиком стоимости. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 28.12.2015 N 310-ЭС15-11302 (Поветкина Е.Л.)

Дата размещения статьи: 12.09.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи