Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Противодействие использованию банковской системы в целях легализации доходов, полученных преступным путем (Лебедева А.А.)

Противодействие использованию банковской системы в целях легализации доходов, полученных преступным путем (Лебедева А.А.)

Дата размещения статьи: 02.12.2014

В 2001 г. в России принят Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <1>, установивший основные принципы противодействия отмыванию денег в Российской Федерации.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Российская газета. N 151 - 152. 09.08.2001.

Банк России впервые стал отзывать лицензии у кредитных организаций на основании указанного Федерального закона в 2003 - 2004 гг. Борьба с легализацией в банковском секторе экономике достигла своего апогея в 2006 - 2007 гг.
В 2013 г. отзывы лицензий, в том числе по причине легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, у банков и иных кредитных организаций возобновились в большем объеме <2>.
--------------------------------
<2> Так, по словам Президента В.В. Путина, нужно продолжить принципиальную и твердую линию по избавлению нашей кредитно-финансовой системы от разного рода "отмывочных контор" или, как еще говорят, - "прачечных". При этом интересы добросовестных клиентов и вкладчиков проблемных банков должны быть надежно защищены (см.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013) // Российская газета. N 282. 13.12.2013.

Под легализацией (отмыванием) денежных средств и иного имущества понимаются любые хозяйственно-финансовые операции, осуществляемые с двоякой целью: во-первых, утаить или сокрыть происхождение или наличие, а иногда и целевое назначение имущества и денег, имевших преступное происхождение; во-вторых, извлечь из этого имущества доходы, как правило, уже вкладывая эти средства в легальный бизнес <3>.
--------------------------------
<3> См.: Кобец П.Н. Основы предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. М.: НУ ОАОУ, 2010. 105 с.

Легализация преступных доходов, как правило, является многоэтапным преступлением. Процесс отмывания, независимо от используемой схемы, включает три этапа: размещение, рассредоточение и интеграцию.
На этапе размещения доходы, полученные незаконным путем, поступают во владение, пользование или распоряжение подставных физических или юридических лиц. На этом этапе осуществления преступной деятельности основная задача сводится к уклонению от финансового или иного вида контроля, способного выявить преступное происхождение его доходов.
Формы размещения могут быть разными:
- контрабандный вывоз наличных денег за границу;
- превращение денег в другие финансовые инструменты;
- обменные операции;
- обмен мелких банкнот на купюры более крупного достоинства или другую валюту без использования банковских счетов;
- аккумуляция денег небольшими суммами на один банковский счет;
- депонирование денег на банковские счета (обычно несколько счетов в нескольких кредитно-финансовых учреждениях);
- превращение денег в товары, драгоценные металлы и камни;
- использование хозяйственных предприятий с большим наличным оборотом (бары, ночные клубы, рестораны, салоны красоты, казино и пр.), к легальной выручке которых присоединяются преступно полученные средства;
- создание собственных фиктивных предприятий, декларирующих нажитые преступным путем деньги в качестве выручки, и пр.
Для этапа рассредоточения характерны такие действия, как "маскировка" или "разбивка", в результате которой происходит процесс слияния так называемых легальных доходов и доходов, добытых преступным путем, и размещение по средствам проведения финансовых операций в финансово-кредитных учреждениях.
Особенностью данного этапа является изменение статуса предмета легализации, придание правомерности владения средствами с целью сокрытия истинного источника происхождения доходов.
Третьим этапом легализации является интеграция, или включение преступных доходов в легальный экономический цикл, с целью придания преступным доходам законного источника происхождения.
Механизм отмывания доходов, полученных преступным путем, наиболее перспективно раскрыть именно на первом этапе.
Так, процесс легализации сложен и многоступенчат, в ряде случаев прослеживается взаимосвязь руководителей и сотрудников банковских и иных кредитных организаций с преступными элементами при обналичивании.
Если руководители и сотрудники банка или иной кредитной организации непричастны к незаконным действиям вкладчиков по отмыванию доходов, добытых преступным путем, следствие имеет дело с классической схемой расследования.
Рассмотрим исходную следственную ситуацию, когда банковская или иная кредитная организация напрямую связана с процессом обналичивания денежных средств, добытых преступным путем.
Источником информации является заявление или сообщение компетентного органа Банка России:
НКО "Ассигнация" ООО (Ставропольский край, г. Ипатово) не соблюдала требования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в части порядка и сроков направления в уполномоченный орган сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю. При этом кредитная организация была вовлечена в проведение в крупных объемах сомнительных операций с наличными денежными средствами <4>.
--------------------------------
<4> См.: URL: http://www.crb.ru/press/PR.aspx?file=24022014_090341bank6-general.htm.

КБ "Сунжа" ООО (Республика Ингушетия, Сунженский район, ст. Орджоникидзевская) проводила высокорискованную кредитную политику, не создавались адекватные принятым рискам резервы на возможные потери по ссудной задолженности. Кроме того, банк не соблюдал требования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в части порядка и сроков направления в уполномоченный орган сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, и надлежащей идентификации своих клиентов. При этом кредитная организация была вовлечена в проведение в крупных объемах сомнительных операций с наличными денежными средствами. Общий объем таких операций за 2013 г. превысил 1,8 млрд. руб. Руководители и собственники кредитной организации не предприняли необходимых мер, направленных на нормализацию ее деятельности <5>.
--------------------------------
<5> См.: URL: http://www.crb.ru/press/PR.aspx?file=24022014_055605bank5-general.htm.

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ направляет соответствующее уведомление в Росфинмониторинг, который, в свою очередь, руководствуясь ст. 8 Федерального закона N 115-ФЗ, предоставляет информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией, в частности в Управление по борьбе с экономической преступностью и коррупцией МВД России (далее - УБЭПиК МВД России).
Так, в 2013 г. уполномоченным подразделением ЦБ РФ направлено в соответствующие подразделения МВД РФ 40 материалов о причастности банков к процессу обналичивания денежных средств, добытых преступным путем.
В соответствии с Инструкцией по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем <6>, информационное взаимодействие между правоохранительными органами и Росфинмониторингом осуществляется в следующих формах:
--------------------------------
<6> См.: Приказ Генпрокуратуры России N 309, МВД России N 566, ФСБ России N 378, ФСКН России N 318, ФТС России N 1460, Следственного комитета при прокуратуре РФ N 43, Росфинмониторинга N 207 от 05.08.2010 "Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем" // Вестник Следственного комитета при прокуратуре РФ. N 3 - 4. 2010.

- в виде письменных запросов и ответов на них либо инициативное предоставление такой информации;
- в электронной форме;
- в форме обеспечения доступа правоохранительных органов к единой информационной системе, создаваемой Росфинмониторингом.
Сотрудники правоохранительных органов и Росфинмониторинга, участвующие в информационном взаимодействии, обязаны обеспечить конфиденциальность получаемой и предоставляемой информации.
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" регулирует работу сотрудников оперативных подразделений по выявлению, пресечению и раскрытию легализации доходов, приобретенных преступным путем.
В целях осуществления противодействия и предупреждения легализации проводятся оперативно-розыскные мероприятия, перечень которых содержит ст. 6 Закона "Об ОРД" <7>: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.
--------------------------------
<7> См.: Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Российская газета. N 160. 18.08.1995.

Сотрудники УБЭПиК МВД России на основании предоставленных им документов, имеющих соответствующие грифы секретности, заводят дело оперативного учета, в рамках которого рассекречивают и легализуют информацию Росфинмониторинга, проводят соответствующие оперативно-розыскные мероприятия, получают данные о признаках легализации, а также материалы налоговых и иных контролирующих органов.
Признаки подозрительных операций, требующих повышенного внимания, приведены в письме Банка России N 479 от 3 июля 1997 г. "О методических рекомендациях по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации" <8>.
--------------------------------
<8> См.: Вестник Банка России. N 43. 1997.

В рамках осуществления доследственной проверки факта легализации доходов, добытых преступных путем, осуществляется сбор, накопление, систематизация и проверка оперативно-розыскной информации о:
- гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства (физических и юридических лицах, корпоративных клиентах), совершающих финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом в целях их отмывания;
- лицах, подозреваемых в нелегальной деятельности по "отмыванию" денежных средств, приобретенных незаконным путем;
- коммерческих организациях, образующих инфраструктуру, способствующую совершению финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом в целях легализации;
- об организациях, имеющих признаки "фирм-однодневок", а также имеющих сомнительных учредителей и чрезмерно высокие прибыли, получаемые за короткое время;
- служащих банков и других кредитных учреждений, осуществляющих финансовые операции по обналичиванию доходов, добытых преступным путем, на профессиональной или правовой основе по воле и в корыстных интересах своих клиентов, как российских граждан, так и иностранцев или лиц без гражданства.
При наличии признаков преступления материал доследственной проверки в соответствии со ст. ст. 144, 145 УПК РФ <9> направляется в соответствующий орган для возбуждения уголовного дела.
--------------------------------
<9> См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.02.2014) // Российская газета. N 249. 22.12.2001.

Следует обратить внимание также на то, что многие расследования (и прежде всего, поскольку речь идет о предписании применять превентивные меры) начинаются не с вызывающего подозрение финансового потока, а с вызывающего подозрение владельца имущества. Речь, следовательно, идет о том, чтобы установить, каким именно имуществом располагает данное лицо на самом деле.
Предметом расследования является чаще всего уже реинвестированное имущество. Например, подозрительные банковские счета служат, как правило, переходной ступенью, а не местом окончательного вложения.
Полное расследование легализации преступных доходов требует доказывания события легализации преступных доходов, виновности лица в его совершении, характера и размера причиненного преступлением вреда, преступного происхождения имущества или денежных средств.
Работа правоохранительных органов должна быть построена таким образом, чтобы начинать установление размера и местонахождения преступных доходов с момента выявления преступления, проводить с этой целью необходимые следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, накладывать арест на вещественные доказательства и преступные доходы, принимать меры к возврату вывезенных из страны преступных капиталов. Для этого необходимо тесное взаимодействие с органами государственного контроля и регистрирующими органами, организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, совершенствование сотрудничества с компетентными органами зарубежных государств.
В заключение хотелось бы отметить, что стремление к получению максимальной прибыли в условиях недостаточно совершенного правового регулирования банковской деятельности, правовых и организационных механизмов контроля за законностью осуществления банковских операций, концентрации в кредитных организациях значительных и наиболее ликвидных ресурсов способствуют совершению многочисленных правонарушений.
В рамках выявления причастности банковских и иных кредитных организаций к отмыванию доходов, полученных преступным путем, необходимо:
- активизировать работу по материалам и уголовным делам по преступлениям, связанным с сокрытием прибыли от налогообложения;
- осуществлять проверку, в том числе и оперативным путем, банков и кредитно-финансовых учреждений, имеющих отношение к деятельности преступных групп и преступных сообществ.
- аккумулировать работу по борьбе с "фирмами-однодневками".
Основным направлением в противодействии использования банковской системы в целях легализации доходов, полученных преступным путем, является налаженное и плодотворное взаимодействие контролирующих, регистрационных и правоохранительных органов.
В этой связи предлагается:
- расширять практику создания, работы межведомственных рабочих групп центров по раскрытию, расследованию, пресечению и предотвращению преступлений в банковском секторе экономики;
- принимать меры по дополнительному информационному обеспечению оперативно-розыскной деятельности в кредитно-финансовой сфере за счет использования информационных возможностей других правоохранительных и контролирующих органов;
- усилить взаимодействие Росфинмониторинга с правоохранительными органами, а также правоохранительных и надзорных органов между собой и с поднадзорными организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом;
- установить практику создания совместных рабочих групп, в том числе следственно-оперативных, для анализа, раскрытия и расследования уголовных и иных дел данной категории, прежде всего касающихся финансирования терроризма, легализации (отмывания) доходов, полученных в результате деятельности преступных сообществ.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.