Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Расчеты > Правовой анализ категории "электронные денежные средства" в российском законодательстве (Фатьянов А.А.)

Правовой анализ категории "электронные денежные средства" в российском законодательстве (Фатьянов А.А.)

Дата размещения статьи: 05.12.2014

Современный этап развития общества в государствах, реализующих демократическую форму общественно-государственного устройства, немыслим без формирования так называемого "гражданского общества", т.е. комплекса общественных институтов, имеющих зрелое представление о социальной действительности и способных влиять на государственную власть если не подчиняя, то активно воздействуя на нее исходя из общественных потребностей и основных направлений социального прогресса.
Гражданское общество является понятием несколько абстрактным, хотя по совокупности некоторых принципов мы можем довольно объективно определить, существует ли в той или иной стране гражданское общество. Одним из значимых признаков гражданского общества, несомненно, является наличие значительной прослойки граждан, имеющих финансово-экономическую независимость (пусть относительную) от государства. Говоря иначе, состоятельный собственник, не живущий на государственные дотации, является одним из столпов гражданского общества. Уровень развития социальных отношений вполне коррелируется с развитием собственности. Деньги - это квинтэссенция собственности, причем уже собственности совершенной; чем совершеннее общество, тем совершеннее деньги. В.П. Малахов отмечает: "Собственность в чисто экономическом смысле - это идеал гражданского общества... Она возможна в качестве опорного механизма гражданского общества только при наличии целого ряда условий самого различного плана, начиная, конечно, с чисто экономических, но кончая нравственными и религиозными.
Собственник - человек, пребывающий в гражданском состоянии, в самом широком смысле этого слова, а не просто являющийся владельцем средств производства или организатором дела. Собственник - политически связанный человек; он единственный по-настоящему заинтересован в государстве крепком, властном, рациональном и уж потом - в демократическом, социальном и прочем государстве. Собственность как политический феномен, собственность на власть, на аппарат, на право цементирует государство, делает его суверенным по отношению к обществу" <1>.
--------------------------------
<1> Малахов В.П. Правовые свойства гражданского общества // История государства и права. 2010. N 4. С. 4.

Современная финансовая система такова, что гражданин не хранит свои денежные сбережения зарытыми в саду собственного дома - они находятся на его банковских счетах, и порой он даже не ощущает фактуры наличных денег, они просто виртуально списываются с его счета или поступают на его счет. К сожалению, такое положение вещей не добавляет свободы гражданину, а делает его более зависимым от существующей банковской системы, которую плотно контролирует государственный аппарат. Поэтому современного члена гражданского общества довольно легко социально занизить, просто перекрыв ему доступ к его банковским счетам, что неоднократно проигрывалось в литературе и кино с весьма печальными сценарными концовками.
Но технологии неумолимо ведут нас в сторону автоматизации денежного оборота и ограничения хождения наличных денег. Поэтому следует задаться вопросом: а существуют ли на самом деле электронные деньги или это еще одна из фикций, придуманных человечеством?
Развитие новых информационных технологий и, как одно из следствий - интернет-торговли, привело к появлению сначала в деловом обиходе, а затем в качестве категории экономической и юридической наук словосочетания "электронные деньги". С задержкой в отечественном законодательстве появилось и легальное определение данного понятия в виде категории "электронные денежные средства", введенной Федеральным законом "О национальной платежной системе" <2>, который содержит следующую дефиницию (п. 18 ст. 3):
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.

"Электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставляемых денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность этих организаций".
Из данного определения со всей очевидностью вытекает, что электронные деньги не являются автономной категорией, они обусловлены в приведенном определении другой категорией - "электронные средства платежа", которую Закон о национальной платежной системе определяет как: "средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств".
Таким образом, нормативно установлено, что денежные средства (деньги) становятся "электронными" при соблюдении следующих юридических условий:
- предоставление денежных средств одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере денежных средств без открытия банковского счета;
- дача распоряжения по дальнейшему движению денежных средств исключительно с использованием электронных средств платежа;
- приобретение лицом, учитывающим информацию о размере денежных средств без открытия банковского счета, юридического статуса оператора электронных денежных средств.
Теперь возникает основной вопрос, ради которого предпринято данное небольшое исследование: логичен ли смысловой ряд "металлические деньги - бумажные деньги - электронные деньги"? Говоря иначе, идет ли речь о появлении нового класса денежных знаков или все же речь идет о чем-то ином?
Для объективного ответа на данный вопрос необходимо сделать некоторый экскурс в юридическую теорию денег. Начнем с самого очевидного и основного: деньги - это вещь. Статья 128 ГК РФ, равно как и гражданское законодательство многих зарубежных стран, однозначно устанавливает, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги, а статья 140 ГК РФ индивидуализует данный класс вещей, устанавливая, что в Российской Федерации деньгами признается рубль.
Это не означает, что российское гражданское законодательство отрицает возможность существования каких-либо иных денег, помимо рубля. Оно лишь императивно устанавливает, что в Российской Федерации является законным платежным средством, обязательным к приему на всей территории страны. Законность платежного средства в данном случае означает, что данная валюта осуществляет оборот на определенной территории не в силу стихийно сложившегося консенсуса между участниками экономических отношений по поводу единого имущественного эквивалента при обмене вещами (товарами) и услугами, а принудительно установлена велением государственной власти. Точно так же поступают и все иные государства, вводящие собственную валюту (национальную денежную единицу).
В соответствии с гражданско-правовой классификацией деньги являются простыми движимыми неделимыми вещами. Здесь может возникнуть возражение по поводу неделимости: денежные знаки более высокого номинала могут быть разменяны на денежные знаки более низкого номинала. Размен денежного знака (банкноты, монеты) не есть деление ее на части физически - это деление условное, т.к. в правовом смысле неделимой вещью признается такая, раздел которой в натуре (физически) невозможен без изменения ее назначения (ст. 133 ГК РФ).
Разменность основной денежной единицы (в Российской Федерации - рубля) на денежные единицы более низкого номинала имеет важное экономическое значение, т.к. позволяет более точно устанавливать цены на те или иные товары, работы и услуги. Поэтому в большинстве стран помимо основной денежной единицы предусмотрены дополнительные, некоторая совокупность которых образует основную денежную единицу. Статья 27 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <3> устанавливает следующее: "Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек".
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

С определенного исторического периода времени, когда в обращение вошли так называемые "бумажные" деньги, эмитируемые денежные знаки стали обладать признаками индивидуально определенной (уникальной) вещи, т.к. они имеют неповторяющийся номер на каждой купюре. Для обычного денежного обращения такая индивидуализация сколько-нибудь существенного значения не имеет, однако имеет важное значение для процесса государственной эмиссии денежных знаков, а также в тех случаях, когда денежные купюры приобретают значение юридических доказательств. Порядок нумерации банкнот является элементом их общей системы защиты от подделок и сохраняется банками-эмитентами в тайне. Металлическая разменная монета не нумеруется в силу того, что ее подделка не имеет экономического смысла (материальные и трудовые затраты превышают потенциальную преступную выгоду). Нумеровать монеты, изготовленные из ценных металлов, также не имеет смысла, т.к. их стоимость "заложена" в материале, из которого они изготовлены.
Деньги за тысячелетия после их изобретения прошли огромную эволюцию. Им обязаны своим существованием финансовая система государства, банковская система и развитие экономики в целом. Об этом написано много, и вряд ли стоит повторять давно устоявшиеся истины. Но на двух моментах имеет смысл остановиться подробнее. Первый из них - материал, из которого изготавливаются денежные знаки. Большую часть истории денег в этом качестве выступали драгоценные и ценные металлы, прежде всего золото (редкий, обладающий уникальными физико-химическими и эстетическими свойствами металл). Поэтому в данный период времени деньги часто путали с материалом, из которого они были изготовлены, а золото и вовсе стало универсальным имущественным эквивалентом, в особенности в международном товарном обмене.
Но постепенно мысль о том, что номинал денежной единицы есть не что иное как вес и существо материала, из которого изготовлена монета, проникала в умы мыслителей и правителей, которые повелевали отображать на монетах свои барельефы и государственные или иные гербы.
Очень образно данную тенденцию выразил в своей книге "О скудости и богатстве" (1724 г.) И.Т. Посошков: "Мы не иноземцы, не меди цену исчисляем, но имя царя своего величаем; нам ведь не медь дорога, но дорого его царское именование. Того ради мы не вес в них числим, но счисляем начертание на ней... У нас толь сильно его пресветлого величества слово, ащеб повелел на медной золотниковой цате положить рублевое начертание, тобы она за рубль и в торгах ходить стала во веки веков неизменно" <4>.
--------------------------------
<4> Цит. по: Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М.: Статут, 1997. С. 38.

В конечном итоге полное осознание данного факта, а также удобство в обращении привело к полной победе бумажных денег над деньгами из благородных металлов, но еще относительно длительное время государственные кредитные билеты обменивались в государственных банках на золото по точно определенному весовому соотношению золота к номиналу денежной единицы. Как отмечает К.С. Бельский (и автор разделяет данную точку зрения), "бумажные деньги появились как заменители ранее находившихся в обращении серебряных и золотых монет. Будучи представителями "полноценных денег", бумажные деньги были лишены самостоятельной стоимости, но зато представляли стоимость того количества золота, знаками которого служили. Золото "передало" свои функции денег, а с ними и свою денежную силу в обмене бумажным деньгам" <5>.
--------------------------------
<5> Бельский К.С. О юридической природе денег // Государство и право. 2005. N 12. С. 26.

Ныне повсеместно в ходу бумажные банкноты и мелкая разменная монета. Сами по себе данные предметы малоценны. Их всеобщая потребительская стоимость и функции платежного средства определены законом, а величины как меры стоимости - гражданским оборотом. Официальное соотношение между денежными единицами и драгоценными металлами мировых валют ныне, как правило, не устанавливается. Это обусловлено многими причинами, но одна из них, несомненно, заключается в том, что количество денег, обслуживающих экономический оборот, и товарная масса на рынках многократно превышают стоимость всех запасов драгоценных металлов.
Одним из важнейших юридических свойств современных денег является то, что их эмиссия осуществляется государством на условиях абсолютной монополии. Изготовление денежных знаков любыми иными лицами признается преступлением и преследуется по закону. Государство также регулирует величину и оборот денежной массы, а также ряд других моментов денежного обращения.
Таким образом, мы можем констатировать, что деньги - это вещи, имеющие целый ряд уникальных свойств, ценность которых определяется не только экономическими параметрами, но и наравне с ними законодательством того государства, которое выпускает в оборот данную валюту.
Здесь правомерен вопрос: а что собой представляют безналичные деньги? Это юридическая фикция, т.к. вещь не может превратиться в ничто. Право достаточно давно выработало механизм движения материальных ценностей без их фактического перемещения, реализуемый посредством передачи правомочий (требований) и возникновения обязательств. Для обеспечения движения правомочий (требований) и обязательств применительно к деньгам и была в конечном счете создана банковская система. Именно банки законодательно уполномочены принимать и выдавать банкноты и монету гражданам и юридическим лицам, а в промежутке между этими операциями осуществлять движение правомочий (требований) и обязательств, конечным итогом которых является возможность получения конкретным лицом определенной денежной суммы в натуре. Центральным элементом этой сложной юридической конструкции является договор банковского счета.
Как следует из определения, приведенного в начале данной работы, ныне существует законодательно установленная возможность движения правомочий (требований) и обязательств по поводу денег, минуя банковскую систему. Эта юридическая фикция и получила в России название "электронные денежные средства".
Для указанной цели Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" <6> установлен новый институт - небанковская кредитная организация. Данный вид кредитных организаций уполномочен осуществлять перевод денежных средств без открытия банковских счетов, что является одним из обязательных признаков "электронных денег".
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3873.

Однако в данном вопросе не все так просто. На международном уровне уже довольно давно отсутствует четкое отграничение действительных денег (наличных) от юридических фикций (безналичных, в том числе электронных). Так, в частности, Директива N 2007/64/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О платежных услугах на внутреннем рынке и о внесении изменений в Директивы 97/7/ЕС, 2002/65/ЕС, 2005/60/ ЕС и 2006/48/ЕС об отмене Директивы 97/5/ЕС" от 13.11.2007 <7> определяет категорию "денежные средства" следующим образом: "Денежные средства" означают банкноты и монеты, денежные записи и электронные деньги".
--------------------------------
<7> СПС "КонсультантПлюс". 2013.

Следует полагать, что авторы данного акта (может быть, отчасти и верно) не впадают в глубокие доктринальные рассуждения по данному вопросу, считая, что если за товар, услугу или работу можно "чем-то" расплатиться и это "что-то" принято продавцом, то это и есть деньги. В кильватере данной идеи пошел и российский законодатель, легализовав категорию "электронные деньги".
Но на самом деле речь идет о новой форме безналичного расчета, минуя банки, когда деньги трансформируются в обязательство и это обязательство в ускоренном темпе переходит от одного лица к другому, а плательщик получает необходимые товары и услуги.
Данное утверждение основывается на анализе установленного Законом о национальной платежной системе правового механизма осуществления перевода электронных денежных средств (ст. 7), согласно которому остаток электронных денежных средств клиента - физического лица, помимо их перевода другому лицу, может быть переведен на банковский счет, а при соблюдении определенных условий (персонифицированное электронное средство платежа, сумма не более 100 тыс. рублей) может быть выдан наличными денежными средствами.
Чем, простите, данная операция принципиально отличается от привычных нам операций перевода денежных средств (в виде гражданско-правовых обязательств) с одного банковского счета на другой либо прекращения обязательства путем выдачи наличной денежной суммы через кассу или банкомат? Ничем.
Подведем итог своим рассуждениям. В юридическом смысле деньги - это денежные знаки, законодательно установленные в государстве и эмитированные (изготовленные) на основе абсолютной государственной монополии. Все остальные конструкции денежного оборота (безналичные деньги, электронные деньги) - суть юридическая фикция, установленная для удобства исполнения денежных обязательств, ибо деньги есть вещь.
В будущем, когда государства вдруг перестанут выпускать банкноты и монету, данная концепция может быть подвергнута корректировке, но пока мы можем подержать в руках деньги - она незыблема.
Однако рассмотрение данного комплекса научных проблем явилось бы неполным, если бы автор обошел вниманием новый финансовый феномен, которому мир обязан бурным развитием информационных технологий, - так называемые криптовалюты, самой распространенной из которых на сегодняшний момент времени является биткоин.
Биткоины не эмитируются каким-либо государством в лице его центрального банка - их эмиссия производится непосредственно пользователями компьютеров, установившими на них специальное программное обеспечение (майнерами). Это программное обеспечение производит сложные вычисления без видимой полезной цели. Время от времени процесс вычислений достигает определенного результата - формирования файлов, являющихся биткоинами.
Программное обеспечение заранее формировалось таким образом, что возможное число "эмитированных" биткоинов будет равно примерно 21 миллиону, и этот результат может быть достигнут только к 2140 году, поэтому с каждым днем сложность вычислений растет, необходимые для них вычислительные модности увеличиваются, что в определенной степени стимулирует стоимость биткоинов в традиционном денежном эквиваленте.
Эта криптовалюта уже стала предметом спекуляций на финансовых биржах, появилась возможность расплачиваться биткоинами за реальные товары и услуги. Однако центральные банки экономически развитых государств активно предупреждают граждан о ненадежности этой "валюты" и отказываются проводить какие-либо операции с ней, что во всех смыслах правильно.
Так что же перед нами? По форме - хорошо защищенный электронный файл, признанный платежной единицей, вполне возможно, прообраз государственных денег отдаленного будущего, обращающихся вне банковской системы (аналог нынешнего наличного оборота). По экономической сущности - финансовая пирамида, т.к. каждая новая "порция" биткоинов добывается все сложнее и сложнее, тогда как первые "порции" были добыты легко и просто. Поэтому "эмитенты" первых порций могут ими спекулировать. Наверняка этот финансовый "пузырь" рано или поздно лопнет, обогатив одних и разорив других. Но то, что перед нами прообраз настоящих электронных денег отдаленного будущего - несомненно. И в этом их отличие от юридических фикций, которые ныне пытаются именовать электронными денежными средствами.
В качестве общего резюме к данному небольшому исследованию автор хотел бы отметить, что в современных общественно-политических реалиях нормальное гражданское общество возможно в том числе постольку, поскольку возможно сохранение наличного денежного оборота, без которого каждый из нас попадет в более существенную зависимость от государственной финансовой системы и весьма сузит степень собственной экономической свободы. Не стоит спешить вводить государственные "криптовалюты" и прочие разновидности электронных денег, давайте сначала создадим незыблемый фундамент для демократии и свободы.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.




30 ноября 2021 г.
Проект Федерального закона № 27883-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - предоставление новым организациям, зарегистрированным на территории Курильских островов, при соблюдении определенных условий, налоговых льгот. В частности предусматривается, что данные организации в течение 20 лет с момента регистрации на территории Курильских островов не будут признаваться налогоплательщиками налога на прибыль организаций, земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество организаций.




26 ноября 2021 г.
Проект Федерального закона № 25618-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Целью законопроекта является создания перестраховочного пула на рынке ОСАГО. Необходимость его формирования обусловлена проблемами при функционировании системы гарантированного заключения договора ОСАГО ("Е-Гарант") и, как следствие, снижением доступности данного вида страхования.




22 ноября 2021 г.
Проект Федерального закона № 22118-8 "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом устанавливается предельный размер ежедневной процентной ставки по потребительским кредитам (займам) 0,8% в день, предельное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) в размере 292% годовых и предельного размера суммы всех платежей по договору потребительского кредита (займа) сроком до года до 130%  от суммы предоставленного потребительского (кредита) займа.




16 ноября 2021 г.
Проект Федерального закона № 19332-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Целью законопроекта является совершенствование процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Так, для упрощения процедуры регистрации индивидуальных предпринимателей, законопроектом предусматривается исключение предоставления копии паспорта гражданина РФ в регистрирующий орган.



В центре внимания:


Стратегически важные меры государственно-правового регулирования безналичных расчетов в России (Вавилова Е.М.)

Дата размещения статьи: 16.02.2021

подробнее>>

Момент расчета: теория и практика (Белов В.А.)

Дата размещения статьи: 05.04.2017

подробнее>>

Национальная система платежных карт и ее значение для национальной платежной системы России (Хоменко Е.Г.)

Дата размещения статьи: 19.09.2016

подробнее>>

Понятие и принципы исполнения расчетного обязательства (Лутохина О.Н.)

Дата размещения статьи: 08.10.2015

подробнее>>

Курсовые разницы. Как минимизировать риски (Рамазанова К.)

Дата размещения статьи: 18.12.2014

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.