Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Туристская деятельность > "Одичавший" туризм (Егорова Н.)

"Одичавший" туризм (Егорова Н.)

Дата размещения статьи: 13.12.2014

Летом 2014 г. туристический бизнес посыпался практически как карточный домик. Около десяти компаний, расположенных в разных уголках нашей страны, заявили о невозможности исполнения своих обязательств перед клиентами, которые полностью оплатили им турпутевки. При этом в своей несостоятельности признались не только мелкие турфирмы, но и достаточно крупные игроки на рынке туруслуг. Однако "крайними" в этой ситуации оказались... туристы. В связи с этим Ростуризм выпустил специальную памятку, содержащую рекомендации, соблюдение которых позволит значительно снизить риск возникновения проблемных ситуаций при совершении поездки.

С конца июля 2014 г. один за другим начали заявлять о прекращении своей деятельности как крупные, так и не очень туроператоры. Против руководителя ряда таких турфирм уже возбуждены уголовные дела, в основном по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса ("Мошенничество"). Но, собственно говоря, российским гражданам от этого не легче, ведь в отпускной сезон, как оказалось, они просто выбросили деньги на ветер, а то и "зависли" за границей, поскольку и из отелей их выселили, и обратный билет аннулирован...

"Экстренные" меры

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) направил в Банк России и Минкультуры письма с предложением принять экстренные меры по изменению законодательства в сфере туризма. В частности, предлагается усилить госрегулирование и контроль над допуском страховых организаций к страхованию ответственности туроператоров, ввести дополнительные требования к финансовой устойчивости, размеру уставного капитала, установить дополнительные ограничения и контроль максимального размера обязательств страховщика по этому виду страхования с учетом размера собственных средств и других финансовых показателей.
Так, ВСС предлагает установить аж трехуровневую систему защиты клиентов турфирм:
- первый уровень - компенсационный фонд объемом не менее 500 млн руб. Он создается всеми участниками рынка, которые занимаются выездным туризмом. Фонд должен использоваться для финансирования расходов по экстренной эвакуации туристов из-за рубежа в случае неисполнения обязательств туроператором и исключения его из реестра Ростуризма;
- второй уровень - коммерческое страхование или банковская гарантия или их комбинация. Страховать ответственность туроператоров предлагается через страховой пул, управляемый единым объединением. Пуловое соглашение определяет требования к страховщикам - членам пула, условия страхования, включая применение экономически обоснованных тарифов или их минимальный уровень. Расчет страховой суммы (размера финансового обеспечения) для каждого конкретного туроператора производится исходя из планируемого на год количества туристов и размера, установленного Банком России исходя из емкости пула, лимита ответственности на каждого туриста (по аналогии с вкладами в банки - АСВ), умноженного на 12 процентов. Проще говоря, размер страховки будет зависеть не от выручки турфирмы, а от количества ее клиентов. Соответственно, если в течение действия договора страхования фактическое количество туристов превысило планируемое, туроператор будет обязан достраховаться;
- третий уровень - государственный. Он предполагает экстренную эвакуацию туристов из-за рубежа при форс-мажорных обстоятельствах (таких как стихийные бедствия, военные действия и т.п.). А в случае установления законодательно лимита ответственности по каждому туристу, превышающего расчетную величину Банка России, государство компенсирует страховщику разницу между суммой, выплаченной туристу в виде страхового возмещения, и лимитом ответственности на каждого туриста, установленным Банком России исходя из емкости пула.
Плюс ко всему Всероссийский союз страховщиков считает, что необходимо усилить контроль за игроками на рынке туруслуг. И если, к примеру, туроператор не исполнил обязательства перед туристами более чем на 500 тыс. руб., то исключить его из Единого федерального реестра туроператоров. Также предлагается ввести систематическую финансовую отчетность для туроператоров, а возможно, и лицензирование их деятельности.
Представители ВСС отмечают, что предложенные ими меры позволят свести к нулю риски туристов. При этом они заверяют, что их реализация не приведет к существенному удорожанию конечного продукта для потребителя. В последнее верится, что называется, с трудом. Да и сами предложенные меры мало похожи на экстренную помощь клиентам "лопнувших" турфирм.

Ростуризм рекомендует

В этой связи куда более полезной представляется памятка, которую подготовили специалисты Федерального агентства по туризму. Выделим ряд рекомендаций, которые будут полезны туристам, оказавшимся в сложной ситуации по вине туркомпаний или авиаперевозчиков.

Задержка и отмена авиарейса

Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов утверждены Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82. Данными Правилами закреплено, что при задержке или отмене рейса перевозчик обязан без взимания дополнительной платы организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
- предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
- два телефонных звонка и два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более 2 часов;
- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более 2 часов;
- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более 4 часов и далее каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное время;
- размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более 8 часов в дневное время и более 6 часов в ночное время;
- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы.

Возврат авиабилетов

Пассажиры, купившие авиабилеты по невозвратным тарифам, не смогут получить всю уплаченную за них сумму, если откажутся от авиаперелета. В более выгодном положении оказываются туристы, которые купили билеты по возвратным тарифам. В этом случае если вернуть билет за 24 часа до предполагаемого вылета, то его стоимость возвращается в полном размере. Если же припоздниться, то вернуть удастся стоимость билета за минусом 25 процентов - это своего рода неустойка. Причем успеть необходимо до окончания регистрации на рейс, иначе деньги не вернут вообще.
Однако это общие правила. И из них есть исключения, про которые многие не знают, а перевозчики предпочитают умалчивать. Так, вне зависимости от того, по какому тарифу были приобретены билеты (возвратному или безвозвратному), пассажир может вернуть их полную стоимость, если отказ от перелета вызван его болезнью либо болезнью или смертью членов его семьи, близких родственников, с которыми он собирался лететь. Для возврата денежных средств в такой ситуации требуется представить документы, подтверждающие причину отказа, а также уведомить авиаперевозчика об отказе до окончания регистрации на рейс.
Плюс ко всему пассажир также может вернуть денежные средства за авиабилеты в случае задержки отправления самолета и иных нарушений авиаперевозчиком Федеральных авиационных правил.

Права туриста за рубежом

Представители Ростуризма подчеркивают, что администрация отеля за рубежом не вправе насильно удерживать туриста либо его документы в случае неоплаты туроператором его размещения в отеле. В случае возникновения данной ситуации туристу рекомендуется обратиться к представителю принимающей стороны либо в консульское учреждение РФ, находящееся в стране пребывания туриста.
Также турист вправе повторно самостоятельно оплатить свое пребывание в отеле, сохранив при этом все документы, подтверждающие его расходы. По возвращении домой данные документы будут являться основанием для предъявления требования о возмещении расходов с туроператора и страховой компании солидарно.

Экстренная помощь туристу

Турист вправе потребовать обеспечения экстренной помощи за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма. В соответствующем обращении должна быть указана следующая информация:
- Ф.И.О. туриста (туристов);
- адрес места нахождения туриста (туристов);
- номер договора о реализации туристского продукта и наименование туроператора (турагента);
- контактная информация автора обращения;
- обстоятельства (факты), свидетельствующие о невозможности исполнения, неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Решение о принятии экстренных мер объединение туроператоров должно довести до сведения туристов в течение суток с момента получения соответствующего обращения. В чем же заключается эта помощь? На самом деле она не так уж и мала. Экстренная помощь включает в себя перевозку туриста в место окончания путешествия, организацию его проживания (если время ожидания перевозки составит более 12 часов), питание, хранение багажа. Плюс ко всему турист обеспечивается неотложной медицинской помощью, а также при необходимости получает и правовую помощь.

Предъявление претензий

Ну а теперь самое главное. По возвращении из незадавшейся турпоездки необходимо предъявить соответствующие претензии. На все про все отводится 20 дней после окончания срока действия договора. Претензии должны быть рассмотрены в течение 10 дней с момента их предъявления.
Ростуризм настоятельно рекомендует при наличии недостатков в оказываемых услугах собрать максимальное количество документов в подтверждение своих требований:
- фотографии, заявления с отметками об их принятии;
- акты, подписанные туристами и (или) представителями принимающей стороны.
Вдобавок ко всему немаловажно знать, что Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" предусматривает обязательное наличие финансового обеспечения у туроператоров. Соответственно, если туроператор не исполнил своих обязательств, то турист вправе обратиться к организации, предоставившей ему финансовое обеспечение (к страховщику или гаранту), с требованием о выплате страхового возмещения. Вообще говоря, сведения о туроператорах, их реестровом номере, финансовом обеспечении указываются в договоре о реализации туристского продукта. Кроме того, эту информацию можно найти на сайте www.russiatourism.ru, где она размещается в открытом доступе.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).



В центре внимания:


Претензионно-исковой порядок защиты прав потребителя туристических услуг (Шиловская А.Л., Волкова М.А.)

Дата размещения статьи: 28.08.2017

подробнее>>

Туротрасль: богач - бедняк (Забелина Н.)

Дата размещения статьи: 14.08.2017

подробнее>>

Фонд персональной ответственности туроператора как один из способов обеспечения исполнения обязательств (Сирик Н.В., Кусков А.С.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Совершенствование административно-правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников (Писаревский Е.Л.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

подробнее>>

Условия туристского договора, ущемляющие права потребителей: некоторые вопросы судебной практики (Страхов С.Е.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта