Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг > Принцип публичной достоверности документарных ценных бумаг в новой редакции Гражданского кодекса (Буланов М.С.)

Принцип публичной достоверности документарных ценных бумаг в новой редакции Гражданского кодекса (Буланов М.С.)

Дата размещения статьи: 16.12.2014

Наиболее существенные изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ в связи с принятием Федерального закона N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" коснулись норм, регулирующих отношения в области ценных бумаг. Это обусловлено несколькими факторами и в первую очередь, конечно, ролью ценных бумаг в экономике страны. Ведь, безусловно, развитие рыночных отношений в России самым тесным образом связано с развитием института ценных бумаг, неминуемым увеличением их оборота и необходимостью надлежащего правового обеспечения.
Следует отметить, что предыдущая редакция главы 7 ГК РФ была явно неудачной, что объясняется, по всей видимости, временем ее написания. По нашему мнению, в 1994 г. в условиях резкого перехода к рыночной экономике и отсутствия по сути рынка ценных бумаг как такового законодатель создавал и включал нормы права в Гражданский кодекс практически наугад, беря пример с законодательства западных стран. Впоследствии необходимость правового регулирования данной отрасли повлекла за собой принятие ряда федеральных законов, восполняющих огромные пробелы, таких, как Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) и Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", которые написаны, в целом, на англосаксонский манер. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: нормы ГК РФ о ценных бумагах практически ничего общего не имеют с практикой и институтом ценных бумаг, а нормы специальных законов - с самим Гражданским кодексом. Взять, к примеру, предыдущую редакцию норм ГК РФ о передаче именных ценных бумаг в порядке цессии <1>, однако, на практике это происходит путем внесения изменений записи о принадлежности бумаг в реестре, что, естественно, закреплено в ст. ст. 44, 45 Закона об акционерных обществах <2>. Крайняя необходимость реформирования законодательства о ценных бумагах подчеркивается и учеными стран СНГ, в частности для Казахстана модернизация законодательства о рынке ценных бумаг является важной составляющей инвестиционного законодательства, а глобальная перестройка самого инвестиционного законодательства определяет серьезные структурные изменения в системе законодательства <3>.
--------------------------------
<1> Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изм. и доп. от 05.05.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; 2014. N 19. Ст. 2334.
<2> Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 21.12.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 1. Ст. 1.
<3> См.: Мороз С.П. Проблемы совершенствования инвестиционного законодательства республики (гражданско-правовые аспекты) // Власть Закона. 2013. N 4. С. 139 - 149; Камышанский В.П., Параскевова С.А., Попова Ю.А., Мнацаканян А.С. Ответственность за нарушение акционерного соглашения // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. N 80. С. 649.

В этой ситуации перед разработчиками новой версии ГК РФ в отношении ценных бумаг стояла задача устранения противоречий в регулировании изложенных в нем норм отраслевых законов, их дополнения и улучшения, а также обязательного учета некоторых наработок судебной практики. Стоит отметить, что в п. 1.1.1 разд. VI Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации было установлено, что при разработке "необходимо провести ревизию помещенных в различных разделах ГК норм о ценных бумагах, чтобы дополнить общие положения ГК о ценных бумагах другими нормами общего характера, которые имеются в нормативных актах, регулирующих отдельные виды бумаг" <4>. Однако, к сожалению, из общих норм о ценных бумагах в новой редакции ГК РФ мы обнаружили только две, остальное вновь отошло к регулированию отраслевого законодательства. Это, на наш взгляд, связано со спецификой законодательной деятельности в России, когда к разработке законодательства одного из ключевого сектора экономики привлекается ограниченное количество специалистов. Завершающий этап работы над проектом Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ показал отсутствие в Российской Федерации четкого и отлаженного механизма вовлечения в законотворческий процесс широкого круга специалистов, заинтересованных в качественном конечном продукте <5>.
--------------------------------
<4> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.
<5> См.: Камышанский В.П. Некоторые проблемы интеграции юридической науки и законотворческого процесса // Власть Закона. 2012. N 2. С. 12 - 14.

Тем не менее, одной из новелл правового регулирования является введение в Гражданский кодекс принципа публичной достоверности документарных ценных бумаг. Стоит подчеркнуть, что данный принцип не может относиться к бездокументарным ценным бумагам, имеющим практически иной правовой режим по сравнению с документарными. В юридической литературе данный принцип уже упоминался: "начало публичной достоверности ценной бумаги состоит в том, что должнику запрещено выдвигать против добросовестного держателя ценной бумаги возражения, основанные на его отношениях с предшествующими держателями бумаги" <6>, но законодательное закрепление нашел только в ходе сегодняшней реформы ГК РФ.
--------------------------------
<6> См.: Гражданское право: В 2 ч. / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. М.: ЮНИТИ; Закон и право, 2011. Ч. 1. С. 256.

На необходимость закрепления в тексте ГК РФ принципа публичной достоверности прав, инкорпорированных в ценную бумагу, указывалось в п. 1.1.4 разд. VI Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. Так, ранее действовавший Гражданский кодекс не разграничивал вопросы о формальной легитимации владельца ценной бумаги для целей определения лица, которому должник должен осуществлять исполнение, с тем, чтобы оно являлось надлежащим, и о действительной принадлежности прав, удостоверенных ценной бумагой. Соответствующее правило ГК РФ должно устанавливать, кто может требовать исполнения по ценной бумаге: по предъявительским бумагам - предъявитель бумаги; по ордерным бумагам - лицо, являющееся предъявителем бумаги и поименованное в ней в качестве первого держателя, либо лицо, являющееся предъявителем бумаги и приобретшее бумагу по непрерывному ряду индоссаментов; по именным бумагам - лицо, указанное в бумаге. Исполнение должником по ценной бумаге обязательства, удостоверенного ценной бумагой, указанным лицам должно признаваться надлежащим исполнением вне зависимости от того, имело ли формально легитимированное лицо права на ценную бумагу.
Указание о том, что необходимо закрепить в ГК РФ общий принцип ограничения возражений должника по бумаге против требований приобретателей бумаги с учетом того, что этот принцип не должен распространяться на недобросовестного приобретателя ценной бумаги, было реализовано в п. 1 ст. 145 ГК РФ, согласно которому лицо, ответственное за исполнение по документарной ценной бумаге, вправе выдвигать против требований владельца ценной бумаги только те возражения, которые вытекают из ценной бумаги или основаны на отношениях между этими лицами. Отметим, что публичная достоверность исключает возможность возражений, основанных на отношениях, не получивших выражения в тексте самой бумаги.
Обязанное по ценной бумаге лицо вправе выдвигать против требований владельца ценной бумаги только те возражения, которые вытекают из ценной бумаги или основаны на отношениях между ними (п. 1 ст. 145 ГК РФ). Приведенное правило дополнено тем, что обязанное по ценной бумаге лицо отвечает по ней также и в том случае, если ценная бумага поступила в обращение помимо его воли. Принцип публичной достоверности прав из ценной бумаги ограничен добросовестностью ее владельца. Так, в абз. 3 п. 1 ст. 145 ГК РФ установлено, что действие принципа публичной достоверности не распространяется на случаи, если владелец ценной бумаги в момент ее приобретения знал или должен был знать об отсутствии основания возникновения прав, удостоверенных ценной бумагой (в том числе о недействительности такого основания), либо прав предшествующих владельцев ценной бумаги (в том числе о недействительности основания их возникновения), либо если владелец ценной бумаги не является ее добросовестным приобретателем. Случаи признания владельца ценной бумаги недобросовестным приобретателем указаны в ст. 147.1 ГК РФ. Таковым, например, является лицо, которое своими обманными или другими незаконными действиями способствовало утрате прав законного владельца на ценную бумагу или в качестве предшествующего владельца знало или должно было знать о наличии прав иных лиц на ценную бумагу (п. 4 ст. 147.1 ГК РФ).
Ограничение принципа публичной достоверности ценной бумаги в определенной мере накладывается п. 2 ст. 144 ГК РФ, по смыслу которого можно сделать вывод, что обязанное по ценной бумаге лицо не вправе чинить исполнение управомоченному по ценной бумаге лицу, если оно знало, что владелец ценной бумаги, которому производится исполнение, не является надлежащим обладателем права на ценную бумагу. В этой ситуации обязанное по ценной бумаге лицо должно возместить убытки, причиненные обладателю права на ценную бумагу.
По сути, принцип публичной достоверности права означает, что обладатель ценной бумаги получает право не в том виде, которое оно может существовать на самом деле, а в том, в котором оно написано на бумаге. В отличие от норм обязательственного права, когда должник, по сути, может предъявлять свои возражения в любом случае, принцип публичной достоверности прав по документарной ценной бумаге создает гарантию для третьих лиц, что ее держатель получит именно то, на что рассчитывает, получая, к примеру, складское свидетельство, чек или вексель. Введение данного принципа, на наш взгляд, благотворно повлияет на устойчивость оборота документарных ценных бумаг в России и повысит доверие к ним.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

23 января 2015 г.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"

Законопроект разработан в целях поддержки граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию путём оздоровления их финансового состояния за счёт механизма реструктуризации долговых обязательств, а кроме того - в целях стимулирования рынка ипотеки в РФ, а также очищения кредитной сферы от кредитов, безнадежных к погашению.




13 января 2015 г.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Законопроектом предусматривается запрет закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), являющихся офшорными компаниями. Запрет устанавливается путем внесения в перечень требований к участникам закупки требования о том, что местом регистрации участника закупки не является офшорная зона, а также установлением обязанность комиссии по осуществлению закупок проверять соответствие участника закупки таким требованиям.




1 января 2015 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"

Президентом подписан федеральный закон регулирующий отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки данной деятельности, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в России.




24 декабря 2014 г.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ"

Целью закона является совершенствование правового регулирования процедур финансового оздоровления и ликвидации кредитных организаций, а также консолидация действующего законодательства о банкротстве, путем объединения законодательных актов.




15 декабря 2014 г.
Проект Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"

Законопроектом предусматривается обязательная продажа 50% валютной выручки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Цель законопроекта – стабилизация курса национальной валюты. Ранее подобные меры уже вводились и действовали до 1 января 2007 г.



В центре внимания:


Свойства имущественного права, закрепленного в ценной бумаге (Трофимова Г.А.)

Дата размещения статьи: 02.02.2015

подробнее>>

Новеллы гражданского законодательства о ценных бумагах (Шевченко Г.Н.)

Дата размещения статьи: 30.01.2015

подробнее>>

Вот и он, опцион! (Бычков А.)

Дата размещения статьи: 23.12.2014

подробнее>>

Принцип публичной достоверности документарных ценных бумаг в новой редакции Гражданского кодекса (Буланов М.С.)

Дата размещения статьи: 16.12.2014

подробнее>>

Вексель - многоаспектное правовое явление: отдельные вопросы теории и практики (Уруков В.Н., Фисенко О.В.)

Дата размещения статьи: 08.12.2014

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2015
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта