Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Приобретение исключительных и неисключительных прав в учреждениях культуры (Авдеев В.В.)

Приобретение исключительных и неисключительных прав в учреждениях культуры (Авдеев В.В.)

Дата размещения статьи: 19.12.2014

Учреждения культуры в процессе осуществления своей деятельности довольно часто приобретают исключительные и неисключительные права на использование произведений литературы и искусства. Для этого они заключают с правообладателями таких произведений либо договор об отчуждении исключительного права, либо лицензионный договор.
В данной статье рассмотрим правовые отношения по приобретению исключительных и неисключительных прав, а также порядок отражения в учете учреждения культуры приобретения указанных прав и особенности их налогообложения.

Сначала напомним, что произведения литературы и искусства являются результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана. На это указывает пп. 1 п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
На результаты интеллектуальной деятельности признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие) (ст. 1226 ГК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 1228 ГК РФ первоначально исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.
Согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Вместе с тем ГК РФ предусмотрены случаи использования результатов интеллектуальной деятельности без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. Некоторые случаи перечислены в ст. 1274 ГК РФ, среди них:
- цитирование в оригинале и переводе в информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
- использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.
Кроме того, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения предоставление экземпляров произведений библиотекой, правомерно введенных в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут выдаваться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.
Также библиотека вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения в установленных ст. 1275 ГК РФ случаях репродуцировать литературные произведения.
На основании п. 1 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности любым, не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования результата интеллектуальной деятельности в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Договор об отчуждении исключительного права

Суть договора об отчуждении исключительного права состоит в том, что одна сторона - правообладатель - передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности в полном объеме другой стороне договора - приобретателю (ст. 1234 ГК РФ). В нашем случае приобретателем будет являться учреждение культуры.
Обратите внимание, договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме, несоблюдение которой влечет к недействительности договора.
Существенными условиями договора об отчуждении исключительного права являются предмет договора, а также условие о размере вознаграждения или порядке его определения.
Предмет договора - это условие о передаче исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или обязательство о его передаче. В договоре должны быть указаны характеристики отчуждаемого объекта.
Если в договоре прямо не указано, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности передается в полном объеме, то такой договор считается лицензионным (п. 3 ст. 1233 ГК РФ). Исключение составляет договор, заключаемый в отношении права использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в сложный объект (абз. 2 п. 1 ст. 1240).
Размер вознаграждения может быть определен в виде фиксированного платежа, периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме.
Если существенные условия договора отсутствуют, то он считается незаключенным.
Имейте в виду, что договор об отчуждении исключительного права может быть и безвозмездным. Однако отметим, что между коммерческими организациями договор об отчуждении исключительного права будет всегда возмездными, поскольку дарение между юридическими лицами запрещено согласно пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ.

Обратите внимание! На то, что безвозмездное отчуждение исключительного права в отношениях между коммерческими организациями не допускается, указывает и Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 35-ФЗ), внесший изменения в ст. 1234 ГК РФ, которые вступят в силу с 1 октября 2014 г.

В какой момент исключительное право на результат интеллектуальной деятельности - произведение литературы и искусства - перейдет к учреждению культуры? Такое право от правообладателя к учреждению культуры перейдет в момент заключения договора, если соглашением сторон не будет предусмотрено иное, на это указывает п. 4 ст. 1234 ГК РФ.
Обратите внимание, что договор об отчуждении исключительного права на произведение не подлежит государственной регистрации, что вытекает из п. 2 ст. 1232, п. 4 ст. 1259 ГК РФ.
Если учреждением культуры - приобретателем - будет существенно нарушена обязанность по выплате правообладателю вознаграждения за приобретение исключительного права, прежний правообладатель имеет право требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков, если исключительное право перешло к учреждению культуры.
Если же исключительное право к учреждению культуры не перешло, то при нарушении им обязанности выплатить в установленный срок вознаграждение, правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.
Обратите внимание, что с 1 октября 2014 г. в вышеизложенное положение Законом N 35-ФЗ будут внесены изменения, согласно которым, если исключительное право не перешло к приобретателю, то при существенном нарушении им обязанности выплатить в установленный договором срок вознаграждение за приобретение исключительного права правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора. При этом договор прекращается по истечении тридцатидневного срока с момента получения приобретателем уведомления об отказе от договора, если в этот срок приобретатель не исполнил обязанность выплатить вознаграждение.

Лицензионный договор

Суть лицензионного договора заключается в том, что обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности - лицензиар - предоставляет или обязуется предоставить право использования этого результата в предусмотренных договором пределах другой стороне договора - лицензиату (ст. 1235 ГК РФ).
Лицензиат, в нашем случае это учреждение культуры, может использовать результат интеллектуальной деятельности - произведение литературы и искусства - только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным учреждению культуры.
Для лицензионного договора также предусмотрена письменная форма (если иное не предусмотрено ГК РФ). Несоблюдение письменной формы договора влечет недействительность договора.
Обратите внимание, одним из условий договора является указание в нем территории, на которой допускается использование результата интеллектуальной деятельности. Если территория в договоре не указана, учреждение культуры вправе осуществлять использование результата на всей территории Российской Федерации.
Еще на один момент следует обратить внимание, при заключении договора - срок, на который заключается договор, не может превышать срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. Если срок действия договором не определен, договор считается заключенным на 5 лет, если ГК РФ не установлено иное. При прекращении исключительного права прекращается и лицензионный договор.
Существенным условием лицензионного договора является и определение вознаграждения (если договор не является безвозмездным). При отсутствии в возмездном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным.
Лицензионный договор должен предусматривать предмет договора - результат интеллектуальной деятельности (произведение литературы и искусства), право использования которого предоставляется по договору, а также способы использования результата интеллектуальной деятельности.
Существует два вида лицензионных договоров:
1. Простая (неисключительная) лицензия. В этом случае в лицензионном договоре предусмотрено, что право использования результата интеллектуальной деятельности предоставляется лицензиату наряду с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам;
2. Исключительная лицензия. Этот вид договора предусматривает предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (пп. 2 п. 1 ст. 1236 ГК РФ).
Следует обратить внимание читателей, что в случае отсутствия упоминания в договоре о характере лицензии, она предполагается простой (неисключительной) (п. 2 ст. 1236 ГК РФ). Между тем согласно п. 3 ст. 1236 ГК РФ один и тот же договор может одновременно содержать условия исключительной и неисключительной лицензии для разных способов использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Обратите внимание! С 1 октября 2014 г. в ст. 1236 ГК РФ Законом N 35-ФЗ будет внесено дополнение, в силу которого лицензиар будет не вправе сам использовать результат интеллектуальной деятельности в тех пределах, в которых право использования такого результата предоставлено лицензиату по договору на условиях исключительной лицензии, если этим договором не предусмотрено иное.

На основании ст. 1238 ГК РФ лицензиат в пределах срока действия лицензионного договора может передать объект исключительных прав третьим лицам по сублицензионному договору. Сторонами такого договора являются лицензиат и сублицензиат.
Сублицензионный договор может быть заключен только при наличии письменного согласия лицензиара. Данное разрешение может быть включено в виде отдельного пункта в лицензионный договор. Ответственной стороной перед правообладателем по сублицензионному договору выступает лицензиат согласно п. 4 ст. 1238 ГК РФ. Но лицензиат вправе переложить данную ответственность и на сублицензиата, включив соответствующее положение в лицензионный договор.
По сублицензионному договору сублицензиату могут быть предоставлены только те права, которыми наделен лицензиат по лицензионному договору.
Во всем остальном к сублицензионному договору применяются правила о лицензионном договоре согласно п. 5 ст. 1238 ГК РФ.
Таким образом, в отличие от договора об отчуждении исключительного права по лицензионному (сублицензионному) договору передается не само исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, а только право использовать этот результат. Заключение лицензионного договора не влечет за собой перехода исключительного права к лицензиату, поскольку исключительное право по-прежнему остается у правообладателя, и он вправе передать его по договору об отчуждении или распорядиться им любым иным законным способом.

Произведения литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту

Прежде отметим, что государственные и муниципальные контракты на создание произведений литературы и искусства заключаются в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Положения указанного Закона применяются в отношении:
1) литературных произведений;
2) драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;
3) хореографических произведений и пантомимы;
4) музыкальных произведений с текстом или без текста;
5) аудиовизуальных произведений;
6) произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;
7) произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;
8) произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешнего и внутреннего облика объекта, его пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированных в виде схем или макетов либо описанных иным способом, кроме проектной документации);
9) фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии;
10) производных произведений;
11) составных произведений (кроме баз данных), представляющих собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
В зависимости от того, что предусматривает государственный или муниципальный контракт, исключительное право на произведение литературы или искусства, созданное по такому контракту, может принадлежать (ст. 1298 ГК РФ):
а) исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом. В этом случае исполнитель как правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан представить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд;
б) Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик. В этом случае исполнитель обязан путем заключения договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением прав у третьих лиц;
в) совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию. При этом государственный или муниципальный заказчик вправе представить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

Бухгалтерский учет приобретения исключительных и неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности - произведений литературы и искусства

Если учреждение культуры является коммерческой организацией, то, осуществляя бухгалтерский учет, оно должно руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.
Бюджетное учреждение культуры руководствуется Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее - Инструкция по применению Планов счетов).
Автономное учреждение культуры руководствуется Планом счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. N 183н (далее - Инструкция по применению Планов счетов).
Если же учреждение культуры создано в форме казенного учреждения, то ему следует руководствоваться Планом счетов бюджетного учета и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее - Инструкция по применению Планов счетов).
Разрабатывая свой рабочий план счетов, бюджетные, автономные и казенные учреждения должны руководствоваться Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, которые утверждены Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Если учреждение культуры, созданное в форме бюджетного, автономного или казенного учреждения, приобретает исключительное право на произведение литературы и искусства, то учитывать такое право следует на счете 10200 "Нематериальные активы", предназначенном для этих целей Инструкцией N 157н.
Из п. 56 Инструкции N 157н следует, что к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
- объект способен приносить учреждению культуры экономические выгоды в будущем;
- у объекта отсутствует материально-вещественная форма;
- существует возможность идентификации (выделения, отделения) объекта от другого имущества;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- не предполагается последующая перепродажа данного актива;
- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива и устанавливающих исключительное право на актив;
- наличие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, документов, подтверждающих переход исключительного права без договора и тому подобное).
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов (далее - НМА) является инвентарный объект, причем каждому инвентарному объекту присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах учета и сохраняется за объектом на весь период его учета (п. п. 58, 59 Инструкции N 157н).
Срок полезного использования НМА, то есть период, в течение которого учреждение предполагает использовать НМА, на основании п. 60 Инструкции N 157н, определяется комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения исходя из:
- срока действия прав учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
- ожидаемого срока использования актива, в течение которого учреждение предполагает использовать актив в деятельности, направленной на достижение целей создания учреждения, либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, получать экономические выгоды.
НМА, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются активами с неопределенным сроком полезного использования, и по ним в целях определения амортизационных отчислений срок полезного использования устанавливается из расчета десяти лет.
В целях определения первоначальной стоимости НМА при его приобретении за плату фактические вложения учреждения культуры, согласно п. 62 Инструкции N 157н, формируются с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, создания объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации, включая:
- суммы, уплачиваемые правообладателю (продавцу) в соответствии с договором (государственным (муниципальным) контрактом) об отчуждении (приобретении) исключительного права на результат интеллектуальной деятельности;
- государственные пошлины и иные аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) исключительных (имущественных) прав на объекты НМА;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект;
- суммы, уплачиваемые учреждением культуры за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием) объектов НМА.
Отражение в бухгалтерском учете учреждения культуры операции по поступлению объектов НМА осуществляется на основании решения комиссии учреждения, оформленного соответствующим первичным (сводным) учетным документом согласно Инструкции по применению Планов счетов (п. 63 Инструкции N 157н).
Дата признания в бухгалтерском учете операций по принятию НМА определяется исходя из положений Инструкции N 157н и Инструкций по применению Планов счетов, устанавливающих правила признания обязательств, финансовых результатов (доходов, расходов) для соответствующих типов государственных (муниципальных) учреждений (казенных, бюджетных, автономных) (п. 64 Инструкции N 157н).
Аналитический учет объектов НМА ведется в инвентарной карточке учета основных средств (п. 68 Инструкции N 157н).
Амортизация отражается на счете 10400, расчет годовой суммы амортизации НМА производится учреждением линейным способом исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы (п. 85 Инструкции N 157н).
Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в том числе по основанию списания объекта с бухгалтерского учета) (п. 86 Инструкции N 157н).
По объектам НМА амортизация начисляется в следующем порядке (п. 93 Инструкции N 157н):
- на объекты стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при принятии объекта на учет;
- на объекты стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.
Отражение в учете учреждения культуры, созданного в форме бюджетного, автономного или казенного учреждения, операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров и других договоров, заключенных согласно законодательству Российской Федерации.
НМА, полученные в пользование учреждением культуры (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности, производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 66 Инструкции N 157н).
То есть единовременный фиксированный платеж за приобретение неисключительного права на объект интеллектуальной собственности следует отражать на счете 40150 "Расходы будущих периодов". На этом счете согласно п. 302 Инструкции N 157н отражаются, в частности, расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов НМА.
Затраты, произведенные учреждением культуры в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и другим), в течение периода, к которому они относятся.

Налоговый учет

Российские организации на основании п. 1 ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций. Следовательно, любое учреждение культуры независимо от формы, в которой оно создано, также является плательщиком налога на прибыль.
Условия признания активов нематериальными для целей налогового учета содержит п. 3 ст. 257 НК РФ. Согласно указанному пункту НМА признаются приобретенные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Для признания НМА необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого НМА (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности.
Объектами, квалифицируемыми в качестве НМА, в частности, являются исключительные права на аудиовизуальные произведения. Напомним, что в состав НМА исключительные права на аудиовизуальные произведения включены с 1 января 2014 г. на основании Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст. 256 НК РФ НМА стоимостью свыше 40 000 руб. и сроком полезного использования более 12 месяцев признаются амортизируемым имуществом.
Первоначальная стоимость амортизируемых НМА определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
Погашение первоначальной стоимости НМА осуществляется в течение срока его полезного использования путем начисления амортизации методом, утвержденным в учетной политике организации. На это указывает ст. 258 НК РФ, п. 1 ст. 259 НК РФ.
При этом срок полезного использования НМА определяется в порядке, установленном п. 2 ст. 258 НК РФ. Так, в частности, по НМА, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).
По нематериальным активам, указанным в пп. 1 - 3, 5 - 7 абз. 3 п. 3 ст. 257 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.
Заметим, что в список НМА, по которым учреждение культуры вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет, НК РФ включены исключительные права на аудиовизуальные произведения.
Следовательно, учреждение культуры в отношении исключительных прав на аудиовизуальные произведения может самостоятельно установить срок полезного использования, учитывая при этом, что этот срок не может быть менее двух лет.
Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода НМА в эксплуатацию.
Если учреждение культуры использует метод начисления, то амортизация признается расходом ежемесячно в размере начисленных сумм, что следует из п. 3 ст. 272 НК РФ.
Если же учреждение применяет кассовый метод, то амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период. Причем допускается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве. Об этом сказано в пп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ.

Обратите внимание! Не подлежат амортизации приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности, если по договору на приобретение указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия указанного договора (пп. 8 п. 2 ст. 256 НК РФ).

При заключении учреждением культуры с правообладателем произведения литературы и искусства лицензионного договора следует иметь в виду, что в целях налогообложения прибыли периодические (текущие) платежи за пользование неисключительным правом на произведение включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании пп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Если вознаграждение учреждением уплачивается разовым платежом, то его сумма может быть учтена в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом учреждение, применяющее метод начисления, сумму разового платежа должно отнести на расходы равномерно в течение срока действия договора, что следует из абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ.
При методе начисления соответствующая сумма вознаграждения признается расходом на последнее число отчетного (налогового) периода независимо от факта оплаты (п. 1 ст. 272, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
При кассовом методе в расходы включаются фактически оплаченные суммы (п. 3 ст. 273 НК РФ).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.




27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.




1 апреля 2017 г.
Проект федерального закона № 137655-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"... "

Законопроект разработан в целях развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и направлен на обеспечение взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.



В центре внимания:


Нормы служебной нагрузки судей: статистический метод или показатель качества правосудия? (Бурдина Е.В.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Под покровом тайны: запрет разглашать результаты голосования в Конституционном Суде Российской Федерации (Кряжкова О.Н.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья лиц, осужденных к лишению свободы (Климова Д.В.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Проблемы закрепления антикоррупционных стандартов в области государственной и муниципальной службы (Антонова Н.А.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>

Борьба с коррупцией в спорте: международный и внутригосударственный опыт (Пешин Н.Л.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта