Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Расчеты > Законодательные грани электронных денег

Законодательные грани электронных денег

Дата размещения статьи: 15.01.2013

М.В. ШЕВЧУК

Деньги - феноменальный объект прав. Свойство денег существовать в различных формах сравнимо, наверное, лишь с физическими свойствами воды, способной переходить из одного состояния в другое. В качестве законных форм существования (использования) денег выступают наличные деньги и безналичные денежные средства, учитывающиеся на счетах в банках. Вместе с тем существует еще одна форма денег - электронные деньги, применение которых до недавнего времени не попадало в сферу государственного регулирования.
Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" <1> (далее - Закон о национальной платежной системе) закреплено уже не новое для российского общества понятие электронных денег и урегулирован порядок их использования. В принятом Законе понятие "электронные деньги" не используется, но законодательно представлено в виде термина "электронные денежные средства", которые определены как денежные средства, предварительно предоставленные одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2011. N 139.

Из содержания законодательного определения электронных денежных средств следует совокупность присущих им свойств, представленных в минимальном количестве, поскольку множество иных признаков электронных денежных средств можно усмотреть в Законе о национальной платежной системе по мере ознакомления с его текстом.
Представляется, что "электронные деньги" и "электронные денежные средства" являются идентичными понятиями. Однако данные понятия не идентичны понятию безналичных денежных средств и тем более не должны отождествляться с деньгами в их правовом и экономическом представлении.
Электронные деньги представляют собой некое воплощение денежных средств, особенности которых заключаются в порядке их использования в безналичных расчетах, в учете и сфере применения.
В качестве электронных денег могут выступать денежные средства, которые должны быть предварительно предоставлены клиентом оператору электронных денежных средств. Оператором электронных денежных средств может выступать кредитная организация, в т.ч. небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов. В целях применения Закона о национальной платежной системе 27 июня 2011 г. был принят Федеральный закон N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" <2> (в ред. от 6 декабря 2011 г.). Данным Федеральным законом были внесены некоторые изменения в целый ряд законодательных актов, в частности в Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <3> (в ред. от 6 декабря 2011 г.) (далее - Закон о банках и банковской деятельности), в котором понятие небанковской кредитной организации подверглось существенному изменению. В частности, в качестве оператора электронных денежных средств может выступать небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, т.е. кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции:
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц и осуществление перевода денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в т.ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов);
- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов);
- осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в т.ч. электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).
--------------------------------
<2> Российская газета. 2011. N 139.
<3> Российская газета. 2011. N 27.

Вместе с тем необходимо отметить законодательное исключение из сферы электронных денег денежных средств, полученных организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций. Также согласно ч. 2 ст. 12 Закона о национальной платежной системе лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по электронным денежным средствам и осуществлять перевод электронных денежных средств.
Таким образом, в качестве оператора электронных денежных средств могут выступать только кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций с определенным и достаточно необходимым для осуществления перевода электронных денег перечнем банковских операций.
Клиентами могут выступать как физические лица, так и юридические лица и индивидуальные предприниматели. Отличия в субъекте-клиенте предопределяет способ предоставления денежных средств оператору. Физические лица, например, могут предоставлять денежные средства как с использованием своего банковского счета, так и без его использования. В качестве новеллы для российского законодательства предусмотрено, что оператор электронных денежных средств при наличии соответствующего распоряжения вправе увеличивать остаток электронных денежных средств физического лица - абонента оператора связи за счет его денежных средств, являющихся авансом за услуги связи, при условии договоренности оператора электронных денежных средств с оператором связи и клиентом. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в свою очередь предоставляют денежные средства только с использованием своего банковского счета.
При переводе электронных денежных средств юридические лица и индивидуальные предприниматели могут являться только получателями, плательщиками они могут выступать только по отношению к физическим лицам, использующим персонифицированное средство платежа. Тем временем физические лица могут быть как плательщиками, так и получателями электронных денежных средств. Таким образом, Закон о национальной платежной системе исключает расчеты электронными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Оператор электронных денежных средств не вправе предоставлять клиенту денежные средства для увеличения остатка электронных денежных средств, начислять проценты на их остаток и выплачивать клиенту какое-либо вознаграждение. Вероятно, что особенность электронных денег как объекта прав как раз и заключается в том, что они могут быть преобразованы исключительно из предоставленных клиентом денежных средств. Предоставление денежных средств оператором электронных денежных средств посредством кредитования для увеличения остатка электронных денежных средств клиента невозможно, так же как запрещены и начисление оператором процентов на остаток электронных денежных средств и (или) выплата клиенту какого-либо вознаграждения.
Вместе с тем необходимо указать еще несколько важных особенностей электронных денег. Электронные деньги не учитываются на банковских счетах. Денежные средства, предоставленные клиентом и подлежащие конвертации в электронные деньги, учитываются оператором электронных денежных средств путем формирования записей, отражающих размер обязательств оператора электронных денежных средств перед клиентом, в сумме предоставленных им денежных средств. Каждая такая запись представляет собой остаток электронных денежных средств клиента. С учетом комиссий и вознаграждений, предусмотренных договором за перевод денежных средств в электронные деньги, сумма денежных средств, предоставленных клиентом оператору электронных денежных средств, может в конечном итоге совпадать или не совпадать с остатком электронных денежных средств клиента, но в любом случае предоставляемая клиентом денежная сумма не может быть меньше остатка учитываемых электронных денежных средств.
Электронные деньги предназначены для исполнения денежных обязательств перед третьими лицами лицом, предоставившим денежные средства оператору электронных денежных средств, которое имеет право передавать распоряжения в отношении таких денежных средств. Наделив электронные деньги способностью погашать денежные обязательства, законодатель, возможно, преследовал цель закрепить за ними статус средства платежа, используемого в соответствии с законом.
Однако электронные деньги как средство платежа можно расценивать в качестве такового только в рамках определенной платежной системы между участниками, которые в таком виртуальном пространстве выступают добровольно на договорной основе. Если исходить из смысла, придаваемого электронным деньгам Законом о национальной платежной системе, то перевод электронных денег представляет собой форму безналичных расчетов, что не противоречит ст. 862 Гражданского кодекса РФ, а электронные деньги можно рассматривать в качестве законного платежного средства между участниками платежной системы. С учетом положений ст. 29 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <4> (в ред. от 19 октября 2011 г., с изм. от 21 ноября 2011 г.) в качестве единственного законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации могут выступать только банкноты (банковские билеты) и монета Банка России, что не исключает возможности электронных денег выступать в качестве законного платежного средства безналичного платежа.
--------------------------------
<4> Российская газета. 2002. N 127.

Электронные деньги как средство обращения выступают в качестве средства исполнения денежных обязательств и используются в расчетах за товары, работы и услуги. Закон о национальной платежной системе не конкретизирует понятие денежного обязательства, т.е. не определяет круг обязательств, по которым обязанность выплатить денежные средства может быть исполнена переводом электронных денежных средств. Согласно ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <5> (в ред. от 6 декабря 2011 г.) денежное обязательство представляет собой обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. от 3 декабря 2011 г., с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 января 2012 г.) денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Вместе с тем представляется, что возможность исполнять обязанность по оплате денег предполагается, если контрагенты, участвующие в сделке, обладают техническими возможностями осуществлять и принимать электронные платежи. В этом смысле возможности электронных денег ограничены.
--------------------------------
<5> Российская газета. 2002. N 209-210.

Одновременно с принятием Закона о национальной платежной системе были внесены изменения и в Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. от 3 декабря 2011 г.). Теперь электронными деньгами можно оплачивать налоги (сборы), на их остаток обращать взыскание. Согласно ч. 1 ст. 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания не только на денежные средства на счетах налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в банках, но и на электронные денежные средства.
В отличие от перевода денежных средств перевод электронных денежных средств осуществляется незамедлительно после принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента <6>. Такие кратчайшие сроки обусловлены тем, что перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денег плательщика и увеличения им остатка электронных денег получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств.
--------------------------------
<6> В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о национальной платежной системе перевод денежных средств осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

В целях Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <7> (в ред. от 8 ноября 2011 г.) перевод электронных денежных средств осуществляется с проведением идентификации клиента (персонифицированное средство платежа) или без ее проведения (неперсонифицированное средство платежа). В качестве персонифицированного средства платежа выступают электронные средства платежа физических лиц, на которых остаток электронных денежных средств с использованием одного персонифицированного электронного средства платежа физического лица в любой момент превышает 15 тыс. руб. или 40 тыс. руб. в течение календарного месяца. Электронные средства платежа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей именуются корпоративными и идентифицируются в любом случае.
--------------------------------
<7> Российская газета. 2001. N 151-152.

Персонифицированные и корпоративные электронные средства платежа возможны к использованию при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 100 тыс. руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тыс. руб. по официальному курсу Банка России, на конец рабочего дня оператора электронных денежных средств. В противном случае оператор электронных денежных средств обязан:
- в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - без распоряжения осуществить зачисление или перевод денежных средств в размере превышения указанного ограничения на банковский счет;
- в отношении физических лиц - по распоряжению осуществить перевод на банковский счет, перевод без открытия банковского счета или выдать наличными денежными средствами.
В итоге можно отметить, что с принятием Закона о национальной платежной системе законодательно сформулировано определение электронных денег, введены особенности конвертации денежных средств в электронные, введена возможность обращения взыскания на электронные деньги и использования их для уплаты налогов (сборов). Вместе с тем запрещены переводы электронных денег между организациями и индивидуальными предпринимателями, предусмотрена возможность использования авансового платежа за услуги связи для последующего перевода в электронные деньги, закреплен предел остатка электронных денег. С учетом того, что некоторые положения Закона о национальной платежной системе еще не вступили в законную силу, практические особенности, связанные с его применением, в настоящее время еще не выявлены.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Финансово-правовые особенности расчетных отношений (Саттарова Н.А.)

Дата размещения статьи: 09.12.2021

подробнее>>

Стратегически важные меры государственно-правового регулирования безналичных расчетов в России (Вавилова Е.М.)

Дата размещения статьи: 16.02.2021

подробнее>>

Момент расчета: теория и практика (Белов В.А.)

Дата размещения статьи: 05.04.2017

подробнее>>

Национальная система платежных карт и ее значение для национальной платежной системы России (Хоменко Е.Г.)

Дата размещения статьи: 19.09.2016

подробнее>>

Понятие и принципы исполнения расчетного обязательства (Лутохина О.Н.)

Дата размещения статьи: 08.10.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.