Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Торговое финансирование: к чему приведет запрет на импорт продовольствия в Россию? (Колюшенко Н.Ф.)

Торговое финансирование: к чему приведет запрет на импорт продовольствия в Россию? (Колюшенко Н.Ф.)

Дата размещения статьи: 22.12.2014

Введенное Россией эмбарго на ввоз сельскохозяйственной продукции из некоторых стран оказало влияние на все сферы работы банка, связанные с международными операциями. Открытыми остаются вопросы, что в этом положении делать банкам, как выйти из ситуации блокирования сделок торгового финансирования и к каким последствиям может привести то или иное действие.

С 7 августа 2014 г. Россия запретила на один год поставки говядины, свинины, плодоовощной продукции, мяса птицы, сыров, молока и молочных продуктов из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. Как мы знаем, данное решение было принято в качестве ответных мер на санкции, введенные против России указанными государствами в связи с событиями в Украине.
Восьмого августа Федеральная таможенная служба России опубликовала сообщение о том, что таможенные органы приступают к контролю исполнения Постановления Правительства о запрете на ввоз в Россию товаров, попавших под санкции. Внезапная приостановка контрактов с поставщиками без какого-либо переходного периода нарушила поставки на внутренний российский рынок и существующую логистику поставок. Десятки грузовиков и судов, перевозящих товары, - а во многих случаях они уже были оплачены - были остановлены на российской границе и в портах.
К примеру, через российско-финскую границу 7 августа разрешили провезти только те товары, которые российские заказчики оплатили за неделю до введения запрета. Импортеры заявили, что предпочитают не рисковать и сами разворачивают уже отправленные в Россию фуры, чтобы вернуть товар европейским партнерам.
Еще один пример: известный перевозчик Maersk Line заявил, что в результате ответных санкций России необходимо вернуть отправителям большое количество морских контейнерных отгрузок продовольствия; при этом клиенты перевозчика не были готовы к этим санкциям, и Maersk Line изыскивает максимально более дешевый способ отправить товары назад.
Россия импортирует около 40% всего продовольствия, что составляет 43 млрд долл. США. В 2013 г. Россия импортировала из ЕС продовольствия на 11,8 млрд долл. США, из США - на 1,6 млрд долл. США. Под санкции попали в том числе уже оплаченные контракты. По предварительным экспертным оценкам, убыток российского бизнеса (компаний, связанных с импортом, транспортировкой, хранением, переработкой и продажей продуктов) составит примерно 140 млн долл. США. Убытки ЕЭС могут составить до 6 млрд долл. США.

Запреты импорта

Как известно, торговые отношения между странами регулируются двусторонними торговыми договорами и соглашениями, создающими юридическую базу осуществления торговых операций, в том числе устанавливающими режим, который предоставляется в стране иностранным товарам, услугам, капиталу, физическим и юридическим лицам. В рамках ВТО (а Россия присоединилась к ВТО в 2012 г.) универсально признанной основой для международной торговли является режим наибольшего благоприятствования, то есть предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется и (или) будет пользоваться любое третье государство.
В связи со снижением странами уровня тарифной защиты в силу условий присоединения к ВТО на первый план в качестве наиболее эффективного средства защиты внутреннего рынка вышли нетарифные меры. К ним относятся практически все меры, используемые государством для регулирования торговли (за исключением тарифов) и направленные на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров.
Запреты чаще всего вводятся государствами исходя из своих интересов (или в качестве ответных мер) и устанавливаются как на длительный срок, так и на временной основе. Хотя в настоящее время ГАТТ <1> (ст. XI) запрещает использовать количественные ограничения в отношении импорта и экспорта любых товаров, эта нетарифная мера по-прежнему используется (в ряде случаев весьма эффективно) для регулирования международной торговли. Существование исключений из этого правила позволяет обосновывать введение запретов импорта и квотирование другими причинами экономического и неэкономического характера.
--------------------------------
<1> Генеральное соглашение по тарифам и торговле (англ. GATT - General Agreement on Tariffs and Trade).

Запреты, используемые в международной практике как средство экономического или финансового давления, принуждения, носят название эмбарго. Целью эмбарго является не достижение экономических выгод и преимуществ, а оказание давления на другую страну, чаще всего в политических целях.
Претензии от партнеров по ВТО в отношении введенного запрета на импорт отдельных позиций продовольствия возможны и уже имеются, однако Россия намерена обосновывать свою позицию соображениями национальной продовольственной безопасности. Такие исключения действительно предусмотрены в соглашениях ВТО. Однако в случае спора придется тщательно доказывать, что это реальная угроза, а не повод для защиты внутреннего рынка. Санкции в ВТО не оспаривались еще ни разу.

Форс-мажор

Любой внешнеторговый контракт содержит статью о форс-мажоре (обстоятельствах непреодолимой силы). К таким обстоятельствам относится в том числе эмбарго (запрет) государственных органов на экспорт или импорт.
Запрет России на импорт определенных продовольственных товаров должен расцениваться сторонами контракта как форс-мажор, что позволит покупателю не оплачивать неполученный товар и попытаться вернуть оплаченные авансом деньги за возвращенный товар, а к продавцу не могут применяться штрафные санкции за просрочку в поставке.
Если мы обратимся к зарубежному законодательству, то, например, в англосаксонских юрисдикциях дальнейшее исполнение договора не требуется и договорные обязательства прекращаются в случае физической или юридической невозможности исполнения.

Переход права собственности на товар

Как мы указывали ранее, внезапный запрет импорта привел к тому, что уже отгруженные товары не были допущены к ввозу в Россию и возвращены грузоотправителям. Ряд товаров был оплачен авансом, кроме того, в любом случае после отгрузки продавцы имеют на руках необходимый комплект отгрузочных документов, включая транспортный документ, для предъявления к оплате непосредственно покупателю при расчетах по открытому счету или через банк при расчетах по аккредитивам или инкассо. Отдельные продавцы проявят понимание ситуации и вернут ранее уплаченный аванс или не предъявят документы к оплате, понимая, что товар возвращен и оплаты из-за эмбарго они все равно не получат. Однако с учетом убытков продавцов товаров, попавших под запрет, ряд продавцов будут настаивать на том, что они исполнили свои обязательства по контракту по поставке товара, а товар перешел в собственность покупателя. Поэтому они не вернут ранее оплаченные авансы/предъявят документы к оплате и будут обращаться в арбитраж при отказе от оплаты ввиду введенного Россией запрета на импорт.
В связи с этим остановимся на моменте перехода товаров в собственность покупателя по контракту.
Если в контракте не прописан момент перехода права собственности, он определяется в соответствии с тем правом, которое применяется к отношениям сторон в контракте. При этом соглашение о применяемом праве должно быть прямо выражено или определенно вытекать из условий контракта (п. 2 ст. 1210 ГК РФ). В случае отсутствия соглашения сторон о подлежащем применению праве используется право страны, с которой контракт тесно связан. Такой страной признается страна продавца (ст. 1211 ГК РФ).
В частности, право Российской Федерации предусматривает, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи (п. 1 ст. 223 ГК РФ). При этом согласно п. 1 ст. 224 ГК РФ передачей признается вручение вещи приобретателю, а также сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. К передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа (п. 3 ст. 224 ГК РФ).
Момент перехода права собственности на импортный товар может быть прямо указан во внешнеторговом контракте. В частности, это может быть дата оплаты товара покупателем, дата поставки/дата перехода рисков с продавца на покупателя согласно Инкотермс 2010 (или другой редакции Инкотермс).
Следует подчеркнуть, что момент перехода права собственности не обязательно совпадает с моментом перехода рисков от продавца к покупателю по Инкотермс, и базисные условия поставки, содержащиеся в них, определяют только обязанности сторон в связи с поставкой и страхованием груза и распределение рисков утраты или повреждения груза между сторонами.
Однако, принимая во внимание статью в контрактах относительно форс-мажора (см. выше), следует ожидать, что в случае рассмотрения споров в арбитраже запрет импорта государственными органами должен быть расценен как обстоятельство непреодолимой силы, которое приостанавливает дальнейшее исполнение контракта вне зависимости от того, произошел ли формальный переход товара в собственность покупателя. Кроме того, все запрещенные к ввозу в Россию грузы были отправлены обратно в адрес грузоотправителя. Таким образом, фактически товар снова вернулся в собственность продавца.
В отношении возможности покупателей получить обратно ранее уплаченный аванс можно полагать, что при несогласии продавца вернуть его покупателю в арбитраже может быть применена ссылка на неосновательное обогащение.

Оговорки о санкциях в инструментах торгового финансирования

Многие банки в последние годы включают в текст аккредитива/гарантии по требованию специальную оговорку, где перечисляют санкции, которым подчиняются, и случаи снятия с себя обязательств в отношении платежа. Это вызвано, в частности, санкциями против Ирана, Ливии и Сирии, которые привели к спорам в отношении платежей по аккредитивам. Проблема в том, что введет ли банк в текст аккредитива/гарантии такую оговорку или не введет - он в любом случае подчиняется санкциям своей юрисдикции.
Аккредитивы являются одним из основных инструментов расчетов в международной торговле и считаются относительно свободными от риска. Однако рост финансовых санкций и эмбарго в последние годы, появление оговорок о санкциях в аккредитивах бросают вызов фундаментальной природе аккредитива.
Аккредитив представляет собой обязательство банка-эмитента, независимое от контракта, лежащего в его основе. Продавец хочет быть уверенным в оплате поставленного товара против правильно оформленных отгрузочных документов. Однако государственные санкции, эмбарго и запреты вводятся зачастую внезапно и приводят к резкому нарушению обычного хода международной торговли.
В свете этой проблемы МТП в 2010 г. издала, а в июне 2014 г. обновила редакцию "Руководства по применению оговорок о санкциях в инструментах торгового финансирования, регулируемых правилами ICC" (Guidance Paper on the Use of Sanctions Clauses in Trade Finance-Related Instruments Subject to ICC Rules). Эта публикация МТП N 470/1238 заменяет предыдущую версию документа, опубликованную в 2010 г. (N 470/1129).
Необходимость введения санкций является политическим вопросом за пределами компетенции ICC. Возможность реализации санкций - вопрос, который должен решаться судами, национальными регулирующими или административными органами; это не вопрос стандартов банковской практики, таких как правила ICC. Следовательно, правила ICC обычно не содержат положений в отношении того, как оговорки о санкциях должны интерпретироваться или какое влияние они должны оказывать в контексте инструментов торгового финансирования, в которые они включены.
Указанные редакции Руководства содержат примеры используемых в практике оговорок о санкциях, а также рекомендации МТП в отношении работы с инструментами, содержащими такие оговорки.
В правилах МТП, в частности в UCP 600, ничего не говорится о санкциях. Однако каждый банк подчиняется законам, которые касаются его деятельности, в том числе законам места ведения своего бизнеса, места, где функционирует конкретный аккредитив, и т.д.

Примечание. Банк не несет обязательств или ответственности в отношении последствий, возникших в результате приостановления его деятельности из-за стихийных бедствий, бунтов, гражданских волнений, восстаний, войн, террористических актов, или из-за любых забастовок или локаутов, или любых других не зависящих от него обстоятельств (ст. 36 UCP 600).

Что же является приоритетным - UCP 600 или применимое законодательство? Если санкции применимы к транзакции, в которой участвует аккредитив или гарантия по требованию, то банк обязан подчиниться. Санкции имеют приоритет над положениями правил МТП.

Состояние и перспективы торгового финансирования

Россия надеется заменить запрещенный продовольственный импорт поставками из Южной Америки, Турции, Египта, Марокко, Китая, Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана. Товары, поставляемые из более удаленных источников, во многих случаях будут более дорогими, в том числе в связи с транспортными издержками и уменьшением конкуренции. Кроме того, необходимо убедиться в безопасности поставок продовольствия из новых источников и их соответствии российским санитарным и ветеринарным нормам.
Для обеспечения бесперебойных поставок из этих стран необходимо создать новые логистические возможности, а также новую финансовую архитектуру взаимодействия, предусматривающую в том числе отход от взаиморасчетов в долларах. Необходимо учитывать, что банки перечисленных стран, за исключением Китая, не предоставляли российским банкам и компаниям финансирование сделок; китайские банки предоставляли финансирование в ограниченных масштабах. По приблизительным оценкам, европейским кредиторам российская банковская система задолжала около 80% всех своих зарубежных заимствований, на США приходится около 15%.
По данным агентства финансовых новостей Bloomberg, в июле текущего года ни одно российское предприятие больше не взяло кредит в долларах или евро - впервые за последние пять лет. "Западные финансовые группы крайне осторожно относятся к санкциям и хотят иметь как можно меньше дел с чем-то потенциально токсическим", - говорит финансовый эксперт. Приемлемая репутация, которую Россия с трудом зарабатывала после распада Советского Союза, разрушена.
Риски на Россию в глазах западных поставщиков существенно выросли. Они либо сокращают сроки и объемы кредитов, либо вообще закрывают кредитные линии для российских покупателей. Иностранные банки - партнеры российских банков если и заключают сделки, то с большей осторожностью и дольше их рассматривают. Соответственно, выросла и стоимость фондирования. Российским компаниям приходится обращаться за услугами торгового финансирования к российским банкам, которые не могут предложить столь же дешевое финансирование, как западные.
К сожалению, расчеты по существующим инструментам нарушены, поскольку банки тех стран, против которых не введено российское эмбарго на поставки продовольствия, также опасаются американских штрафов в связи с расчетами в долларах по сделкам с российскими банками, вошедшими в санкционный список.
В любом случае в дальнейшем произойдет передел рынков закупки и продажи продовольственных товаров. Это не может не сказаться и на банках. Потери компаний из-за разрыва контрактов затронут банки через ухудшение финансового положения их клиентов; в том числе часть банковских кредитов не сможет быть погашена компаниями-заемщиками.
Как Россия, так и страны ЕЭС, для которых российские санкции очень болезненны, будут искать компромиссные решения, чтобы предотвратить расширение санкций. Однако маловероятно, что экономическое сотрудничество в ближайшее время вернется на прежний уровень.

Проблема SWIFT

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон 29 августа предложил Евросоюзу отключить Россию от системы SWIFT. В случае реализации этого предложения проведение любых валютных операций существенно осложнится. Россия может быть отключена от SWIFT только на основе прямой директивы ЕС. Такое заявление было сделано исполнительным директором "Россвифта" Романом Черновым.
В результате санкций, введенных в 2012 г., иранские банки были отключены от системы SWIFT (причем SWIFT предупредил Иран об отключении за насколько месяцев). Такое отключение было первым в истории существования системы, до этого момента руководство сообщества успешно боролось с такими попытками. Результатом этого действия стала временная невозможность совершения международных финансовых операций кредитными организациями, которые работают в Иране.
К системе SWIFT подключено больше 600 банков России. Россия занимает второе место после США по количеству пользователей системы, правда, объем передаваемых сообщений намного меньше, чем в других странах.
С учетом того, что не только валютные платежи, но и сами инструменты торгового финансирования, в том числе аккредитивы и гарантии, проходят через данную систему, вопрос о возможности отключения от нее затрагивает все российские банки, их клиентов, их партнеров за рубежом и зарубежные банки-корреспонденты.
В августе 2014 г. сообщалось, что Банк России поручил российским банкам разработать предложения о создании отечественной системы обмена межбанковскими сообщениями, способной заменить SWIFT.
Минфин России анонсировал законопроект, который будет регулировать организации, передающие важную финансовую информацию. К таким организациям относятся, например, SWIFT, Bloomberg и Reuters. Однако все эти операторы находятся в иностранных юрисдикциях, и пока не ясно, каким образом их собираются регулировать в России.

Что будет дальше?

Четвертого сентября 2014 г. исполнительный вице-президент РСПП и председатель совета банковской ассоциации "Россия" (АСРОС) Александр Мурычев в ходе международного банковского форума в Сочи заявил, что в связи с угрозой блокировки расчетов российских банков по системе международных расчетов SWIFT направил в Банк России предложения о строительстве собственной системы расчетов.
Заместитель министра финансов Алексей Моисеев заявил, что "систему для международных переводов мы построить не сможем, для этого нужно как минимум договориться с другими странами". В Иран, кстати, система SWIFT так и не возвратилась, но иранские банки продолжают свою работу через партнеров ОАЭ, Турции и ряда других стран.
Некоторые эксперты говорят о возможности использования такого резервного канала связи, как телекс, однако в последние годы целый ряд банков отказался от него, поэтому в любом случае этот шаг потребует некоторого времени. К сожалению, телексные сообщения не содержат удобных стандартных полей для заполнения, как в сообщениях SWIFT. Соответственно, они более трудоемки при формировании и в случае использования для платежей будут требовать ручной (а значит, более медленной) обработки.
При валютном платеже между двумя контрагентами традиционно используется корреспондентский счет в иностранном банке, обычно в той стране, где валюта эмитируется. При расчетах в валюте между двумя российскими контрагентами избежать участия иностранных банков можно путем открытия прямых валютных корреспондентских счетов между российскими банками. По информации "Коммерсанта", в третьем квартале 2014 г. российские государственные банки, попавшие под западные санкции, открыли друг у друга валютные корреспондентские счета. Проблема в том, что это поможет обслужить только 5 - 10% валютных расчетов.
На текущий момент Еврокомиссия приняла решение не отключать Россию от системы SWIFT, однако формирование внутрироссийской системы валютных расчетов, независимой от чьих-либо угроз и санкций, является, безусловно, целесообразным.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи