Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Что приказано, должно быть исполнено (Лейба А.)

Что приказано, должно быть исполнено (Лейба А.)

Дата размещения статьи: 22.12.2014

Предъявление в банки и другие кредитные организации исполнительных листов о взыскании денежных средств для списания их со счетов должников является достаточно эффективной процедурой, поскольку взыскание долга через службу судебных приставов иногда может занимать несколько недель и даже месяцев. Письмом от 02.10.2014 N 167-Т Банк России дал кредитным организациям некоторые рекомендации по снижению операционных рисков при принятии ими к исполнению исполнительных документов.

Со счета должника на счет взыскателя

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют в каком-либо банке расчетные счета, информацию о которых стороны получают на стадии заключения любого гражданско-правового договора. Кроме того, у многих граждан также есть банковские счета (зарплатные, депозитные, пенсионные).
Действующее российское законодательство предоставляет взыскателю широкие полномочия по самостоятельному взысканию денежных средств с должника.
Так, ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает, что взыскатель, получив на руки исполнительный документ, вправе для получения информации о расчетных счетах организации-должника (если она у него отсутствует) обратиться в налоговую инспекцию, которая обязана предоставить данные сведения в течение семи дней со дня получения запроса и предъявления взыскателем подлинника исполнительного листа или его надлежаще заверенной копии (п. 5 письма ФНС России от 11.06.2009 N МН-22-6/469@).
Впоследствии, руководствуясь ст. 8 Закона N 229-ФЗ, минуя судебного пристава-исполнителя, исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен непосредственно взыскателем в банк или иную кредитную организацию, а банк обязан снять денежные средства со счета должника и перечислить их на счет взыскателя.
Следует отметить, что порядок приема и исполнения исполнительных документов банками и иными кредитными организациями урегулирован Положением о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями, утв. Банком России 10.04.2006 N 285-П (далее - Положение N 285-П). Указанное Положение распространяется как на физических, так и на юридических лиц, выступающих в качестве взыскателей.

Необоснованное списание средств

В соответствии со ст. 854 ГК РФ списание банком денежных средств со счета клиента осуществляется без распоряжения клиента по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. В связи с этим многие банки в случае сомнений в подлинности исполнительных листов, полученных от взыскателей, приостанавливают расчетные операции, в противном случае при необоснованном списании денежных средств банк несет ответственность за причинение ущерба клиенту.
Так, в одном из дел ООО обратилось в суд с иском о взыскании ущерба с банка, неосновательно списавшего денежные средства с его счета, указав, что по почте в банк поступило заявление гражданина П. с оригиналом исполнительного листа, выданного городским судом по делу о взыскании денежных средств с общества - клиента банка - в сумме 1235040 руб. в пользу этого гражданина.
Как заявил истец, неизвестный гражданин незаконно назвался взыскателем - гражданином П., в заявлении указал паспортные данные и место жительства, а также свои банковские реквизиты для перечисления присужденной суммы. Банк же не предпринял попыток установить личность заявителя, оформил инкассовое поручение и, не поставив в известность истца о предстоящем совершении банковской операции, списал с его счета денежную сумму, после чего направил исполнительный лист в суд, который ответил банку и клиенту, что он его не выдавал, а гражданин П. с иском к обществу не обращался.
Общество посчитало, что банк исполнил обязательства по договору банковского счета ненадлежащим образом, в результате чего ему были причинены убытки. Банк же настаивал, что истец, несмотря на то что сотрудник банка звонил ему в момент поступления исполнительного листа, получив выписку о списании указанной суммы, не делал никаких устных или письменных заявлений в течение месяца. Кроме того, Закон N 229-ФЗ, по мнению банка, не обязывает его к проверке соответствия данных взыскателя в заявлении данным документа, удостоверяющего его личность.
Суд первой инстанции в иске обществу отказал, однако апелляционная инстанция (при повторном рассмотрении дела) на основании ст. ст. 15, 393 и п. 3 ст. 401 ГК РФ удовлетворила иск ООО в полном объеме, указав следующее.
Хотя предъявленный исполнительный лист и действия банка соответствовали требованиям ст. ст. 5, 8, 9, 12 и 70 Закона N 229-ФЗ и п. 1.2 Положения N 285-П и формально нарушений установленного порядка предъявления исполнительного документа банком не допущено, банк нарушил гражданско-правовые обязательства перед клиентом.
Договором банковского счета предусмотрено, что банк отвечает перед ним при наличии вины и обязан обеспечить сохранность всех денежных средств, поступивших на счет клиента, совершать операции, предусмотренные для счетов этого вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Из содержания письма банка, направленного в адрес истца после списания спорной суммы, следует, что у банка возникли сомнения в подлинности исполнительного листа, однако, несмотря на это, он не установил личность обратившегося за списанием, не проверил паспортных данных гражданина П. (адрес его регистрации по паспорту не соответствовал адресу, указанному в заявлении, представленном в банк).
ФАС округа оставил постановление апелляционной инстанции без изменения, а ВАС РФ Определением от 02.12.2009 N ВАС-16194/09 по делу N А41-25698/08 отказал в пересмотре дела в порядке надзора.

Неисполнение требований исполнительного листа

За другие правонарушения банки могут быть привлечены соответствующим судом к процессуальной ответственности по ст. 119 АПК РФ и ст. 105 ГПК РФ.
В одном из дел ООО предъявило для исполнения в банк исполнительный лист о взыскании 53 тыс. руб. задолженности, взысканной судом с технического центра. Банк возвратил исполнительный документ без исполнения со ссылкой на то, что взыскателем к заявлению не был приложен оригинал доверенности на его представителя, а также на то, что определение суда о процессуальном правопреемстве не вступило в силу.
При повторном обращении общества в банк последний также возвратил исполнительный лист с указанием на различные наименования взыскателя в исполнительном документе и в поданном заявлении, что повлекло за собой обращение ООО в суд с указанием на бездействие банка, выразившееся в неисполнении требований, содержащихся в предъявленном ему исполнительном листе.
Оценив представленные сторонами доказательства с позиции ст. 71 АПК РФ, руководствуясь ст. ст. 48, 119, 187, 318, 319, 332 АПК РФ, а также ст. ст. 7, 8, 70 Закона N 229-ФЗ, арбитражные суды всех инстанций пришли к выводу о необходимости наложения на банк судебного штрафа в размере 25 тыс. руб. за неисполнение им решения Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2010, поскольку взыскатель представил в банк все необходимые и предусмотренные действующим законодательством документы, которые должны были быть приняты банком к исполнению (Определение ВАС РФ от 01.02.2012 N ВАС-160/12 по делу N А40-122878/09-95-671).
В связи с этим банкам следует иметь в виду, что при замене взыскателя по исполнительному листу ст. ст. 318, 319 АПК РФ не предусматривают выдачи нового исполнительного листа, поэтому указание в нем иного взыскателя не лишает его юридической силы при наличии определения арбитражного суда о состоявшемся процессуальном правопреемстве. Отказ банка по этой причине является незаконным, что также подтверждалось судебной практикой по заявлениям взыскателей о признании действий банков незаконными в порядке ст. 198 АПК РФ (Определение ВАС РФ от 24.10.2008 N 13496/08 по делу N А11-11401/2007-К2-26/281/9).
Действующим законодательством также предусмотрена административная ответственность за неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника, которое влечет наложение административного штрафа в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более 1 млн. руб. (ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ).

Банк обязан проверить подлинность

В письме Банка России от 02.10.2014 N 167-Т "О мерах по снижению операционных рисков при принятии к исполнению исполнительных документов" (далее - письмо N 167-Т) кредитным организациям, обслуживающим счета должника, рекомендовано тщательно проверять подлинность предъявляемых непосредственно взыскателями исполнительных документов перед принятием решения о списании денежных средств со счетов клиентов. Хотя данная обязанность не установлена действующим законодательством, банк должен это сделать в рамках своих гражданско-правовых обязательств перед клиентом. Банк России обратил на это отдельное внимание в письме N 167-Т.
Согласно ч. 5 ст. 70 Закона N 229-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 389-ФЗ) банки или иные кредитные организации, осуществляющие обслуживание счетов должника, в настоящее время обязаны исполнять содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств незамедлительно. На это Банк России также указывал в письме от 27.03.2013 N 52-Т "Об обеспечении незамедлительного исполнения требований о взыскании денежных средств" и указал в письме N 167-Т.
В случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), или сомнений в достоверности сведений, представленных в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 229-ФЗ, кредитная организация вправе для проверки подлинности задержать исполнение документа, но не более чем на семь дней, одновременно приостановив операции с денежными средствами на счетах должника в пределах суммы, подлежащей взысканию (ч. 6 ст. 70 Закона N 229-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 8 Закона N 229-ФЗ одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк заявление, в котором указывает:
- реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;
- фамилию, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, ИНН (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в РФ взыскателя-гражданина;
- наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.
Представитель взыскателя представляет в банк документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в ч. 2 ст. 8 Закона N 229-ФЗ, о взыскателе и о себе.
Банкам рекомендовано сверять представляемые взыскателем и судебным приставом данные с информацией:
- о принятых к производству арбитражными судами делах и судебных решениях, содержащихся на сайте ВАС РФ в онлайн-сервисе "Электронное правосудие", в котором ведется поиск по номеру дела, по наименованию лица, участвующего в деле, его ИНН и ОГРН;
- о принятых к производству делах судами общей юрисдикции и судебных решениях, содержащихся на официальном сайте ГАС "Правосудие" и на интернет-сайтах судов общей юрисдикции.
На сайте ФМС России также функционирует информационный сервис "Проверка по списку недействительных российских паспортов", где любым заинтересованным лицам предоставляются сведения о нахождении запрашиваемого паспорта гражданина РФ среди недействительных (утерянных, похищенных).
В случае отсутствия информации на указанных электронных сервисах и необходимости дополнительной проверки подлинности исполнительного документа кредитным организациям рекомендуется обращаться в суд, выдавший исполнительный лист, и к клиенту за подтверждением информации, то есть своевременно ставить последнего в известность о предстоящем совершении банковской операции.
При принятии к исполнению постановлений судебных приставов-исполнителей кредитным организациям предлагается проверять информацию об исполнительном производстве с помощью функционирующего с начала 2012 года сервиса "Банк данных исполнительных производств", доступ к которому обеспечен ФССП России на ее интернет-сайте.
В соответствии с Приказом ФССП России от 12.05.2012 N 248 "Об утверждении Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве ФССП в электронном виде" сведения (документы) вносятся в банк данных по месту их получения в течение одного дня с момента их поступления.
Подводя итог, следует сделать вывод о том, что принятие Банком России письма N 167-Т вызвано необходимостью защиты прав банков и иных кредитных организаций, поскольку в последнее время участились случаи мошенничества, связанные с подделкой судебных актов и исполнительных документов о взыскании денежных средств, в том числе и с участием судебных приставов-исполнителей (решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2012 и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 по делу N А40-4197/2012). Банкам или иным кредитным организациям, обслуживающим счета должника, при принятии исполнительных документов от взыскателей и судебных приставов-исполнителей предписано использовать с помощью сети Интернет различные государственные информационные системы и онлайн-сервисы, что поможет избавить их от исков клиентов о возмещении ущерба, причиненного необоснованным списанием денежных средств с их банковских счетов.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


О реализации конституционного права на нотариальную защиту (Лакоба А.Д.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Конструкция залогового обязательства при множественности кредиторов (Челышева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Равные начала выступления Российской Федерации с иными участниками гражданских правоотношений (Садриева Р.Р.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

К вопросу о понятии и признаках обычая в гражданском обороте и семейных отношениях (Ханукаев Ю.Э.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи