Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Мастер вкладов (Морозов С.)

Мастер вкладов (Морозов С.)

Дата размещения статьи: 25.12.2014

Арбитражный суд Московского округа рассмотрел иск о правомерности отказа АСВ во включении в реестр кредиторов "Мастер-банка" его VIP-вкладчиков. Суды первой и затем апелляционной инстанции прийти к однозначному решению не смогли, поскольку было установлено, что договоры у нескольких десятков крупных вкладчиков "Мастер-банка" оказались нетиповыми, ставки по вкладам завышенными, а документы о внесении денег в кассу отсутствовали, и на этом основании Суд отказал им во включении в реестр. Вкладчиков не поддержал и суд кассационной инстанции, который своим постановлением отменил решения нижестоящих судов - не включать VIP-вкладчиков в реестр кредиторов "Мастер-банка". По материалам картотеки арбитражных дел вчера суд рассматривал иски двух VIP-вкладчиков: В. Фронова - иск на сумму чуть более 10 млн руб. и А. Андреева иск - около 1 млн руб. Оба вкладчика по решению апелляционного суда в мае были включены в реестр кредиторов "Мастер-банка", однако кассация все доказательства, представленные вкладчиками, сочла недостаточными. Мотивировочная часть отказного решения кассации будет опубликована позже. Заметим, что суд решения по существу не вынес, и это увеличивает шансы вкладчиков.

Представляется, что главной причиной, по которой суды в конечном итоге приняли позицию конкурсного управляющего, отказавшего во включении требований в реестр, является то, что договоры с VIP-вкладчиками заключены на условиях, отличных от стандартных условий, на которых обычно принимались вклады.
Следует понимать, что договор банковского вклада в силу положений ст. 834 и 426 Гражданского кодекса РФ является публичным договором. Это означает, во-первых, что банк обязан заключать такой договор с любым обратившимся к нему лицом, а, во-вторых, не вправе отдавать предпочтение кому-то из лиц, с которыми заключен публичный договор, в том числе устанавливать различные условия договора банковского вклада для вкладчиков.
Именно этот довод был положен Арбитражным судом Московского округа в обоснование своих решений, которыми отказывается во включении требований вип-вкладчиков в реестр кредиторов. В частности, АС МО подчеркнул, что участие в отношениях по банковскому вкладу, не отвечающих общепринятым и общеизвестным стандартам поведения в сфере привлечения денежных средств физических лиц во вклад, свидетельствует о несоблюдении банком и вкладчиками принципа разумности и добросовестности, следовательно, является нарушением ст. 10 ГК РФ.
Кроме того, вкладчик не доказал факта внесения денежных средств во исполнение заключенного договора, что, исходя из подхода, сложившегося в арбитражных судах, само по себе является основанием для отказа во включении требований в реестр кредиторов.
Оценивая перспективы оспаривания "отказных" решений АС МО в экономической коллегии ВС РФ, следует заметить, что у вкладчиков не так много шансов добиться включения своих требований в реестр кредиторов.
Во-первых, следует понимать, что рассмотрение дела в ЭК ВС РФ - это рассмотрение дела в кассационной инстанции, а значит, суд не принимает новых доказательств и не дает оценки уже имеющимся в деле. В связи с этим для вкладчиков будет затруднительно оспаривать установленный судом факт недоказанности внесения денежных средств во исполнение договора вклада.
Кроме того, буквальное прочтение положений ст. 426 ГК РФ о публичных договорах подразумевает, что предоставление клиентам разных условий по договору вклада незаконно, даже если к тому есть какие-либо экономические обоснования.
Таким образом, успешное оспаривание решений АС МО по данному делу зависит от того, насколько ЭК ВС РФ готова расширительно толковать положения ГК РФ о публичных договорах и признавать факт оплаты по указанным договорам.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.