Дата размещения статьи: 25.12.2014
Арбитражный суд Московского округа рассмотрел иск о правомерности отказа АСВ во включении в реестр кредиторов "Мастер-банка" его VIP-вкладчиков. Суды первой и затем апелляционной инстанции прийти к однозначному решению не смогли, поскольку было установлено, что договоры у нескольких десятков крупных вкладчиков "Мастер-банка" оказались нетиповыми, ставки по вкладам завышенными, а документы о внесении денег в кассу отсутствовали, и на этом основании Суд отказал им во включении в реестр. Вкладчиков не поддержал и суд кассационной инстанции, который своим постановлением отменил решения нижестоящих судов - не включать VIP-вкладчиков в реестр кредиторов "Мастер-банка". По материалам картотеки арбитражных дел вчера суд рассматривал иски двух VIP-вкладчиков: В. Фронова - иск на сумму чуть более 10 млн руб. и А. Андреева иск - около 1 млн руб. Оба вкладчика по решению апелляционного суда в мае были включены в реестр кредиторов "Мастер-банка", однако кассация все доказательства, представленные вкладчиками, сочла недостаточными. Мотивировочная часть отказного решения кассации будет опубликована позже. Заметим, что суд решения по существу не вынес, и это увеличивает шансы вкладчиков.
Представляется, что главной причиной, по которой суды в конечном итоге приняли позицию конкурсного управляющего, отказавшего во включении требований в реестр, является то, что договоры с VIP-вкладчиками заключены на условиях, отличных от стандартных условий, на которых обычно принимались вклады.
Следует понимать, что договор банковского вклада в силу положений ст. 834 и 426 Гражданского кодекса РФ является публичным договором. Это означает, во-первых, что банк обязан заключать такой договор с любым обратившимся к нему лицом, а, во-вторых, не вправе отдавать предпочтение кому-то из лиц, с которыми заключен публичный договор, в том числе устанавливать различные условия договора банковского вклада для вкладчиков.
Именно этот довод был положен Арбитражным судом Московского округа в обоснование своих решений, которыми отказывается во включении требований вип-вкладчиков в реестр кредиторов. В частности, АС МО подчеркнул, что участие в отношениях по банковскому вкладу, не отвечающих общепринятым и общеизвестным стандартам поведения в сфере привлечения денежных средств физических лиц во вклад, свидетельствует о несоблюдении банком и вкладчиками принципа разумности и добросовестности, следовательно, является нарушением ст. 10 ГК РФ.
Кроме того, вкладчик не доказал факта внесения денежных средств во исполнение заключенного договора, что, исходя из подхода, сложившегося в арбитражных судах, само по себе является основанием для отказа во включении требований в реестр кредиторов.
Оценивая перспективы оспаривания "отказных" решений АС МО в экономической коллегии ВС РФ, следует заметить, что у вкладчиков не так много шансов добиться включения своих требований в реестр кредиторов.
Во-первых, следует понимать, что рассмотрение дела в ЭК ВС РФ - это рассмотрение дела в кассационной инстанции, а значит, суд не принимает новых доказательств и не дает оценки уже имеющимся в деле. В связи с этим для вкладчиков будет затруднительно оспаривать установленный судом факт недоказанности внесения денежных средств во исполнение договора вклада.
Кроме того, буквальное прочтение положений ст. 426 ГК РФ о публичных договорах подразумевает, что предоставление клиентам разных условий по договору вклада незаконно, даже если к тому есть какие-либо экономические обоснования.
Таким образом, успешное оспаривание решений АС МО по данному делу зависит от того, насколько ЭК ВС РФ готова расширительно толковать положения ГК РФ о публичных договорах и признавать факт оплаты по указанным договорам.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация