Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Инвестиционная деятельность > Понятие и субъекты иностранных инвестиций в инвестиционном праве России и Таджикистана (Ерпылева Н.Ю., Клевченкова М.Н.)

Понятие и субъекты иностранных инвестиций в инвестиционном праве России и Таджикистана (Ерпылева Н.Ю., Клевченкова М.Н.)

Дата размещения статьи: 27.12.2014

Международное инвестиционное право является важнейшей отраслью международного частного права, регулирующей порядок осуществления международной инвестиционной деятельности <1>. Как правильно подчеркивает В.Н. Лисица, предметом международного инвестиционного права являются международные инвестиционные правоотношения. Последние носят международный (трансграничный) характер и возникают по поводу осуществления инвестиционной деятельности инвесторами, в роли которых, как правило, выступают иностранные физические и юридические лица. Именно правоотношения с их участием регулируют основные источники международного инвестиционного права. Межгосударственные (международные публично-правовые отношения) они затрагивают незначительно, поэтому международное инвестиционное право следует в большей степени отнести к международному частному, а не публичному праву <2>.
--------------------------------
<1> Веселкова Е.Е. Развитие международно-правового регулирования иностранного инвестирования // Адвокат. 2012. N 8; Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: Учебник. М., 2013; Bungenberg M., Griebel J., Hobe S., Reinisch A. (eds.) International Investment Law: A Handbook. Beck, 2014; Dolzer R., Schreuer C. Principles of International Investment Law. L.: Oxford University Press, 2012; Douglas Z., Pauwelyn J., Vinuales J. The Foundations of International Investment Law: Bringing Theory into Practice. L.: Oxford University Press, 2014; Salacuse J. The Three Laws on International Investment: National, Contractual, and International Frameworks for Foreign Capital. L.: Oxford University Press, 2013; Schefer K. International Investment Law: Text, Cases and Materials. Edward Elgar Publishing, 2013.
<2> Лисица В.Н. Международное инвестиционное право как часть международного частного права // Закон. 2008. N 11. С. 132, 135.

К основным источникам международного инвестиционного права наряду с международными договорами относится национальное законодательство, представленное, как правило, внутригосударственными нормативными правовыми актами, регулирующими инвестиционные отношения трансграничного характера, т.е. инвестиционные отношения, осложненные иностранным элементом <3>. Ключевыми понятиями международного инвестиционного права, закрепленными в нормах национального законодательства, выступают понятия иностранных инвестиций, иностранного инвестора, объектов и форм инвестиционной деятельности.
--------------------------------
<3> Лисица В.Н. Применение норм инвестиционного права в регулировании инвестиционных отношений // Законодательство. 2011. N 10.

Рассмотрим их характеристику в национальном законодательстве России и Таджикистана, выступающем в качестве источника международного инвестиционного права на территории данных государств. Выбор данного объекта исследования не случаен, ибо и Россия, и Таджикистан являются участниками двух различных интеграционных процессов - в рамках Содружества независимых государств (СНГ) <4> и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) <5>, основными формами которых выступают Таможенный союз и Единое экономическое пространство (ЕЭП) <6>. Наиболее динамично развивается сотрудничество государств на платформе ЕврАзЭС, которое в недалекой перспективе трансформируется в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) как наиболее совершенную форму экономической интеграции <7>.
--------------------------------
<4> Акулов Д.М. Евразийская экономическая интеграция в рамках СНГ (международно-правовые аспекты) // Евразийский юридический журнал. 2012. N 5; Коч Е.В. Интеграционные векторы Украины: особенности правовой регламентации // Евразийский юридический журнал. 2013. N 11; Моисеев Е.Г. Содружество независимых государств: второе десятилетие XXI века // Евразийский юридический журнал. 2013. N 9; Фомин С.А. Международно-правовые договорные и институциональные основы инвестиционного сотрудничества в СНГ // Евразийский юридический журнал. 2013. N 1.
<5> Байльдинов Е.Т. Особенности современного евразийского интеграционного правопорядка // Евразийский юридический журнал. 2012. N 10; Бекяшев К.А. Правовой статус Евразийского экономического сообщества // Евразийский юридический журнал. 2012. N 11; Волова Л.И. Возрастание роли региональной экономической интеграции в современных условиях // Евразийский юридический журнал. 2014. N 6; Зыбайло А.И. Место источников права ЕврАзЭС в правовых системах государств-членов // Евразийский юридический журнал. 2013. N 7.
<6> Казачкова З.М., Первышов Е.А. Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества: новые вызовы и перспективы // Евразийский юридический журнал. 2013. N 8; Камышевский В.И. Некоторые аспекты правового обеспечения формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС // Евразийский юридический журнал. 2010. N 1; Малеев Ю.Н., Ярышев С.Н. Роль субъектов Российской Федерации в системе Единого экономического пространства // Евразийский юридический журнал. 2011. N 12; Надирова А.К., Демин С.А. Взаимодействие политико-правовых и экономических составляющих Таможенного союза // Евразийский юридический журнал. 2014. N 4.
<7> Камышевский В.И. От ЕврАзЭС к Евразийскому союзу // Евразийский юридический журнал. 2011. N 8; Моисеев Е.Г. Договор о Евразийском экономическом союзе - очередной этап интеграции на постсоветском пространстве // Евразийский юридический журнал. 2014. N 7; Малько А.В., Елистратова В.В. Об использовании правового опыта межгосударственной интеграции при создании Евразийского экономического союза // Евразийский юридический журнал. 2014. N 2; Фонарев М.А. Эволюция интеграционных процессов на постсоветском пространстве: от СНГ к Евразийскому союзу // Евразийский юридический журнал. 2012. N 7; Шумилов В.М. Договор о ЕАЭС: основа евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал. 2012. N 5.

В соответствии с Астанским договором о Евразийском экономическим союзе от 29 мая 2014 г. учреждается Евразийский экономический союз (далее - Союз, ЕАЭС), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отдельных отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза. Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью (ст. 1) <8>. В силу этого обстоятельства изучение правовых систем государств, входящих в различные интеграционные объединения или рассматривающих такую возможность, представляется весьма интересным и актуальным <9>.
--------------------------------
<8> Сторонами Астанского договора в настоящее время выступают Белоруссия, Казахстан и Россия, однако в соответствии с пунктом 1 ст. 108 Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Узбекистан уже выразил заинтересованность в сотрудничестве с государствами - членами ЕАЭС на широкой и взаимовыгодной основе.
<9> Калиш Я.И. Рассуждение о евразийском праве: классика и современность // Евразийский юридический журнал. 2013. N 11.

Понятие иностранных инвестиций и иностранных инвесторов в российском и таджикском инвестиционном праве

Следует сразу подчеркнуть основную особенность, отличающую понятие "иностранные инвестиции" в российском законодательстве от аналогичного понятия в таджикском праве. В России основным нормативным правовым актом международного инвестиционного права выступает Федеральный закон от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (в ред. от 5 мая 2014 г.) <10> (далее - Закон России), в то время как в Таджикистане не существует самостоятельного источника национального законодательства, регулирующего международные инвестиционные отношения. Регулятором последних выступает Закон Республики Таджикистан от 12 мая 2007 г. N 260 "Об инвестициях" <11> (далее - Закон Таджикистана), ни одна из норм которого не содержит понятие иностранных инвестиций, следовательно, в отличие от российского права в таджикском законодательстве данное понятие рассматривается в контексте общегражданского понятия инвестиций, содержащегося в статье 1 Закона Таджикистана.
--------------------------------
<10> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493; 2014. N 19. Ст. 2311. Новая редакция данного Закона вступит в силу с 1 января 2015 г.
<11> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2007. N 5. Ст. 65.

Согласно статье 2 Закона России иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной и российской валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. Прямая иностранная инвестиция - приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз, ТН ВЭД ТС), таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб. <12>.
--------------------------------
<12> Вознесенская Н.Н. Современное понятие "иностранные инвестиции" // Закон. 2012. N 5; Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в России. М., 2012; Фархутдинов И.З., Данельян А.А., Магомедов М.Ш. Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций в России // Закон. 2013. N 1.

С понятием прямой иностранной инвестиции Закон России связывает понятия инвестиционного проекта и приоритетного инвестиционного проекта. Под инвестиционным проектом Закон России понимает обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Банка России на день вступления в силу настоящего Закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Банка России на день вступления в силу настоящего Закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
В соответствии со статьей 1 Закона Таджикистана под инвестициями понимаются все виды права на имущество (кроме имущества личного пользования или связанного с деятельностью по продаже товаров без их переработки), включая денежные средства, ценные бумаги, производственно-технологическое оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на основе права собственности и вкладываемые им в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Инвестиционная деятельность рассматривается как действие инвестора по вложению инвестиций в производство продукции или их иному использованию с целью получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.
Согласно статье 3 Закона Таджикистана объектами инвестиционной деятельности являются:
- недвижимое имущество;
- ценные бумаги;
- интеллектуальная собственность;
- другие объекты, вложения в которые не запрещаются законодательством РТ.
Видами инвестиционной деятельности выступают:
- частная инвестиционная деятельность, осуществляемая гражданами, негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями и другими структурами РТ;
- государственная инвестиционная деятельность, осуществляемая государственными и исполнительными органами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями за счет бюджетного и внебюджетного фондов, собственных и кредитных средств;
- иностранная инвестиционная деятельность, осуществляемая иностранными гражданами, юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми учреждениями, а также лицами без гражданства <13>;
--------------------------------
<13> По данным Министерства иностранных дел РТ, за годы независимости страны общий объем прямых иностранных инвестиций, включая девять месяцев 2013 г., составил сумму 2271,6 млн. долл. США, в том числе страны СНГ - 855,9 млн. долл. (37,6%), страны дальнего зарубежья - 1415,7 млн. долл. (62,3%). Основными инвесторами, осуществившими прямые инвестиции в экономику страны, являются: Россия - 827,1 млн. долл. (36,4%), Китай - 319,9 млн. долл. (14,1%), Иран - 302,4 млн. долл. (13,3%), Великобритания - 210,5 млн. долл. (9,3%). Общий объем портфельных и прочих иностранных инвестиций составил 1884,3 млн. долл., в том числе страны СНГ - 40,9 млн. долл. (2,17%), страны дальнего зарубежья - 1843,3 млн. долл. (97,8%). Основными инвесторами, осуществившими косвенные и прочие инвестиции в экономику страны, являются: Китай - 1093,0 млн. долл. (58,0%), США - 203,6 млн. долл. (10,8%), Филиппины - 193,8 млн. долл. (10,2%), Саудовская Аравия - 61,1 млн. долл. (3,2%). См.: (http://mfa.tj/ru/investicionniy-klimat/investicionniy-klimat.html).

- совместная инвестиционная деятельность, осуществляемая гражданами, юридическими лицами РТ и иностранными государствами.
Закон России понятия инвестиционной деятельности не содержит, хотя перечень объектов инвестиционной деятельности в статье 1 Закона России шире, чем аналогичный перечень в статье 1 Закона Таджикистана (любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота и не ограниченные в обороте; иное имущество; имущественные права; услуги; информация) <14>.
--------------------------------
<14> Пакерман Г. Формы осуществления иностранных инвестиций в странах СНГ // Вестник Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ. 2011. N 1.

Согласно статье 3 п. 1 Закона России правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации. Согласно пункту 2 ст. 2 Закона Таджикистана в случае возникновения противоречий между положениями настоящего Закона и условиями международных правовых актов, признанных Таджикистаном, применяются условия международных правовых актов. Данные положения свидетельствуют о том, что нормы, содержащиеся в международных договорах, в которых участвуют Россия и Таджикистан, обладают приматом над нормами национального законодательства. Следует отметить, что оба государства являются участниками действующего двустороннего международного договора - Соглашения между Правительством РФ и Правительством РТ о поощрении и взаимной защите инвестиций от 16 апреля 1999 г. <15> (далее - Соглашение между Россией и Таджикистаном).
--------------------------------
<15> Настоящее Соглашение в настоящее время не вступило в силу.

В соответствии с пунктом 2 ст. 1 Соглашения между Россией и Таджикистаном термин "инвестиции" охватывает все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются инвестором одной договаривающейся стороны на территории другой договаривающейся стороны в соответствии с ее законодательством, в частности:
- движимое и недвижимое имущество, а также соответствующие имущественные права;
- денежные средства, а также акции, вклады, и другие формы участия;
- право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность, связанным с инвестициями;
- исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (авторские права, права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки или знаки обслуживания, фирменные наименования, технологию, информацию, имеющую коммерческую ценность, и ноу-хау);
- права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку, разработку и эксплуатацию природных ресурсов.
Никакое изменение формы, в которой имущественные ценности вкладываются или реинвестируются <16>, не будет влиять на их характер в качестве инвестиций, при условии что такое изменение не будет противоречить законодательству договаривающейся стороны, на чьей территории инвестиции осуществлены. Термин "доходы" означает суммы, получаемые в результате инвестиций, и включает, в частности, прибыль, дивиденды, проценты, лицензионные, комиссионные, а также другие вознаграждения (п. 3 ст. 1). Таким образом, в двусторонних отношениях России и Таджикистана понятие иностранных инвестиций, закрепленное в законодательстве обоих государств, заменено на аналогичное понятие, содержащееся в двустороннем Соглашении и носящее договорный характер. Любопытно отметить, что и Россия, и Таджикистан имеют двусторонние соглашения, предметом которых выступают иностранные инвестиции, с целым рядом государств. В этом контексте полагаем важным привести дефинитивные нормы, касающиеся понятия иностранных инвестиций, содержащиеся в таких двусторонних соглашениях.
--------------------------------
<16> Под реинвестированием российское право понимает осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории России за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций (ст. 2 Закона России), а таджикское право определяет реинвестирование как вложение инвестиций на территории Таджикистана за счет прибыли от инвестиционной деятельности в РТ (ст. 1 Закона Таджикистана).

Так, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством КНР о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 9 ноября 2006 г. <17> (далее - Соглашение между Россией и Китаем) понятие "капиталовложение" означает все виды имущественных ценностей, которые вкладываются инвесторами одной договаривающейся стороны на территории другой договаривающейся стороны в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами последней договаривающейся стороны, и, в частности, хотя не исключительно, включают в себя:
--------------------------------
<17> БМД. 2010. N 2. С. 21 - 29. Данное Соглашение вступило в силу с 1 мая 2009 г. См.: Фархутдинов И.З. Россия и Китай: инвестиционное сотрудничество в контексте международного права (опыт для евразийской интеграции) // Евразийский юридический журнал. 2014. N 5; Он же. Россия и Китай: взаимные инвестиции (опыт правового регулирования для евразийской интеграции) // Евразийский юридический журнал. 2014. N 6.

- движимое и недвижимое имущество, а также любые имущественные права;
- акции, вклады и иные формы участия в капитале коммерческих организаций;
- права требования по денежным средствам или по договорам, имеющим экономическую ценность и связанным с капиталовложениями;
- исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, в частности, авторские права, патенты, товарные знаки, фирменные наименования, технологии и технические процессы, ноу-хау и устойчивые деловые связи;
- права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе законодательства или договоров, разрешенных в соответствии с законодательством, в частности, связанные с разведкой, разработкой, добычей и эксплуатацией природных ресурсов.
Никакое изменение формы, в которой капиталовложения осуществлены, не влияет на их квалификацию в качестве капиталовложений, если такое изменение не противоречит действующим законам и иным нормативным правовым актам договаривающейся стороны, на чьей территории капиталовложения осуществлены (п. 1 ст. 1).
Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Казахстан о поощрении и взаимной защите инвестиций от 16 декабря 1999 г. <18> (далее - Соглашение между Таджикистаном и Казахстаном) предусматривает, что термин "инвестиции" означает все виды имущественных ценностей и прав на них, а также прав на интеллектуальную собственность, вкладываемых инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода) и охватывает, в частности, но не исключительно:
--------------------------------
<18> Настоящее Соглашение вступило в силу с 20 ноября 2001 г.

- движимое и недвижимое имущество и любые другие связанные с ним имущественные права, включая закладные, право удержания ипотеки или иного залога и средства на счетах в банках и других финансовых учреждениях;
- акции, вклады (паи), облигации и любые другие формы участия в предприятиях, акционерных обществах, хозяйственных товариществах, объединениях и в иных признаваемых законодательством юридических лицах, зарегистрированных в соответствии с законодательством каждой из договаривающихся сторон;
- займы, кредиты, целевые банковские и финансовые вклады и иные денежные требования, связанные с осуществлением инвестиций;
- права на объекты интеллектуальной и промышленной собственности, включая объекты, охраняемые авторским правом, патенты, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, промышленные образцы, хозяйственные секреты и "ноу-хау";
- реинвестирование доходов и выплат основного долга и процентов по кредитным соглашениям (п. 1 ст. 1).
Термин "доходы" означает средства, полученные в результате осуществления инвестиций или связанные с ними, в денежной или натуральной форме, включая прибыль, дивиденды, вознаграждение за управление предприятием, техническое обслуживание и любые другие средства, полученные законным путем (п. 3 ст. 1).
Согласно статье 2 Закона России иностранный инвестор - иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, где оно учреждено, которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, чья гражданская правоспособность определяется в соответствии с законодательством государства, где она учреждена, которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, чья гражданская правоспособность и дееспособность определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства, который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, чья гражданская правоспособность и дееспособность определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства, которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами <19>.
--------------------------------
<19> Лисица В.Н. Категория "инвестор" в международном и национальном праве // Закон. 2007. N 2. С. 57.

Таджикское законодательство несколько иначе подходит к конструированию категории иностранного инвестора. Согласно статье 1 Закона Таджикистана инвестором признается физическое или юридическое лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность в РТ <20>. Инвесторы разделяются на отечественных и иностранных. Под отечественными инвесторами понимаются физические и юридические лица, не являющиеся иностранными инвесторами и осуществляющие инвестиционную деятельность в РТ. Иностранными инвесторами в РТ признаются:
--------------------------------
<20> Именно с категорией юридических лиц таджикское законодательство связывает возможность получения государственных натурных грантов, под которыми понимается имущество и средства, являющиеся государственной собственностью и выдаваемые без оплаты в качестве собственности или для использования земли юридическим лицам в целях осуществления инвестиционной деятельности (ст. 1 Закона Таджикистана).

- иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
- международные организации;
- иностранные юридические лица;
- иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
- иностранные граждане и лица без гражданства.
В соответствии с пунктом 1 ст. 1 Соглашения между Россией и Таджикистаном термин "инвестор" означает в отношении каждой из договаривающихся сторон:
- любое физическое лицо, являющееся гражданином государства договаривающейся стороны и правомочное в соответствии с ее законодательством осуществлять инвестиции на территории другой договаривающейся стороны;
- любое юридическое лицо, созданное в соответствии с действующим на территории этой договаривающейся стороны законодательством, при условии что юридическое лицо правомочно в соответствии с законодательством своей договаривающейся стороны осуществлять инвестиции на территории государства другой договаривающейся стороны.
В соответствии с Соглашением между Россией и Китаем понятие "инвестор" означает:
- любое физическое лицо, являющееся гражданином государства любой из договаривающихся сторон в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами этой договаривающейся стороны;
- любое юридическое лицо, включая компании, ассоциации, товарищества и иные организации, созданное или учрежденное в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами любой договаривающейся стороны и имеющее свое местонахождение на территории этой договаривающейся стороны (п. 2 ст. 1). Таким образом, содержание понятия "инвестор" в международных инвестиционных договорах России двустороннего характера значительно уже содержащегося в национальном законодательстве.
В соответствии с Соглашением между Таджикистаном и Казахстаном термин "инвестор" означает:
- физическое лицо, являющееся гражданином одного из государств договаривающихся сторон в соответствии с их действующим законодательством;
- любое юридическое лицо, учрежденное в соответствии с действующим законодательством государства одной из договаривающихся сторон;
- юридическое лицо, не учрежденное в соответствии с законодательством государства одной из договаривающихся сторон, но прямо или косвенно контролируемое физическими или юридическими лицами государства той же договаривающейся стороны (п. 2 ст. 1).
Таким образом, содержание понятия "инвестор" в международных инвестиционных договорах Таджикистана двустороннего характера  по содержанию по сравнению с понятием, содержащимся в национальном законодательстве, которое охватывает не только физических и юридических лиц - инвесторов, но и государства, и международные организации.
Несомненный интерес представляет содержание понятий "иностранные инвестиции", "иностранный инвестор" и "объекты инвестиционной деятельности" в Московской конвенции СНГ 1997 г. о защите прав инвестора <21> (далее - Московская конвенция). Согласно статье 1 инвестор - государство, юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций, а инвестиции - вложенные инвестором финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с национальным законодательством Сторон. Инвесторами могут быть государства, юридические и физические лица как сторон, так и третьих стран, если иное не предусмотрено национальным законодательством сторон (ст. 3). Инвестор имеет право осуществлять инвестиции любыми не запрещенными законодательством страны-реципиента способами <22>. Сторона в качестве страны-реципиента имеет право проведения экспертизы инвестиционных проектов на соблюдение экологических, антимонопольных и других требований (ст. 4).
--------------------------------
<21> Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1997. N 2. Данная Конвенция вступила в силу 21 января 1999 г. Россия не намерена стать ее участницей согласно распоряжению Президента РФ от 16 апреля 2007 г. N 166-РП "О некоторых международных договорах, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств". Таджикистан является участником Московской конвенции с 21 января 1999 г.
<22> Под страной происхождения инвестиции понимается государство, на территории которого зарегистрирован инвестор - юридическое лицо или гражданином которого является инвестор - физическое лицо. Страна-реципиент - государство, на чьей территории находится объект инвестирования (ст. 1 Московской конвенции).

Инвестор вправе приобретать акции и иные ценные бумаги субъектов хозяйствования и других элементов, в том числе государственных ценных бумаг, в соответствии с законодательством страны-реципиента. Акции и иные ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке страны-реципиента, могут приобретаться инвестором с оплатой в валюте страны-реципиента или в иной валюте, если законодательством страны-реципиента не предусмотрено иное (ст. 14). Инвестор может участвовать в приватизации объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые определяются законодательством страны-реципиента. Отмена решения о приватизации объекта, а также изменение порядка и способа приватизации, если в приватизации объекта принял участие инвестор, равно как и расторжение сделок по приватизации, могут быть осуществлены в судебном порядке (ст. 15). Приобретение государственного и муниципального имущества в процессе приватизации осуществляется на основе договоров купли-продажи, заключаемых между инвестором и лицом, осуществляющим функции продавца приватизируемого имущества. Договоры купли-продажи акций приватизируемых предприятий подлежат регистрации в порядке, определяемом законодательством страны-реципиента. Иной порядок приобретения государственного и муниципального имущества в процессе приватизации не допускается (ст. 17).
Приобретение инвестором вещных прав на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством страны-реципиента <23> (ст. 18). Предоставление инвестору прав на пользование природными ресурсами и осуществление видов деятельности, относящихся к государственной монополии страны-реципиента, а также прав предпринимательской деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности страны-реципиента, осуществляется в соответствии с концессионными договорами, соглашениями о разделе продукции, заключаемыми в порядке, установленном законодательством страны-реципиента (ст. 19). Предоставление в аренду инвестору имущества граждан и юридических лиц страны-реципиента, объектов государственной собственности страны-реципиента и сдача в аренду инвестором своего имущества, находящегося на территории страны-реципиента, а также расторжение таких договорных отношений осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены законодательством страны-реципиента (ст. 20).
--------------------------------
<23> Под вещным правом Московская конвенция понимает право владения, пользования и распоряжения имуществом (ст. 1).

Организационно-правовые формы юридических лиц с иностранными инвестициями в российском и таджикском инвестиционном праве

Особый интерес представляет вопрос об организационно-правовых формах юридических лиц как субъектов международных инвестиционных отношений, закрепленных в российском и таджикском законодательствах <24>. С целью создания специального правового режима деятельности иностранных инвесторов на территории принимающей страны российское законодательство вводит в международное инвестиционное право новую категорию "коммерческая организация с иностранными инвестициями" (далее - КОИИ). Согласно пункту 6 ст. 4 Закона России российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня КОИИ и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Законом. Коммерческая организация утрачивает статус КОИИ со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников - в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Законом.
--------------------------------
<24> Филина А. Дочернее общество, филиал, представительство, отделение: критерии выбора для иностранного инвестора // Вестник Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ. 2011. N 4; Чуряев А. Хозяйственное партнерство: новый вид юридического лица для инвесторов // Вестник Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ. 2012. N 4.

Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами <25>. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства. Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее - реестр), являющемся информационной системой, либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр (п. 3 ст. 4 Закона России).
--------------------------------
<25> В настоящее время аккредитационные функции выполняются Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РФ. Согласно пункту 11 Устава Федерального бюджетного учреждения "Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ", утв. Приказом Минюста России от 20 июля 2011 г. N 269 (в ред. от 29 ноября 2012 г.), предметом деятельности Палаты является аккредитация обособленных структурных подразделений иностранных юридических лиц, легализация экономической деятельности иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации // Российская газета. 2011. 10 авг.; 2012. 31 дек. Предполагается, что с 1 января 2015 г. функции по аккредитации представительств и филиалов иностранных юридических лиц будут переданы Федеральной налоговой службе.

Дочерние и зависимые общества КОИИ не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Иностранный инвестор, КОИИ, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования <26> пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Законом (п. п. 4 и 5 ст. 4 Закона России).
--------------------------------
<26> Реинвестирование означает осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций (ст. 2 Закона России).

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал КОИИ производится в соответствии с законодательством. Оценка вложения капитала осуществляется в российской валюте. Сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал российского хозяйственного общества, или иная возможность блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества, подлежат предварительному согласованию, за исключением сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры согласно Перечню, утв. Правительством РФ (ст. 6 Закона России).
Создание и ликвидация КОИИ осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами. Юридические лица, являющиеся КОИИ, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законодательством о государственной регистрации юридических лиц (ст. 20 Закона России). Филиал иностранного юридического лица, его представительство создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории Российской Федерации на основании решения иностранного юридического лица. Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности этих филиала, представительства, на территории Российской Федерации осуществляется посредством их аккредитации. Аккредитация филиалов, представительств иностранных юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти) <27>. Подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица является документ о внесении соответствующей записи в реестр, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
--------------------------------
<27> В положении о филиале иностранного юридического лица, положении о представительстве иностранного юридического лица должны быть указаны наименование иностранного юридического лица, его филиала, представительства, организационно-правовая форма иностранного юридического лица, место нахождения его филиала, представительства на территории Российской Федерации и адрес места нахождения иностранного юридического лица в стране регистрации, цели создания, открытия и виды деятельности его филиала, представительства, порядок управления филиалом, представительством иностранного юридического лица (п. 1 ст. 22 Закона России).

В течение 12 месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой РФ сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Заявление об аккредитации подписывается уполномоченным в установленном порядке представителем иностранного юридического лица. Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- не представлены необходимые для аккредитации документы либо эти документы представлены с нарушением срока, либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению;
- установлено, что в представленных учредительных или других документах иностранного юридического лица содержится недостоверная информация;
- цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица противоречат Конституции РФ, международным договорам Российской Федерации, российскому законодательству;
- цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальным интересам Российской Федерации;
- прекращена в связи с грубым нарушением Конституции РФ, международных договоров Российской Федерации, российского законодательства аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица, сведения об аккредитации которых были внесены в реестр (п. п. 1 - 3 ст. 21 Закона России).
Отказ в аккредитации или в принятии решения об аккредитации может быть обжалован в судебном порядке. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица осуществляется в срок не более чем 25 рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (п. п. 4 и 5 ст. 21 Закона России). Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается в связи с прекращением деятельности этих филиала, представительства на территории Российской Федерации на основании решения такого иностранного юридического лица, прекращением деятельности такого иностранного юридического лица или по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Прекращение действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица по решению такого иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании соответствующих решения и заявления, представленных таким иностранным юридическим лицом, в течение 10 рабочих дней со дня их представления. Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принятому, если:
- филиал, представительство иностранного юридического лица в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти соответствующего решения, не представляли документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и с филиалом, представительством не может быть осуществлена связь по адресу места осуществления ими деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в реестре, и филиал, представительство в указанный период не осуществляли операции хотя бы по одному банковскому счету, открытому в банке или другой кредитной организации, имеющих лицензию Банка России;
- деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит Конституции РФ, международным договорам Российской Федерации, российскому законодательству, создает угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации (п. 7 ст. 21 Закона России).
Таджикское законодательство в отличие от российского не выделяет особые категории юридических лиц - ни коммерческие организации с иностранными инвестициями, ни предприятия с иностранными инвестициями. Вместе с тем оно существенно дополняет правовой статус иностранных инвесторов, введя новый институт инвестиционного соглашения, неизвестный российскому праву. В соответствии с Законом РТ от 19 марта 2013 г. N 944 "Об инвестиционном соглашении" <28> (далее - Закон N 944) сторонами инвестиционного соглашения (далее - ИС) являются Правительство РТ и инвестор. Инвестором может быть юридическое лицо РТ или иностранного государства, а также объединение таких юридических лиц. Если в качестве инвестора выступает объединение юридических лиц, все участники объединения становятся стороной ИС и несут ответственность за его реализацию <29> (ст. 4 Закона N 944).
--------------------------------
<28> Текст Закона расположен на сайте Министерства экономического развития и торговли РТ. (http://www.medt.tj).
<29> Согласно статье 1 Закона N 944 инвестиционное соглашение - соглашение, заключенное между Правительством РТ и инвестором в отношении реализации инвестиционного проекта; инвестиционный проект - коммерческий проект, предусматривающий существенный объем инвестиций, включающий высокую степень финансовых, технологических, экологических и иных рисков, и являющийся стратегически важным для развития определенной отрасли экономики РТ и повышения уровня жизни народа Таджикистана.

Положения ИС сохраняют юридическую силу в течение всего срока его действия, если иное не предусмотрено самим ИС. Любые изменения или дополнения ИС приобретают юридическую силу только в случае заключения сторонами соответствующего дополнительного соглашения в порядке, предусмотренном ИС, и его утверждения в порядке, предусмотренном Законом N 944. ИС может содержать положение, предусматривающее, что изменения и дополнения в законодательство РТ, принятые после заключения ИС, регулирующие отношения, являющиеся предметом ИС и ухудшающие условия реализации инвестиционного проекта, не будут применяться к определенным положениям ИС в течение срока его действия или иного предусмотренного им срока (п. п. 2 и 3 ст. 6 Закона N 944).
Инвестор для реализации инвестиционного проекта, подготовленного и предложенного уполномоченным государственным органом, выбирается посредством тендера. Тендер может проводиться в соответствии с утвержденными Правительством РТ типовыми правилами и условиями проведения тендеров или в соответствии со специальными правилами и условиями проведения тендера для конкретного инвестиционного проекта. Предложение о правилах и условиях проведения тендера включается уполномоченным государственным органом в предложение об инвестиционном проекте. В случае проведения тендера по специальным правилам и условиям проект таких правил и условий разрабатывается в качестве составной части предложения об инвестиционном проекте уполномоченным государственным органом и направляется на утверждение Правительству РТ.
Право на реализацию инвестиционного проекта, предложенного инвестором путем прямых переговоров, в случае утверждения Правительством РТ предоставляется такому инвестору. В то же время Правительство РТ может принять решение о проведении тендера для выбора инвестора для реализации инвестиционного проекта, предложенного инвестором. В этом случае Правительство РТ может использовать предложение об инвестиционном проекте, представленное инвестором, для тендерной документации, а инвестор, представивший предложение об инвестиционном проекте, имеет право участвовать в тендере на общих основаниях. Если победителем тендера окажется не тот инвестор, который представил предложение об инвестиционном проекте, победивший инвестор будет обязан возместить разумные расходы инвестора, представившего предложение для инвестиционного проекта. Данная обязанность должна быть предусмотрена в качестве условия вступления в силу ИС (ст. 9 Закона N 944).
Проект ИС подписывается уполномоченным государственным органом и инвестором после его одобрения на подписание Правительством РТ. Постановление Правительства РТ об одобрении ИС к подписанию также может предусматривать предельный срок для подписания ИС и определенные условия, которые должны быть выполнены инвестором или уполномоченным государственным органом и иными государственными органами РТ до момента его подписания. Подписанное ИС направляется Правительством РТ для ратификации в парламент РТ. Ратификация ИС осуществляется для закрепления предусмотренных гарантий прав инвестора, предоставленных инвестору и инвестиционному проекту налоговых и иных льгот и придания юридической силы стабилизационным положениям ИС. ИС вступает в силу со дня его ратификации, если само ИС не предусматривает его вступление в силу путем выполнения его сторонами определенных предварительных условий (ст. ст. 12 и 13 Закона N 944) <30>.
--------------------------------
<30> В соответствии с пунктом 1 ст. 14 Закона N 944 в течение месяца после вступления в силу ИС уполномоченный государственный орган уведомляет все соответствующие государственные органы РТ о его вступлении в силу и включает его в государственный реестр инвестиционных соглашений, который находится в ведении уполномоченного государственного органа. Подлинный экземпляр ИС находится на хранении уполномоченного государственного органа, который имеет право изготавливать и заверять официальные копии ИС.

Содержание ИС включает следующие основные положения:
- сущность инвестиционного проекта;
- порядок вступления в силу и срок действия ИС;
- наличие лицензии (если предусмотрено законодательством);
- финансирование ИС;
- цели, процедуры, сроки и условия проведения специальных исследований, которые должны быть осуществлены инвестором в ходе реализации инвестиционного проекта;
- цели, процедуры, сроки и условия проведения технико-экономического обоснования, которые должны быть разработаны инвестором до начала основных проектных работ и мероприятий, включая условия предоставления инвестором и согласования с Правительством РТ результатов технико-экономического обоснования;
- права и обязанности сторон ИС;
- защита прав кредиторов;
- реализация инвестиционного проекта;
- валютное регулирование и конвертация валюты;
- налоговый и таможенный режим;
- вопросы найма работников;
- право собственности в отношении имущества, данных и иных ресурсов;
- стандарты финансовой отчетности в рамках ИС;
- порядок внесения изменений и дополнений в ИС;
- прекращение действия и расторжение ИС;
- положения о форс-мажоре;
- гарантии компенсации убытков и иных потерь сторон ИС;
- обязательный характер ИС, его исполнения, стабилизационные положения;
- вопросы суверенного иммунитета РТ;
- применимое право и разрешение споров <31>;
--------------------------------
<31> ИС между РТ и инвестором регулируется законодательством РТ, если иное не предусмотрено в самом ИС (ст. 20 Закона N 944). Таким образом, ИС может предусматривать в качестве применимого право любого государства.

- язык ИС (п. 1 ст. 15 Закона N 944) <32>.
--------------------------------
<32> Перечень условий ИС является открытым в соответствии с пунктом 2 ст. 15 Закона N 944.

В дополнение к основным правам и гарантиям инвесторов отдельные ИС могут предусматривать следующие особые права, освобождения и льготы инвесторов и инвестиционных проектов:
- особый налоговый режим, включая упрощенный режим налогообложения, освобождение инвестора, его подрядчиков и иностранных сотрудников от определенных или всех налогов, иные налоговые льготы на определенный или весь период действия ИС;
- особый таможенный режим, включая полное или частичное освобождение от таможенных платежей, упрощенные таможенные процедуры для инвестора, его подрядчиков и иностранных сотрудников на определенный или весь период действия ИС;
- особый режим валютного регулирования и контроля, включая освобождение от обязанности получения лицензии и регистрации для займов и иных форм финансирования, привлекаемых инвестором для целей инвестиционного проекта и для открытия банковских счетов в РТ и за рубежом, для получения займов и иных форм финансирования;
- особый режим лицензирования, включая упрощенный режим выдачи, переоформления, продления лицензий, необходимых для реализации инвестиционного проекта, выдачу лицензий на срок, превышающий максимальный срок действия лицензии, предусмотренный законодательством РТ, полное или частичное освобождение инвестора от оплаты лицензионных сборов и пошлин;
- полный или частичный отказ РТ от предусмотренного законодательством РТ преимущественного права на приобретение определенной обязательной части товаров, работ и услуг, производимых и предоставляемых в ходе реализации инвестиционного проекта;
- полное или частичное освобождение от применения законодательства РТ в области регулирования цен и тарифов, включая антимонопольное законодательство;
- особый или упрощенный визовый режим и иммиграционный контроль для работников и подрядчиков инвестора, освобождение инвестора и его предприятия от обязанности соблюдать квоты для иностранных граждан в ходе реализации инвестиционного проекта (п. 1 ст. 17 Закона N 944).
Споры между Правительством РТ и инвестором, связанные с вопросами действительности, применения, нарушения, прекращения либо толкования ИС, рассматриваются судами РТ в соответствии с законодательством РТ. Правительство РТ и инвестор могут предусмотреть в ИС передачу всех споров и разногласий, связанных с вопросами действительности, действия, нарушения, прекращения либо толкования ИС, на рассмотрение и разрешение независимым и беспристрастным международным арбитражем, расположенным за пределами РТ, на основании международно-признанных арбитражных правил. Согласие Правительства РТ на разрешение споров таким международным арбитражем будет действительным, а решение, вынесенное таким международным арбитражем, обязательным и окончательным для РТ. Решение, принятое международным арбитражем, признается и, в случае необходимости, исполняется в принудительном порядке судами РТ в соответствии с положениями ИС, действующего процессуального законодательства, а также международных правовых актов, признанных РТ (ст. 21 Закона N 944).
ИС с иностранным инвестором может включать положение об отказе РТ от суверенного иммунитета от предварительных мер по обеспечению расходов арбитражных процедур, иммунитета от процессуальных уведомлений, иммунитета от принудительного исполнения арбитражного решения и иммунитета имущества РТ либо в отношении предварительных мер обеспечения исполнения арбитражного решения, либо в отношении принудительного исполнения арбитражного решения на территории РТ и за ее пределами (ст. 22 Закона N 944). Данное положение закона содержит возможность прямого отказа РТ от государственного иммунитета при разрешении споров с инвесторами в международном коммерческом арбитраже, что представляется весьма разумным шагом в реализации внутригосударственной инвестиционной политики, направленной на привлечение в страну иностранных инвестиций.
В завершение следует обратить внимание на важный международный договор в рамках ЕЭП, непосредственно затрагивающий интересы и права иностранных инвесторов в России. Речь идет о Московском соглашении о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках ЕЭП от 9 декабря 2010 г. <33> (далее - Московское соглашение), в соответствии с которым государства-участники поставили задачу создавать благоприятные условия для инвестирования средств лицами одной стороны на территориях других сторон. Каждая сторона предоставляет юридическим и физическим лицам любой другой стороны в отношении учреждения и (или) деятельности режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый при аналогичных обстоятельствах своим собственным лицам на своей территории, с учетом ограничений, предусмотренных индивидуальным национальным перечнем для каждой из сторон в приложении IV к Соглашению. Каждая сторона предоставляет при аналогичных обстоятельствах лицам любой другой стороны в отношении учреждения и (или) деятельности на своей территории режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый лицам государств, не являющихся участниками Соглашения (п. п. 1 и 2 ст. 3).
--------------------------------
<33> СЗ РФ. 2012. N 4. Ст. 453. Соглашение вступило в силу с 1 января 2012 г. После вступления в силу Астанского договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. Московское соглашение утратит силу. См.: Данельян А.А. Международно-правовые источники урегулирования инвестиционных споров в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. 2012. N 4; Данельян А.А., Эседов Д.Т. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. 2012. N 3; Камышевский В.И. Источники инвестиционного права ЕврАзЭС // Евразийский юридический журнал. 2011. N 11.

Под учреждением Московское соглашение понимает:
- создание, учреждение и (или) приобретение юридического лица (участие в капитале созданного или учрежденного юридического лица) любой организационно-правовой формы и формы собственности, предусмотренных в соответствии с нормативными правовыми актами стороны, на территории которой такое юридическое лицо создается или учреждается;
- приобретение контроля над юридическим лицом стороны, выражающееся в получении возможности непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые таким юридическим лицом, в том числе путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), путем участия в совете директоров (наблюдательном совете) и иных органах управления такого юридического лица;
- открытие филиала;
- открытие представительства;
- регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (п. "ж" ст. 1).
За исключением ограничений, предусмотренных индивидуальным национальным перечнем для каждой из сторон в приложении IV к Соглашению, ни одна из сторон не применяет и не вводит в отношении лиц любой другой стороны в связи с учреждением и (или) деятельностью ограничений в отношении:
- формы учреждения, в том числе организационно-правовой формы юридического лица;
- числа создаваемых, учреждаемых и (или) приобретаемых юридических лиц, филиалов или представительств, регистрируемых индивидуальных предпринимателей;
- приобретаемых объема доли в капитале юридического лица или степени контроля над юридическим лицом;
- операций учрежденного, созданного, приобретенного или контролируемого юридического лица, филиала, представительства, зарегистрированного индивидуального предпринимателя в ходе осуществления ими деятельности в форме квоты, теста на экономическую целесообразность или в любой иной количественной форме (п. 1 ст. 4).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


О международно-правовых основах привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор (Шиянов А.В.)

Дата размещения статьи: 28.09.2020

подробнее>>

Толкование инвестиций в практике урегулирования споров в рамках МЦУИС (Оганезова С Р.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Привлечение инвестиций: понятие и правовые формы (Беломестная Л.А.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Обеспечение прокурором законности нормативных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности (Исламова Э.Р.)

Дата размещения статьи: 07.07.2020

подробнее>>

Значение двусторонних соглашений о защите капиталовложений и перспективы их совершенствования (Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи