Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Момент окончания процесса добычи нефти для целей налогообложения (Коняхин Н.Я.)

Момент окончания процесса добычи нефти для целей налогообложения (Коняхин Н.Я.)

Дата размещения статьи: 07.01.2015

Добываемая из недр нефть на территории России облагается в соответствии с гл. 26 Налогового кодекса РФ налогом на добычу полезных ископаемых. На каком этапе технологического процесса следует начислить налог?

Компаниям, разрабатывающим нефтяные месторождения и являющимся плательщиками НДПИ, необходимо учитывать, что технологический процесс по добыче нефти из недр заканчивается на том центральном пункте сбора нефти, где осуществляется ее доведение до нужной товарной кондиции в соответствии с требованиями ГОСТ. Этот момент очень важен, поскольку именно он берется за основу для целей расчета НДПИ в отношении добываемой нефти. Его игнорирование может дорого обойтись налогоплательщику, поскольку налоговая инспекция может доначислить ему НДПИ, начислить пени и штрафы.
Яркой иллюстрацией является случай, с которым столкнулась компания, разрабатывающая несколько нефтяных месторождений. Ей был доначислен НДПИ, пени и штраф на значительную сумму, а причиной тому - неправильно определенный момент окончания процесса добычи нефти и сверхнормативные потери, которые неправомерно были выведены из-под налогообложения.

Суть дела

Компания осуществляла разработку нескольких месторождений нефти. В лицензионных соглашениях, прилагаемых к лицензиям на право пользования недрами и являющихся их неотъемлемыми частями, было определено, что добыча нефти - это процесс, заключающийся в подъеме на поверхность водогазонефтяной смеси из скважин, ее первичной, затем ступенчатой подготовке до нефти товарных кондиций в соответствии с ГОСТ 9965-76 (в настоящее время - ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", утвержденный и введенный в действие с 01.07.2002 Постановлением Госстандарта России от 08.01.2002 N 2-ст); товарная нефть - нефть, прошедшая предварительную (первичную), затем ступенчатую подготовку на технологических установках, предназначенных для подготовки нефти до товарных кондиций в соответствии с ГОСТ; учет добываемой продукции ведется на узле учета, установленном на конечном пункте выхода продукции с лицензионного участка.
Добытая водогазонефтяная смесь после предварительной подготовки на разрабатываемых месторождениях поступала на центральные пункты сбора для окончательной доработки до товарных кондиций, т.е. до соответствия требованиям ГОСТ, распространяющегося на нефть для поставки транспортным организациям, предприятиям Российской Федерации и на экспорт.
На центральных пунктах сбора находились приборы учета (узлы учета нефти), по показаниям которых определялось количество нефти, передаваемой компанией на транспортировку. Для транспортировки и сдачи нефти в систему "Транснефти" компанией были заключены договоры на оказание услуг по транспортировке, сдаче нефти и проведению ее химического анализа. Согласно этим договорам нефть, соответствующая ГОСТ, с центральных пунктов сбора перекачивалась в центральный товарный парк, куда также поступала товарная нефть от других нефтедобытчиков.
Далее нефть, принятая контрагентом, перед сдачей в систему "Транснефти" проходила доподготовку, ее количество повторно измерялось на узле учета нефти. Затем на основании его показателей расчетным путем определялось количество нефти, поступившей от каждого из поставщиков, в том числе и от рассматриваемой компании.
Констатировавшаяся отрицательная разница в количестве нефти на узле учета нефти контрагента по сравнению с показаниями узлов учета нефти самой добывающей компании в договорах была обозначена как технологические потери нефти в центральном товарном парке и названа дебалансом, который в соответствии с договорами относился на добывающую компанию.

Позиция налогового органа

В ходе проведения выездной налоговой проверки компании инспекция пришла к выводу о неправомерном уменьшении количества нефти, подлежащего обложению НДПИ, вследствие неучета дебаланса, что привело к неуплате в бюджет десятков миллионов рублей.
По мнению инспекции, дебаланс как разница между количеством товарной нефти, прошедшей через узлы учета нефти компании и узел учета нефти ее контрагента (фирмы, подготавливавшей нефть к транспортировке), не должен уменьшать налоговую базу по НДПИ, поскольку с центральных пунктов сбора добывающей компании откачивалась нефть, доведенная до соответствия требованиям ГОСТ.
В обоснование своего вывода инспекция сослалась на то, что объектом обложения НДПИ является продукция, первая по своему качеству соответствующая ГОСТ, а уменьшение количества добытой нефти, облагаемой налогом в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 342 НК РФ, допускается только в пределах утвержденного в установленном порядке норматива потерь. Кроме того, инспекция указала, что паспорта качества нефти, содержащие качественные характеристики нефти как соответствующей требованиям ГОСТ, формировались на центральных пунктах сбора добывающей компании.
Не согласившись с выводом инспекции, компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции частично недействительным.
Суды трех инстанций удовлетворили требования компании, поскольку пришли к выводу о том, что полный цикл технологических операций по добыче нефти заканчивается не на центральных пунктах сбора добывающей компании, а в центральном товарном парке. Сдача нефти "Транснефти" для дальнейшей транспортировки невозможна без проведения ее дополнительной подготовки. При этом суды исходили из того, что технология транспортировки нефти по трубопроводу протяженностью 100 км с узлов учета нефти добывающей компании до узла учета нефти в центральном товарном парке не может обеспечить нормативные качественные показатели нефти рассматриваемой добывающей компании в связи с ее смешением с нефтью иных поставщиков.
Однако Президиум ВАС РФ с выводами нижестоящим судебных инстанций не согласился и позицию налогоплательщика не поддержал (Постановление от 29.10.2013 N 6480/13).

Позиция Президиума ВАС РФ

Объектами обложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории нашей страны на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах (пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ).
Полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье (жидкости и иной смеси), первая - по своему качеству соответствующая государственному стандарту России (п. 1 ст. 337 НК РФ), т.е. нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
Количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы нетто. В целях гл. 26 НК РФ массой нетто признается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определяемых лабораторными анализами; количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье) методом (п. п. 1 и 2 ст. 339 НК РФ).
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче; фактические потери учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором производилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений (п. 3 ст. 339 НК РФ).
При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр. При разработке месторождения в соответствии с лицензией на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого (п. 7 ст. 339 НК РФ).
Из анализа названных положений следует, что окончанием процесса добычи нефти гл. 26 НК РФ определяет доведение качества нефти до соответствия требованиям ГОСТ на участке недр, предоставленном в пользование, т.е. получение добывающей компанией первой товарной нефти по завершении технологического цикла по ее добыче на разрабатываемом месторождении.
Поэтому вывод судов трех инстанций о том, что применительно к вопросам налогообложения технологический процесс доведения нефти до требований ГОСТ завершается не самой добывающей компанией, выполняющей комплекс технологических операций по извлечению полезного ископаемого из недр и доведению его до требований ГОСТ, а иным лицом, участвующим в его транспортировке, неправомерен.
Также вывод судов не согласуется с имеющимися в материалах дела документами, в частности с проектами разработки месторождений, указывающими на окончательное доведение нефти до состояния товарной кондиции, соответствующей требованиям ГОСТ и пригодной для коммерческой сдачи в систему магистральных нефтепроводов на центральных пунктах сбора добывающей компании.
Кроме того, руководствуясь технологическим регламентом фирмы, подготавливавшей нефть к транспортировке, который был утвержден главным инженером этой фирмы, нижестоящие суды не учли, что названный регламент не имеет никакого отношения к технологическим операциям, связанным с разработкой месторождений, на которые у данной добывающей компании имеются лицензии, и доведению им добытой нефти до требований ГОСТ. Данный регламент касается деятельности одного из структурных подразделений фирмы, подготавливавшей нефть к транспортировке, в состав которой входит центральный товарный парк, но никак не деятельности добывающей компании.
Нижестоящими судами также оставлено без внимания и положение Налогового кодекса РФ о том, что НДПИ должен уплачиваться в том числе и с фактических потерь по налоговой ставке, установленной для нефти, за исключением нормативных потерь, которые в силу п. 1 ст. 342 НК РФ облагаются по ставке 0%. При этом судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что начиная с 2008 г. в соответствии с указаниями комиссии Минпромэнерго России при определении норматива потерь в него не включаются какие-либо потери нефти, возникающие на центральном товарном парке.
В связи с этим связанные с транспортировкой, доработкой или иными операциями с нефтью сверхнормативные потери, возникающие после прохождения нефтью узлов учета добывающей компании, не могут выводиться из-под налогообложения или облагаться по ставке 0%.
Введение в договорную практику понятия "дебаланс" не влияет на налогообложение, поскольку такого понятия в налоговом законодательстве нет. Налоговый кодекс РФ не связывает с ним наступление каких-либо правовых последствий.
Таким образом, все количество добытой нефти, подготовленной до требований ГОСТа по показаниям приборов узлов учета нефти добывающей компании, должно было облагаться НДПИ по действующей в рассматриваемый период налоговой ставке.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Когда приоритет нарушает запрет (Тальцева Л.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Налоговая проверка ИП проводится по месту жительства физлица (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта