Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Правовое регулирование правоохранительной деятельности полиции в сфере экономики (Столяренко В.М., Никитин А.Н.)

Правовое регулирование правоохранительной деятельности полиции в сфере экономики (Столяренко В.М., Никитин А.Н.)

Дата размещения статьи: 10.08.2012

Деятельность подразделений органов внутренних дел по профилактике экономических и налоговых преступлений в сфере экономики во многом осложняется многочисленностью ее объектов. В связи с чем возникает проблема, связанная с выбором из общего количества тех из них, которые наиболее нуждаются в оперативном обслуживании. Речь идет о ранжировании объектов и выделении из них наиболее важных, крупных налогоплательщиков (плательщиков сборов) и тех, которые в масштабах региона считаются градо- и бюджетообразующими предприятиями. Для проведения такой работы необходим тщательный предварительный анализ.
Так, основные меры по профилактике экономических и налоговых преступлений подразделениями БЭП осуществляются в приоритетных сферах (отраслях) экономики:
1) в кредитно-финансовой сфере;
2) в сфере топливно-энергетического комплекса;
3) в лесопромышленном и агропромышленном комплексе;
4) в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
5) в социально-бюджетной сфере;
6) в сфере добычи и оборота водных биоресурсов;
7) в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней;
8) во внешнеэкономической сфере.
Комплексный анализ состояния оперативной обстановки на этих объектах позволяет определить:
- зависимость предпринимательской, торговой, финансовой и иной деятельности от государственных структур, включая органы местного самоуправления;
- наличие на объектах экономики и предпринимательской деятельности возможностей противоправного обогащения;
- благоприятные условия для нелегального бизнеса, приносящего большие доходы;
- объекты, находящиеся под криминальным влиянием организованных преступных сообществ и отдельных лиц, в том числе должностных.
Необходимо иметь в виду, что осуществление подразделениями БЭП и НП профилактики рассматриваемых видов преступлений на конкретных объектах предусматривает не только выявление и устранение криминогенных факторов, но и выявление лиц, склонных к совершению экономических и налоговых преступлений, для оказания в их отношении профилактического воздействия. В этом случае рассматриваемая разновидность профилактики действительно носит комплексный характер, включая в себя оба направления.
В рамках этой профилактической деятельности решаются следующие основные вопросы:
- какие мероприятия, в какой последовательности и с использованием каких возможностей (негласные сотрудники, подразделения оперативно-розыскной информации, оперативно-поисковые подразделения и др.) следует осуществить в целях выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической, налоговой и коррупционной направленности, для их нейтрализации;
- как, кем и когда должен быть осуществлен контроль за принятием мер реагирования со стороны руководителей хозяйствующих субъектов, органов власти и управления;
- как обеспечить недопущение совершения преступлений лицами, состоящими на профилактическом учете и продолжающими занимать руководящие и материально ответственные должности на обслуживаемых объектах, каковы дополнительные источники, из которых могут быть получены данные об их образе жизни и поведении;
- когда, кому, какие и в отношении кого из лиц, проходящих по ДОУ, целесообразно провести дополнительные оперативно-розыскные, оперативно-профилактические, оперативно-аналитические и информационно-поисковые мероприятия.
Как уже было отмечено, одной из целей профилактической деятельности является пополнение бюджетов всех уровней. Сокращение объемов поступлений в доходную часть бюджетов зависит и от ненадлежащей организации деятельности подразделений БЭП и НП. Нередко отдельные налогоплательщики, в том числе и крупные, вступают в коррупционные отношения с сотрудниками налоговых и таможенных органов, которые, применяя неправомерные льготы к таким налогоплательщикам, содействуют уводу в теневой оборот части налогов и сборов.
В сфере налогового администрирования основная работа подразделений ЭБиПК должна быть сконцентрирована на своевременном выявлении и пресечении преступлений коррупционной направленности, связанных с занижением налоговых претензий, незаконным возмещением налога на добавленную стоимость (НДС), разблокировкой расчетных счетов предприятий, организаций, предпринимателей. Непременным условием противодействия коррупции в сфере реализации законодательства о налогах и сборах является устранение правового нигилизма населения и создание для граждан различных механизмов доведения информации до органов внутренних дел и их специализированных подразделений.
Освещение в средствах массовой информации фактов задержания коррумпированных чиновников производит достаточно высокий профилактический эффект и положительно влияет на имидж органов внутренних дел. В этих целях необходимо регулярно проводить брифинги, круглые столы и другие общественные мероприятия с участием предпринимателей, представителей средств массовой информации и иных заинтересованных лиц.
Одним из основных направлений деятельности подразделений БЭП и НП по профилактике экономических и налоговых преступлений является индивидуальная профилактика, которая предполагает выявление лиц, склонных к совершению преступлений, и оказание на них воздействия в целях недопущения преступлений.
Лица, в отношении которых необходимо индивидуальное профилактическое воздействие с постановкой их на учет, выявляются, как правило, из числа следующих субъектов:
- высказывающих намерения либо желания или уже осуществляющих подготовительные действия к занятию криминальным бизнесом;
- живущих не по зарабатываемым средствам, в том числе несоразмерно своим доходам владеющих движимым и недвижимым имуществом, и выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в исполнительном органе управления юридического лица;
- осуществляющих незаконное предпринимательство посредством использования фальсифицированных учредительных и иных документов;
- изготавливающих фальшивые разрешения на работу и регистрацию по месту пребывания иностранных граждан;
- индивидуальных предпринимателей, заподозренных в поддержании преступных связей с представителями криминальных структур, контролирующих наиболее доходные отрасли экономики;
- отбывших уголовное наказание за совершение экономических, налоговых и должностных преступлений либо приговоренных к мерам, не связанным с лишением свободы, и продолжающих вести антиобщественный образ жизни;
- криминальных элементов, которые оказывают противодействие органам предварительного расследования по делам об экономических и налоговых преступлениях;
- допускающих административные правонарушения в области охраны собственности, в промышленности, строительстве и энергетике, в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель, в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;
- физических лиц, лишенных права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом (ст. 3.11 КоАП РФ) <1>;
--------------------------------
<1> В ГИАЦ МВД России и информационных центрах МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ ведется реестр дисквалифицированных лиц (см.: Приказ МВД России от 22 ноября 2006 г. N 957 "Об утверждении Наставления по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц и Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах").

- лишенных права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).
К мерам индивидуального предупреждения экономических преступлений относятся:
- профилактическая беседа;
- направление информации о причинах и условиях противоправного поведения;
- наблюдение и контроль за ходом социальной реабилитации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в отношении которых судимость не снята и не погашена;
- выявление и постановка на профилактический учет;
- административный надзор.
Специальные профилактические меры в отношении конкретного лица, замышляющего либо подготавливающего преступление экономической, налоговой или коррупционной направленности.
Анализ результатов борьбы органов внутренних дел с экономическими преступлениями показал, что основными источниками получения информации о замышляемом либо о готовящемся преступлении экономической, налоговой или коррупционной направленности являются специалисты, осведомленные о деятельности различных субъектов хозяйствования (юрисконсульты, бухгалтеры, ревизоры, аудиторы и др.). Благодаря им оперативному работнику удается своевременно получать сведения не только о подготавливаемых либо совершаемых экономических и налоговых преступлениях, но криминогенных факторах, способствующих их совершению, а также о лицах, причастных к ним <2>.
--------------------------------
<2> Это лица, осведомленные о негативных факторах по роду своей деятельности (счетно-бухгалтерские работники, сотрудники банка, специалисты и технический персонал коммерческих структур, контрольно-надзорных органов и др.).

Так, сотрудники ЭБиПК, осуществляя профилактическую работу в рамках названного дела, по факту предпринимаемых криминально активными лицами попыток создания параллельных с государственными органами коммерческих структур по оказанию платных услуг населению, злоупотребляя при этом полномочиями по осуществлению разрешительных и контрольных функций, обязаны устанавливать факт возможной причастности чиновников к лоббированию интересов криминальных структур.
Носителями информации о причинах и условиях, способствующих совершению экономических и налоговых преступлений, являются внутренние документы хозяйствующего субъекта (учредительные документы фирм, контракты по экспортным операциям, грузовые таможенные декларации, сертификаты, платежные документы и т.д.) его внешние документы (лицензии, нормативные документы).
Профилактика преступлений осуществляется и в режиме инициативного поиска, когда в ходе его осуществления охватывается большое число объектов профилактики (подучетных лиц, предприятий, учреждений, организаций, органов власти и управления).
Существенной особенностью профилактической работы, осуществляемой в рамках возбужденного уголовного дела, является то, что появляется новый субъект профилактики в лице следователя, расследующего дело, и процессуальные рычаги воздействия на лицо, совершившее преступление, а криминогенные факторы, подлежащие устранению в целях недопущения повторных деяний, могут устраняться в таком процессуальном порядке.
С возбуждением уголовного дела сотрудники подразделений экономической безопасности не должны снимать с себя ответственность за выявление всех причин и условий, способствовавших совершению экономических и налоговых преступлений. При этом основной процессуальной формой взаимодействия следователя и оперативного работника выступают отдельные поручения.
Профилактическая работа, осуществляемая сотрудниками подразделений экономической безопасности, в этом случае направлена на решение следующих задач:
- изобличение преступников, которые причастны к подготавливаемому либо совершенному преступлению экономической направленности;
- выявление свидетелей, чьи показания могут быть положены в основу принятия решения о внесении следователем представления в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу о принятии мер по устранению нарушений закона (в соответствии с п. 2 ст. 158 УПК РФ);
- установление круга лиц, оказывающих криминальное противодействие в ходе расследования по делу, принятие мер по их нейтрализации.
При осуществлении профилактической работы в рамках уголовного дела сотрудники рассматриваемых подразделений должны руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к этой деятельности, основные из которых сводятся к следующему:
- на этапе оперативного сопровождения расследования уголовного дела необходимо добиваться наиболее полного предупреждения совершения новых эпизодов преступлений экономической и налоговой направленности;
- осуществлять мероприятия, нацеленные на установление источников - носителей информации о фактах, событиях, лицах и обстоятельствах расследуемого преступления.
Оперативно-розыскное обеспечение расследования создает необходимые предпосылки для подготовки следователем и внесения по результатам расследования информационно емкого представления, содержащего конкретные предложения по устранению обстоятельств, способствовавших совершению экономических или налоговых преступлений. В этом случае представление принимает наиболее действенную форму реагирования.
На стадии осуществления контроля следует иметь в виду, что на практике наиболее часто возникают три группы ситуаций, когда появляется необходимость применения данного метода.
К первой группе следует отнести случаи, когда его применение вытекает из анализа внесенных представлений и полученных по ним с предприятий, организаций, учреждений сообщений. Следователи нередко не отслеживают рассмотрение внесенных ими представлений и принятие по ним необходимых мер.
Ко второй группе относятся ситуации, складывающиеся в процессе подготовки представлений по имеющимся в уголовном деле материалам. Нередки случаи, когда представления вносятся во многом формально.
Третья группа включает в себя случаи, когда хозяйствующие субъекты в силу невозможности оперативного реагирования на поступившие в их адрес представления отписываются без должного реагирования, а причины и условия, способствовавшие совершению экономических и налоговых преступлений, не устраняются. Такие ситуации возникают, например, при отсутствии должного контроля со стороны инициатора внесения представления.
Организация контроля включает в себя целый ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов:
- комплексный анализ состояния деятельности подразделений экономической безопасности по профилактике экономических и налоговых преступлений и иных правонарушений;
- принятие решения о целесообразности учета внесенных представлений и информации в органы исполнительной власти и местного самоуправления;
- обеспечение предварительного расследования информацией о криминогенных факторах на объектах, где было совершено преступление экономической направленности.
Знание наиболее распространенных причин и условий на определенных объектах экономики дает возможность лучше разобраться в применяемых преступных схемах, механизме совершения преступлений криминально активными лицами.
Итак, по содержанию меры по профилактике экономических преступлений, других правонарушений органами внутренних дел можно разделить на следующие:
- уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры;
- оперативно-розыскные меры;
- организационные меры;
- меры по обеспечению деятельности органов внутренних дел по профилактике экономических преступлений,
- других правонарушений.
Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры предупреждения экономических преступлений:
- обеспечение безопасности физических и юридических лиц, на права и законные интересы которых возможно преступное посягательство;
- контроль за своевременным поступлением, прохождением материалов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, принятие по ним соответствующих решений;
- применение предусмотренных законодательством РФ мер воздействия к лицам, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, и административные правонарушения, в целях предупреждения с их стороны тяжких преступлений;
- внесение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в государственные органы, общественные организации, должностным лицам представлений об устранении выявленных в ходе расследования дел причин и условий, способствующих совершению преступлений;
- внесение в соответствии с законодательством представлений о замене мер наказания, не связанных с лишением свободы, либо иных мер на реальное отбывание наказания;
- изъятие из пользования юридических и физических лиц предметов, оборот которых ограничен и которые могут быть использованы при совершении преступлений.
Оперативно-розыскные меры предупреждения экономических преступлений:
- сбор, обобщение, анализ и реализация оперативно-розыскной информации о лицах, замышляющих или подготавливающих преступления, с целью принятия необходимых мер для их склонения к отказу от совершения экономических преступлений;
- своевременное разобщение выявленных преступных групп, в том числе организованных, и принятие мер к прекращению преступной деятельности входящих в них лиц на ранних стадиях подготовки преступлений, а также исключающих возможность их совершения.
Организационные и иные меры предупреждения экономических преступлений:
- оперативное реагирование с использованием всех имеющихся сил и средств на сообщения граждан, должностных лиц и иную информацию о причинах, условиях, обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, а также о подготавливаемых преступных посягательствах;
- накопление, систематизация и использование информации о лицах, замышляющих или подготавливающих преступления, с целью обеспечения своевременного принятия к ним предусмотренных законом мер;
- проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических операций по предупреждению деятельности преступных групп, улучшению криминогенной обстановки на территории обслуживания органа внутренних дел;
- привлечение населения, общественности к работе по предупреждению экономических преступлений;
- осуществление взаимодействия с иными правоохранительными органами (прокуратурой, Федеральной службой безопасности, таможенной службой, налоговой инспекцией), с государственными органами, учреждениями, организациями, общественными объединениями правоохранительной направленности, благотворительными и иными фондами, трудовыми коллективами в работе по предупреждению экономических преступлений <3>;
--------------------------------
<3> Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует (оказывает им содействие) с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

- инициативное оказание услуг по защите и охране имущества юридических и физических лиц на основе заключения договоров в порядке, определенном действующим законодательством и ведомственными нормативными актами;
- организация контроля за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений с целью недопущения с их стороны преступлений.
К мерам обеспечения деятельности органов внутренних дел по профилактике экономических преступлений можно отнести:
- организационно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению экономических преступлений и правонарушений (реализация перечисленных мер предупреждения преступлений и других правонарушений возлагается на отраслевые службы и подразделения органов внутренних дел на всех уровнях управления в пределах их компетенции);
- кадровое, научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению экономических преступлений и правонарушений.
Так, специализированные подразделения по предупреждению преступлений комплектуются наиболее квалифицированными сотрудниками, обладающими необходимыми профессиональными качествами и практическим опытом работы в этой сфере деятельности.
Образовательные учреждения МВД России, учебные центры МВД, ГУВД, УВД, УВДТ осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников, специализирующихся на работе по предупреждению преступлений, по программам, согласованным с Департаментом государственной службы и кадров и отраслевыми главными управлениями, департаментами и управлениями МВД РФ по направлениям деятельности.
Научно-методическое обеспечение деятельности по предупреждению преступлений должно возлагаться на образовательные учреждения высшего профессионального образования и научно-исследовательские учреждения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, указанные в ст. 38 ФЗ от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
В целях повышения эффективности работы по предупреждению преступлений должны быть расширены меры по стимулированию сотрудников служб и подразделений органов внутренних дел, имеющих высокие показатели оперативно-служебной деятельности.
Для осуществления мероприятий по предупреждению преступлений могут использоваться внебюджетные фонды и иные источники финансирования.
Таким образом, анализ действующего законодательства, в частности Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Положения о Министерстве внутренних дел РФ от 1 марта 2011 г., иных нормативных актов, позволил раскрыть содержание и представить структуру системы профилактики экономических преступлений органами внутренних дел, включающую: основные формы и методы профилактики, систему оперативно-профилактических мероприятий, осуществляемых на конкретных объектах экономики, меры индивидуальной профилактики преступлений, контроль за исполнением ранее внесенных представлений и информации по профилактике преступлений в сфере экономики.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


О реализации конституционного права на нотариальную защиту (Лакоба А.Д.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Конструкция залогового обязательства при множественности кредиторов (Челышева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Равные начала выступления Российской Федерации с иными участниками гражданских правоотношений (Садриева Р.Р.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

К вопросу о понятии и признаках обычая в гражданском обороте и семейных отношениях (Ханукаев Ю.Э.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи