Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > К вопросу о взыскании судебных расходов с третьего лица (Коробов О.А., Великанов В.А.)

К вопросу о взыскании судебных расходов с третьего лица (Коробов О.А., Великанов В.А.)

Дата размещения статьи: 08.01.2015

Современное арбитражное процессуальное законодательство в отличие от ранее действовавшего значительно расширило сферу правового регулирования института третьих лиц в арбитражном процессе. Это повысило эффективность правосудия. Как справедливо отмечается в юридической литературе, институт третьих лиц позволяет в едином судебном разбирательстве осуществлять защиту прав и законных интересов участников разных, но вместе с тем связанных между собой материальных правоотношений <1>. Предусмотренная законом возможность участия в арбитражном процессе третьих лиц представляет собой дополнительную гарантию для защиты прав и законных интересов участников экономического оборота.
--------------------------------
<1> Маклаев Д.В. Институт третьих лиц в арбитражном процессе как средство реализации доступности и эффективности правосудия // Проблемные вопросы гражданского и арбитражного процессов / под ред. Л.Ф. Лесницкой, М.А. Рожковой. М.: Статут, 2008. С. 145.

Как известно, процессуальное право предусматривает две группы третьих лиц: 1) третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора; 2) третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.
Третьи лица с самостоятельными требованиями пользуются правами и несут обязанности истца, за исключением обязанности соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором.
В силу норм АПК РФ к отношениям с участием третьих лиц с самостоятельными требованиями в полной мере применяются правила о распределении судебных расходов: при удовлетворении требований третьего лица в его пользу взыскиваются понесенные им судебные расходы с лиц, к которым было обращено соответствующее требование; при отказе третьему лицу с самостоятельными требованиями в их удовлетворении судебные издержки взыскиваются в пользу истца, если его иск удовлетворен, с ответчика и третьего лица с самостоятельными требованиями или только с ответчика (если к истцу третье лицо никакого требования не предъявляло).
По сравнению со статусом третьих лиц с самостоятельными требованиями статус третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, значительно уже по своему объему. Третьи лица без самостоятельных требований участвуют в процессе только потому, что судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они никаких требований к участникам спора не предъявляют, но пользуются широким кругом процессуальных прав, включая право на обжалование судебных актов, принятых по делу с их участием.
В учебной литературе отмечается, что третьи лица без самостоятельных требований на стороне истца и ответчика не могут рассматриваться как лица, в пользу которых принят судебный акт, - с них ничего не взыскивается, и им ничего не присуждается <2>.
--------------------------------
<2> Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. Г.А. Жилина. М.: ООО "ТК Велби", 2003. С. 269.

Такое положение длительное время не вызывало никаких вопросов.
В дальнейшем ситуация изменилась в связи с разъяснениями, которые изложены в п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах", где указано, что судебные расходы, понесенные третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с обжалованием ими судебных актов, могут быть возмещены по правилам гл. 9 АПК РФ <3>.
--------------------------------
<3> См. также: Постановление Президиума ВАС РФ от 7 июня 2012 г. N 14592/11 // СПС "КонсультантПлюс".

При этом в судебной практике, равно как и в юридической литературе, отрицалась возможность взыскания судебных расходов с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (Определение ВАС РФ от 2 декабря 2009 г. N ВАС-15240/09 по делу N А29-333/2008).
Однако в последние годы практика столкнулась с проблемой злоупотребления процессуальными правами со стороны третьих лиц без самостоятельных требований. Принимая во внимание формулировку ч. 1 ст. 110 АПК РФ о взыскании судебных расходов только "со стороны", т.е. с истца или ответчика, к которым третьи лица без самостоятельных требований не относятся, последние нередко затягивали судебные споры, инициировали процедуру обжалования судебных актов.
Подобное процессуальное поведение третьих лиц без самостоятельных требований ставило других лиц (в первую очередь истца и ответчика) в невыгодное положение, заставляло их нести дополнительные судебные расходы, которые впоследствии были невозможны к взысканию с третьего лица.
Ситуация кардинально изменилась после того, как в Президиум ВАС РФ было передано дело по спору между двумя хозяйствующими субъектами - индивидуальным предпринимателем Д.В. Волобуевым и ООО "Автобаза +" о признании права собственности на недвижимое имущество.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена администрация Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 ноября 2011 г. иск был удовлетворен. Данный судебный акт был обжалован администрацией Волгограда в суды апелляционной и кассационной инстанций. Апелляционная и кассационная жалобы администрации удовлетворены не были.
Впоследствии индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с администрации города судебных расходов, понесенных им в связи с рассмотрением дела в судах апелляционной и кассационной инстанций.
Данное заявление было оставлено без удовлетворения судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, которые указали, что администрация не имеет процессуального статуса стороны спора, а привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, в связи с чем с нее по смыслу ч. 1 ст. 110 АПК РФ не могут быть взысканы понесенные судебные расходы, в том числе и расходы на оплату услуг представителя.
Такой правовой подход соответствовал сложившейся на тот момент судебной практике.
Однако Президиум ВАС РФ предложил другую правовую позицию. В Постановлении от 4 февраля 2014 г. N 15112/13 по делу N А12-11341/2011 надзорный орган учел положения ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и указал на необходимость системного применения норм АПК РФ.
Президиум ВАС РФ предложил следующие аргументы в обоснование новой правовой позиции.
С одной стороны, ч. 2 ст. 110 АПК РФ предусматривает, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
С другой стороны, ст. 40 АПК РФ определяет, что третьи лица являются лицами, участвующими в деле.
Системное толкование приведенных законоположений предполагает включение в состав субъектов отношений по возмещению судебных расходов не только сторон соответствующего спора, но и иных лиц, к которым в числе прочих относятся третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.
Таким образом, поскольку третьи лица являются лицами, участвующими в деле, на них в силу закона (ч. 2 ст. 110 упомянутого Кодекса) при наличии к тому необходимых оснований может быть возложена обязанность по возмещению судебных расходов на оплату услуг представителя другого лица, участвующего в деле.
По нашему мнению, справедливость изложенного подхода не вызывает сомнений. Однако обращает на себя внимание недостаточная мотивировка выводов Президиума ВАС РФ.
Предложенное системное толкование положений ч. 2 ст. 110 АПК РФ и ст. 40 АПК РФ не согласуется с императивным правилом ч. 1 ст. 110 АПК РФ о взыскании судебных расходов только "со стороны". Президиум ВАС РФ не привел аргументов в пользу ограничительного толкования ч. 1 ст. 110 АПК РФ.
Идеальной была бы ситуация, при которой в АПК РФ были бы внесены соответствующие изменения. Президиум ВАС РФ "опередил" законодателя в этом вопросе. Судебное нормотворчество - норма современной жизни. По мнению А.В. Цихоцкого, суд в большей степени приспособлен к отражению правовой динамики, чем законодатель. Следовательно, ему нельзя отказывать в праве на отыскание нормы права <4>.
--------------------------------
<4> Цихоцкий А.В. Теоретические проблемы эффективности правосудия по гражданским делам. Новосибирск: Наука; Сиб. предприятие РАН, 1997. С. 357 - 358.

"Поиск нормы" со стороны суда не может быть произвольным и всегда должен сопровождаться взвешенной, аргументированной позицией. Именно этого не хватило, на наш взгляд, Президиуму ВАС РФ в рассматриваемом деле.
Восполнить этот пробел можно на уровне доктрины. Думается, ученые-процессуалисты смогут предложить взвешенную теорию возмещения судебных расходов, которая усилит правовые позиции, заявленные в Постановлении Президиума ВАС РФ от 4 февраля 2014 г. N 15112/13 по делу N А12-11341/2011.
Со своей стороны возьмем на себя смелость предложить один из путей обоснования правового подхода о взыскании судебных расходов с третьего лица без самостоятельных требований.
В цивилистике предложены основы теории преимущественного положения субъектов права. В рамках этой теории выявляются неправомерные и необоснованные преимущества субъектов гражданского права. Так, к неправомерным преимуществам относятся такие, которые противоречат гражданско-правовым запретам (например, запрет на злоупотребление правом).
К необоснованным преимуществам относятся такие, которые прямо не противоречат гражданско-правовым запретам преимущества, но их наличие ничем не обусловлено, в них гражданский оборот не нуждается, они вредят нормальному развитию гражданских правоотношений, реализации гражданских прав и обязанностей <5>.
--------------------------------
<5> Белоножкин А.Ю. О преимуществах в гражданском праве Российской Федерации // Молодые ученые: сб. науч. ст. N 3. М.: НОУ ВПО "МИГУП", 2013. С. 14; см. также: Белоножкин А.Ю. Преимущественное правовое положение субъектов гражданских правоотношений // Гражданское право. 2010. N 4. С. 13 - 16; он же. Об объекте гражданского правоотношения и преимущественном правовом положении // Гражданское право. 2012. N 2. С. 6 - 9; он же. К вопросу о формировании понятия "преимущественное положение" субъектов гражданского права // Молодые ученые: сб. науч. ст. N 2. М.: НОУ ВПО "МИГУП", 2012. С. 19 - 28.

Думается, в процессуальном праве также можно вести речь о неправомерных и необоснованных преимуществах лиц, участвующих в деле. Данные преимущества должны иметь процессуальную правовую природу, т.е. быть обусловлены процессуальными правоотношениями. Анализ процессуальных преимуществ поможет установить наличие либо отсутствие сбалансированности интересов участников процессуальных правоотношений.
Обращаясь к обстоятельствам дела N А12-11341/2011, которое рассмотрел Президиум ВАС РФ, можно установить реализацию со стороны администрации ее процессуального права на обжалование судебного акта.
Вести речь о злоупотреблении данным процессуальным правом (ст. 41 АПК РФ) неверно, так как администрация Волгограда своими действиями не причиняла вред истцу и ответчику, а пыталась добиться отмены судебного акта, что входило в сферу ее правомерных интересов. Каких-либо иных запретов администрация также не нарушила.
Следовательно, в процессуальной активности администрации города нельзя усмотреть получение ею неправомерных процессуальных преимуществ.
В то же время реализация администрацией процессуального права на обжалование судебного акта не привела к отмене судебных актов, но поставила истца в невыгодное положение, так как он понес дополнительные судебные расходы на оплату услуг представителя в суде апелляционной и кассационной инстанций.
Тем самым администрация получила ничем не обоснованное процессуальное преимущество, которое ей позволило реализовать свое право на обжалование судебного акта, без одновременного возмещения истцу судебных расходов, связанных с процессуальной активностью администрации.
В этом случае можно усмотреть нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции Российской Федерации, ст. 7 АПК РФ).
Такое положение нарушает баланс интересов сторон процессуальных отношений по вышеназванному делу. Именно для восстановления этого баланса на администрацию и следовало возложить обязанность по возмещению истцу судебных расходов.
Данный вывод согласуется с ч. 2 ст. 9 АПК РФ, в соответствии с которой лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Думается, ч. 2 ст. 9 АПК РФ наряду со ст. 7 АПК РФ может служить правовым фундаментом применительно к ситуациям неоднозначного правового регулирования, неясности и противоречивости норм процессуального права. Это поможет правильно отреагировать на получение лицами, участвующими в деле, неправомерных или необоснованных процессуальных преимуществ, когда процессуальная активность одного участника спора, вне зависимости от его процессуального статуса, приводит к ничем не оправданным потерям для других участников спора.
Наконец, именно нормы ст. 7 АПК РФ и ч. 2 ст. 9 АПК РФ могли бы служить тем ориентиром для Президиума ВАС РФ, когда он предлагал системное толкование положений ч. 2 ст. 110 АПК РФ и ст. 40 АПК РФ, а также позволило бы надзорной инстанции обосновать необходимость ограничительного толкования ч. 1 ст. 110 АПК РФ.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


Финансовый мониторинг в системе мер по противодействию коррупции (Кумуков М.Ш.)

Дата размещения статьи: 07.10.2020

подробнее>>

Субъекты административной юрисдикции (история, тенденции, перспективы) (Якимов А.Ю.)

Дата размещения статьи: 07.10.2020

подробнее>>

О преступности несовершеннолетних и молодежи (Бельский А.И., Лыков Э.Н.)

Дата размещения статьи: 07.10.2020

подробнее>>

Современная оперативная обстановка в сфере борьбы с экономической преступностью (Васильев Э.А., Надейкина О.А.)

Дата размещения статьи: 07.10.2020

подробнее>>

Демографическое и миграционное развитие России: восточный вектор (вопросы теории) (Гришанова А.Г., Кожевникова Н.И.)

Дата размещения статьи: 07.10.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи