Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Адвокатская деятельность > Квалификация адвокатом налогового спора (Козлова Е.О.)

Квалификация адвокатом налогового спора (Козлова Е.О.)

Дата размещения статьи: 09.01.2015

По своей природе налоговые споры представляют собой дела, возникающие из публично-правовых отношений. Данная природа споров объяснима участием в них органа публичной власти, наделенного властными полномочиями, - налогового органа, протеканием их в сфере государственного управления, а также, как следствие, наличием отношений власти - подчинения.
В рамках российской судебной системы производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, осуществляется как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами. Практика показывает, что защита прав налогоплательщика происходит преимущественно путем рассмотрения споров арбитражными судами РФ. Более того, М.И. Горлачева отмечает, что "отнесение споров с участием налоговых органов к подведомственности арбитражных судов является главной особенностью развития постсоветского законодательства в области судебной защиты прав налогоплательщиков <1>. В связи с этим в рамках настоящей статьи речь идет исключительно о налоговом судопроизводстве в арбитражных судах РФ.
--------------------------------
<1> Горлачева М.И. Судебное обжалование решений налоговых органов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 46.

Изначально необходимо определить, какой смысл мы вкладываем в категорию налогового спора. Для правильной классификации спора адвокату необходимо обратить внимание на основные признаки, определяющие спор в качестве налогового.
Представляется, что выявление основных признаков налогового спора следует начать с определения налогового спора через правоотношение, что, по справедливому замечанию Ю.Л. Крохиной, позволяет "выявить динамику налогового спора, особенности правового статуса субъектов, отграничить от смежных правовых категорий и тем самым определить режим и оптимальные правовые средства предотвращения, преодоления и разрешения" <2>.
--------------------------------
<2> Крохина Ю.Л. Юридический конфликт в финансовой сфере: причины, сущность и процедуры преодоления // Журнал российского права. 2003. N 9. С. 70.

Значительное количество ученых дает толкование термину "налоговое правоотношение". А.В. Брызгалин указывает, что "налоговые правоотношения можно определить как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие в связи с установлением, введением и взиманием налогов и сборов" <3>. М.В. Кустова также видит налоговое правоотношение как урегулированное нормами налогового права общественное отношение, возникающее в процессе организации и осуществления государственных налоговых изъятий принадлежащего организациям и физическим лицам имущества в целях финансового обеспечения публичной деятельности <4>. С.Г. Пепеляев считает, что "стержнем налоговых правоотношений являются отношения по взиманию налогов" <5>.
--------------------------------
<3> Брызгалин А.В. Налоговые правоотношения // В кн.: Финансовое право Российской Федерации / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. С. 336.
<4> Кустова М.В. Налоговое правоотношение // В кн.: Налоговое право. Общая часть. М.: Юристъ, 2001. С. 25.
<5> Пепеляев С.Г. Налоговые правоотношения // В кн.: Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. М.: ООО "ТК Велби", 2003. С. 223 - 225.

Между тем в Налоговом кодексе Российской Федерации <6> (далее - НК РФ) отсутствует четкое определение такого важного понятия, как "налоговое правоотношение". Более того, в тексте НК РФ законодатель данный термин практически не использует, что необходимо отнести к недостаткам юридической техники данного Кодекса. Согласно ст. 2 НК РФ налоговым является только тот спор, который вытекает из налоговых правоотношений. При этом далее в ст. 2 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов (сборов), а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
--------------------------------
<6> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

В связи с вышеизложенным можно заключить, что не любой спор, который возникает между налоговым органом и налогоплательщиком, является налоговым, а только тот, который вытекает из указанных в ст. 2 НК РФ налоговых правоотношений:
- из отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов на территории РФ;
- из отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, включая обжалование связанных с данным контролем актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
- из отношений по привлечению налогоплательщиков к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В иных спорах, возникающих между налоговыми органами и налогоплательщиками, речи о налоговых спорах не идет. В частности, споры о порядке ведения кассовых операций, о применении контрольно-кассовых машин, споры о нарушении государственной регистрации юридических лиц налоговыми не признаются.
Н.Л. Бартунаева выделяет следующие признаки налогового спора как материального отношения <7>:
--------------------------------
<7> Бартунаева Н.Л. Предмет доказывания по налоговым спорам, связанным с привлечением субъектов хозяйственной деятельности к ответственности. М.: Волтерс Клувер, 2007 [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".

1. Субъектный состав налогового спора.
Субъектами любого налогового спора выступают организации (российские и иностранные), индивидуальные предприниматели и налоговый орган. В налоговые правоотношения могут вступать и иные лица, однако их наличие не является признаком всех налоговых споров.
2. Содержание налогового спора составляют разногласия по поводу выполнения организацией или индивидуальным предпринимателем требований законодательства о налогах и спорах.
Данный признак можно также вывести из определения "налогового спора", данного И.А. Хавановой, которая понимает под налоговыми спорами юридические ситуации, связанные с применением законодательства, регулирующего условия, порядок исчисления и уплаты налогов, которые возникают между налоговыми органами и налогоплательщиками <8>.
--------------------------------
<8> Хаванова И.А. Особенности производства по налоговым спорам в арбитражных судах - актуальные вопросы теории и практики // Налоги. 2010. N 5. С. 10.

3. Признак неразрешенного конфликта или факта неисполнения налоговых обязательств.
Также Е.И. Цацулина определяет налоговый спор как "тип налоговых правоотношений, характеризующийся наличием противоречий между налогоплательщиком и налоговым органом, вызванный конфликтом интересов в сфере налогообложения либо различием взглядов на правомерность контрольных и организационно-распорядительных действий налоговых органов" <9>.
--------------------------------
<9> Цацулина Е.И. Производство по делам об оспаривании ненормативных актов и действий (бездействия) налоговых органов в арбитражных судах первой инстанции: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 22.

Следует отметить, что приведенные признаки налогового спора не являются исчерпывающими. Так, предметная специфика налоговых споров выделяет их из категории административных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Метким высказыванием С.Г. Пепеляева о том, что "налогообложение серьезно ограничивает право собственности, закрепленное ст. 35 Конституции РФ <10>", можно лишь подтвердить тот факт, что дела о рассмотрении налоговых споров всегда имеют имущественные последствия. Е.И. Цацулина, в связи с выделением данного признака, добавляет, что данная особенность предопределяет использование при рассмотрении налоговых споров процессуальных средств и институтов искового производства, не характерных для иных публично-правовых споров (в частности, уменьшение или увеличение размера заявленных требований, встречное обеспечение требований и т.п.) <11>.
--------------------------------
<10> Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
<11> Цацулина Е.И. Указ. соч. С. 9.

Итак, в целях настоящей статьи под налоговым спором мы будем понимать конфликт налогового органа с налогоплательщиком по поводу выполнения организацией или индивидуальным предпринимателем требований законодательства о налогах и спорах.
В настоящее время согласно разделу III Арбитражного процессуального кодекса РФ <12> (далее - АПК РФ), рассмотрение в арбитражном суде первой инстанции дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, выделено в отдельный вид судопроизводства - административное судопроизводство. Э.Н. Нагорная утверждает, что "тем самым впервые официально было признано наличие особенностей рассмотрения судебных дел, возникающих из публичных правоотношений, к которым, безусловно, относятся дела, возникающие из налоговых правоотношений" <13>. В перечень категорий дел, по которым осуществляется арбитражное судопроизводство, включены:
--------------------------------
<12> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012 [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
<13> Нагорная Э.Н. Бремя доказывания в налоговых спорах. М.: Юстицинформ, 2009 [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".

- дела об оспаривании нормативных правовых актов органов и организаций, наделенных публичными полномочиями;
- дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов и организаций, наделенных публичными полномочиями;
- дела об административных правонарушениях;
- дела о взыскании обязательных платежей и санкций.
Предусмотренные категории дел могут быть использованы для образования одной из классификаций налоговых споров. Так, к налоговым спорам могут быть отнесены:
- дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов (в том числе дела об оспаривании решений налогового органа о привлечении к налоговой ответственности);
- дела о взыскании обязательных платежей и санкций с налогоплательщиков.
Следует понимать, что не любой спор с участием налогового органа является налоговым. Представляется, что дела об административных правонарушениях в области налогов и сборов (включающие в себя как дела о привлечении к административной ответственности, так и дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности) не могут быть отнесены к налоговым спорам в том смысле, который был взят нами в настоящей статье за основу. Так, при обжаловании решения налогового органа о привлечении к административной ответственности спор вытекает не из налоговых отношений, а из административных. В данном споре налоговый орган выступает не как участник налоговых отношений, а как лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях. Также, на наш взгляд, дела об оспаривании нормативных правовых актов налоговых органов не соотносятся с определением налогового спора, данным нами ранее. В данных делах имеет место не конфликт налогового органа с налогоплательщиком по поводу выполнения организацией или индивидуальным предпринимателем требований законодательства о налогах и спорах, а в первую очередь предположение налогоплательщика о несоответствии оспариваемого нормативного акта закону или иному нормативному акту с большей юридической силой. Рассмотрение данной категории дел не имеет особенностей по сравнению с рассмотрением других дел об оспаривании нормативных правовых актов государственных органов, поскольку признанными недействующими могут быть и нормативные акты других органов, в случае если этими актами регулируются налоговые отношения.
На практике основным способом судебной защиты субъективных прав и законных интересов налогоплательщиков является признание недействительными ненормативных актов налоговых органов и признание незаконными действий или бездействия их должностных лиц. Распространенными являются и требования налоговых органов о взыскании с налогоплательщика суммы недоимки, пени и штрафа. Согласно статистике, представленной на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) за 2013 год, процент рассмотрения данных категорий дел равен 20,3% и 78,1% соответственно от всех дел, рассмотренных арбитражными судами РФ с участием налоговых споров <14>.
--------------------------------
<14> [Электронный ресурс]. URL: http://www.arbitr.ru/_upimg/8C2581A839BEFC1A529FFEEA886CC8CB_13.pdf.

Следует также отметить, что встречаются и иные классификации налоговых споров. В частности, И.В. Цветковым предложено разграничение налоговых споров по четырем основным категориям <15>:
--------------------------------
<15> Цветков И.В. Налогоплательщик в судебном процессе: Практическое пособие по судебной защите. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 3.

1) споры по вопросам права (споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различным толкованием и применением отдельных норм материального права);
2) споры по вопросам факта (споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различной оценкой фактических обстоятельств дела);
3) процедурные споры (споры, в которых налогоплательщик ссылается на допущенные налоговым органом нарушения законодательно установленной процедуры проведения мероприятий налогового контроля или производства по делам о налоговых правонарушениях);
4) споры по делам об административных правонарушениях в области налогов.
Различные классификации налоговых споров также предлагает в своей работе Н.П. Бартунаева <16>. По ее мнению, налоговые конфликты могут быть разделены на:
--------------------------------
<16> Бартунаева Н.Л. Указ. соч.

1) споры, связанные с неисполнением налогоплательщиком основных налоговых обязанностей, и споры, связанные с неисполнением факультативных обязанностей;
2) споры, связанные с исчислением и уплатой прямых налогов, и споры, связанные с исчислением и уплатой косвенных налогов;
3) споры, связанные с разногласиями о фактическом составе, и споры, связанные с разногласиями в толковании норм налогового права;
4) споры об оспаривании нормативных правовых актов, и споры об оспаривании ненормативных правовых актов.
Г.В. Петрова предлагает следующую классификацию налоговых споров <17>:
--------------------------------
<17> Петрова Г.В. Виды налоговых споров в судебной практике и тенденции развития правового регулирования налоговых отношений // Финансовое право. 2004. N 2.

1) налоговые споры о характере и уровне административного, инвестиционного, торгового или иного взаимодействия субъектов налоговых отношений;
2) налоговые споры об обеспечении единого подхода ко всем налогоплательщикам при расчете типичных расходов;
3) налоговые споры об обязательном представлении налоговой декларации;
4) налоговые споры, связанные с порядком осуществления налоговых проверок и оформлением их результатов;
5) налоговые споры о сроках давности взыскания налоговых санкций;
6) налоговые споры в связи с несвоевременным представлением авансовых платежей;
7) налоговые споры в связи с неумышленным (ошибочным) занижением налоговой базы налогоплательщиком;
8) налоговые споры, вытекающие из коллизий налогового законодательства и законодательства о пенсионном страховании.
На наш взгляд, предложенная в настоящей статье классификация претендует на большую степень исчерпываемости налоговых споров и имеет важное практическое значение. Как справедливо отмечает И.В. Цветков, на практике возникает необходимость четкой квалификации возникшего между сторонами спора как налогового, так как в противном случае высока вероятность ошибок в выборе подлежащих применению норм материального и процессуального права <18>. Чтобы предотвратить ошибки в определении применимого права адвокату необходимо давать правильную характеристику налоговому спору.
--------------------------------
<18> Цветков И.В. Указ. соч. С. 12 - 13.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.




15 июня 2020 г.
Проект федерального закона № 972589-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части конвертируемого займа"

Цель законопроекта - создание эффективного и прозрачного механизма для осуществления венчурных инвестиций, что, в свою очередь, послужит стимулированием инвестиций в высокотехнологичные  проекты в Российской Федерации




2 июня 2020 г.
Проект федерального закона № 966659-7 "О внесении изменений в статью 57 Трудового кодекса Российской Федерации"

Принятие законопроекта позволит как законодательно закрепить специальную возможность работника временно или частично выполнять свои функции в дистанционной форме, так и установить условия, являющиеся обязательными, которые должны быть определены сторонами при принятии соответствующего решения.




23 мая 2020 г.
Проект федерального закона № 961114-7 "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии новой коронавирусной инфекции"

Цель законопроекта - реализация дополнительных мер помощи пострадавшим от последствий пандемии COVID-19. Реализация мер предлагаемых законопроектом позволит обеспечить защиту наиболее уязвимых категорий граждан, а также организаций и минимизировать негативные последствия распространения COVID-19.



В центре внимания:


Злоупотребление правом адвокатом в уголовном судопроизводстве как вид профессиональной деформации (по материалам дисциплинарной практики адвокатских палат Санкт-Петербурга и Калининградской области) (Конин В.В.)

Дата размещения статьи: 07.07.2020

подробнее>>

Злоупотребление правом адвокатом в уголовном судопроизводстве как вид профессиональной деформации (по материалам дисциплинарной практики адвокатских палат Санкт-Петербурга и Калининградской области) (Конин В.В.)

Дата размещения статьи: 22.06.2020

подробнее>>

Противоречия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Курманов М.М.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

Адвокатский запрос - база адвокатского расследования (Колоколов Н.)

Дата размещения статьи: 27.02.2018

подробнее>>

Тенденции развития адвокатской тайны в Российской Федерации (Анцупов Д.В.)

Дата размещения статьи: 25.10.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи