Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Ложные сведения в ЕГРЮЛ обойдутся дорого (Оникиенко И., Афанасьева И.)

Ложные сведения в ЕГРЮЛ обойдутся дорого (Оникиенко И., Афанасьева И.)

Дата размещения статьи: 11.01.2015

Недобросовестное поведение предпринимателей - бич российской экономики. В условиях общего ужесточения контроля государства за их деятельностью борьба с проявлениями этой недобросовестности становится все более актуальной. Законодатели решили взяться за наведение порядка в ЕГРЮЛ, в котором зачастую указаны недостоверные сведения. В середине октября в Госдуму внесен соответствующий законопроект. Какие барьеры хотят поставить, чтобы не допустить проникновения недостоверных сведений в реестр?
В законодательство предлагается внести ряд поправок, ужесточающих ответственность за представление недостоверных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Цель, безусловно, благая и правильная, но методы, которыми планируют искоренять такое поведение, оцениваются неоднозначно, положения законопроекта вызывают ряд вопросов и сомнений.

Согласно поправкам предлагается дополнить ст. 170.1 УК РФ ч. 1.1, вводящей уголовную ответственность за представление документов, содержащих заведомо ложную информацию, в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений с наказанием в виде штрафа в размере до 200 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до полутора лет.
Важно отметить, что поправки уточняют ст. ст. 173.1 и 173.2 УК РФ и определение "подставного лица", под которым предлагается понимать не только лицо, являющееся участником или органом управления юридического лица, путем введения в заблуждение либо без ведома которого внесены данные в отношении его в ЕГРЮЛ, а также и лицо, у которого отсутствуют цели управления юридическим лицом либо получения прибыли от его законной деятельности.
При этом в большинстве случаев такие лица сознательно соглашаются участвовать в серых схемах, изначально понимая их фиктивный характер, в связи с чем действующее правовое регулирование в этой части уже давно не отвечает современным реалиям и, безусловно, нуждается в корректировке.
Согласно действующей редакции ст. 170.1 УК РФ уголовная ответственность за представление недостоверных сведений в ЕГРЮЛ может быть применена только при установлении целей приобретения чужого имущества, в результате чего данная норма фактически не работает, так как сложно доказать преступления с подобными составами. Так, по статистике за 2013 год по ч. 1 ст. 170.1 УК РФ было осуждено 16 лиц, из которых 14 лицам назначен штраф, а двое лиц освобождены от наказания.
Учитывая изложенное, введение уголовной ответственности за сам факт представления подложных сведений вне зависимости от целей совершения указанных деяний должно стимулировать предпринимателей к представлению достоверной информации, вносимой в ЕГРЮЛ, принимая во внимание серьезные последствия выявления соответствующих нарушений.
Предлагается также внести изменения в ст. 14.25 КоАП РФ, согласно которым нарушения, касающиеся представления недостоверных сведений при государственной регистрации, выделены в особую группу с наказанием в виде дисквалификации на срок от одного до трех лет для должностных лиц, совершающих такие нарушения повторно. При этом согласно поправкам в ст. 4.5 КоАП РФ предлагается увеличить срок давности привлечения к административной ответственности до одного года за нарушения в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем предлагается ограничить возможность регистрации в ЕГРЮЛ сведений с участием физических лиц, которые ранее были замечены в создании и деятельности недобросовестных компаний, исключенных из ЕГРЮЛ и имеющих задолженность перед бюджетом, либо в отношении которых содержится запись о недостоверности сведений, если с момента исключения компании из ЕГРЮЛ или внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ о недостоверности не прошло трех лет.
Перспектива оказаться в черном списке, безусловно, будет способствовать снижению привлекательности использования фирм-однодневок.
Следует также отметить, что законопроектом вводятся дополнительные требования к регистрации адреса места нахождения компании. В частности, вводится требование о представлении в регистрирующий орган документов, подтверждающих права на объект недвижимости, по адресу которого будет располагаться компания. В реестр будут включаться сведения о том, что компания находится в процессе изменения своего места нахождения.
По мнению разработчиков, указанные меры позволят бороться с проблемой регистрации компаний по "массовым адресам" и последующим уклонением недобросовестных лиц от претензий кредиторов и исполнения обязательств перед бюджетом, а также позволят контрагентам своевременно отслеживать соответствующие изменения в реестре.
Заявить о внесении в ЕГРЮЛ недостоверных сведений сможет любое заинтересованное лицо. При поступлении соответствующего заявления регистрирующий орган должен будет провести проверку достоверности сведений в ЕГРЮЛ посредством направления так называемого уведомления о недостоверности компании, в отношении которой поступило обращение, на которое необходимо будет отреагировать в течение 30 дней.
В случае подтверждения факта представления регистрирующему органу недостоверной информации, а также в случае непредставления юридическим лицом ответа в указанный срок в ЕГРЮЛ должна быть внесена соответствующая отметка о недостоверности тех или иных сведений.
При этом отражать информацию в ЕГРЮЛ предлагается не только при подтверждении факта недостоверности сведений, но и при поступлении в регистрирующий орган обращения о недостоверности от любого заинтересованного лица, что позволит вовремя отреагировать на попытки внести в ЕГРЮЛ заведомо ложные сведения.
Тем не менее такой подход вызывает опасения о возможности использования предлагаемого инструмента в качестве средства недобросовестной конкуренции, поскольку заявить о недостоверности сведений сможет фактически любое лицо, при этом проектом в настоящее время не предусматривается требований к представлению подтверждающих обоснованность обращения документов. Вместе с тем сведения об оспаривании автоматически смогут вноситься в реестр на период проведения проверки, что, очевидно, повлечет репутационные риски для компании.
Необходимо учитывать, что процедура проведения проверки регистрирующим органом законопроектом не определена. Это вызывает вопросы: по каким критериям внесенные в ЕГРЮЛ сведения могут признаваться недостоверными, с какого момента должна будет производиться регистрация сведений о недостоверности в ЕГРЮЛ, а также каким образом можно будет оспорить внесенные сведения о недостоверности, если они внесены по ошибке или небрежности, например в случае непредставления компанией в установленный срок данных, подтверждающих достоверность сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, по запросу регистрирующего органа?
Принимая во внимание курс на ужесточение фискальных мер, принятие предлагаемых поправок - вопрос времени. Тем не менее на данном этапе очевидно, что для обеспечения их эффективной работы при рассмотрении законопроекта нужно дополнительно проработать процедуру реализации предлагаемых механизмов во избежание создания дополнительных бюрократических барьеров для участников бизнеса.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: переход на электронный документооборот (Данченко С.П.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

подробнее>>

Спорные вопросы, возникающие при государственной регистрации (Рябинин В.В.)

Дата размещения статьи: 14.05.2016

подробнее>>

Порядок государственной регистрации юридического лица (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 24.03.2016

подробнее>>

Где эта улица, где этот дом... (Афаунова Ф.)

Дата размещения статьи: 21.03.2016

подробнее>>

Госрегистрация юрлиц и ИП: что нового (знакомимся с изменениями в Закон о госрегистрации, УК РФ и КоАП РФ. Комментарий к Закону от 30.03.2015 N 67-ФЗ) (Мошкович М.Г.)

Дата размещения статьи: 10.06.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта