Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Ложные сведения в ЕГРЮЛ обойдутся дорого (Оникиенко И., Афанасьева И.)

Ложные сведения в ЕГРЮЛ обойдутся дорого (Оникиенко И., Афанасьева И.)

Дата размещения статьи: 11.01.2015

Недобросовестное поведение предпринимателей - бич российской экономики. В условиях общего ужесточения контроля государства за их деятельностью борьба с проявлениями этой недобросовестности становится все более актуальной. Законодатели решили взяться за наведение порядка в ЕГРЮЛ, в котором зачастую указаны недостоверные сведения. В середине октября в Госдуму внесен соответствующий законопроект. Какие барьеры хотят поставить, чтобы не допустить проникновения недостоверных сведений в реестр?
В законодательство предлагается внести ряд поправок, ужесточающих ответственность за представление недостоверных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Цель, безусловно, благая и правильная, но методы, которыми планируют искоренять такое поведение, оцениваются неоднозначно, положения законопроекта вызывают ряд вопросов и сомнений.

Согласно поправкам предлагается дополнить ст. 170.1 УК РФ ч. 1.1, вводящей уголовную ответственность за представление документов, содержащих заведомо ложную информацию, в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений с наказанием в виде штрафа в размере до 200 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до полутора лет.
Важно отметить, что поправки уточняют ст. ст. 173.1 и 173.2 УК РФ и определение "подставного лица", под которым предлагается понимать не только лицо, являющееся участником или органом управления юридического лица, путем введения в заблуждение либо без ведома которого внесены данные в отношении его в ЕГРЮЛ, а также и лицо, у которого отсутствуют цели управления юридическим лицом либо получения прибыли от его законной деятельности.
При этом в большинстве случаев такие лица сознательно соглашаются участвовать в серых схемах, изначально понимая их фиктивный характер, в связи с чем действующее правовое регулирование в этой части уже давно не отвечает современным реалиям и, безусловно, нуждается в корректировке.
Согласно действующей редакции ст. 170.1 УК РФ уголовная ответственность за представление недостоверных сведений в ЕГРЮЛ может быть применена только при установлении целей приобретения чужого имущества, в результате чего данная норма фактически не работает, так как сложно доказать преступления с подобными составами. Так, по статистике за 2013 год по ч. 1 ст. 170.1 УК РФ было осуждено 16 лиц, из которых 14 лицам назначен штраф, а двое лиц освобождены от наказания.
Учитывая изложенное, введение уголовной ответственности за сам факт представления подложных сведений вне зависимости от целей совершения указанных деяний должно стимулировать предпринимателей к представлению достоверной информации, вносимой в ЕГРЮЛ, принимая во внимание серьезные последствия выявления соответствующих нарушений.
Предлагается также внести изменения в ст. 14.25 КоАП РФ, согласно которым нарушения, касающиеся представления недостоверных сведений при государственной регистрации, выделены в особую группу с наказанием в виде дисквалификации на срок от одного до трех лет для должностных лиц, совершающих такие нарушения повторно. При этом согласно поправкам в ст. 4.5 КоАП РФ предлагается увеличить срок давности привлечения к административной ответственности до одного года за нарушения в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем предлагается ограничить возможность регистрации в ЕГРЮЛ сведений с участием физических лиц, которые ранее были замечены в создании и деятельности недобросовестных компаний, исключенных из ЕГРЮЛ и имеющих задолженность перед бюджетом, либо в отношении которых содержится запись о недостоверности сведений, если с момента исключения компании из ЕГРЮЛ или внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ о недостоверности не прошло трех лет.
Перспектива оказаться в черном списке, безусловно, будет способствовать снижению привлекательности использования фирм-однодневок.
Следует также отметить, что законопроектом вводятся дополнительные требования к регистрации адреса места нахождения компании. В частности, вводится требование о представлении в регистрирующий орган документов, подтверждающих права на объект недвижимости, по адресу которого будет располагаться компания. В реестр будут включаться сведения о том, что компания находится в процессе изменения своего места нахождения.
По мнению разработчиков, указанные меры позволят бороться с проблемой регистрации компаний по "массовым адресам" и последующим уклонением недобросовестных лиц от претензий кредиторов и исполнения обязательств перед бюджетом, а также позволят контрагентам своевременно отслеживать соответствующие изменения в реестре.
Заявить о внесении в ЕГРЮЛ недостоверных сведений сможет любое заинтересованное лицо. При поступлении соответствующего заявления регистрирующий орган должен будет провести проверку достоверности сведений в ЕГРЮЛ посредством направления так называемого уведомления о недостоверности компании, в отношении которой поступило обращение, на которое необходимо будет отреагировать в течение 30 дней.
В случае подтверждения факта представления регистрирующему органу недостоверной информации, а также в случае непредставления юридическим лицом ответа в указанный срок в ЕГРЮЛ должна быть внесена соответствующая отметка о недостоверности тех или иных сведений.
При этом отражать информацию в ЕГРЮЛ предлагается не только при подтверждении факта недостоверности сведений, но и при поступлении в регистрирующий орган обращения о недостоверности от любого заинтересованного лица, что позволит вовремя отреагировать на попытки внести в ЕГРЮЛ заведомо ложные сведения.
Тем не менее такой подход вызывает опасения о возможности использования предлагаемого инструмента в качестве средства недобросовестной конкуренции, поскольку заявить о недостоверности сведений сможет фактически любое лицо, при этом проектом в настоящее время не предусматривается требований к представлению подтверждающих обоснованность обращения документов. Вместе с тем сведения об оспаривании автоматически смогут вноситься в реестр на период проведения проверки, что, очевидно, повлечет репутационные риски для компании.
Необходимо учитывать, что процедура проведения проверки регистрирующим органом законопроектом не определена. Это вызывает вопросы: по каким критериям внесенные в ЕГРЮЛ сведения могут признаваться недостоверными, с какого момента должна будет производиться регистрация сведений о недостоверности в ЕГРЮЛ, а также каким образом можно будет оспорить внесенные сведения о недостоверности, если они внесены по ошибке или небрежности, например в случае непредставления компанией в установленный срок данных, подтверждающих достоверность сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, по запросу регистрирующего органа?
Принимая во внимание курс на ужесточение фискальных мер, принятие предлагаемых поправок - вопрос времени. Тем не менее на данном этапе очевидно, что для обеспечения их эффективной работы при рассмотрении законопроекта нужно дополнительно проработать процедуру реализации предлагаемых механизмов во избежание создания дополнительных бюрократических барьеров для участников бизнеса.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: переход на электронный документооборот (Данченко С.П.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

подробнее>>

Спорные вопросы, возникающие при государственной регистрации (Рябинин В.В.)

Дата размещения статьи: 14.05.2016

подробнее>>

Порядок государственной регистрации юридического лица (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 24.03.2016

подробнее>>

Где эта улица, где этот дом... (Афаунова Ф.)

Дата размещения статьи: 21.03.2016

подробнее>>

Госрегистрация юрлиц и ИП: что нового (знакомимся с изменениями в Закон о госрегистрации, УК РФ и КоАП РФ. Комментарий к Закону от 30.03.2015 N 67-ФЗ) (Мошкович М.Г.)

Дата размещения статьи: 10.06.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи