Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор транспортной экспедиции > К вопросу о соотношении транспортных договоров и транспортной логистики (Соловьева М.А.)

К вопросу о соотношении транспортных договоров и транспортной логистики (Соловьева М.А.)

Дата размещения статьи: 13.01.2015

В настоящее время на российском рынке появляется все большее количество транспортных компаний, которые наряду с транспортными услугами оказывают и логистическое сопровождение грузов. Тем самым в данных организациях сочетается несколько функций. При этом на практике в ряде случаев совершенно не происходит разделения между логистическими операциями и транспортными договорами. Например, грузоотправитель или грузополучатель, выступая клиентами транспортно-экспедиционной компании и получая транспортно-экспедиторские услуги, а также услуги, связанные с логистическим сопровождением, отождествляют их и считают неразделимым целым. Однако по своей сути эти услуги являются разными: каждая из них имеет свой конкретный предмет, цель и правовое регулирование.
Для того чтобы установить критерии разграничения транспортных обязательств и транспортной логистики, необходимо рассмотреть их основные признаки.
Сам термин "транспортные договоры" неоднозначно оценивается в научной литературе. С одной стороны, под ним понимается "соглашение сторон, согласно которому одна сторона обязуется оказать услуги, направленные на обеспечение или осуществление транспортировки материальных объектов из одного пункта в другой, а другая сторона обязуется уплатить за оказанные услуги установленную плату" <1>. С другой стороны, такой точки зрения придерживаются не все авторы. Витрянский В.В. ставил под сомнение факт существования транспортных договоров, указывая на отсутствие достаточного количества признаков <2>.
--------------------------------
<1> Морозов С.Ю. Транспортное право: Учебное пособие. М., 2007. С. 13.
<2> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 4. М., 2003. С. 7.

Тем не менее, исходя из ряда критериев <3>, представляется возможным выделить систему транспортных договоров, в которую можно включить договор перевозки, транспортные организационные договоры, договор транспортной экспедиции.
--------------------------------
<3> В соответствии с классификацией, предложенной Морозовым С.Ю., можно выделить в качестве первого критерия "субъектный состав договорного правоотношения", второй критерий - "направленность транспортных договорных правоотношений".

В настоящей статье более подробно будут рассмотрены такие виды транспортных договоров, как договор перевозки грузов и договор транспортной экспедиции, так как они чаще всего включаются в логистическую деятельность.
Суть договора перевозки грузов раскрывается через ключевое слово "перевозка". В юридической науке это понятие в первую очередь связано с транспортными обязательствами, направленными на перемещение материальных объектов в пространстве <4>. Однако в главе 40 ГК РФ, Устава железнодорожного транспорта (УЖТ РФ) слово "перевозка" используется только в отношении договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, а понятие "транспортировка" не применяется вообще. При этом в законодательных актах мы находим такие однопорядковые слова, как "железнодорожный транспорт" (например, ст. ст. 25, 27 Федерального закона), "устав железнодорожного транспорта РФ", "транспортный устав" (например, п. 2 ст. 784, п. 2 ст. 785 ГК РФ) и т.д. Все они происходят от отглагольного существительного "транспортировка", в связи с этим необходимо установить, чем понятия "перевозка" и "транспортировка" отличаются друг от друга.
--------------------------------
<4> Морозов С.Ю. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2007. С. 10.

В отличие от "транспортировки" термин "перевозка" наделен правовым значением, так как используется в эквивалентно-возмездных договорных началах для обозначения действий перевозчика по перемещению чего-либо в пользу грузоотправителя, грузополучателя в соответствии с транспортным законодательством.
Само понятие "перевозка" законодатель не раскрывает. В ст. 784 ГК РФ, которая называется "Общие положения о перевозке", указывается на то, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Согласно ст. 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Таким образом, предмет данного договора <5> составляет совокупность действий перевозчика, а именно: принятие груза, его перемещение и выдачу. Иначе говоря, в наименовании договора слово "перевозка" используется не в основополагающем, а в более широком значении и означает не одно действие по перемещению, а целый комплекс действий, с ним связанных. Поэтому понятие "перевозка" в его основополагающем значении не соответствует тому значению, в котором оно используется в наименовании и предмете договора перевозки грузов (ст. 785 ГК РФ, ст. 25 УЖТ РФ). Предмет договора перевозки грузов шире, чем перевозка как действие по перемещению в общеупотребительном смысле.
--------------------------------
<5> В юридической литературе спорным является вопрос об определении предмета договора перевозки в целом и предмета договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. На наш взгляд, с учетом того, что любой договор можно рассматривать в качестве соглашения, обязательства, юридического факта и индивидуального акта, следует различать предмет договора перевозки грузов железнодорожным транспортом как соглашения и предмет (объект) такого договора как гражданско-правового обязательства. В первом случае под ним понимается конкретный (перевозимый) груз, во втором - действие (совокупность действий) по перевозке грузов железнодорожным транспортом.

Термин "транспортная экспедиция" получил свое легальное закрепление в ГК РФ, а именно в главе 41 "Транспортная экспедиция", а также в Федеральном законе от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" <6>. В российском законодательстве транспортная экспедиция рассматривается в качестве услуги по доставке груза различными видами транспорта. В действующем законодательстве транспортно-экспедиционная деятельность отождествляется с понятием "экспедиционные услуги" (п. 1 ст. 1 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"), под которыми понимаются услуги по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. При этом в подзаконном нормативном правовом акте - Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 <7>, - используется понятие "транспортно-экспедиционные услуги", то есть услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Представленные дефиниции имеют схожее содержание, которое выражает суть договора транспортной экспедиции - организацию перевозок грузов и оформление перевозочных документов.
--------------------------------
<6> Рос. газ. 2003. N 128. Далее - ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
<7> Рос. газ. 2006. N 203. Далее - Правила транспортно-экспедиционной деятельности.

В ряде случаев принято говорить о транспортно-экспедиционной деятельности предприятий торговли, то есть "деятельности по организации перевозок товаров любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок товаров" <8>.
--------------------------------
<8> Егорова М.А. Коммерческое право: Учебник для вузов. М., 2013.

Рассмотрев суть договора перевозки грузов и договора транспортной экспедиции, необходимо выявить признаки транспортной логистической деятельности.
Целью транспортной логистики является "обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования" <9>. Логистика является своего рода "инструментом менеджмента, способствующего достижению стратегических, тактических и оперативных целей организации транспортного бизнеса за счет эффективного, в отношении общих затрат и удовлетворения требований потребителей к качеству транспортных услуг, управления материальными, сервисными, информационными, финансовыми и другими видами потоков" <10>. Транспортной логистикой занимаются транспортные компании, которые наряду с транспортными услугами, например транспортной экспедиции, предлагают и выполнение логистических функций, таких как осуществление расчетов с покупателями (грузополучателями), осуществление хранения товаров и сырья на складах, выбор наиболее эффективного способа доставки и т.д. Тем самым основная задача транспортной логистики - планирование потоков товаров и решение проблем запасов этих товаров, "оптимизация потоковых процессов" <11>.
--------------------------------
<9> http://www.tinlib.ru/delovaja_literatura/logistika_konspekt_lekcii/p7.php
<10> Афанасьев М.В., Дмитриев А.В. Логистика транспортно-экспедиторских услуг: Учебное пособие. СПб., 2010. С. 4.
<11> Афанасьев М.В., Дмитриев А.В. Указ. соч. С. 14.

Итак, экспедиторы, повышая свою конкурентоспособность, осуществляют непосредственно экспедиторские услуги и вместе с тем "логистический менеджмент", включающий в себя управление цепочками поставок, ускорение процесса доставки грузов с уменьшением затрат. Примером могут служить многие крупные иностранные компании - DHL, Schenker - BTL, Federal Express и т.д., некоторые из которых действуют и на отечественном рынке. Данные организации достигают уменьшения затрат за счет того, что с помощью основных правил логистики осуществление доставки конкретного товара от производства до потребителя происходит в точно необходимом количестве и в четко определенные сроки при взаимодействии всех участников, а именно: отправителей, транспортно-экспедиционных организаций и потребителей груза.
Транспортно-экспедиторские компании таким образом контролируют конъюнктуру рынка, что четко определяют, когда конкретный товар может быть оставлен на хранение в складских помещениях, если потребитель не демонстрирует спроса на него, а также подбирают наиболее оптимальный вид транспорта, наиболее выгодный для данного груза путь следования. Тем самым создаются логистические транспортно-распределительные цепи, на основе которых происходит реализация конкретных договоров - транспортной экспедиции и договора перевозки грузов.
Однако при этом не стоит приравнивать саму экспедиторскую деятельность к логистической. Основными задачами транспортной экспедиции являются непосредственно обеспечение и организация перевозки грузов, а логистической - наиболее эффективное управление грузопотоками.
Несмотря на то что в логистике активно используются термины "перевозка", "транспортировка" и чаще всего отождествляются, обозначая операции по перемещению и хранению сырья, запасов, полуфабрикатов и готовой продукции из места происхождения в место потребления <12>, договор перевозки грузов также не совпадает по своей сути с логистической деятельностью.
--------------------------------
<12> Миротина Л.Б. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах. М., 2002. С. 73.

Таким образом, в настоящее время договоры перевозки грузов и транспортной экспедиции очень активно взаимосвязаны между собой, оставаясь при этом разными по своей сути, что определяет для них отличное правовое регулирование.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Договор экспедиции: бухгалтерский учет и налогообложение (Никонов П.А.)

Дата размещения статьи: 20.03.2021

подробнее>>

Проблемные вопросы соблюдения претензионного (досудебного) порядка в транспортных спорах, вытекающих из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции (Бажина М.А.)

Дата размещения статьи: 28.08.2020

подробнее>>

О возмещении ущерба в рамках договора транспортной экспедиции (Фирфарова Н.В.)

Дата размещения статьи: 22.07.2015

подробнее>>

Экспедитор - это посредник? (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 01.02.2015

подробнее>>

К вопросу о соотношении транспортных договоров и транспортной логистики (Соловьева М.А.)

Дата размещения статьи: 13.01.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.