Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Осуществление работнику доплаты до минимального размера оплаты труда (Соболева Е.А.)

Осуществление работнику доплаты до минимального размера оплаты труда (Соболева Е.А.)

Дата размещения статьи: 26.02.2015

Вопрос о необходимости осуществления доплаты до заработной платы сотрудника, чтобы последняя была не меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), возникает достаточно часто и является актуальным. В статье напомним, в каких случаях необходимо произвести такую доплату и каким образом это сделать.

С 01.01.2015 минимальный размер оплаты труда составляет 5965 руб. в месяц. Это установлено Федеральным законом от 01.12.2014 N 408-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
Трудовым кодексом предусмотрено установление федерального и регионального МРОТ (ст. ст. 133 и 133.1). Чем различаются эти минимальные размеры оплаты труда?
Федеральный МРОТ. Согласно ст. 133 ТК РФ он устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории РФ и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Данный МРОТ обеспечивается:
- организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, получаемых от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств и средств, получаемых от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, получаемых от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При этом обратите внимание, что месячная заработная плата сотрудника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
Региональный МРОТ. В силу ст. 133.1 ТК РФ он устанавливается региональным соглашением в отдельном субъекте РФ. Данный МРОТ может быть определен для лиц, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Он обеспечивается:
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств и средств, получаемых от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, получаемых от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Обратите внимание! Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

Кроме того, месячная заработная плата сотрудника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ, в котором действует региональное соглашение о МРОТ, не может быть ниже МРОТ, установленного в данном субъекте РФ, при условии что указанный сотрудник полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).
Статьей 129 ТК РФ установлены составные части заработной платы. Это:
- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы;
- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
- стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и другие поощрительные выплаты).
Таким образом, из положений ст. ст. 129 и 133 ТК РФ следует, что после подсчета заработной платы, в которую входят компенсационные и стимулирующие выплаты, необходимо произвести доплату до МРОТ, если зарплата оказалась меньше МРОТ.
Аналогичные выводы делают арбитры. Одним из таких примеров может служить Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 26.04.2013 N 33-2252/2013, в котором судьи, сославшись на ст. ст. 133 и 129 ТК РФ, отметили, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере, меньшем МРОТ, при условии что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ. Такие же выводы содержатся в Апелляционном определении Алтайского краевого суда от 27.05.2014 N 33-4263/14.

Пример 1. Работнику учреждения установлены должностной оклад, равный 4200 руб. в месяц, и стимулирующие выплаты в размере 1000 руб. Данный сотрудник полностью отработал норму рабочего времени за месяц. Рассчитаем размер заработной платы, которую необходимо выплатить сотруднику.
Месячная заработная плата сотрудника равна 5200 руб. (4200 + 1000). Так как он полностью отработал за этот период норму рабочего времени, согласно ст. 133 ТК РФ работодатель не имеет права выплатить ему месячную заработную плату ниже МРОТ. В связи с этим работодателю необходимо произвести ему доплату в размере 765 руб. (5965 - 5200).

Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и МРОТ

Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть установлена в размере не менее МРОТ, после чего на нее должны быть начислены районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях (Обзор ВС РФ от 26.02.2014, Определения ВС РФ от 21.12.2012 N 72-КГ12-6, от 01.07.2011 N 72-В11-5, от 29.07.2011 N 56-В11-10, от 24.06.2011 N 3-В11-16).

Пример 2. Сотрудник работает в учреждении, расположенном в местности, где применяется районный коэффициент 1,3. Кроме того, ему положена процентная надбавка за стаж работы в размере 10%. Должностной оклад работника равен 4100 руб. Рассчитаем размер доплаты, которую необходимо выплатить ему.
Заработная плата данного сотрудника составит 5740 руб. (4100 руб. + 4100 руб. x 30% + 4100 руб. x 10%). Он полностью отработал за данный период норму рабочего времени, в связи с этим согласно ст. 133 ТК РФ работодатель не имеет права выплатить ему месячную заработную плату ниже МРОТ. Рассчитаем заработную плату исходя из федерального МРОТ. Районный коэффициент - 1789,50 руб. (5965 руб. x 30%), процентная надбавка - 596,50 руб. (5965 руб. x 10%). Таким образом, заработная плата сотрудника составит 8351 руб. (5965 + 1789,50 + 596,50). Итак, доплата данному работнику будет равна 2611 руб. (8351 - 5740).

Пример 3. Воспользуемся условиями примера 2. Добавим, учреждение находится в субъекте РФ, где региональным соглашением установлено, что заработная плата сотрудника за полностью отработанный месяц должна быть не ниже 6800 руб. с учетом всех компенсационных выплат и доплат. Рассчитаем размер доплаты в этом случае.
Прежде чем рассчитать доплату, обратим ваше внимание на выводы ВС РФ, сделанные им в Обзоре от 26.02.2014: районный коэффициент и процентная надбавка не начисляются на размер минимальной заработной платы, установленный в субъекте РФ (РМЗП), если заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определенная посредством начисления районного коэффициента и процентной надбавки на размер федерального МРОТ, превышает РМЗП в субъекте РФ.
Заработная плата данного сотрудника составит 5740 руб. (4100 руб. + 4100 руб. x 30% + 4100 руб. x 10%). Вначале рассчитаем сумму доплаты за районный коэффициент с учетом федерального МРОТ. Она будет равна 1789,50 руб. (5965 руб. x 30%). Процентная надбавка - 596,50 руб. (5965 руб. x 10%). Таким образом, заработная плата составит 8351 руб. (5965 + 1789,50 + 596,50). В результате заработная плата, рассчитанная с применением федерального МРОТ, оказалась больше, чем установлено региональным соглашением, а значит, РМЗП в данном случае не применяется. Соответственно, доплата этому сотруднику будет равна 2611 руб. (8351 - 5740).

Пример 4. Воспользуемся условиями примера 2. Добавим, региональным соглашением установлено, что заработная плата сотрудника за полностью отработанный им месяц должна быть не ниже 9800 руб. с учетом всех компенсационных выплат и доплат. Рассчитаем размер доплаты в этом случае.
Из расчетов, произведенных в примере 3, видно, что заработная плата с применением федерального МРОТ равна 8351 руб., а это меньше, чем МРОТ, установленный региональным соглашением. Значит, в данном случае сотруднику необходимо произвести доплату в размере 4060 руб. (9800 - 5740).

Обратите внимание! Если учреждение финансируется за счет средств федерального бюджета, доплата до регионального МРОТ не начисляется, поскольку согласно ст. 133.1 ТК РФ региональный МРОТ на него не распространяется.

Нюансы расчета заработной платы в случае, если сотрудник не полностью отработал норму рабочего времени

Трудовое законодательство допускает работу на условиях неполного рабочего времени - неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели (ст. 93 ТК РФ). Работа по совместительству изначально является работой в режиме неполного рабочего дня (ст. 284 ТК РФ). В таких случаях оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Соответственно, проверять соблюдение требований ст. 133 ТК РФ в части начисления зарплаты надлежит в той же пропорции.
Приведем примеры расчета заработной платы при выполнении сотрудником работы на условиях неполного рабочего времени.

Пример 5. По заявлению сотрудника ему установлен режим неполного рабочего времени (с понедельника по четверг - рабочие дни (по 8 часов), пятница, суббота и воскресенье - выходные). В учреждении установлена пятидневная рабочая неделя. Оклад данного сотрудника составляет 5600 руб. В январе 2015 г. при норме рабочего времени, равной 120 часам при 40-часовой рабочей неделе, норма рабочего времени этого сотрудника составила 96 часов, так как он работает на условиях неполного рабочего времени. Рассчитаем размер доплаты данному сотруднику за январь.
Размер заработной платы сотрудника за январь 2015 г. составит 4480 руб. (5600 руб. / 120 ч x 96 ч). В связи с тем, что он полностью отработал норму рабочего времени, его заработная плата не может быть меньше 4772 руб. (5965 руб. / 120 ч x 96 ч). Таким образом, работодатель должен произвести сотруднику доплату в размере 292 руб. (4772 - 4480).

Пример 6. Воспользуемся условиями примера 5. Добавим, что учреждение расположено в районе, где установлен районный коэффициент в размере 1,3, и сотруднику за стаж работы положена процентная надбавка, равная 10%. Учреждение находится в субъекте РФ, где установлен региональный МРОТ в размере 6800 руб. Рассчитаем размер необходимой доплаты данному сотруднику.
Вначале рассчитаем размер оклада сотрудника за январь 2015 г. Он составит 4480 руб. (5600 руб. / 120 ч x 96 ч). Заработная плата за январь с учетом районного коэффициента и процентной надбавки будет равна 6272 руб. (4480 руб. + 4480 руб. x 30% + 4480 руб. x 10%).
В связи с тем, что сотрудник работает на условиях неполного рабочего времени, его заработная плата не может быть меньше 4772 руб. (5965 руб. / 120 ч x 96 ч). Рассчитаем сумму доплаты за районный коэффициент с учетом федерального МРОТ. Она составит 1431,60 руб. (4772 руб. x 30%). Процентная надбавка - 477,20 руб. (4772 руб. x 10%). Таким образом, заработная плата будет равна 6680,80 руб. (4772 + 1431,60 + 477,20).
Из расчета регионального МРОТ минимальная величина заработной платы сотрудника за фактически отработанное им время составит 5440 руб. (6800 руб. / 120 ч x 96 ч).
В результате заработная плата, рассчитанная с применением федерального МРОТ, больше, чем установлено региональным соглашением. Значит, РМЗП в данном случае не применяется. Доплата работнику за январь 2015 г. составит 408,80 руб. (6680,80 - 6272).

Нюансы расчета заработной платы в случае, если сотруднику производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы

Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату (ст. 151 ТК РФ). При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. При этом размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ).
У бухгалтеров часто возникает вопрос: должна ли производимая работнику доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания включаться в МРОТ или она начисляется сверху? Итак, если на работника возлагаются дополнительные трудовые обязанности, доплату за их выполнение нужно производить свыше начисленной заработной платы, включающей МРОТ. Такая позиция отражена в Апелляционном определении Смоленского областного суда от 10.04.2012 N 33-894. Суд установил, что сотруднику производилась доплата за обслуживание большего количества граждан. При этом доплата за выполнение работы сверх нормы конкретного названия не имела ("за дополнительную работу", "за совместительство", "за совмещение", "за расширение зон обслуживания", "за увеличение объема работы") и была включена в расчет МРОТ.
Однако судьи указали: из ч. 1 ст. 129 и ст. 133 ТК РФ следует, что ежемесячная заработная плата работника складывается из фиксированного размера оплаты труда (тарифной ставки, должностного оклада и т.п.), а также из компенсационных и стимулирующих выплат. При этом за отработанную месячную норму рабочего времени (при выполнении норм труда, трудовых обязанностей) работник не может получить плату менее установленного федеральным законом минимума. Кроме того, заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ст. 135 ТК РФ).
С учетом приведенных выше статей Трудового кодекса, а также согласно положениям ст. ст. 60.2 и 151 ТК РФ суд сделал вывод, что доплата до МРОТ должна рассчитываться независимо от суммы, причитающейся сотруднику за увеличение указанной выше дополнительной работы, так как он выполнял дополнительную работу сверх установленной нормы.

Пример 7. Работнику учреждения установлены должностной оклад, равный 4200 руб. в месяц, и стимулирующие выплаты в размере 1000 руб. Он полностью отработал норму рабочего времени за месяц. Кроме того, он согласился на выполнение дополнительной работы, за которую ему производилась доплата в сумме 2000 руб. Рассчитаем размер заработной платы, которую необходимо выплатить сотруднику.
Месячная заработная плата сотрудника составила 5200 руб. (4200 + 1000). Поскольку он полностью отработал за данный период норму рабочего времени, согласно ст. 133 ТК РФ работодатель не имеет права выплатить ему месячную заработную плату ниже МРОТ. В связи с этим работодателю необходимо произвести ему доплату в размере 765 руб. (5965 - 5200). Общая заработная плата, которую нужно выплатить сотруднику с учетом выполненной им дополнительной работы, составит 7965 руб. (5200 + 765 + 2000).

В заключение отметим, что в случае, если работодатель выдаст сотруднику заработную плату за отработанное им время в меньшем размере, чем гарантировано государством, это будет нарушением трудового законодательства. В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб., а на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

22 февраля 2017 г.
Проект федерального закона № 108659-7 "О внесении изменений в ФЗ "О лотереях" и ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российско

Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.




11 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 98787-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)

Основная цель законопроекта - защитить людей от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей, направленных на повышение покупательского спроса на алкоголь. 




28 января 2017 г.
Проект Федерального закона N 87981-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Законопроектом предполагается, что при осуществлении некоторых видов приносящей доход деятельности граждане могут быть освобождены от необходимости государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Перечень видов такой деятельности и условия освобождения лиц ее осуществляющих от государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей будут установлены федеральным законом. 




22 января 2017 г.
Проект Федерального закона № 83566-7 "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроектом предлагается дополнить частью третьей статью 20. 1 (Мелкое хулиганство) Кодекса об административных правонарушениях, которой предусматривается наказание в виде административного ареста, за совершение в отношении сотрудников медицинских учреждений действий сопряженных с угрозой насилия не повлекших причинения вреда здоровью и жизни.




14 января 2017 г.
Проект Федерального закона № 76910-7 "О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах"

Законопроект направлен на создание в Российской Федерации системы страхования инвестиций, размещенных гражданами на индивидуальных инвестиционных счетах, открываемых в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".Его принятие позволит укрепить доверие со стороны российских инвесторов к российскому фондовому рынку, что будет способствовать притоку дополнительных долгосрочных инвестиций в экономику Российской Федерации. 



В центре внимания:


Проблемы правового регулирования коллекторской деятельности (Белобабченко М.К.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Правовое регулирование в сфере защиты конкуренции (Боженок С.Я.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов как основание ограничения свободы договора (Сойфер Т.В.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Презумпция добросовестного избирателя как основание реализации дополнительных форм голосования (Турищева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Быть цифровым: оптимизация 2.0 (Ференец В.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта