Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Внешнеэкономическая деятельность > Украинский партнер: форс-мажорные обстоятельства (Никитин Н.)

Украинский партнер: форс-мажорные обстоятельства (Никитин Н.)

Дата размещения статьи: 26.02.2015

Российским предпринимателям в настоящее время приходится сталкиваться со срывами поставок с Украины, с отказом украинских партнеров от платежей, нарушением ими сроков платежей за поставленные товары, проблемами с возвратом валютных средств из-за границы. В свое оправдание контрагенты ссылаются на форс-мажор. Поэтому российских бизнесменов интересуют порядок и процедура установления и получения доказательств, подтверждающих обстоятельства форс-мажора при рассмотрении внешнеэкономических споров в украинских судах.

Использование понятий

Российским предпринимателям при заключении внешнеэкономических сделок с украинскими партнерами необходимо быть готовыми к тому, что на Украине понятию "форс-мажор" может быть придано значение непреодолимой силы.
Следует отметить, что в Гражданском и Хозяйственном кодексах Украины (ГК и ХК) и в Законе Украины "О торгово-промышленных палатах в Украине" используются разные термины, но в судебной практике они имеют равноправное применение.
На самом деле никакого противоречия в судебной практике между понятиями "форс-мажор" и "непреодолимая сила" нет, они используются в качестве равнозначных.
В то же время Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ) в письме от 09.09.2001 отметил, что понятие "непреодолимая сила" охватывает природные явления, а понятие "форс-мажор", кроме того, включает в себя также общественно-политические, социальные и иные явления.
Таким образом, по мнению ВХСУ, в хозяйственных отношениях понятие "форс-мажор" имеет более широкое значение, чем понятие "непреодолимая сила".

Территориальные ограничения

В связи с изменением политической ситуации на Украине на территории Донецкой и Луганской областей, а также в г. Изюме и одноименном районе Харьковской области согласно Закону Украины от 20.03.2003 N 638-IV (в редакции от 22.08.2014) "О борьбе с терроризмом" введен режим ограничения прав и свобод граждан, а также предпринимательской деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона Украины от 02.12.1997 N 671 "О торгово-промышленных палатах в Украине" данное обстоятельство может быть удостоверено Торгово-промышленной палатой Украины (ТПП) в качестве форс-мажора.
Поэтому указанный выше режим ограничений суд может отнести к обстоятельствам, препятствующим выполнению или делающим невозможным исполнение украинскими должниками обязательств по внешнеторговым сделкам перед российскими партнерами.
Необходимо отметить, что в зоне проведения АТО нарушены логистические схемы, транспортировка грузов затруднена или прекращена, не работают уполномоченные банки.
Следует обратить внимание, что включение населенных пунктов в состав территорий, на которых введены ограничения предпринимательской деятельности, не является основанием для автоматического признания форс-мажора по всем сделкам.
Такое признание суд должен сделать с учетом всех обстоятельств по делу и действующих правительственных ограничений.
Поэтому освобождение от предусмотренной законом или договором ответственности зависит от мнения суда, а не исполнительных органов власти.
Российским предпринимателям следует обратить особое внимание на то, что на остальной территории Украины никакие ограничения предпринимательской деятельности не вводились, значит, установление на ней форс-мажора проводится в обычном порядке.
К предприятиям на остальной территории не применялись и не применяются никакие правовые ограничения, они ведут свою хозяйственную деятельность согласно законодательству Украины.
Таким образом, никаких формальных оснований для признания обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора на большей части территории Украины нет и ссылки стороны на ограничения в других регионах Украины ничем не обоснованы и не должны иметь юридическую силу.
Как правило, суды не принимают во внимание незаконные обоснования форс-мажора.

Осторожность не помешает

В связи с принятием Президиумом ТПП Украины от 15.07.2014 N 40(3) Регламента удостоверения Торгово-промышленной палатой Украины и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) региональные ТПП получили право на удостоверение форс-мажорных обстоятельств по внешнеэкономическим сделкам.
Ранее такое право принадлежало только ТПП Украины (Киев).
Согласно ст. 14 Закона Украины "О торгово-промышленных палатах в Украине" Торгово-промышленная палата Украина - орган, устанавливающий обстоятельства наступления и продолжительности действия форс-мажора.
В своей деятельности ТПП не ограничивается общепринятыми перечнями форс-мажорных обстоятельств.
Российским партнерам следует знать, что ГКУ позволяет ТПП не относить к форс-мажору невыполнение денежных обязательств, даже если они стали невозможными в результате непреодолимой силы.
Данное обстоятельство не позволяет украинскому партнеру рассчитывать в суде на освобождение от ответственности за неисполнение договорных обязательств или приостановку течения сроков исковой давности.
Наибольший интерес для российских предпринимателей представляет возможность применения требований Таможенного кодекса Украины, дающего резиденту право при форс-мажоре на освобождение в отдельных случаях от таможенных платежей, на увеличение сроков декларирования товаров или на продления сроков нахождения товаров на таможенных складах (в РФ СВХ), отказа от оплаты таможенных платежей.
Но наличие обстоятельств непреодолимой силы не спасает украинского партнера от исполнения денежных обязательств по внешнеэкономической сделке.

Примерный перечень обстоятельств

В соответствии с законодательством Украины форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) - это чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые объективно влияют на исполнение обязательств, предусмотренных условиями контрактов, законодательных и иных нормативных актов, действие которых невозможно было предвидеть и действие которых приводит к невозможности их выполнения в течение определенного периода времени.
Действие таких обстоятельств может быть вызвано:
исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями (Acts of God) (эпидемиями, сильными штормами, циклонами, ураганами, торнадо, бурями, наводнениями, нагромождениями снега, гололедами, градом, заморозками, замерзаниями морей, проливов, портов, перевалов, землетрясениями, молниями, пожарами, засухами, проседаниями грунта и оползнями, другими стихийными бедствиями и т.п.);
непредвиденными обстоятельствами, происходящими независимо от воли и желания заявителя (угрозами войн, вооруженными конфликтами или серьезными угрозами таких конфликтов, включая, но не ограничиваясь вражескими атаками, блокадами, военным эмбарго), действиями иностранного врага, всеобщей военной мобилизацией, военными действиями, объявленными и необъявленными войнами, действиями общественного врага, волнениями, актами терроризма, диверсиями, пиратством, беспорядками, вторжением, блокадой, революциями, мятежами, восстаниями, массовыми беспорядками, ограничениями комендантского часа, экспроприациями, принудительными изъятиями, захватами предприятий, реквизициями, общественными демонстрациями, блокадами, забастовками, авариями, противоправными действиями третьих лиц, пожарами, взрывами, длительными перерывами в работе транспорта и т.п.);
условиями, регламентированными соответствующими решениями и актами государственных органов власти, закрытием морских проливов, эмбарго, запретом (ограничением) экспорта/импорта и т.п.
Российским партнерам следует принять во внимание, что вышеуказанный примерный перечень обстоятельств не является исчерпывающим.

Экологический форс-мажор

Согласно Постановлению КМУ от 27.12.2010 N 1235 доказательствами наличия непреодолимой силы (форс-мажора), являющимися основаниями для отсрочки денежных обязательств по внешнеэкономическим сделкам, также может являться заключение ТПП либо решение Президента Украины об объявлении отдельных регионов зоной чрезвычайной экологической ситуации, утвержденное Верховной Радой.
Известно, что в настоящее время на Украине не объявлены и не зарегистрированы никакие регионы и зоны с чрезвычайной экологической ситуацией.
В зоне отчуждения Чернобыльской АЭС предпринимательская деятельность не ведется и внешнеэкономические контракты с Российской Федерацией не регистрируются.
Поэтому ссылки украинских партнеров на экологический форс-мажор российские партнеры не должны принимать во внимание.

Сертификация

В связи с принятием Президиумом ТПП Украины от 15.07.2014 N 40 (3) Регламента удостоверения Торгово-промышленной палатой Украины и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) удостоверение форс-мажорных обстоятельств осуществляется путем выдачи сертификата.
Согласно Регламенту ТПП Украины устанавливает форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) в соответствии с условиями внешнеторговых соглашений и международных договоров Украины, нормами действующего законодательства, ведомственными нормативными актами, а также условиями договоров, контрактов, типовых договоров, соглашений и т.п. между нерезидентами, в которых непосредственно предусмотрено отнесение такой функции к компетенции ТПП Украины.
Региональные ТПП устанавливают форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) в соответствии с условиями договоров, контрактов, типовых договоров, соглашений и т.п. между нерезидентами, нормами законодательства, ведомственными нормативными актами органов местного самоуправления, в которых непосредственно предусмотрено отнесение такой функции к компетенции региональных торгово-промышленных палат/соответствующей региональной ТПП.
Нужно обратить внимание, что в случае наступления временного препятствия для региональной ТПП в части выполнения своей функции по свидетельствованию форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), в частности отсутствия специалиста, оккупации территории, наступления форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), данную функцию выполняет ТПП Украины или по ее поручению другая региональная торгово-промышленная палата, ближайшая по расположению или по специализации.
Выдача ТПП сертификатов, удостоверяющих форс-мажорные обстоятельства, - платная услуга.
Сертификат выдается в течение 7 дней.
Регламент действует с 25.07.2014, а сертификаты ТПП выдаются с 01.11.2014.
Российский предприниматель может обжаловать решение ТПП Украины касательно установления обстоятельств форс-мажора или отказа в выдаче сертификата в судебном порядке либо обратиться в Регламентный комитет ТПП Украины в течение 30 календарных дней со дня получения отказа.

Факт - не факт

Следует обратить внимание на введение в РФ и на Украине различных ограничений экспортно-импортных операций на определенные группы товаров.
Данные правительственные ограничения имеют экономическое обоснование и могут согласно Регламенту ТПП в определенных случаях быть признаны в судебном порядке форс-мажором.
При этом суды могут признать форс-мажором правительственные ограничения в случае наличия специальной оговорки, сделанной сторонами во внешнеэкономическом контракте.

Резюме

1. Российским предпринимателям необходимо учитывать, что на Украине не являются форс-мажором: финансовый и экономический кризис, дефолт, рост официального и коммерческого курсов инвалют, несоблюдение своих обязанностей контрагентом должника, отсутствие на рынке нужных для выполнения обязательства товаров, отсутствие у должника необходимых средств и т.п.
2. С 15 октября 2014 года вступил в силу Закон Украины от 02.09.2014 N 1669-VII, который предусматривает, что ТПП будут выдавать сертификаты, удостоверяющие обстоятельства форс-мажора (непреодолимой силы), субъектам хозяйствования по себестоимости, а субъектам малого бизнеса - бесплатно (ранее оформление форс-мажора в ТПП стоило 1500 грн. - около 200 долл.).
3. В связи с принятием в 2014 году Регламента удостоверения Торгово-промышленной палатой Украины и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) образовалась правовая коллизия: ранее ВХСУ своим Постановлением от 27.09.2011 N 2/54 определил, что заключения, выданные региональными ТПП, доказательной силы не имеют.
4. Правовая коллизия, связанная с предоставлением региональным ТПП права на выдачу сертификатов, удостоверяющих форс-мажор, до настоящего времени законодательно не устранена.
5. Суды в любом случае должны решать вопрос установления и подтверждения форс-мажора (обстоятельств непреодолимой силы) во внешнеэкономических сделках с российскими партнерами применительно к каждому конкретному случаю исходя из фактов, а не из необоснованных заявлений сторон.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Особенности внешнеторговой деятельности в рамках ЕАЭС и значение валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности (Недосекова Е.С.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Создание благоприятных условий осуществления внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС путем совершенствования таможенного администрирования (Дианова В.Ю.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Внешнеэкономические сделки в газовой отрасли: особенности правового регулирования (Романова В.В.)

Дата размещения статьи: 12.09.2016

подробнее>>

Законные проценты по внешнеэкономическому контракту (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 27.07.2016

подробнее>>

Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок в сфере энергетики (Романова В.В.)

Дата размещения статьи: 18.04.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи