Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Переходящие выплаты: особенности налогообложения (Фимина Н.)

Переходящие выплаты: особенности налогообложения (Фимина Н.)

Дата размещения статьи: 27.02.2015

Нередко период отсутствия сотрудника на работе (по уважительным причинам) приходится на два и более месяца. Зарплатные налоги и взносы рассчитываются по доходам соответствующего месяца. При применении метода начисления для целей налога на прибыль также имеет значение, к какому месяцу относятся те или иные выплаты. Поэтому у практикующих специалистов может возникнуть вопрос: в какой момент следует начислять и уплачивать налоги с соответствующих выплат?

Переходящий отпуск

Как известно, отпускные облагаются всеми зарплатными налогами и взносами: НДФЛ, взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В случае с отпускными вопрос о переходящих выплатах возникает в связи с наличием двух обстоятельств. Во-первых, нормы действующего трудового законодательства предписывают выплачивать отпускные за три дня до начала отпуска. Причем, как следует из разъяснений Роструда, в данном случае подразумеваются календарные, а не рабочие дни (Письмо от 22.03.2012 N 428-6-1). Во-вторых, продолжительность ежегодного отпуска (не разделенного на части) составляет по общему правилу почти месяц (28 календарных дней). Поэтому вероятность того, что ежегодный отпуск станет переходящим, довольно высока. В отношении уплаты НДФЛ по отпускным в случае переходящего отпуска имеются две точки зрения. Первая из них предполагает, что для целей исчисления НДФЛ приравнивать отпускные к вознаграждению за труд недопустимо. В соответствии со ст. ст. 106 и 107 ТК РФ отпуск - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей. Поэтому датой фактического получения такого дохода является день его выплаты (в т.ч. перечисления дохода на счета работников в банках) вне зависимости от того, за какой месяц он был начислен. Указанный вывод содержится в Письмах ФНС России от 10.04.2009 N 3-5-04/407@, от 13.02.2008 N ШС-6-3/94@, от 09.01.2008 N 18-0-09/0001 и Минфина России от 24.01.2008 N 03-04-07-01/8, от 06.03.2008 N 03-04-06-01/49. Соответственно, руководствуясь п. 6 ст. 226 НК РФ, налоговые агенты должны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода.
Альтернативная позиция заключается в следующем. Оплата отпуска считается составной частью заработной платы работника, поэтому датой фактического получения дохода в виде отпускных выплат является последний день месяца, за который был начислен указанный доход (п. 2 ст. 223 НК РФ). Перечислять НДФЛ в бюджет необходимо одновременно с уплатой налога на сумму зарплаты за соответствующий месяц. Такой вывод сделан, например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 11709/11, Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 12.09.2013 по делу N А67-7726/2012 (Определение ВАС РФ от 14.01.2014 N ВАС-19367/13), Московского округа от 09.02.2012 по делу N А40-5156/11-90-21 (Определение ВАС РФ от 19.07.2012 N ВАС-6296/12), Северо-Западного округа от 14.10.2013 по делу N А56-72251/2012 (Определение ВАС РФ от 12.02.2014 N ВАС-305/14).
В сложившейся ситуации хозяйствующим субъектам придется самостоятельно принять решение по моменту исчисления и уплаты НДФЛ. Сторонникам более осторожного подхода стоит руководствоваться позицией, изложенной специалистами Минфина России. Страховые взносы с суммы отпускных по переходящему отпуску следует начислить единовременно (невзирая на тот факт, что фактически отпуск приходится на несколько месяцев). Объясняется это так. Базу для начисления страховых взносов необходимо определять как сумму отпускных выплат, начисленных в пользу работников (ч. 1 ст. 11 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и п. 2 ст. 20.1 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Соответственно, отпускные войдут в базу в периоде начисления вне зависимости от месяца, за который они были рассчитаны.
Следует отметить, что имеются особенности учета переходящих отпусков для целей исчисления налога на прибыль с применением метода начисления. Официальная позиция контролирующих ведомств состоит в следующем. При формировании базы по налогу на прибыль сумма начисленных отпускных за ежегодный оплачиваемый отпуск должна включаться в состав расходов пропорционально дням отпуска, приходящимся на каждый отчетный период (см., например, Письмо Минфина России от 09.06.2014 N 03-03-РЗ/27643).
Справедливости ради стоит признать, что имеется и альтернативная точка зрения. Так, судьи ФАС Московского округа в одном из решений посчитали действия налогоплательщика, который включил в расходы налогового периода сумму отпускных, приходящихся на первые месяцы следующего налогового периода, правомерными (Постановление ФАС Московского округа от 24.06.2009 N КА-А40/4219-09). Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 07.11.2012 N А27-14271/2011. Однако арбитражную практику по данному вопросу нельзя считать единообразной. Хотя хозяйствующие субъекты, которые учитывают сумму отпускных по переходящему отпуску, не деля ее на части пропорционально дням, могут отстоять свой вариант в арбитражном суде, есть большая вероятность неблагоприятного исхода споров с контролирующими ведомствами.

Переходящая командировка

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 Трудового кодекса РФ). Средний заработок при этом исчисляется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922. Если командировка началась в одном месяце, а окончилась в другом, у практикующего специалиста может возникнуть затруднение как в отношении расчета налога на прибыль, так и в плане исчисления зарплатных налогов и взносов.
В налоговом учете при применении метода начисления сумму среднего заработка необходимо распределять по месяцам. Такой порядок полностью соответствует принципам учета, изложенным в НК РФ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Средний заработок компания начисляет, а сотрудник получает в те же сроки, что и обычную зарплату. Таким образом, если командировка началась в одном месяце, а закончилась в другом, затраты придется распределять. Для целей зарплатных налогов и взносов, по нашему мнению, нужно применять следующий подход. В соответствии со ст. 129 ТК РФ под заработной платой (оплатой труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Исходя из данного определения выплату среднего заработка за период командировки можно приравнять к оплате труда. В период командировки сотрудник может считаться выполняющим свои обычные служебные обязанности. Ведь, находясь в командировке, работник выполняет конкретное занятие работодателя. В командировку он, по сути, отправляется не по своей воле. Если исходить из того, что средний заработок за период командировки облагается зарплатными налогами и взносами по принципу зарплаты, необходимо руководствоваться следующими правилами. Во-первых, исчисление НДФЛ производится в последний день месяца. Во-вторых, в базу по страховым взносам на обязательное страхование суммы оплаты среднего заработка должны быть включены в периоде их начисления.

Переходящий больничный

Пособие по временной нетрудоспособности частично освобождено от зарплатных налогов и взносов. Взносы на обязательное пенсионное (медицинское, социальное) страхование, а также взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на сумму пособия не начисляются. Это следует из п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, а также пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. НДФЛ на сумму пособия начислить нужно. Об этом прямо сказано в п. 1 ст. 217 НК РФ. И у практикующих специалистов могут возникать вопросы по исчислению названного налога в тех случаях, когда период временной нетрудоспособности начался в одном месяце, а закончился в другом. Важно понимать, что никакого распределения НДФЛ по месяцам не происходит. Пособие по временной нетрудоспособности необходимо назначить в течение 10 календарных дней с даты представления работником листка нетрудоспособности (ч. 5 ст. 13, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", далее - Закон N 255-ФЗ). Пособие по временной нетрудоспособности не назначается, если листок нетрудоспособности работник представил по истечении шести месяцев с даты выхода на работу (ч. 1 ст. 12 Закона N 255-ФЗ). Следовательно, теоретически сотрудник может предъявить листок значительно позже окончания периода нетрудоспособности.
Дата получения дохода в виде пособия по временной нетрудоспособности для работника определяется как день перечисления (выплаты) ему денежных средств (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). Доход в случае переходящего больничного будет получен после закрытия листка. Тогда и возникнет обязанность по исчислению НДФЛ и уплате налога в бюджет. Хотелось бы обратить внимание еще на один важный вопрос, связанный с больничными, переходящими с года на год, когда период нетрудоспособности начался в одном году, а закончился в другом. А именно как данный больничный будет впоследствии влиять на расчет детских пособий. Рассмотрим практическую ситуацию. Предположим, сотрудница организации заболела в декабре 2014 г. Начисления по листку нетрудоспособности произведены в январе 2015 г. после предъявления ею надлежаще оформленного больничного. В 2015 г. сотруднице рассчитывается пособие по беременности и родам (это первая беременность) и указанный выше переходящий больничный прямым образом влияет на расчет. Исчисление пособия по беременности и родам производится исходя из заработка за 2014 и 2013 календарные годы. При этом для определения показателя "средний дневной заработок" сумму заработка за расчетный период нужно поделить на количество дней в расчетном периоде, за исключением календарных дней, приходящихся, в частности, на периоды временной нетрудоспособности (ч. 1, 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). В законе сказано именно о днях болезни, а не о дате начисления пособия по временной нетрудоспособности. Поэтому, возвращаясь к рассматриваемой ситуации, тот факт, что фактически пособие начислено и выплачено в январе 2015 г., значения не имеет. Дни болезни, приходящиеся на 2014 г., повлияют на расчет.

Переходящий декретный отпуск

Пособие по беременности и родам выплачивается единовременно до начала отпуска по беременности и родам. Поэтому тот факт, что отпуск по беременности и родам начался в одном году, а закончился в другом, никак на порядок расчета пособия не повлияет. Равным образом данный факт не будет влиять на порядок исчисления зарплатных налогов. Ведь пособие освобождено от всех зарплатных налогов и взносов.

Отпуск по уходу за ребенком

В соответствии со ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Таким образом, отпуск по уходу за ребенком всегда носит переходящий характер (с года на год). Поскольку как пособие по уходу за ребенком (выплачиваемое, по общему правилу, до достижения ребенком возраста 1,5 лет), так и компенсация на период отпуска по уходу за ребенком (назначаемая до достижения ребенком возраста трех лет в сумме 50 руб. в месяц) полностью освобождены от всех зарплатных налогов и взносов, вопросы, связанные с переходящим характером данных начислений, в большей степени касаются их исчисления.
Сама по себе сумма пособия по уходу за ребенком с наступлением очередного календарного года по общему правилу индексироваться не должна. Пособие рассчитывается в процентном отношении к среднему заработку (40% среднемесячного заработка). Средний заработок исчисляется по данным, имеющимся до наступления отпуска по уходу за ребенком (по общему правилу для исчисления среднего дневного заработка для целей пособия анализируются начисления за два предшествующих календарных года). Показатель среднего дневного заработка не изменится в очередном году, поэтому индексация по общему правилу не нужна.
Нормы законодательства РФ предусматривают минимальные значения пособия по уходу за ребенком. В 2014 г. минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу составляли: 2576,63 руб. - по уходу за первым ребенком и 5153,24 руб. - по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. С 2015 г. предусмотрена индексация минимального размера детских пособий с применением коэффициента 1,055. Поэтому может возникнуть необходимость пересчета. Во-первых, пересчет необходим, если до нового года пособие по уходу за ребенком начислялось в минимальном размере, который как раз индексируется в общем порядке. Во-вторых, пересчет потребуется в том случае, если выплачиваемая сумма пособия в предыдущем году составляет величину, меньшую проиндексированного минимума.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


О реализации конституционного права на нотариальную защиту (Лакоба А.Д.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Конструкция залогового обязательства при множественности кредиторов (Челышева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Равные начала выступления Российской Федерации с иными участниками гражданских правоотношений (Садриева Р.Р.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

К вопросу о понятии и признаках обычая в гражданском обороте и семейных отношениях (Ханукаев Ю.Э.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи