Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Агентский договор > Договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (Александрова С.П.)

Договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (Александрова С.П.)

Дата размещения статьи: 17.03.2015

В июне 2009 г. был принят Федеральный закон N 103-ФЗ <1>, которым в юридическую практику был введен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. В данной статье сделана попытка дать характеристику данного договора с точки зрения его юридической классификации, определить существенные условия данного договора, его форму, стороны, их права, обязанности и ответственность и основания прекращения данного договора.
--------------------------------
<1> О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами: Федеральный закон РФ от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ (ред. от 27.06.2011) // СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2758; 2011. N 27. Ст. 3873 (далее - Закон от 3 июня 2009 г.).

По договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком. Также оператор по приему платежей обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.).
Исходя из определения данного договора, он является отдельным видом агентского договора, который регулируется положениями главы 52 ГК РФ <2>, и на него в отсутствие специальных статей Закона от 3 июня 2009 г. должны распространяться нормы права главы 52 ГК РФ. Также, исходя из определения данного договора, зафиксированного в п. 1 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г., данный договор является договором консенсуальным и двусторонним.
--------------------------------
<2> Гражданский кодекс РФ, часть вторая: Федеральный закон РФ от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410; Российская газета. 2013. N 295. 30 декабря.

К участникам отношений по приему платежей физических лиц относятся: поставщик, плательщик и платежный агент (ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г.).
Сторонами договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц являются платежный агент, являющийся оператором по приему платежей либо платежным субагентом, и поставщик товаров (работ, услуг), выступающий в качестве принципала.
В качестве оператора (платежного агента) по приему платежей физических лиц может выступать только юридическое лицо, за исключением кредитной организации, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г.).
В качестве платежного субагента может выступать юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г.).
Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке <3>, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма <4>, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке <5> (п. 5 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.).
--------------------------------
<3> Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ: Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2013 г. N 364 // СЗ РФ. 2013. N 18. Ст. 2267.
<4> О противодействии легализации (отмыванию) доходов, получаемых преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (ред. 28.12.2013) // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3418; Российская газета. 2013. N 2395. 30 декабря.
<5> Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г. N 667 // СЗ РФ. 2012. N 28. Ст. 3901.

В качестве поставщика может выступать:
- юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с Законом от 3 июня 2009 г.;
- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;
- органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г.).
Плательщик не относится к сторонам договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, но является тем лицом, которое вносит платежному агенту денежные средства в целях исполнения денежных обязательств перед поставщиком. Плательщиком может быть только физическое лицо (ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г.).
Исходя из состава сторон данного договора, форма договора должна быть письменной.
Предметом данного договора является деятельность оператора (платежного агента) по приему платежей физических лиц и осуществление последующих расчетов с поставщиком (п. 1 ст. 3 Закона от 3 июня 2009 г.).
На основании п. 1 ст. 3 Закона от 3 июня 2009 г. деятельность оператора (платежного агента) по приему платежей физических лиц включает:
- прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг);
- прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;
- осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Причем Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых оператор (платежный агент) не вправе принимать платежи физических лиц (п. 2 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.). Такой перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2010 г. N 920 <6>.
--------------------------------
<6> Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц: Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2010 г. N 920 (ред. от 30.06.2012) // СЗ РФ. 2010. N 47. Ст. 6138; 2012. N 28. Ст. 3902.

Платежный агент не может заниматься деятельностью по проведению:
- расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, т.е. когда физическое лицо оплачивает работы или услуги непосредственно их поставщику. Исключение составляют расчеты, связанные с взиманием платежным агентом с плательщика (физического лица) вознаграждения, предусмотренного Законом от 3 июня 2009 г.;
- расчетов между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;
- расчетов в пользу иностранных юридических лиц. Имеются в виду юридические лица, созданные в соответствии с законодательством страны, где они были учреждены;
- расчетов, осуществляемых в безналичном порядке, т.е. расчетов, осуществляемых платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо;
- расчетов, осуществляемых на основании законодательства о банках и банковской деятельности <7>.
--------------------------------
<7> О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (ред. от 21.12.2013) // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 2013. N 51. Ст. 6699.

Особенностью договора по приему платежным агентом платежей физических лиц является включение в договор обязательного условия об обеспечении выполнения платежным агентом своих обязательств по договору перед поставщиком. Пункт 4 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. устанавливает, что исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором. Таким образом, законодатель обязывает стороны при заключении договора выбрать один из способов обеспечения обязательств и ввести его в договор в качестве одного из условий.
Договор об осуществлении платежным агентом деятельности по приему платежей физических лиц является договором возмездным, поскольку представляет собой отдельный вид агентского договора, который в соответствии с п. 1 ст. 1105 ГК РФ является договором возмездным. А на основании ч. 1 ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, которые установлены в агентском договоре. На основании п. 2 ст. 3 Закона от 3 июня 2009 г. платежный агент вправе удержать сумму своего вознаграждения из суммы, переданной плательщиком для оплаты денежного обязательства перед поставщиком. При этом размер такого вознаграждения должен быть определен в соглашении между платежным агентом и плательщиком. Исходя из указанных положений, можно сделать вывод о том, что вознаграждение платежному агенту может выплачиваться как за счет поставщика, так и удерживаться из суммы, переданной платежному агенту плательщиком для оплаты денежного обязательства перед поставщиком. Однако представляется, что, несмотря на то что платежный агент вправе по договору удерживать вознаграждение из сумм, полученных от плательщика, и, что самое главное, размер такого вознаграждения определяется в соглашении между платежным агентом и плательщиком, его размер все-таки должен как-то оговариваться в договоре между платежным агентом и поставщиком.
Поскольку договор об осуществлении платежным агентом деятельности по приему платежей физических лиц является отдельным видом агентского договора, то он на основании п. 3 ст. 1005 ГК РФ может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока.
На основании п. 1 ст. 3 Закона от 3 июня 2009 г. одна из основных обязанностей платежного агента состоит в приеме от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком. Во исполнение этой обязанности платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов <8> (п. 12 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.). Платежный агент также обязан проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж, в случаях и в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 6 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.). В месте приема платежей платежный агент обязан предоставить плательщикам информацию, указанную в п. 13 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г., которая определяет условия взаимоотношений между платежным агентом и плательщиком. Прием денежных средств от плательщика платежный агент обязан подтверждать кассовым чеком, который должен содержать реквизиты, указанные в п. 2 ст. 5 Закона от 3 июня 2009 г. (п. 1 ст. 5 Закона от 3 июня 2009 г.).
--------------------------------
<8> О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: Федеральный закон РФ от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 1957; 2013. N 48. Ст. 6165.

Осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком, т.е. перевод полученных платежным агентом денег на счет поставщика, также относится к основным обязанностям платежного агента. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на специально открытый для этого свой отдельный банковский счет (п. п. 14, 15 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.).
К правам платежного агента можно отнести право использовать платежный терминал, который должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику (п. 1 ст. 6 Закона от 3 июня 2009 г.).
Оператор по приему платежей вправе привлекать платежных субагентов для осуществления приема платежей, но только если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Но платежный субагент уже не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей (п. 7 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.).
Осуществление платежным субагентом деятельности по приему платежей физических лиц осуществляется на основе договора, заключенного с оператором по приему платежей (п. 9 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.). По условиям этого договора платежный субагент вправе осуществлять деятельность, указанную в п. 1 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.:
- от своего имени и за счет поставщика или оператора по приему платежей (п. 9 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.);
- от имени оператора по приему платежей и за счет поставщика или оператора по приему платежей (п. 9 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.);
- от имени поставщика и за счет поставщика или оператора по приему платежей. Но это только в том случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком (п. п. 8 и 9 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.).
Платежному субагенту не разрешено осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 10 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г.).
Закон от 3 июня 2009 г. содержит только одну специальную норму права, касающуюся расторжения данного договора. На основании п. 3 ст. 7 Закона поставщик вправе расторгнуть договор с оператором по приему платежей физических лиц, если оператор по приему платежей при осуществлении своей деятельности не соблюдает правила Закона от 3 июня 2009 г.
Оператор по приему платежей также на основании п. 3 ст. 7 Закона от 3 июня 2009 г. вправе расторгнуть с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, если он в своей деятельности не соблюдает правила Закона от 3 июня 2009 г.
Однако перечень оснований прекращения данного договора может быть расширен за счет положений главы 52 ГК РФ, так как договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц представляет собой отдельный вид агентского договора. Кроме того, на основании ст. 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, могут применяться положения указанных глав 49 и 51 ГК РФ, если это не противоречит главе 52 ГК РФ или существу агентского договора. Следовательно, положения указанных глав могут быть применены и к договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Прием наличных за товар у получателей грузов: учет и налогообложение (Емельянова Е.В.)

Дата размещения статьи: 22.07.2015

подробнее>>

Договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (Александрова С.П.)

Дата размещения статьи: 17.03.2015

подробнее>>

Дилерское соглашение как агентский договор (Широкин П.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.02.2015

подробнее>>

Агентские соглашения и договоры комиссии во внешнеторговом обороте (Канашевский В.А.)

Дата размещения статьи: 30.03.2014

подробнее>>

Агентские соглашения в предпринимательском обороте: национальное и международно-правовое регулирование (Николюкин С.В.)

Дата размещения статьи: 09.01.2014

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта