Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Изучаем новый торговый сбор (Степанова Н.)

Изучаем новый торговый сбор (Степанова Н.)

Дата размещения статьи: 18.03.2015

С 1 января 2015 г. в НК РФ появилась гл. 33 "Торговый сбор". Выясним, кто, когда и в каких размерах будет его платить и зачем вообще законодатель ввел еще один обязательный платеж.

Введение торгового сбора

Поправки в налоговое законодательство были приняты на фоне обсуждения разных позиций: от противодействия уходу от налогообложения путем введения фиксированного сбора для отдельных плательщиков - с одной стороны, до нецелесообразности увеличения налоговой нагрузки - с другой.
Изначально законопроект о новом обязательном платеже включал более 20 видов деятельности, при ведении которых вводились ежеквартальные платежи. Тогда его сильно критиковали из-за увеличения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. В итоге дополнительные платежи были установлены только в отношении торговой деятельности, что было объяснено низкими налоговыми поступлениями от сетей розничной торговли (прежде всего в Москве).
Дополнительный платеж в бюджет введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 382-ФЗ). Помимо введения гл. 33 "Торговый сбор" этим же документом были внесены соответствующие изменения в другие статьи НК РФ.
Новый сбор отнесен к категории местных налогов и сборов в соответствии с новой редакцией ст. 15 НК РФ. Торговый сбор может быть введен представительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя не ранее 1 июля 2015 г. На территориях других муниципальных образований он может быть установлен только после принятия специального федерального закона (п. 4 ст. 4 Закона N 382-ФЗ). Таким образом, введение торгового сбора за пределами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя будет возможно лишь после рассмотрения данного вопроса на федеральном уровне.
Законодательные органы муниципальных образований, г. г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя будут определять ставку сбора, условия и порядок освобождения от уплаты торгового сбора. При этом гл. 33 "Торговый сбор" НК РФ устанавливает максимальный размер торгового сбора, который в любом случае не может быть превышен.
Обращает на себя внимание то, что новый обязательный платеж отнесен к категории сборов, а не налогов.

Фрагмент документа. Пункт 2 ст. 8 НК РФ (в ред. Закона N 382-ФЗ).
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

В случае с торговым сбором речь идет о плате за возможность ведения торговой деятельности на определенных территориях, в городах федерального значения.

Плательщики и объект обложения

Торговый сбор уплачивается организациями и предпринимателями за ведение торговой деятельности, в отношении которой установлен сбор, на предназначенных для этого объектах движимого или недвижимого имущества (п. 1 ст. 411 НК РФ).
Сбором облагается использование объектов осуществления торговли для торговой деятельности хотя бы один раз в течение квартала (п. 1 ст. 413, ст. 412 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 411 НК РФ от уплаты сбора освобождаются:
- предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения;
- налогоплательщики, работающие на ЕСХН.

К сведению. В соответствии с новой редакцией ст. 346.26 НК РФ если в муниципальном образовании (городе федерального значения) установлен торговый сбор, то ЕНВД не применяется.

Под торговой деятельностью понимается предпринимательская деятельность, связанная с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров.
К торговой деятельности, облагаемой сбором, отнесены следующие способы ее ведения (п. 2 ст. 413 НК РФ):
- через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов;
- через объекты нестационарной торговой сети;
- через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
- путем отпуска товаров со склада.

К сведению. Торговая деятельность через автозаправочные станции, не имеющие торговых залов, не облагается сбором.

Помимо различных видов розничной, мелкооптовой и оптовой торговли сбором облагается деятельность управляющих компаний на объектах недвижимого имущества по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ) в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
По своей сути торговый сбор является сбором с площадей, используемых в торговой деятельности, независимо от того, какими правами (собственности, аренды и пр.) на объект обладает компания. Частота или регулярность использования объекта тоже не имеют значения.

Период обложения и ставки сбора

Сбор рассчитывается плательщиками за квартал по ставкам, принятым нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения) в расчете на торговый объект или его площадь (ст. ст. 414 и 415 НК РФ).
Ставки могут быть дифференцированы в зависимости от следующих условий:
- района города;
- категории плательщика сбора;
- вида торговли;
- особенностей торговых объектов.
Также возможно применение нулевых ставок.
Не исключено, что будет учитываться вид продаваемых товаров (продуктовая или непродуктовая розничная торговля), расположение (в торговом центре или других торговых объектах).
Налоговый кодекс РФ не устанавливает конкретные значения ставок сбора, а лишь определяет параметры предельных значений:
- ставка не может превышать расчетную сумму налога в связи с применением патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца;
- по объектам стационарной торговли с площадью зала более 50 кв. м, а также при торговле со склада ставка с одного кв. м не может превышать сумму налога по патентной системе налогообложения за три месяца для торговли через стационарные объекты сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м, деленную на 50;
- ставка не может превышать 550 руб. на один кв. м площади розничного рынка для управляющих компаний по организации розничных рынков. Причем сумма будет пересчитываться ежегодно в зависимости от действующего коэффициента-дефлятора.
Таким образом, местные органы власти смогут влиять на ставки сбора, изменяя стоимость патента.
Для расчета торгового сбора площадь торгового зала определяется так же, как и для патентной системы налогообложения. Это площадь торгового объекта, где представлены товары, обслуживаются покупатели (пп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ). А вот подсобные и административно-бытовые помещения в нее не включаются.
Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Рассчитаем максимально возможную ставку торгового сбора для магазина в ЦАО г. Москвы.

Пример. Законом г. Москвы от 19.11.2014 N 52 "О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 31 октября 2012 года N 53 "О патентной системе налогообложения" установлены новые величины потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, действующие с 1 января 2015 г. Для стационарного розничного объекта площадью не более 50 кв. м в ЦАО потенциально возможный годовой доход составляет 4 000 000 руб.
Стоимость патента в квартал составит:
4 000 000 руб. / 4 кв. x 6% (налоговая ставка по патентной системе) = 60 000 руб.
Если площадь магазина 50 кв. м или меньше, то ставка торгового сбора не должна превысить 60 000 руб. в квартал.
Если площадь магазина более 50 кв. м, максимальная ставка с одного квадратного метра составит:
60 000 руб. / 50 кв. м = 1200 руб. за 1 кв. м.
Для расчета максимально возможной ставки торгового сбора за квартал эту сумму необходимо умножить на величину торговых площадей магазина.

Порядок исчисления и уплаты

Статьей 417 НК РФ установлено, что сбор рассчитывается плательщиками отдельно по каждому объекту как произведение ставки и значения физической характеристики (торговой точки или площади объекта).
Сбор должен быть уплачен не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом.
Для предприятий, уплачивающих налог на прибыль, суммы торгового сбора не могут быть включены в расходы для целей налогообложения (п. 19 ст. 270 НК РФ в новой редакции).
Сумму уплаченного торгового сбора можно вычесть при уплате других налогов:
- налога на прибыль - из суммы авансовых платежей и налога на прибыль за отчетный (налоговый) период, которая зачисляется в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) (п. 10 ст. 286 НК РФ). Сумма торгового сбора, уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты авансового платежа (налога), вычитается из сумм авансовых платежей и налога за отчетный (налоговый) период;
- "упрощенного" налога - из суммы авансового платежа (налога) за отчетный (налоговый период), которая зачисляется в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Сумма торгового сбора, уплаченного в течение отчетного (налогового) периода до даты уплаты авансового платежа (единого налога), вычитается из суммы авансовых платежей и единого налога за этот отчетный (налоговый) период;
- НДФЛ (для предпринимателей) - из суммы налога, которая рассчитана по ставке 13%, по итогам налогового периода (п. 5 ст. 225 НК РФ). Сумма уплаченного за год торгового сбора вычитается из суммы НДФЛ, рассчитанной за тот же год. Это возможно только в том случае, если предприниматель ведет торговую деятельность по месту своего учета.
Таким образом, не всегда суммы по налогу на прибыль, единому "упрощенному" налогу и НДФЛ могут быть уменьшены на величину уплаченных торговых сборов. Зачет не применим, если налоги и сбор уплачиваются в бюджеты разных субъектов РФ.

К сведению. Чтобы воспользоваться правом вычета уплаченных торговых сборов из сумм других налогов, организации (предприниматели) должны встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика торгового сбора.

Учет плательщиков сбора

Для постановки и снятия с учета плательщикам торгового сбора необходимо подать уведомление в налоговую инспекцию (ст. 416 НК РФ). Причем для постановки на учет предусмотрен срок в пять рабочих дней с даты, когда торговый объект стал использоваться для облагаемой деятельности. Каких-либо требований по представлению дополнительной отчетности по сбору в НК РФ нет.
В уведомлении о постановке на учет указываются данные, необходимые для определения суммы сбора: вид торговой деятельности, объект осуществления торговли, его характеристики (количество торговых точек или площадь объекта). Заявление может быть подано на бумаге либо в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
Формы уведомлений, перечень указываемых в них сведений определяются ФНС России.
В случае изменения показателей торгового объекта также необходимо уведомить налоговую инспекцию в течение пяти рабочих дней.
Ведение торговой деятельности, облагаемой сбором, без направления уведомления приравнивается к работе компании без постановки на учет (п. 2 ст. 416 НК РФ). А за это предусмотрен штраф - 10% полученных доходов, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 2000 до 3000 руб. (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).
Плательщик сбора также может быть поставлен на учет в налоговой инспекции на основании информации, представленной уполномоченным органом местного самоуправления в налоговый орган. Этот же орган будет контролировать полноту и достоверность информации об объектах обложения сбором на территории своего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).

Заключение

Вводя данный сбор, законодатели рассчитывают дать местным органам власти инструмент для дополнительного стабильного пополнения бюджета. Новый источник средств будет просто администрировать.
Введение сбора направлено против применения различных схем ухода от налогообложения в торговле. При этом утверждается, что налоговая нагрузка на добросовестных налогоплательщиков не должна увеличиться, поскольку сбор может быть зачтен при уплате других налогов. Однако это справедливо только для тех компаний, у которых платежи по другим налогам превысят сумму торгового сбора.
Увеличится потребность в дополнительном оборотном капитале, так как сроки уплаты сбора наступают раньше, чем сроки уплаты НДФЛ, налога на прибыль и единого налога. Причем сбор необходимо заплатить независимо от поступления выручки или наличия прибыли. Сезонные факторы тоже не учитываются.
Торговые компании наверняка попытаются переложить новый расход на покупателей, повысив цены на продаваемые товары. Если ограниченный покупательский спрос не позволит это сделать, то рентабельность торговой деятельности будет сокращаться. При отсутствии льгот малому и среднему бизнесу будет сложнее выдержать конкуренцию, а сокращение числа участников торговли окажется невыгодным покупателю.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


О реализации конституционного права на нотариальную защиту (Лакоба А.Д.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Конструкция залогового обязательства при множественности кредиторов (Челышева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Равные начала выступления Российской Федерации с иными участниками гражданских правоотношений (Садриева Р.Р.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

К вопросу о понятии и признаках обычая в гражданском обороте и семейных отношениях (Ханукаев Ю.Э.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи