Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Кредитный договор > Товар сегодня - оплата потом (коммерческий кредит) (Кулагина Е.)

Товар сегодня - оплата потом (коммерческий кредит) (Кулагина Е.)

Дата размещения статьи: 19.03.2015

Как отражается в учете покупка товара для перепродажи на условиях коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты под определенный процент?

Договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита. В соответствии со ст. 823 Гражданского кодекса (далее - ГК) коммерческий кредит может быть предоставлен в виде:
- аванса или предварительной оплаты;
- отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит).
В настоящее время наиболее распространенным является коммерческий кредит, предполагающий отсрочку платежа.
Обратите внимание! Кредитный договор не является самостоятельным договором. Соответствующие условия отражаются непосредственно в основном договоре (купли-продажи).
Здесь важно учесть, что к коммерческому кредиту применяются правила, установленные гл. 42 "Заем и кредит" ГК. А это означает, что продавец товара, предоставивший кредит в виде отсрочки платежа, имеет право на получение процентов за свою "доброту". Их размер обычно определяется непосредственно в договоре. А при отсутствии такого условия за основу берется ставка рефинансирования Банка России, действующая на момент уплаты "заемщиком" долга.
Отметим еще один момент. Положениями п. 4 ст. 488 Гражданского кодекса предусмотрено, что договором купли-продажи товара в кредит может быть предусмотрена обязанность покупателя уплачивать проценты на сумму, соответствующую цене товара. И указанные проценты, начисляемые (если иное не установлено договором) до дня, когда оплата товара была произведена, являются платой за коммерческий кредит. На это указано в п. 14 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете активы, предназначенные для продажи, принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов по их фактической себестоимости (п. п. 2 и 5 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утв. Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н). Таковой в соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 признается сумма фактических затрат организации на приобретение этих активов, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
Теперь что касается процентов по коммерческому кредиту, которые подлежат уплате продавцу за предоставленную отсрочку оплаты товаров. Эти затраты связаны с выполнением обязательств по полученному коммерческому кредиту. Соответственно, при их учете следует руководствоваться ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", которое утверждено Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 107н. В соответствии с п. 7 ПБУ 15/2008 расходы по займам в общем случае признаются прочими расходами. И согласно п. 8 ПБУ 15/2008 проценты, причитающиеся к оплате кредитору, в этом случае списываются равномерно, как правило, независимо от условий предоставления займа (кредита). И названные затраты отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 6 ПБУ 15/2008).
Здесь необходимо учитывать еще один очень важный момент. С одной стороны, в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, оплата товара по полученному коммерческому кредиту отражается по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". С другой - расходы в виде процентов, согласно п. 4 ПБУ 15/2008, отражаются в бухучете обособленно от основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту). Таким образом, указанные проценты следует также отражать на счете 60, но на отдельном аналитическом счете.

"Добавленный" налог

Операции по реализации на территории РФ товаров (работ, услуг), в соответствии со ст. 146 Налогового кодекса (далее - Кодекс), признаются объектом обложения НДС. При этом налогоплательщик имеет право на вычет "входного" НДС при соблюдении в совокупности следующих условий:
- товары (работы, услуги) приобретены для совершения облагаемых НДС операций;
- данные товары (работы, услуги) приняты на учет на основании соответствующих первичных документов;
- в наличии имеется должным образом оформленный счет-фактура.
Обратите внимание! В данном случае факт оплаты поставщику товаров (работ, услуг) значения не имеет (см., напр., Письма Минфина России от 21 июня 2013 г. N 03-07-11/23503, от 25 апреля 2011 г. N 03-07-14/39 и т.д.).
А теперь что касается процентов. Здесь главный вопрос - включаются ли они в базу по НДС или нет? На сегодняшний день контролирующие органы признали, что ответ на него должен быть отрицательным (см. Письмо Минфина России от 17 июня 2014 г. N 03-07-15/28722 и Письмо ФНС России от 8 июля 2014 г. N ГД-4-3/13219@).

Содержание операции

Дебет

Кредит

Первичный документ

Отражено приобретение товара

41

60-т <*>

Отгрузочные документы продавца

Отражен "входной" НДС

19

60-т

Счет-фактура

"Входной" НДС принят к вычету

68-НДС

19

Счет-фактура


--------------------------------
<*> Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками":
счет 60-т "Расчеты за товар".

Налог на прибыль

Порядок определения расходов по торговым операциям регламентирован положениями ст. 320 Кодекса. А особенности определения расходов при реализации товаров установлены ст. 268 Кодекса. В соответствии с пп. 3 п. 1 данной нормы стоимость покупных товаров учитывается в целях налогообложения прибыли в периоде их реализации. При этом организации, которые применяют кассовый метод, списывают названные расходы только после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК).
В свою очередь расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе проценты по коммерческому кредиту, признаются с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК). И с 1 января 2015 г. согласно п. 1 ст. 269 Кодекса в общем случае по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки. Иными словами, проценты по кредитам и займам в налоговом учете с 1 января 2015 г. более не нужно нормировать. Из данного правила есть и исключения. Речь идет, в частности, о долговых обязательствах, возникших в результате сделки, признаваемой в соответствии с Кодексом контролируемой.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Первичный документ

Сумма процентов по коммерческому кредиту включена в состав прочих расходов

91-2

60-п <*>

Бухгалтерская справка-расчет

Перечислена продавцу сумма задолженности за товар

60-т <*>

51

Выписка по банковскому счету

Перечислена продавцу сумма процентов

60-т <*>

51

Выписка по банковскому счету


--------------------------------
<*> Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками":
счет 60-т "Расчеты за товар";
счет 60-п "Расчеты по процентам по кредитному договору".

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.




27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.




1 апреля 2017 г.
Проект федерального закона № 137655-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"... "

Законопроект разработан в целях развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и направлен на обеспечение взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.



В центре внимания:


Сфера кредитования как объект правового регулирования (Костюк М.Ф., Селямин А.А.)

Дата размещения статьи: 15.04.2017

подробнее>>

Существенные условия кредитного договора в свете судебной практики (Михеева И.Е.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

Проценты за пользование кредитом в свете судебной практики (Михеева И.Е.)

Дата размещения статьи: 20.03.2017

подробнее>>

Аннулирование кредитного договора как способ минимизации негативных последствий экономического кризиса (Серова О.А.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

подробнее>>

Система управления рисками обеспечения кредитных операций (Гагауз В.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта