Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Кредитный договор > Товар сегодня - оплата потом (коммерческий кредит) (Кулагина Е.)

Товар сегодня - оплата потом (коммерческий кредит) (Кулагина Е.)

Дата размещения статьи: 19.03.2015

Как отражается в учете покупка товара для перепродажи на условиях коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты под определенный процент?

Договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита. В соответствии со ст. 823 Гражданского кодекса (далее - ГК) коммерческий кредит может быть предоставлен в виде:
- аванса или предварительной оплаты;
- отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит).
В настоящее время наиболее распространенным является коммерческий кредит, предполагающий отсрочку платежа.
Обратите внимание! Кредитный договор не является самостоятельным договором. Соответствующие условия отражаются непосредственно в основном договоре (купли-продажи).
Здесь важно учесть, что к коммерческому кредиту применяются правила, установленные гл. 42 "Заем и кредит" ГК. А это означает, что продавец товара, предоставивший кредит в виде отсрочки платежа, имеет право на получение процентов за свою "доброту". Их размер обычно определяется непосредственно в договоре. А при отсутствии такого условия за основу берется ставка рефинансирования Банка России, действующая на момент уплаты "заемщиком" долга.
Отметим еще один момент. Положениями п. 4 ст. 488 Гражданского кодекса предусмотрено, что договором купли-продажи товара в кредит может быть предусмотрена обязанность покупателя уплачивать проценты на сумму, соответствующую цене товара. И указанные проценты, начисляемые (если иное не установлено договором) до дня, когда оплата товара была произведена, являются платой за коммерческий кредит. На это указано в п. 14 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете активы, предназначенные для продажи, принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов по их фактической себестоимости (п. п. 2 и 5 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утв. Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н). Таковой в соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 признается сумма фактических затрат организации на приобретение этих активов, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
Теперь что касается процентов по коммерческому кредиту, которые подлежат уплате продавцу за предоставленную отсрочку оплаты товаров. Эти затраты связаны с выполнением обязательств по полученному коммерческому кредиту. Соответственно, при их учете следует руководствоваться ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", которое утверждено Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 107н. В соответствии с п. 7 ПБУ 15/2008 расходы по займам в общем случае признаются прочими расходами. И согласно п. 8 ПБУ 15/2008 проценты, причитающиеся к оплате кредитору, в этом случае списываются равномерно, как правило, независимо от условий предоставления займа (кредита). И названные затраты отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 6 ПБУ 15/2008).
Здесь необходимо учитывать еще один очень важный момент. С одной стороны, в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, оплата товара по полученному коммерческому кредиту отражается по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". С другой - расходы в виде процентов, согласно п. 4 ПБУ 15/2008, отражаются в бухучете обособленно от основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту). Таким образом, указанные проценты следует также отражать на счете 60, но на отдельном аналитическом счете.

"Добавленный" налог

Операции по реализации на территории РФ товаров (работ, услуг), в соответствии со ст. 146 Налогового кодекса (далее - Кодекс), признаются объектом обложения НДС. При этом налогоплательщик имеет право на вычет "входного" НДС при соблюдении в совокупности следующих условий:
- товары (работы, услуги) приобретены для совершения облагаемых НДС операций;
- данные товары (работы, услуги) приняты на учет на основании соответствующих первичных документов;
- в наличии имеется должным образом оформленный счет-фактура.
Обратите внимание! В данном случае факт оплаты поставщику товаров (работ, услуг) значения не имеет (см., напр., Письма Минфина России от 21 июня 2013 г. N 03-07-11/23503, от 25 апреля 2011 г. N 03-07-14/39 и т.д.).
А теперь что касается процентов. Здесь главный вопрос - включаются ли они в базу по НДС или нет? На сегодняшний день контролирующие органы признали, что ответ на него должен быть отрицательным (см. Письмо Минфина России от 17 июня 2014 г. N 03-07-15/28722 и Письмо ФНС России от 8 июля 2014 г. N ГД-4-3/13219@).

Содержание операции

Дебет

Кредит

Первичный документ

Отражено приобретение товара

41

60-т <*>

Отгрузочные документы продавца

Отражен "входной" НДС

19

60-т

Счет-фактура

"Входной" НДС принят к вычету

68-НДС

19

Счет-фактура


--------------------------------
<*> Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками":
счет 60-т "Расчеты за товар".

Налог на прибыль

Порядок определения расходов по торговым операциям регламентирован положениями ст. 320 Кодекса. А особенности определения расходов при реализации товаров установлены ст. 268 Кодекса. В соответствии с пп. 3 п. 1 данной нормы стоимость покупных товаров учитывается в целях налогообложения прибыли в периоде их реализации. При этом организации, которые применяют кассовый метод, списывают названные расходы только после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК).
В свою очередь расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе проценты по коммерческому кредиту, признаются с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК). И с 1 января 2015 г. согласно п. 1 ст. 269 Кодекса в общем случае по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки. Иными словами, проценты по кредитам и займам в налоговом учете с 1 января 2015 г. более не нужно нормировать. Из данного правила есть и исключения. Речь идет, в частности, о долговых обязательствах, возникших в результате сделки, признаваемой в соответствии с Кодексом контролируемой.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Первичный документ

Сумма процентов по коммерческому кредиту включена в состав прочих расходов

91-2

60-п <*>

Бухгалтерская справка-расчет

Перечислена продавцу сумма задолженности за товар

60-т <*>

51

Выписка по банковскому счету

Перечислена продавцу сумма процентов

60-т <*>

51

Выписка по банковскому счету


--------------------------------
<*> Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками":
счет 60-т "Расчеты за товар";
счет 60-п "Расчеты по процентам по кредитному договору".

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Срок возврата кредита: актуальные проблемы теории и практики (Михеева И.Е.)

Дата размещения статьи: 28.08.2017

подробнее>>

Сфера кредитования как объект правового регулирования (Костюк М.Ф., Селямин А.А.)

Дата размещения статьи: 15.04.2017

подробнее>>

Существенные условия кредитного договора в свете судебной практики (Михеева И.Е.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

Проценты за пользование кредитом в свете судебной практики (Михеева И.Е.)

Дата размещения статьи: 20.03.2017

подробнее>>

Аннулирование кредитного договора как способ минимизации негативных последствий экономического кризиса (Серова О.А.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта