Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Организация заключает договор на перегон автомобиля (Ларина Н.)

Организация заключает договор на перегон автомобиля (Ларина Н.)

Дата размещения статьи: 20.03.2015

Если организация осуществляет деятельность по продаже транспортных средств (например, легковых автомобилей, автобусов, специальной техники), у нее может возникать необходимость доставки транспортных средств до места нахождения покупателя. В настоящей публикации рассмотрены гражданско-правовые и налоговые аспекты заключения с физическим лицом договора на перегон автомобиля в данной ситуации.

Документооборот

В случае заключения гражданско-правового договора на перегон автомобиля необходимо крайне внимательно отнестись к формулировкам соглашения. Если в соглашении ошибочно будут использоваться термины трудового права (например, исполнитель по договору будет именоваться водителем), есть вероятность признания гражданско-правового договора трудовым после проверки контролирующих ведомств или по иску заинтересованного лица.
В законодательстве не сказано, что в момент передачи транспортного средства перегонщику оформляется акт. Поэтому этот документ можно не составлять, но в договоре важно прописать, какой именно автомобиль будет перегоняться. Иначе в случае причинения ущерба затруднительно будет доказать факт вины водителя.
Также целесообразно оформить доверенность на исполнителя. В таком случае будет понятен объем прав перегонщика (например, при возникновении вопросов у покупателя).
Подчеркнем, что документы, предусмотренные законодательством для оформления командировок, составлять не нужно. Под командировкой понимается разовая поездка сотрудника по распоряжению руководителя на определенный срок, в которой он выполняет служебное поручение вне места постоянной работы. Такой вывод следует из положений ст. 166 ТК РФ.
Следовательно, оформление командировки допускается только в рамках трудовых отношений. Если речь идет о заключении гражданско-правового характера, важно понимать, что командировка (и применение норм трудового законодательства) невозможна.
Еще один вопрос, который довольно часто возникает у практикующих специалистов, касается необходимости оформления путевых листов при перегоне автомобиля гражданином, привлеченным к работе в рамках гражданско-правового договора.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. В случае перегона транспортного средства, предназначенного для покупателя, перевозка пассажиров и грузов не осуществляется. То есть можно говорить о том, что обязанности оформить путевой лист в рассматриваемой ситуации нормы действующего законодательства не предусматривают.
Вместе с тем применение путевых листов целесообразно, если в соответствии с положениями гражданско-правового договора на перегон автомобиля исполнителю компенсируются расходы на ГСМ. В нормативных правилах нет запрета на оформление данного документа в тех случаях, когда водитель состоит не в трудовых отношениях с организацией, а в гражданско-правовых.

НДФЛ

Исполнителю по гражданско-правовому договору выплачивается вознаграждение. С суммы вознаграждения необходимо удержать НДФЛ. Такой вывод следует из п. 1 ст. 210 НК РФ. Довольно часто договоры на перегон автомобиля предусматривают компенсацию водителю произведенных в пути затрат. Актуальным является вопрос, нужно ли удержать НДФЛ с суммы данной компенсации. Следует отметить, что позиция разных контролирующих ведомств по данной проблеме различается.
По мнению ФНС России, обязанность по удержанию НДФЛ в данном случае не возникает по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ст. 709 ГК РФ выплаты исполнителям в рамках гражданско-правовых договоров делятся на две части: вознаграждение и компенсация расходов, связанных с выполнением работ или оказанием услуг. Компенсацию расходов нельзя приравнивать к вознаграждению.
Выплата компенсации не влечет за собой получения исполнителем экономической выгоды (ст. 41 НК РФ). Поэтому нет оснований для исчисления НДФЛ (Письма ФНС России от 03.09.2012 N ОА-4-13/14633, от 25.03.2011 N КЕ-3-3/926).
Минфин России придерживается следующей точки зрения. Компенсационные выплаты по гражданско-правовым договорам являются частью вознаграждения исполнителя (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ).
При этом суммы возмещения расходов не относятся к освобождаемым от НДФЛ компенсационным выплатам (ст. 217 НК РФ). Вместе с тем, если исполнитель оплатил данные расходы самостоятельно и у него имеются документы, подтверждающие состав и сумму данных расходов, у исполнителя появляется право на профессиональный налоговый вычет по НДФЛ (п. 2 ст. 221 НК РФ).
В тех же случаях, когда вместо выплаты соответствующих сумм исполнителю предприятие перечисляет деньги напрямую его контрагентам, эти выплаты признаются доходом исполнителя в натуральной форме (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Следовательно, в данной ситуации возникает обязанность удержать НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах Минфина России от 29.01.2014 N 03-04-06/3282, 30.10.2013 N 03-04-06/46273.

Страховые взносы

Под страховыми взносами в данном разделе понимаются:
- взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (порядок их расчета и выплаты регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, далее - Закон N 212-ФЗ);
- взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (эти выплаты регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ, далее - Закон N 125-ФЗ).
Вознаграждение по гражданско-правовому договору на перегон автомобиля облагается взносами в следующем порядке. Взносы на обязательное пенсионное (медицинское) страхование необходимо рассчитать со всей суммы выплат (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7 N 212-ФЗ). Взносы на обязательное социальное страхование начислять не нужно (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, как правило, не начисляются. Обязанность уплатить данные взносы возникает, только если она прямо предусмотрена гражданско-правовым договором (п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).

Налог на прибыль

В налоговом учете вознаграждение за перегон автомобиля следует включить в состав расходов на оплату труда (п. 21 ст. 255 НК РФ). Если договор предусматривает возможность компенсации исполнителю тех или иных расходов, возникающих у него при перегоне транспортного средства (например, затрат на ГСМ), учесть данные затраты можно в качестве прочего расхода, связанного с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такой вывод следует из Письма Минфина России от 30.03.2011 N 03-03-06/4/24.
Дополним, что из Письма УФНС России по г. Москве от 20.09.2005 N 20-12/66686 прямо следует, что организация, осуществляющая торговлю автомобилями, вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на стоимость бензина (топлива), фактически израсходованного на перегон продаваемых автомобилей.
Хотелось бы обратить внимание читателей на следующее существенное обстоятельство. Если в договоре на перегон автомобиля не будет прописано, что предприятие берет на себя соответствующие расходы (обязуется возместить их исполнителю по договору), учесть рассматриваемые затраты при налогообложении прибыли не получится.
Дело в том, что в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются именно обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

ЕНВД

Предприятие может заключить договор на перегон автомобиля как с физическим лицом, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, так и с индивидуальным предпринимателем.
Если основной вид деятельности последнего связан с предоставлением транспортных услуг, может возникать вопрос, допустимо ли причислять перегон автомобиля к видам деятельности, которые могут подпадать под ЕНВД.
Виды деятельности, по которым может вводиться и уплачиваться ЕНВД, перечислены в п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
К ним, в частности, относится деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг. Как мы уже указывали выше, по нашему мнению, перегон автомобиля нельзя приравнять к деятельности по перевозке грузов. Перевозка грузов предполагает использование транспортного средства, которое само по себе грузом не является.
Кроме того, предоставление услуг водителей относится к обязательствам в рамках договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). В то время как особенности применения договоров перевозки предусматриваются гл. 40 ГК РФ. Аналогичный вывод подтверждается материалами судебной практики (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 04.05.2009 N КГ-А40/3576-09).
Однако справедливости ради стоит отметить, что однозначного ответа на поставленный вопрос нет ни в законодательстве, ни в письменных разъяснениях контролирующих ведомств. Поэтому практикующие специалисты могут применять иную трактовку норм законодательства. В то же время данная иная трактовка может вызвать затруднения.
Так, физическим показателем при расчете ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов является количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов (ст. 346.29 НК РФ).
Если предприниматель на постоянной основе осуществляет деятельность по перегону автомобилей, возникает вопрос с расчетом физического показателя. Определение физического показателя связано, во-первых, с фактом эксплуатации автомобилей и, во-вторых, с их использованием в непосредственном оказании услуг по перевозке грузов.
Поэтому фактически можно говорить о том, что предприниматель использовал столько автомобилей, сколько он перегнал, что на практике может привести к несоразмерному прибыли увеличению размера вмененного дохода.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона №287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.



В центре внимания:


Контрактная система в сфере закупок: особенности обеспечения исполнения обязательств в виде банковской гарантии (Катвицкая М.Ю.)

Дата размещения статьи: 18.10.2017

подробнее>>

Проценты по кредитам включаются в стоимость инвестиционных активов (Ермошина Е.Л.)

Дата размещения статьи: 18.10.2017

подробнее>>

Налоговые санкции: оценочные обязательства и расходы (Неверова В.И.)

Дата размещения статьи: 18.10.2017

подробнее>>

Налоговый кодекс дополнен новой статьей 54.1 (Гусаров Д.Ю.)

Дата размещения статьи: 18.10.2017

подробнее>>

Срок размещения на сайте ФНС информации о налогоплательщиках отложен (Еременко Н.Н.)

Дата размещения статьи: 18.10.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта