Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Разъяснения ВАС РФ, о которых не стоит забывать в новом году (Зрелов А.)

Разъяснения ВАС РФ, о которых не стоит забывать в новом году (Зрелов А.)

Дата размещения статьи: 20.03.2015

На завершающем этапе своей работы в 2014 г. с января по август ВАС РФ успел вынести около тысячи решений по налоговым спорам. Наиболее значимыми из них, безусловно, являются Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 33) и от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 46).

Как известно, на основании ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" (далее - Закон N 8-ФКЗ) разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Так что эти документы, безусловно, в полном объеме будут востребованы налогоплательщиками и в 2015 г.

Разъяснения ВАС РФ о госпошлине

Каждое из вышеуказанных Постановлений ВАС РФ достаточно объемно и информативно. По этой причине можно порекомендовать обязательно ознакомиться с их текстом в первоисточнике. В рамках же настоящего обзора представляется необходимым обратить внимание лишь на одно из разъяснений, данное Пленумом ВАС РФ в отношении правил исчисления государственной пошлины. По мнению автора, это разъяснение можно признать одним из наиболее непредсказуемых толкований закона из всех принятых ВАС РФ решений за 2014 г.
Речь идет о п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 46, согласно которому применительно к п. 6 ст. 52 НК РФ сумма государственной пошлины исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля.
Дело в том, что норма, на которую сослался суд, устанавливает порядок округления исчисленной суммы налога. Как известно, государственная пошлина налогом не является и отнесена к числу федеральных сборов.
В свою очередь, в тексте ст. 52 НК РФ о возможности применения содержащихся в ней правил к исчислению сборов не упоминается. Таким образом, можно сделать вывод, что своим Постановлением Пленум ВАС РФ осознанно расширил действие нормы закона, по сравнению с ее буквальным изложением.
Что касается иных разъяснений действующего налогового законодательства, данных ВАС РФ в 2014 г., то представляется целесообразным обратить внимание на некоторые из них. При этом традиционно следует учитывать не только постановления Пленума ВАС РФ, но и Президиума ВАС РФ, а также определения ВАС РФ. Хотя в Законе N 8-ФКЗ последующий правовой статус таких решений и не разъяснен, вполне очевидно, что такие толкования будут влиять на практику разрешения налоговых споров арбитражными судами еще достаточно долгое время.
Этот факт признает и Верховный Суд РФ, в решениях которого, вынесенных уже после прекращения функционирования ВАС РФ, можно встретить упоминания о таких решениях как о материалах "действующей судебной практики" (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 14.10.2014 по делу N 307-ЭС14-22, А56-70987/2012).
По этим причинам следует обратить внимание на нижеследующие толкования и разъяснения норм НК РФ, сформулированные ВАС РФ в 2014 г.
Понятие пени. Компенсация соответствующему бюджету непоступивших сумм налогов обеспечена пеней - суммой, которую налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние, по сравнению с установленными налоговым законодательством, сроки (Определение ВАС РФ от 22.05.2014 N ВАС-3838/14).
О праве налоговых агентов корректировать налоговую базу и подавать уточненную налоговую декларацию. В целях стимулирования налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) на самостоятельное выявление допущенных ими искажений в налоговой отчетности п. п. 3 и 4 ст. 81 НК РФ предусмотрены условия освобождения от налоговой ответственности, в числе которых представление уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налогов, либо о назначении выездной налоговой проверки; уплата недостающей суммы налога и пеней до указанного момента.
Изменяя диспозицию ст. 123 НК РФ и вводя по существу ответственность налоговых агентов за нарушение сроков перечисления удержанного налога в бюджет, законодатель тем не менее не исключил возможность для налоговых агентов наряду с налогоплательщиками и плательщиками сборов, основываясь на положениях ст. 81 НК РФ, корректировать налоговую базу и устранять допущенное нарушение без финансовых последствий со стороны налоговых органов (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2014 N 18290/13).
Об объеме информации, включаемой в форму уведомления о контролируемых сделках. ФНС России, утверждая в рамках полномочий, предоставленных п. 2 ст. 105.16 НК РФ, форму уведомления о контролируемых сделках и Порядок ее заполнения, вправе определить объем сведений, характеризующих предметы сделок (существенные условия, характеризующие предоставляемое по сделке исполнение и (или) влияющие на ценообразование), с учетом того, чтобы полученная информация позволяла оценить и принять мотивированное решение по вопросу о необходимости проведения проверки в порядке, предусмотренном гл. 14.5 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 18588/13).
В этом же Постановлении разъяснена и роль подаваемого уведомления в процедуре налогового контроля. Представление налогоплательщиком уведомления имеет целью информирование налогового органа о контролируемых сделках и не должно подменять все последующие этапы налогового контроля, предусмотренные гл. 14.5 "Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами" НК РФ.
Суть декларирования, к которому относится и предоставление уведомления о контролируемых сделках, заключается в предоставлении информации, достаточной для первичного анализа и принятия мотивированного решения по вопросу о необходимости углубленного контроля, с истребованием расширенной информации, предусмотренной ст. 105.15 НК РФ, и документов, подтверждающих соответствующие обстоятельства.
При ином подходе налоговый контроль за сделками между взаимозависимыми лицами и иными приравненными к ним сделками будет сведен, по существу, к углубленным проверкам, проводимым ФНС России в порядке, установленном гл. 14.5 НК РФ, с истребованием по всем контролируемым сделкам расширенной аналитической информации и документации, предусмотренной ст. 105.15 НК РФ (в том числе о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку, относимой к этой сделке, о функциях лиц, являющихся сторонами сделки, об используемых ими активах и о принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках, учитывавшихся при ее заключении, о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки), с обоснованием причин выбора и способа применения метода, с приведением расчета интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке и описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок, о прочих факторах, которые оказали влияние на цену (рентабельность), и другой информации).
Особенности квалификации налогового правонарушения по ст. 123 НК РФ. Неправомерное (в нарушение закона, в том числе Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ)) неперечисление (неполное перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет применение ответственности, установленной ст. 123 НК РФ (Определение ВАС РФ от 22.05.2014 N ВАС-3838/14).
В ходе налоговой проверки налоговым агентом был представлен уточненный налоговый расчет (информация) в связи с допущенной в первичном расчете ошибкой в указании кода страны - получателя дохода. Так как налоговый агент не искажал налоговой отчетности и до представления первичного расчета уплатил налог в полном размере, все это свидетельствует о добросовестном поведении участника налоговых правоотношений, что должно влечь освобождение его от налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2014 N 18290/13).

Налог на добавленную стоимость

О возможности расширительного толкования норм, устанавливающих освобождение от НДС для ряда операций. В тексте Налогового кодекса изложены исчерпывающим образом (не подлежат расширительному толкованию) нормы:
- п. 2 ст. 146 НК РФ, содержащего перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения (Определение ВАС РФ от 03.03.2014 N ВАС-17383/13);
- ст. 149 НК РФ, содержащей исчерпывающий перечень операций, освобождаемых от обложения НДС (Определение ВАС РФ от 03.03.2014 N ВАС-17383/13).
НДС при реализации (передаче) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за предприятиями и учреждениями. В силу всеобщности, обязательности налогообложения и равенства участников налоговых правоотношений, а также учитывая, что на основании ст. 50 БК РФ и ст. 12 НК РФ НДС признается федеральным налогом, обязательным к уплате в федеральный бюджет, недопустима неуплата налога на добавленную стоимость с операций по реализации упомянутого в абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ имущества в зависимости от того, каким именно лицом оно приобретается (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 N 17383/13).
НДС при реализации муниципального имущества. В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего муниципального образования, подлежат обложению НДС (Определение ВАС РФ от 03.03.2014 N ВАС-17383/13).
Понятие недоимки по НДС. Применительно к НДС недоимкой, определение которой содержится в ст. 11 НК РФ, в Определении ВАС РФ от 29.07.2014 N ВАС-6159/14 была признана сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок в результате ошибочного исчисления названного налога, определяемая как положительная разница между налогом, исчисленным по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и суммой налоговых вычетов, перечисленных в ст. 171 НК РФ (в частности, суммами налога, уплаченными налогоплательщиком контрагентам при осуществлении финансово-хозяйственных операций).

Налог на прибыль организаций

Расходы арендатора на ремонт основных средств. Предоставив арендатору право на включение в расходы по налогу на прибыль сумм произведенных им затрат на ремонт основных средств на указанных условиях, Налоговый кодекс РФ не установил правил о порядке учета возмещаемых арендатором арендодателю затрат на ремонт основных средств. Поэтому в отношении упомянутых расходов подлежат применению иные положения гл. 25 НК РФ. Возмещаемые арендатором арендодателю затраты на ремонт основных средств не подлежат включению в расходы по налогу на прибыль на основании п. 49 ст. 270 НК РФ, если они не соответствуют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. В отношении налогового учета расходов при методе начисления п. 5 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты с учетом особенностей, предусмотренных ст. 260 НК РФ. Упоминаемые особенности заключаются в квалификации расходов на ремонт основных средств в качестве прочих расходов, подлежащих учету применительно к каждому участнику договора аренды основных средств (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.02.2014 N 12604/13).
Порядок учета безнадежных долгов. В случае если безнадежный долг возник вне связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг и не мог в силу прямого указания закона участвовать в формировании резерва по сомнительным долгам, положения пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ позволяют учесть такую сумму безнадежного долга непосредственно в составе внереализационных расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.
Положения п. 5 ст. 266 НК РФ, предусматривающие, что в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы созданного резерва и только не покрытая резервом сумма долга включается во внереализационные расходы, применимы лишь к ситуации, когда безнадежный долг возник в связи с реализацией товаров (работ, услуг) (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.06.2014 N 4580/14).
Исчисление налога на прибыль иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства. Объектом налогообложения признается как доход иностранной организации, получаемый от предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации через постоянное представительство, и иные доходы, получаемые постоянным представительством (п. 1 ст. 307 НК РФ), так и расходы постоянного представительства, осуществляющего деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц без получения вознаграждения (п. 3 ст. 307 НК РФ). В последнем случае налоговая база определяется в размере 20% от суммы расходов постоянного представительства, связанных с такой деятельностью. Следовательно, налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает специальный порядок, отличный от общего порядка исчисления налога на прибыль, в отношении подобного вида деятельности, не связанного с извлечением прибыли. Основанием для налогообложения указанных постоянных представительств иностранных организаций является факт осуществления ими деятельности в интересах третьих лиц без получения вознаграждения, а налоговая база исчисляется от суммы расходов данных организаций, связанных с такой деятельностью.
Фактически налогообложению подлежит вмененная прибыль, которая хотя и не была получена, но могла быть получена, если бы представительство осуществляло свою подготовительную или вспомогательную деятельность в интересах третьих лиц как самостоятельное предприятие на рыночных условиях. Таким образом, основываясь на буквальном толковании приведенных положений Налогового кодекса РФ, следует признать, что в налоговую базу при применении специального порядка исчисления налога на прибыль постоянного представительства подлежат включению расходы, непосредственно связанные с ведением данной деятельности. К их числу могут быть отнесены как расходы, связанные с производством и реализацией, так и внереализационные расходы.
Правомерным признается и вывод об отсутствии прямой связи расходов в виде отрицательной курсовой разницы, конвертации и уплаты комиссии банка с подготовительно-вспомогательной деятельностью на территории Российской Федерации в интересах третьих лиц, требующей их учета в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 307 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 13976/13 по делу N А40-118586/12-116-240).

Государственная пошлина

Исчисление пошлины по делам о банкротстве. Статья 333.21 НК РФ, которой предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на определение арбитражного суда о прекращении производства по делу, не содержит исключений из общего правила для дел о банкротстве (Определение ВАС РФ от 27.03.2014 N ВАС-3229/14).
Возврат пошлины за выдачу лицензии. В случае если организация, обратившаяся с заявлением о выдаче лицензии, отозвала свое заявление до момента принятия лицензирующим органом соответствующего решения, судами при рассмотрении вопроса о наличии оснований для возврата уплаченной государственной пошлины не могут быть приняты во внимание доводы о несовершении в отношении организации юридически значимого действия, поскольку согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лица, уплатившего государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу) (п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").

Упрощенная система налогообложения

О возможности применения УСН арбитражными управляющими. Перечень лиц, которые не вправе применять УСН, определен в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, арбитражные управляющие в нем не поименованы. Таким образом, арбитражный управляющий, имеющий статус индивидуального предпринимателя, вправе применять УСН, в том числе и по суммам доходов, полученных от профессиональной деятельности в качестве арбитражного управляющего, и после 1 января 2011 г. при соблюдении ограничений, установленных п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.03.2014 N 17283/13).

Единый налог на вмененный доход

Представление нулевых деклараций. Главой 26.3 НК РФ не предусмотрено представления нулевых деклараций по единому налогу на вмененный доход, поскольку плательщики рассчитывают сумму налога исходя из вмененного, а не фактически полученного дохода (Определение ВАС РФ от 26.02.2014 N ВАС-1903/14).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Когда приоритет нарушает запрет (Тальцева Л.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Налоговая проверка ИП проводится по месту жительства физлица (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта