Дата размещения статьи: 01.04.2015
Появился новый вид инспекции - ФНС по камеральному контролю.
Представлять документы после истечения срока "камералки" опасно.
"Камералка" и выездная проверка могут быть сразу по одному налогу.
Отчетность за IV квартал 2014 г., которую компании представили в инспекцию в январе, контролеры будут "камералить" уже с учетом поправок, вступивших в силу с 2015 г. (подробнее читайте ниже). В частности, 28 декабря прошлого года вступило в силу Типовое положение о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю (утв. Приказом Минфина России от 17.07.2014 N 61н). Теперь в структуре налоговых органов появился новый вид инспекции, которая призвана сопоставлять данные всех документов налогоплательщиков, поступивших в налоговые органы. В основном такая инспекция будет выявлять нарушения и нестыковки в документах по учету НДС.
19 декабря 2014 г. журнал РНК проводил конференцию, посвященную последним изменениям в налоговом законодательстве. Видеозапись выступлений размещена на сайте журнала РНК (http://www.rnk.ru/kongress).
В рамках конференции Сергей Викторович Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса, напомнил, что с 2015 г. инспекторы получили больше полномочий по истребованию документов при проведении камеральной проверки (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Кроме того, лектор пояснил, какие именно документы, подтверждающие льготный порядок уплаты налога, вправе запросить проверяющие при "камералке" (п. 6 ст. 88 НК РФ).
Подробнее читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Конференция в Москве: правила и новшества в сфере налогового контроля" // РНК, 2015, N 3. Также полезную информацию по "камералкам" можно найти в статьях "Вправе ли контролеры при проведении камеральной налоговой проверки требовать документы по операциям, не облагаемым НДС" // РНК, 2014, N 7 и "Налоговики рассказали о методике проведения камеральной проверки, связанной с возмещением НДС" // РНК, 2014, N 16.
Рассмотрим разъяснения ФНС России о порядке проведения камеральных проверок. Некоторые из них в большей степени адресованы контролерам. Но компаниям это на руку, чтобы знать, каких действий ожидать от налоговиков при проведении "камералки".
Теперь контролеры вправе осматривать помещения при "камералке" декларации с НДС к возмещению
С 1 января 2015 г. полномочия налоговиков при проведении камеральной проверки расширены. В частности, проверяющие теперь вправе на основании постановления должностного лица провести осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика (ст. 92 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям"). Но только в том случае, если в рамках "камералки" проверяется декларация по НДС, в которой заявлен налог к возмещению. Или если инспекторы выявили в декларации расхождения и противоречия (п. п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).
Ранее проверяющие могли осматривать помещения налогоплательщика только при выездной проверке (пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. п. 1 и 2 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ и Письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690). Правда, контролеры могли при вынесении решения по камеральной проверке использовать в качестве доказательства нарушения протокол осмотра помещений и территорий, составленный ранее в рамках выездного контроля (п. 4 ст. 101 НК РФ и Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692). Полагаем, что эти разъяснения справедливы и сейчас, если при камеральной проверке инспекторы не вправе осмотреть территорию компании.
Налоговики разъяснили, что ожидает компанию, которая не представила в инспекцию документы до завершения проверки
Если компания не исполнила требование контролеров о представлении документов либо передала их с опозданием, то это не всегда ведет к негативным налоговым последствиям.
До истечения срока проверки инспекторы не получили ответы на запросы и поручения, направленные в рамках "камералки"
По мнению налогового ведомства, если при проведении такой проверки налоговики не выявили нарушений, проверку можно завершить. Причем акт по итогам проверки инспекторы могут не составлять (п. 5 ст. 88 НК РФ, п. 1 Письма ФНС России от 18.12.2014 N ЕД-18-15/1693 и п. 2.6 Рекомендаций по проведению камеральных налоговых проверок, доведенных до инспекторов на местах Письмом ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@).
Примечание. Инспектор может запросить оригинал документов, если одновременно проходят выездная и камеральная проверки.
Компания представила документы после вынесения решения о возмещении (отказе в возмещении) НДС по окончании срока "камералки"
ФНС России указала, что результаты проверки, полученные по истечении срока "камералки", имеют юридическую силу. Их можно принять в качестве доказательства налоговых нарушений. Но если решение о возмещении (отказе в возмещении) НДС вынесено с соблюдением норм НК РФ (ст. ст. 176 и 101.2 НК РФ), оно вступает в силу независимо от факта получения дополнительных сведений (п. 2 Письма ФНС России от 18.12.2014 N ЕД-18-15/1693).
При этом если полученные впоследствии документы указывают на то, что возмещение НДС неправомерно, а денежные средства уже возмещены компании, то ФНС России рекомендует инспекторам, которые проводили "камералку", составить докладную записку на имя руководителя инспекции (его заместителя). В ней изложить факты и обстоятельства, которые послужат поводом для принятия решения о проведении тематической выездной проверки (п. 3 Письма ФНС России от 18.12.2014 N ЕД-18-15/1693).
Одновременно информацию о незаконности возмещения НДС проверяющие вправе направить в правоохранительные органы (п. 1 ст. 36 НК РФ, Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", ст. 3 Соглашения о взаимодействии между МВД России и ФНС России (утв. МВД России N 1/8656, ФНС России N ММВ-27-4/11 13.10.2010), Приказ МВД России и ФНС России от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347, п. 9 Письма ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355).
Если же деньги еще не поступили на счет компании, проверяющие вправе также вызвать налогоплательщика для дачи пояснений. Кроме того, налоговики информируют о возникшей ситуации правоохранительные органы, что позволяет применить обеспечительные меры в виде изъятия выгрузки данных в налоговом органе и Казначействе без решения суда (пп. 4 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 36 НК РФ). В п. 4 Письма от 18.12.2014 N ЕД-18-15/1693 ФНС России обратила внимание, что положительный опыт такого взаимодействия имеется в УФНС России по г. Санкт-Петербургу.
Примечание. Протокол осмотра, составленный при выездной проверке, будет доказательством и при "камералке".
Если при выездной проверке нарушений не нашли, это не значит, что при камеральной проверке их не обнаружат
Налоговики могут одновременно проводить и камеральную, и выездную проверку по одному и тому же налогу за один и тот же период. ФНС России напомнила, что такие проверки являются самостоятельными формами налогового контроля. Поэтому проведение их параллельно друг другу не противоречит действующим нормам НК РФ (п. 1 ст. 88 и п. 1 ст. 89 НК РФ, Письмо ФНС России от 13.03.2014 N ЕД-4-2/4529).
Такая ситуация складывается, к примеру, если компания представляет "уточненку" во время проведения выездной проверки. Налоговая служба рекомендует в этом случае проверять уточненную декларацию в рамках выездной проверки (п. 1 Письма ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19576@). Исключение - компания подала "уточненку" по НДС или акцизу с суммой налога к возмещению (ст. ст. 176, 176.1 и 203 НК РФ).
Причем, если при проведении выездной проверки инспекторы не выявили нарушений, это не значит, что проверяющие не обнаружат ошибки при "камералке". На это обратила внимание ФНС России в Письме от 13.03.2014 N ЕД-4-2/4529.
Кроме того, в подобной ситуации могут возникнуть сложности при истребовании документов. Ведь для проверки одного и того же налога за один и тот же период контролерам, скорее всего, потребуются одни и те же документы. А повторно запрашивать ранее представленные документы налоговики не вправе (п. 5 ст. 93 НК РФ и Письмо ФНС России от 14.08.2013 N АС-4-3/14759@). ФНС России напомнила, что инспекторы при необходимости вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 7.3 Письма от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками"). Для этого инспекция направляет уведомление по форме, приведенной в Приложении N 3 к Письму ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок".
Подача "уточненки" на разных этапах камеральной проверки приводит к различным налоговым последствиям
Компании представляют уточненные декларации в силу требований НК РФ или исходя из собственных интересов (п. 1 ст. 81 НК РФ). ФНС России разъяснила, как зависят налоговые последствия для компании от того, на какой стадии камеральной проверки компания подала уточненный расчет.
Компания подала "уточненку" до завершения камеральной проверки первоначальной декларации
В этом случае инспекторы завершат проверку первоначальной декларации и начнут проверять вновь поступивший вариант отчетности (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). При этом документы, которые контролеры получили в ходе прекращенной проверки, они могут использовать для дальнейших контрольных мероприятий (п. 2 Письма ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19576@ и п. 3.6 Письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок").
Компания подала "уточненку" до того, как инспекторы составили и вручили ей акт камеральной проверки первоначальной декларации
Тогда составлять или вручать акт проверки не обязательно. Инспекторы начинают "камералку" вновь поступившей декларации, используя документы и информацию, которые получили ранее (п. 3 Письма ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19576@).
При этом ведомство напомнило, что в "уточненке" компания может заявить меньшую сумму НДС или акциза к возмещению. В этом случае налоговики возмещают налог в той части, к которой у них не было претензий при камеральной проверке. Аналогичные выводы ФНС России привела в Письме 23.07.2012 N СА-4-7/12100.
Примечание. "Уточненки" по НДС к уменьшению учитывают при вынесении решения.
Компания подала "уточненку" после получения акта по результатам проверки первоначальной декларации, но до вынесения решения по ее результатам
Ссылаясь на Постановление ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09, налоговое ведомство пояснило, что в этом случае инспекция вправе вынести решение по проверке без учета сведений, которые отражены в уточненной декларации. Либо назначить повторную выездную проверку в части уточненных сведений. Показатели "уточненки" контролеры учитывают при вынесении решения по результатам проверки только в том случае, если внесенные изменения в отчетность проверены и документально подтверждены (п. 4 Письма ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19576@).
При этом если в уточненной декларации сумма НДС к возмещению меньше, чем в первоначальном расчете, то решение о возмещении (об отказе в возмещении) налога проверяющие принимают с учетом заявленных в "уточненке" сведений.
Это интересно. Отказ в возмещении НДС можно оспорить в вышестоящей инспекции
ФНС России в п. 5 Письма от 18.12.2014 N ЕД-18-15/1693 отметила, что порядок отмены решения об отказе в возмещении НДС в Налоговом кодексе не урегулирован.
Налоговая служба напомнила, что отменить или изменить решение инспекции вышестоящий налоговый орган вправе, если при рассмотрении жалобы налогоплательщика установлено, что такое решение не соответствует нормам налогового законодательства, а также Конституции РФ (гл. 20, п. 3 ст. 31 НК РФ и ст. 9 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации").
Налоговики проводят выездную проверку за тот же налоговый период и по тем же налогам. Если по результатам этой проверки выявят нарушения или злоупотребление правом на возмещение, налогоплательщику придется вернуть в бюджет сумму излишне возмещенного НДС (разд. VI Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня, утв. Приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@).
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация