Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Частная детективная и охранная деятельность > Служба безопасности коммерческой организации: правовой аспект (Мохов А.А.)

Служба безопасности коммерческой организации: правовой аспект (Мохов А.А.)

Дата размещения статьи: 05.06.2015

В настоящее время перед многими хозяйствующими субъектами (в первую очередь коммерческими организациям) довольно остро стоит вопрос обеспечения собственной безопасности. Отечественный бизнес в лице коммерческих организаций испытывает значительное влияние как на макроуровне (общая экономическая ситуация в мировой и национальной экономике), так и на микроуровне (изменение правил игры на рынке, недобросовестная конкуренция, заказные банкротства, рейдерские захваты, промышленный шпионаж и проч.).

Поэтому учредители (участники), собственники, топ-менеджмент коммерческих организаций пытаются внедрять и развивать относительно новое для них направление управленческой деятельности, направленное на обеспечение различных видов безопасности в предпринимательстве (информационной, имущества, персонала, экономической и др.).
В специальной литературе выделяют различное число функций организации (производственную, управленческую и др.) <1> В свою очередь, в рамках реализации управленческой функции (являющейся обязательной для любой организационной структуры) <2>, выделяют функции планирования, маркетинга, учета, контроля, защиты и другие.
--------------------------------
<1> Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М., 2008. 224 с.
<2> Афонин С.Е., Матненко Н.Н., Палий В.Ф. Базовые функции управления и их негативные аналоги в форме дисфункций // Бизнес в законе. 2012. N 6. С. 110 - 112.

Управленческие функции организации находятся между собой в постоянном взаимодействии, образуя единый управленческий цикл. Выпадение либо существенный сбой в реализации одной из управленческих функций влияет на управление организацией в целом, влечет за сбой рост финансовых и временных издержек, направленных на восстановление прежнего положения либо недопущение дальнейшего ухудшения положения в управлении организацией, либо для организации в целом (имущественного положения, его деловой репутации и других).
Эффективная реализация целого ряда функций организации (планирования, маркетинга, контрольной и других) в настоящее время немыслима без организации работы по обеспечению различных видов (направлений) безопасности.
Так, разработка и реализация маркетинговой стратегии компании может оказаться под угрозой, если значимая информация об этой стратегии попадет к конкуренту, который предпримет меры по противодействию ей либо начнет раньше своего конкурента реализовывать близкую (сходную) стратегию в отношении своего товара (работы, услуги).
Контроль за персоналом, его лояльностью работодателю будет неполным без оценки существующих рисков с позиций обеспечения различных видов безопасности организации (информационной, финансово-хозяйственной и других).
Отсутствие налаженной работы по оценке рисков, которые могут возникнуть при работе компании с отдельными контрагентами (например, при заключении и исполнении гражданско-правовых договоров), может повлечь за собой попытки рейдерских захватов, заказных банкротств и тому подобное.
Работа по обеспечению безопасности коммерческой организации в той или иной мере осуществляется различными работниками (руководителем организации и его заместителями, руководителями структурных подразделений, специально выделенными сотрудниками).
Многие организации с учетом все возрастающих объемов и видов такой работы (охрана имущества, охрана отдельных сотрудников, охрана информации и других), а также в связи с проблемой обеспечения именно комплексной, а не отдельного вида либо видов безопасности, идут по пути создания собственных служб безопасности.
Служба безопасности - это структурное подразделение организации, основной целью которого является обеспечение комплексной (т.е. различных видов) безопасности этой организации.
Служба безопасности организации - основной мозговой центр (штаб), координатор и контролер всех других служб и видов деятельности в организации, так или иначе обеспечивающих ее безопасность.
Место службы безопасности организации определяется типом организационной структуры самой организации, а численность ее работников - объемом и сложностью возложенных на подразделение (службу) задач.
В отдельных случаях служба безопасности организации может быть представлена одним сотрудником, который выполняет все или наиболее значимую часть работы по обеспечению безопасности организации (координации работы подразделений, контроля за выполнением подразделениями и сотрудниками приказов и распоряжений в части обеспечения различных видов безопасности).
В настоящее время действующее законодательство не содержит норм прямого действия, в соответствии с которыми могли бы создаваться и функционировать службы безопасности организаций.
В то же время с учетом общедозволительного профиля (режима) правового регулирования большинства гражданских и предпринимательских отношений следует назвать такие акты, как:
- Конституцию РФ;
- ГК РФ и иные федеральные законы, определяющие правовое положение отдельных видов юридических лиц;
- подзаконные акты, развивающие и уточняющие положения отдельных федеральных законов.
В статье 8 Конституции РФ закреплены основные экономические принципы, на которых строится правовое регулирование рынка (о свободе экономической деятельности, многообразии и равноправии различных форм собственности и другие).
Необходимость защиты прав собственности, иных охраняемых законом прав и интересов обусловливает право хозяйствующего субъекта на создание им сил и средств, посредством которых данное право будет реализовываться (обеспечиваться), в том числе и создание им специальных подразделений (служб).
В статье 1 ГК РФ закреплены положения о неприкосновенности собственности, свободе договора, необходимости беспрепятственного осуществления и защиты гражданских прав.
Статьей 12 ГК РФ закреплен неисчерпывающий перечень возможных способов защиты гражданских прав. Государство предоставляет юридическому лицу право защищать свои права и законные интересы любым не запрещенным законом способом.
Статья 14 ГК РФ допускает возможность самозащиты гражданских прав. Обычно в качестве примеров самозащиты называются: установка решеток, дверей, запоров, охранных сигнализаций, заведение сторожевых собак и тому подобное <3>. Несомненно, выбор эффективных способов самозащиты зависит от конкретных условий деятельности коммерческой организации, уровня подготовки работников организации, занимающихся вопросами обеспечения безопасности.
--------------------------------
<3> См. например: Агешкина Н.А., Баринов Н.А., Бевзюк Е.А., Беляев М.А., Бирюкова Т.А., Вахрушева Ю.Н., Гришина Я.С., Закиров Р.Ю., Кожевников О.А., Копьев А.В., Кухаренко Т.А., Морозов А.П., Морозов С.Ю., Серебренников М.М., Шадрина Е.Г., Юдина А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "ГАРАНТ". 2014.

Нормами федеральных законов об отдельных видах юридических лиц, как правило, конкретизируются полномочия органов управления хозяйствующими субъектами.
Например, в соответствии с ч. 3 ст. 40 ФЗ от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества, помимо прямо перечисленных в настоящем Федеральном законе, вправе также осуществлять и иные полномочия, не отнесенные законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества. Одним из таких полномочий может являться организация работы по обеспечению безопасности хозяйствующего субъекта.
К деятельности некоторых коммерческих организаций законодатель предъявляет повышенные требования, в том числе возлагая на них обязанность по обеспечению отдельных видов безопасности (например, по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса <4>, антитеррористической защищенности и другие <5>, что обуславливает потребность в формировании служб безопасности и иных подразделений, обеспечивающих соблюдение требований действующего законодательства (законов и принимаемых в соответствии с ними подзаконных актов <6>).
--------------------------------
<4> Ст. 7 ФЗ от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
<5> Ст. 83, 84 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ.
<6> См., например: Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)".

Нельзя не упомянуть также такие федеральные законы, направленные на обеспечение отдельных видов безопасности организации, как: ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ФЗ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Круг основных задач, возлагаемых на службу безопасности организации, различен, он зависит от ряда факторов (сферы предпринимательской деятельности, ситуации на рынке, этапа (стадии) жизненного цикла организации и других). Он закрепляется (прописывается, фиксируется) в таком локальном акте организации как Положение о службе безопасности.
В качестве основных задач службы безопасности следует указать:
- сбор и анализ информации о внешних и внутренних угрозах организации;
- разработка и реализация мероприятий по снижению существующих рисков (угроз) безопасности (имущества, персонала, информации и др.);
- взаимодействие с правоохранительными и иными органами;
- противодействие криминальным структурам;
- контроль за соблюдением работниками организации требований по обеспечению безопасности.
Создание и поддержание деятельности службы безопасности организации - один из основных, но не единственный путь решения существующих проблем безопасности. В настоящее время в различных сферах деятельности активно развивается аутсорсинг.
Аутсорсинг предполагает передачу неосновных, не профильных для организации функций на обслуживание (выполнение подрядных работ, оказание отдельных услуг) специализированной компании.
Правовой основой таких отношений между организацией (заказчиком) и аутсорсинговой организацией (исполнителем) является гражданско-правовой договор.
Следует также отметить, что наличие службы безопасности в организации не исключает возможности привлечения (на постоянной основе либо разово) в необходимых случаях для оказания отдельных видов услуг (работ) аутсорсинговых организаций.
Аутсорсинг обладает как рядом преимуществ, так и недостатков, что необходимо учитывать при принятии управленческих решений (создание собственной службы безопасности, заключение договоров на обслуживание (выполнение работ и оказание услуг) с аутсорсинговой организацией).
К преимуществам аутсорсинга обычно относят:
- концентрация ресурсов организации на основном виде (видах) деятельности (позволяет снизить количество управленцев и при этом повысить качество управления);
- рост качества оказываемых услуг (работ) сторонней специализированной организацией;
- эффективное решение кадровых вопросов (при условии дефицита кадров определенной квалификации (например, специалистов по обеспечению комплексной безопасности коммерческих организаций);
- оптимизация издержек организации (стабилизация или снижение затрат, осуществляемых на обеспечение безопасности на должном уровне).
К недостаткам аутсорсинга относят:
- снижение скорости принятия управленческих и иных решений (не любую, а только обусловленную договором информацию и в установленный срок можно затребовать от аутсорсинговой организации);
- наличие рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения договоров (при низкой договорной дисциплине, банкротстве аутсорсинговой организации);
- наличие рисков, обусловленных несовершенством действующего законодательства (налоговых, по обязательствам из причинения вреда и других);
- угроза конфиденциальности (возможность утечки через сотрудников аутсорсинговой организации информации, относящейся к охраняемой законом тайне).
В каждой коммерческой организации те или иные преимущества и недостатки аутсорсинга с учетом собственных возможностей (финансовых, управленческих, кадровых и других) могут привести к нескольким вариантам решения стоящих перед ними задач.
На практике могут быть использованы следующие модели организации работы по обеспечению комплексной безопасности коммерческой организации.
Нередко работа по обеспечению безопасности во многих коммерческих организациях (особенно малого и среднего бизнеса) обеспечивается силами и средствами организации, без обособления в ее составе службы безопасности.
К преимуществу данной модели можно отнести минимальные управленческие и кадровые издержки (обязанности по обеспечению отдельных видов безопасности выполняют в качестве дополнительных работники некоторых подразделений организации). Однако высокие риски, которые рано или поздно могут реализоваться, сводят на нет данное преимущество.
Недостатками модели является низкое качество работы по обеспечению безопасности в организации (ряд задач вынуждены решать лица без достаточной подготовки).
В последние годы многие коммерческие организации (в первую очередь крупные) пошли по пути создания служб безопасности.
Такие службы берут на себя основную часть работы по обеспечению безопасности в организации.
При относительно небольших дополнительных затратах организация может существенно снизить существующие риски (имущественные, финансовые и некоторые другие).
Некоторые организации пытаются решить существующие проблемы за счет выделения в штате одного подготовленного сотрудника, координирующего деятельность различных подразделений организации в части обеспечения безопасности, а также осуществляющего контроль за соблюдением работниками организации требований по обеспечению безопасности.
Как отмечалось, некоторые коммерческие организации "пробуют" аутсорсинг. Он позволяет решить многие из острых проблем организаций, снизить существующие риски. В то же время наличие отдельных недостатков, присущих аутсорсингу в целом, заставляет искать и иные способы (формы) обеспечения безопасности организаций.
Оптимальной с позиций снижения существующих рисков, но одновременно и самой затратной представляется модель, где существующие силы и средства собственной службы безопасности организации, а также других ее подразделений при необходимости могут быть дополнены силами аутсорсинговой организации.
Например, на аутсорсинг частной охранной организации как специализированной организации передается охрана отдельных объектов, что позволяет снизить отдельные риски (в основном обеспечить сохранность имущества и пропускной режим организации), повысить качество охраны объектов.
Сбор и получение некоторых видов информации (опрос граждан, наведение справок и другое), представляющих интерес для организации, возможен лишь за счет привлечения по договору частного детектива <7>, имеющего соответствующую лицензию органов внутренних дел.
--------------------------------
<7> См.: ст. 1, 5 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Таблица

Основные модели обеспечения коммерческой организацией комплексной безопасности

N

Субъекты и участники

Риски

Издержки

1.

Работа по обеспечению безопасности осуществляется силами и средствами имеющихся подразделений организации (без выделения службы безопасности как самостоятельного структурного подразделения), внешние силы и средства не привлекаются

высокие

низкие

2.

Работа по обеспечению безопасности осуществляется всеми имеющимися силами и средствами организации, основную часть работы выполняет служба безопасности организации

средние

средние

3.

Работа по обеспечению безопасности осуществляется аутсорсинговой организацией

средние

средние

4.

Работа по обеспечению безопасности осуществляется всеми имеющимися силами и средствами организации, основную часть работы выполняет служба безопасности организации, отдельные работы и услуги оказываются аутсорсинговой организацией (либо физическими лицами со специальным статусом)

низкие

высокие

Литература

1. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М., 2008. 224 с.
2. Афонин С.Е., Матненко Н.Н., Палий В.Ф. Базовые функции управления и их негативные аналоги в форме дисфункций // Бизнес в законе. 2012. N 6. С. 110 - 112.
3. Агешкина Н.А., Баринов Н.А., Бевзюк Е.А., Беляев М.А., Бирюкова Т.А., Вахрушева Ю.Н., Гришина Я.С., Закиров Р.Ю., Кожевников О.А., Копьев А.В., Кухаренко Т.А., Морозов А.П., Морозов С.Ю., Серебренников М.М., Шадрина Е.Г., Юдина А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "ГАРАНТ". 2014.
4. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)".

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника (Борбат А.В.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

подробнее>>

Закупки услуг по охране объектов, на которые распространяется частная охранная деятельность (Гурин О.Ю.)

Дата размещения статьи: 01.02.2017

подробнее>>

Некорпоративные проблемы корпоративных охранных организаций (Шаронов С.А.)

Дата размещения статьи: 23.09.2016

подробнее>>

Лицензирование как средство государственного регулирования предпринимательской охранной деятельности (Шаронов С.А.)

Дата размещения статьи: 23.04.2016

подробнее>>

Договор оказания охранных услуг в современной цивилистике (Шаронов С.А.)

Дата размещения статьи: 08.04.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.