Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Госрегистрация юрлиц и ИП: что нового (знакомимся с изменениями в Закон о госрегистрации, УК РФ и КоАП РФ. Комментарий к Закону от 30.03.2015 N 67-ФЗ) (Мошкович М.Г.)

Госрегистрация юрлиц и ИП: что нового (знакомимся с изменениями в Закон о госрегистрации, УК РФ и КоАП РФ. Комментарий к Закону от 30.03.2015 N 67-ФЗ) (Мошкович М.Г.)

Дата размещения статьи: 10.06.2015

В конце марта 2015 г. в ряд законов внесли поправки, с помощью которых предполагается сделать данные в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей более достоверными.
Однако для вступления большей их части в силу предусмотрены дальние сроки - июль 2015 г., январь 2016 г. и даже январь 2017 г. Поэтому пока мы рассмотрим только те изменения, которые начали действовать уже с момента опубликования Закона, а именно - с 31 марта 2015 г.

Выписку из реестров можно получить бесплатно по email

Раньше сведения из госреестров о какой-либо организации или предпринимателе можно было получить <1>:
(или) за 200 руб. в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления запроса;
(или) за 400 руб. - на следующий рабочий день.
Теперь это можно будет сделать бесплатно при условии, что выписку вышлют в электронном виде <2>. Отметим, что на сайте ФНС сервис "Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП через Интернет" есть уже давно <3>. Однако пока он позволяет получить выписку только в отношении самого заявителя. Будем надеяться, что теперь, с внесением поправок в Закон, ситуация изменится. Но имейте в виду, что для доступа к сервису вам в любом случае нужно иметь СКП - сертификат ключа подписи (сертификат CryptoPro), выданный аккредитованным в ФНС удостоверяющим центром <4>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 19.05.2014 N 462; п. 18 Порядка, утв. Приказом Минфина России от 23.11.2011 N 158н.
<2> Пункт 1 ст. 7 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ).
<3> Порядок, утв. Приказом ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-6/460@.
<4> Абзац 6 преамбулы Порядка, утв. Приказом ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-6/460@.

Заявителем при добровольной ликвидации должен быть ликвидатор, а не участник

Ранее в Законе было противоречие: из одной нормы следовало, что уведомлять регистрирующий орган о принятии решения о ликвидации общества должны его участники <5>, из другой - что это делает руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) <6>. Поэтому иногда подпись ликвидатора на форме N Р15001 <7> приводила к отказам в приеме документов. Организациям приходилось добиваться справедливости в судебном порядке <8>.
Теперь неясность снята - уведомлять о ликвидации должно уполномоченное лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юрлица <9>. В подавляющем большинстве случаев это руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Ведь после ее формирования к комиссии переходят все полномочия по управлению обществом <10>.

Примечание
Форма N Р15001 подается в течение 3 рабочих дней после даты принятия общим собранием общества решения о ликвидации юридического лица <11>.

Отметим, что возможен и такой вариант: участники сначала принимают только решение о ликвидации, а ликвидационную комиссию формируют потом. В таком случае форма N Р15001 подается дважды:
- уведомление о принятом решении ликвидировать фирму - его подписывает директор;
- уведомление о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) - его подписывает руководитель комиссии (ликвидатор).
Однако на практике оба решения принимаются, как правило, одновременно.
--------------------------------
<5> Пункт 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ (ред., действ. до 31.03.2015).
<6> Подпункт "г" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
<7> Утверждена Приложением N 8 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
<8> Постановление ФАС УО от 15.03.2011 N Ф09-782/11-С4.
<9> Пункт 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ.
<10> Пункт 4 ст. 62 ГК РФ.
<11> Пункт 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ.

Без уведомления ФНС о ликвидации нельзя публиковать сообщение в СМИ

Новая редакция Закона о регистрации запрещает размещать информацию о ликвидации в СМИ до направления уведомления о ликвидации в ФНС <12>. Каким образом будет контролироваться выполнение этого требования, непонятно. Можно предположить, что "Вестник государственной регистрации" (где публикуются такие сообщения <13>) будет отказывать в приеме публикаций без предъявления расписки регистрирующего органа о приеме уведомления <14>.
--------------------------------
<12> Пункт 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ.
<13> Пункт 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@; п. 2 разд. I Приложения 2 к этому Приказу.
<14> Пункт 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Ликвидацию не зарегистрируют до окончания выездной проверки или судебного процесса

Еще раз форму N Р15001 нужно подать, когда утвержден промежуточный ликвидационный баланс <15>. В Законе теперь также уточнено, что подает ее руководитель ликвидационной комиссии <16>. Одновременно введены запреты на подачу этой формы до наступления трех обстоятельств <17>.
1. До истечения срока предъявления требований кредиторами.
Продолжительность срока определяет ликвидационная комиссия, но он в любом случае не может быть меньше 2 месяцев с момента опубликования в "Вестнике государственной регистрации" сообщения о ликвидации <18>.
2. До вступления в законную силу судебного решения, если суд рассматривал требования, предъявленные в процессе ликвидации.
Приостановка регистрации ликвидации из-за суда допускалась и раньше, но для этого суд по просьбе кредитора должен был наложить запрет на регистрационные действия <19>.

Теперь же форму N Р15001 запрещено сдавать просто по факту начала судебного процесса, в котором кредитор ликвидирующейся организации предъявил к ней какие-либо требования. Но возникает вопрос - как регистрирующий орган узнает о том, что такой иск подан, и вообще о ходе процесса? Можно предположить, что его проинформируют бдительные кредиторы, заинтересованные в том, чтобы их должник не ликвидировался раньше времени. Ведь они вправе следить за представлением документов о ликвидации на сайте Федеральной налоговой службы <20> и направлять при необходимости свои возражения <21>.

Примечание
Информация о факте представления документов ликвидирующейся организацией должна размещаться на сайте ФНС не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом.

Видимо, этот запрет появился в результате споров, связанных с невключением в промежуточный ликвидационный баланс непогашенной кредиторской задолженности. Ранее ВАС разъяснял, что требования, признанные комиссией, подлежат включению в промежуточный баланс <22>, а оспариваемые - нет <23>.
Кроме того, с 01.09.2014 ГК обязывает включать в промежуточный баланс требования, подтвержденные решением суда на момент его утверждения, даже если они не приняты ликвидационной комиссией <24>.
А как быть, если кредитор обратился в суд до подачи организацией уведомления о принятом решении о ликвидации, а судебный акт не принят (не вступил в силу)? Судя по тексту Закона на такие иски запрет на сдачу уведомления о промежуточном ликвидационном балансе не распространяется. Так что кредиторам остается старый способ - просить судебного запрета на регистрацию ликвидации <25>.
3. До вступления в силу "проверочного" решения, если выездная налоговая проверка была назначена в процессе ликвидации.
Регистрирующие органы и ранее всеми силами затягивали регистрацию ликвидации, поскольку успеть провести проверку, вынести решение по ее результатам и заявить требования в срок, отведенный для предъявления требований кредиторов, довольно сложно. Теперь же у вас просто не примут уведомление до вступления решения по проверке в силу. Так, налоговики должны проинформировать регистраторов в течение 5 рабочих дней <26>:
- о принятии решения о проведении выездной налоговой проверки;
- о вступлении в силу итогового документа по результатам этой выездной налоговой проверки.

Примечание
Выездную проверку ликвидируемой организации вправе проводить и фонды <27>. Однако в отношении оформления результатов таких проверок в Законе о регистрации никаких ограничений не установлено. Напомним также, что с 2015 г. фонды не нужно уведомлять о начале процесса ликвидации <28>.

--------------------------------
<15> Пункт 2 ст. 63 ГК РФ.
<16> Пункт 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ.
<17> Пункт 4 ст. 20 Закона N 129-ФЗ.
<18> Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.
<19> Подпункт "м" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
<20> Пункт 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
<21> Пункт 4 ст. 51 ГК РФ.
<22> Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 4407/14.
<23> Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 N 18558/13.
<24> Пункт 2 ст. 63 ГК РФ.
<25> Подпункт "м" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
<26> Пункт 5 ст. 20 Закона N 129-ФЗ.
<27> Пункт 20 ст. 35 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
<28> Подпункт "в" п. 17 ст. 5 Закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ.

Ужесточена административная ответственность должностных лиц за "регистрационные" нарушения

Различные виды наказаний за нарушения при представлении сведений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП предусмотрены уже давно. Изменения в части административных штрафов покажем в таблице.

Примечание
Речь идет о представлении сведений о юридических лицах и ИП во всех случаях, предусмотренных законом, а не только при ликвидации.

Нарушение при представлении сведений в ЕГРЮЛ/ ЕГРИП

Наказание

Было

Стало

Несвоевременное представление сведений

(или) предупреждение;

(или) штраф 5 тыс. руб. <29>

(или) предупреждение;

(или) штраф 5 тыс. руб. <30>

Непредставление сведений

Штраф от 5 до 10 тыс. руб. <31>; при повторном нарушении - дисквалификация на срок от года до 3 лет <32>

Неумышленное представление недостоверных сведений

Представление заведомо недостоверных сведений (если нет состава преступления <*>)

(или) штраф 5 тыс. руб.;

(или) дисквалификация на срок до 3 лет <33>

дисквалификация на срок от года до 3 лет <32>

--------------------------------
<*> Уголовная ответственность возможна, если такие действия совершались с целью внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об участниках, о размерах и номинальной стоимости их долей, о руководителе либо с целью приобретения прав на чужое имущество <34>.

Отметим также еще два изменения по названным административным нарушениям:
- срок давности для привлечения к ответственности увеличили с 2 месяцев до года <35>;
- наказать могут не только руководителя, но и участников общества (граждан), членов совета директоров, коллегиального исполнительного органа (правлений, дирекций), ликвидационных комиссий <36>. Конечно, если перечисленные лица были ответственны за представление соответствующих сведений и совершили правонарушение.
--------------------------------
<29> Часть 3 ст. 14.25 КоАП РФ (ред., действ. до 31.03.2015).
<30> Часть 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
<31> Часть 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
<32> Часть 5 ст. 14.25 КоАП РФ.
<33> Часть 4 ст. 14.25 КоАП РФ (ред., действ. до 31.03.2015).
<34> Часть 1 ст. 170.1 УК РФ.
<35> Часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
<36> Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ.

Ужесточена уголовная ответственность за создание юрлица с помощью подставных лиц

Введена ответственность за представление в регистрирующий орган данных, повлекших внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах. Санкции за такое нарушение те же, что и за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц <37>:
(или) штраф от 100 до 300 тыс. руб. либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до года;
(или) принудительные работы на срок до 3 лет;
(или) лишение свободы на тот же срок.
Расширено и само понятие подставных лиц.

Определение

Было

Стало

Подставные лица <38>

Участники или органы управления юридического лица (директор, члены совета директоров), путем введения в заблуждение которых было образовано (создано, реорганизовано) юридическое лицо

- участники или органы управления юридического лица, путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ;

- органы управления, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом

Кроме того, гражданам надо теперь быть осторожней с такими действиями, как <39>:
- предоставление своего паспорта для регистрации компании;
- выдача доверенности на регистрацию;
- приобретение в этих целях документа, удостоверяющего личность (покупка, похищение, присвоение найденного и т.д.);
- использование для регистрации персональных данных, полученных незаконным путем.

Рассказываем работнику
Свой паспорт для регистрации "однодневки" на свое имя нельзя давать никому, вне зависимости от обстоятельств. Это чревато судимостью и крупным штрафом.

Ранее наказать могли лишь в случае, когда конечной целью таких действий было создание (реорганизация) юрлица для совершения преступления, связанного с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом <40>.
Теперь же уголовная статья грозит гражданину уже за то, что он совершит такие действия с целью внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице <41>.
При этом санкции остались те же.

* * *

Другая порция поправок, внесенных комментируемым Законом, предполагает значительное расширение полномочий нотариуса в регистрационной сфере. О них мы расскажем в следующий раз - пока эти изменения еще не вступили в силу.
--------------------------------
<37> Часть 1 ст. 173.1 УК РФ.
<38> Примечание к ст. 173.1 УК РФ.
<39> Часть 1 ст. 173.2 УК РФ.
<40> Статья 173.2 УК РФ (ред., действ. до 31.03.2015).
<41> Статья 173.2 УК РФ.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: переход на электронный документооборот (Данченко С.П.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

подробнее>>

Спорные вопросы, возникающие при государственной регистрации (Рябинин В.В.)

Дата размещения статьи: 14.05.2016

подробнее>>

Порядок государственной регистрации юридического лица (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 24.03.2016

подробнее>>

Где эта улица, где этот дом... (Афаунова Ф.)

Дата размещения статьи: 21.03.2016

подробнее>>

Госрегистрация юрлиц и ИП: что нового (знакомимся с изменениями в Закон о госрегистрации, УК РФ и КоАП РФ. Комментарий к Закону от 30.03.2015 N 67-ФЗ) (Мошкович М.Г.)

Дата размещения статьи: 10.06.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта