Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Внешнеэкономическая деятельность > Проблемные вопросы теории и практики управления внешнеторговой деятельностью многономенклатурного предприятия (Родионова Е.С.)

Проблемные вопросы теории и практики управления внешнеторговой деятельностью многономенклатурного предприятия (Родионова Е.С.)

Дата размещения статьи: 11.07.2015

В статье проведен анализ условий и факторов, влияющих на внешнеторговую деятельность многономенклатурного предприятия, определено значение таможенных и экономических союзов для теории и практики управления внешнеторговой деятельностью многономенклатурного предприятия, выявлены актуальные аспекты развития внешнеторговой деятельности. 

Международная экономическая интеграция и участие в ней России означают все более тесное переплетение национальных экономик, что способствует более интенсивному развитию на этой основе внешнеторговой деятельности (ВТД). Проблема повышения эффективности управления отечественным промышленным многономенклатурным производством, конкурентоспособным на внешних рынках, занимает особое место в национальной безопасности государства. Интенсивное развитие интеграционных объединений, в частности в евразийском формате, вызывает необходимость проведения анализа ВТД многономенклатурного предприятия в условиях функционирования таможенных и экономических союзов, поиска путей совершенствования методов управления ВТД этого предприятия.

Евразийский экономический союз (Союз) как основной этап экономической интеграции формирует базу для сближения национальных экономик и упрощения ВТД многономенклатурных предприятий. Создание благоприятных условий для развития национальных экономик и обеспечения экономической безопасности каждого государства - члена этого Союза способствует укреплению регионального сотрудничества в области торговли многономенклатурной продукцией как инструмента либерализации международной торговли и расширения экспортных возможностей предприятий.

Эти условия для развития экономики государства обеспечиваются реализацией его абсолютных и сравнительных экономических преимуществ. В Евразийском экономическом союзе может применяться достаточно большое количество разнообразных мер таможенного регулирования внешнеторговых отношений. Применение этих мер приводит к тем или иным ограничениям ВТД государств - членов Союза. Необходимо учитывать, что такие меры могут как дополнять друг друга, так и вступать в противоречие между собой [1]. Система этих факторов оказывает влияние на ВТД многономенклатурного предприятия. К числу основных следует отнести условия функционирования таможенных и экономических союзов и системы таможенных мер регулирования ВТД.

Систему таможенных мер образует совокупность тарифных, нетарифных и других мер, обеспечивающих достижение экономической эффективности и безопасности государств - членов Таможенного союза. Сформированная система мер реализуется таможенными органами государств - членов Таможенного союза при таможенном регулировании перемещения товаров через таможенную границу [2].

Ситуация, сложившаяся в сфере ВТД на фоне обостряющейся конкуренции как на внутреннем, так и на внешних рынках, где на ряд образцов продукции наложены "санкции", оказывает наибольшее влияние на промышленные предприятия мира, которые работают в условиях многономенклатурной отрасли и жесткой конкуренции в секторе высоких технологий.

Согласно "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г." целью внешнеэкономической политики России является создание условий для достижения лидирующих позиций в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности национального хозяйства [3].

Глобализация мировой экономики, интеграционные процессы предполагают совершенствование как технологии производства товаров, способных выдержать конкуренцию продукции промышленно развитых стран, так и организационно-экономических отношений по продвижению товаров на внешние рынки. В настоящее время успешная ВТД позволяет получать новые конкурентные преимущества, экономить ресурсы, распределять риски, ускоряет продвижение многономенклатурных предприятий на новые рынки, создает базу для привлечения инвестиций, снижает неопределенность внешней среды.

Управление ВТД многономенклатурного предприятия выбрано как предмет исследования в силу важности и определяющего влияния на повышение конкурентоспособности российских предприятий на зарубежных рынках. Дело в том, что в современных условиях приоритеты государственной промышленной политики, включающие активизацию экспортной составляющей и формирование экспортного потенциала многономенклатурных предприятий, диктуют необходимость внесения существенных изменений в теорию и практику управления ВТД.

Анализ управления ВТД многономенклатурного предприятия выявил ряд тенденций его развития, одной из важнейших среди которых является обеспечение соответствия колебаниям спроса на ассортимент и качество продукции за счет соответствующих управляемых изменений производственных мощностей. Возможность изменения ассортимента выпускаемой продукции, т.е. качественная гибкость, достигается за счет расширения универсализации и повышения квалификации производственного персонала, а также путем применения гибких переналаживаемых производственных систем [4].

Исследование опыта формирования региональных рынков многономенклатурной продукции, а также анализ использования механизмов поддержки и обеспечения экономических интересов национального бизнеса в рамках интеграционных объединений в отечественной литературе практически отсутствуют. Для изучения воздействия данных условий на ВТД многономенклатурного предприятия был определен объект исследования. Объектом исследования является ВТД многономенклатурного предприятия в условиях функционирования таможенных и экономических союзов.

Практические рекомендации по совершенствованию ВТД многономенклатурного предприятия в условиях функционирования таможенных и экономических союзов отсутствуют. Следовательно, налицо важная задача практики. Поэтому был проведен анализ условий и факторов по направлениям, которые могут иметь прямое или косвенное отношение к объекту исследования.

В качестве таких направлений выделены:

- систематизация и классификация многономенклатурных предприятий и идентификация типов производств;

- совершенствование категориально-понятийного аппарата;

- выявление факторов, обусловливающих направления и географию ВТД многономенклатурного предприятия, а также диверсификацию внешнеэкономических связей;

- обоснование целесообразных механизмов государственного регулирования ВТД многономенклатурного предприятия.

При систематизации многономенклатурных предприятий и классификации типов производств выявлена недостаточная проработанность теоретической базы. Одним из актуальных проблемных вопросов является вопрос о базовых понятиях в сфере промышленного производства. Отсутствие закрепленного понятия "многономенклатурное предприятие" создает определенную путаницу в понимании его сущности и требует серьезного теоретического обоснования и совершенствования категориально-понятийного аппарата.

Под многономенклатурным предприятием предлагается понимать предприятие, производящее некоторую совокупность ассортиментных групп промышленных товаров и товарных единиц для продажи на определенных рынках. При этом каждую ассортиментную группу будут составлять однородные товары, предназначенные для определенного круга покупателей, удовлетворяющих сходные потребности [5].

В последнее время на первое место при формировании производственной программы многономенклатурного предприятия выступают требования потребителя к качеству и функциональным свойствам экспортируемого товара, что, в свою очередь, требует определенного совершенствования производственного цикла. Промышленное производство - это сложный процесс превращения сырья, материалов, полуфабрикатов и других предметов труда в готовую продукцию, удовлетворяющую потребностям рынка.

Одним из фундаментальных понятий, используемых при проектировании производственных и технологических процессов и систем, является понятие "тип производства". Известно разделение производства на массовое, единичное и серийное, позже получившее внутреннее подразделение. Классификация эта вполне соответствовала времени своего создания и совершенно не соответствует нынешнему периоду, что практически общепризнано.

В целом представляется целесообразным использовать в качестве критериев целевые свойства производственных систем, которых не может быть много. Предлагается выделить четыре основных классификационных признака производственных систем:

1. Масштабность производства.

2. Номенклатурность производства.

3. Переналаживаемость производства.

4. Предсказуемость производства.

Первые два признака очевидны: безусловно, предприятия, производящие тысячу или миллион единиц одной и той же продукции в год, будут существенно различаться между собой как по применяемому оборудованию, так и по организации производства. Равно как по-разному будут устроены предприятия, производящие какое-либо одно изделие и множество изделий. При этом многономенклатурность сама по себе совершенно не означает маломасштабности, а однономенклатурность - крупномасштабности. Наибольшее число предприятий, существующих в наши дни в промышленно развитых странах, - это небольшие предприятия, специализирующиеся на производстве и поставке ограниченной номенклатуры изделий или комплектующих как непосредственно на рынок, так и для крупных компаний, которые все больше стремятся оставить за собственными подразделениями только функции работы на рынке, проектирования и общей сборки. Данные разновидности производственных систем очень плохо укладываются в традиционную классификацию типов производства.

Третьим классификационным признаком производственной системы может быть ее переналаживаемость. Предприятие может производить широкую номенклатуру изделий в больших масштабах, но при этом на каждом рабочем месте в течение года будет выполняться одна и та же операция (именно для этого признака лучше всего подходит "классический" критерий - коэффициент закрепления операций, в то время как заменяющие его таблицы зависимости типа производства от количества выпускаемых изделий свидетельствуют о масштабности производства, а не о его переналаживаемости). Производство может быть многономенклатурным и малопереналаживаемым, равно как малономенклатурным и часто переналаживаемым. От этого существенно зависят размеры предприятия, количество работников, типы и количество оборудования, организационные формы и структурно-компоновочные решения.

Четвертый основной отличительный признак производства - его предсказуемость. Существуют предприятия, в которых производственные программы известны на несколько лет вперед, а постановка на производство новой продукции занимает месяцы или даже годы. Другая крайность - предприятия, работающие по внешним, плохо предсказуемым заказам. Подобные производства получили развитие не так давно, чему способствовали успехи в автоматизации технической подготовки производства и появление оборудования, сочетающего широкие технологические возможности с высокой производительностью. Вот пример постановки задач производства запасных частей для определенной области машиностроения (взято из реального разговора с руководителями предприятия): "Нам известно около двух тысяч возможных деталей, каждый заказчик может принести чертеж совсем неизвестный, потребности их определяются поломками оборудования, а потому совершенно не предсказуемы, утром мы в точности не знаем, что именно придется делать вечером; при этом любой заказ мы обязаны выполнить в течение трех дней, иначе заказчики уйдут к конкурентам". Наличие конкуренции и значительное увеличение номенклатуры выпускаемых изделий существенно снижают "среднестатистический" уровень предсказуемости современного производства. Данный признак очень важен, поскольку от него в огромной степени зависит соотношение времени, затрачиваемого собственно на производство и на его подготовку. В целом ввиду несомненного увеличения номенклатуры выпускаемых изделий и связанного с этим отсутствия возможности в большинстве отраслей машиностроения поддерживать непереналаживаемые производства особое внимание в настоящее время должно уделяться проблемам сокращения времени подготовки производства и времени переналадок.

Для выхода России на уровень одного из лидеров мировой экономики необходим прежде всего инновационный подход к развитию промышленного производства, призванного обеспечить экономическое благополучие страны. Рынок промышленных товаров занимает особое место в глобальных вопросах национальной безопасности государства.

До настоящего времени не получили сколько-нибудь значительной разработки и освещения вопросы географической диверсификации внешнеэкономических связей России в области ВТД многономенклатурного предприятия. При этом анализ региональных и страновых приоритетов внешнеэкономической политики (торгово-экономического сотрудничества) России в среднесрочной и долгосрочной перспективе, программы продвижения экспорта, планы торгово-экономического сотрудничества с приоритетными иностранными государствами в лице их предприятий необходимо сопоставлять с вопросами географической диверсификации внешнеэкономических связей России в области ВТД.

Проведенные исследования показали, что оценка вмешательства государства в рыночные процессы является необходимым обоснованием целесообразных механизмов государственного регулирования ВТД многономенклатурного предприятия. ВТД многономенклатурного предприятия в значительной степени зависит от характера предпринимательского климата внешней среды, который целенаправленно формируется государствами. Правительства разрабатывают национальную внешнеторговую политику - создают механизм (сложный и противоречивый) функционирования внешней среды для предприятия.

Происходящие в российской экономике изменения придают особую значимость решению проблем перспективного развития отечественной промышленности, связанного с мобилизацией существующего отраслевого потенциала для удовлетворения потребностей внутреннего рынка и активизацией экспортной составляющей.

Анализ приоритетных направлений внешнеэкономической политики, выполненный в работах [6; 7], показал, что, например, 15% направлений - это содействие экспорту, включая:

- поощрение формирования кооперационных связей российских предприятий с иностранными, обладающими выходом на зарубежные рынки, в том числе с использованием преференциальных торговых соглашений;

- рационализацию импорта и его ориентацию прежде всего на повышение технологического уровня российских предприятий и приобретение высокотехнологичной продукции, сырья, материалов и полуфабрикатов, необходимых для развития производства, с использованием дифференцированной ставки таможенного тарифа (эскалация тарифа) и расширения применения экономических таможенных процедур.

Отмеченные обстоятельства приводят к необходимости учета еще одного направления - формирование интегрированного евразийского экономического пространства [8].

Реализация указанных приоритетных направлений предполагает дальнейшее применение инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в целях рационализации импорта промышленного предприятия, а также:

- использование принципа эскалации таможенного тарифа для снижения издержек производителей и стимулирования организации производства конкурентоспособной готовой продукции на территории России;

- постепенное уменьшение значения фискальной функции таможенного тарифа; применение на временной основе нетарифных мер и инструментов защиты внутреннего рынка; обеспечение стабильности и транспарентности в применении правил внешнеэкономического регулирования;

- снижение издержек бизнеса, в том числе путем обеспечения прозрачности и упрощения таможенных процедур и внедрения новых прогрессивных технологий таможенного администрирования.

Таким образом, проведенный анализ отечественной и зарубежной теории и практики убедительно свидетельствует о наличии масштабной и важной научной проблемы, связанной с разработкой системы основ управления ВТД многономенклатурного предприятия.

Важнейшими факторами, влияющим на развитие ВТД многономенклатурного предприятия, являются экономическая безопасность страны [9], изменение вектора национального производства, создание благоприятных условий ВТД, переход многономенклатурного предприятия на новую организационно-штатную структуру, а также особенности ведения ВТД многономенклатурным предприятием в условиях активного развития интеграционных объединений.

В целом анализ внешнеторговой деятельности многономенклатурных предприятий позволил выявить ряд противоречий, возникающих в практике и требующих безотлагательного решения:

1. Противоречие между требованиями, заложенными в стратегические руководящие и нормативные документы ФТС России, которые определяют условия регулирования ВТД многономенклатурных предприятий, и интересами участников ВЭД в сокращении издержек, связанных с совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля, а также реальной практикой оказания таможенных услуг таможенными органами.

2. Несоответствие многономенклатурных предприятий как новых форм интегрированных структур и современных принципов управления ВТД, успешно зарекомендовавших себя в мировой практике.

3. Отсутствие категориально-понятийного аппарата в сфере ВТД многономенклатурного предприятия, при том что практическая потребность в этом уже назрела.

4. Отсутствие практических рекомендаций по совершенствованию ВТД многономенклатурного предприятия в соответствии с новой экономической ситуацией и в условиях функционирования таможенных и экономических союзов, а также других интеграционных объединений.

Использованные источники

1. Анисимов Е.Г., Анисимов В.Г., Сауренко Т.Н. Таможенная политика в системе национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2015. N 1. С. 14 - 19.
2. Боброва О.Г., Кожанков А.Ю. Таможенное регулирование и таможенное законодательство в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2014. N 4. С. 50 - 57.
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года".
4. Родионова Е.С. Анализ организации управления внешнеторговой деятельностью многономенклатурного предприятия в условиях функционирования таможенных и экономических союзов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер. "Экономические науки". 2012. Т. 3. N 149. С. 81 - 87.
5. Родионова Е.С. Управление внешнеторговой деятельностью многономенклатурного предприятия: Дис. ...к. э. н. СПб., 2010. 157 с.
6. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".
7. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/201409261.
8. Сауренко Т.Н. Влияние Таможенного союза на экономическую ситуацию в Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2012. N 4. С. 24 - 30.
9. Черныш А.Я. Совершенствование методов экономики таможенного дела в интересах обеспечения экономической безопасности государства // Вестник Российской таможенной академии. 2014. N 4. С. 91 - 95.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Создание благоприятных условий осуществления внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС путем совершенствования таможенного администрирования (Дианова В.Ю.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Внешнеэкономические сделки в газовой отрасли: особенности правового регулирования (Романова В.В.)

Дата размещения статьи: 12.09.2016

подробнее>>

Законные проценты по внешнеэкономическому контракту (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 27.07.2016

подробнее>>

Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок в сфере энергетики (Романова В.В.)

Дата размещения статьи: 18.04.2016

подробнее>>

Правовое регулирование договора международной купли-продажи товаров (Мухтарова А.Р., Семёнов А.В.)

Дата размещения статьи: 07.04.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи